- Ностальгия по советскому - http://1001material.ru -

Любовь Соколова

[1]

Любовь Соколова родилась 31 июля 1921 года в городе Иваново в рабочей семье. После окончания десяти классов уехала в Ленинград и поступила в педагогический институт имени Герцена, на филологический факультет. Училась в охотку и не бросила обучение даже тогда, когда ввели платное обучение — 40 рублей с человека. Чтобы заработать эти деньги, наша героиня отправилась на вокзал, где работала носильщицей.


[2]

Любовь Соколова

Однако в 1940 году педагогическое поприще пришлось оставить: при «Ленфильме» организовалась киноактерская школа и Любовь Соколова решила сменить профессию. Уж очень ей хотелось быть артисткой. И данные для этого были отменные: глаза, как блюдца, две роскошные косы, прекрасная фигура. Набиравший мастерскую Сергей Аполлинариевич Герасимов сразу это оценил и взял нашу героиню к себе в студентки. Стоит отметить, что желающих поступить в школу было 1200 человек, но приняли туда только 22 абитуриента.

Соколова поступила зимой 1940 года в киноактёрскую школу при студии «Ленфильм».

А когда началась Отечественная война, когда враги всё ближе подходили к городу Ленина, Люба пошла на завод слесарем по обработке деталей к двигателям самолётов.Работала на эвакопункте. Ухаживала за больными, за ранеными.Мужа по зрению в армию не взяли, он и свекровь также устроились на завод. Любови Сергеевне чудом удалось пережить блокаду. А вот ее мужу и свекрови – нет. Они погибли от голода, разделив участь тысяч ленинградцев…В феврале 1942 года Любовь Соколова вместе с другими ленинградцами была эвакуирована под бомбежками и обстрелами по льду Ладожского озера. Некоторое время она ухаживала за ранеными на эвакуационном пункте при «Дороге жизни». Затем перебралась в Иваново, а оттуда – в Москву.

[3]

Любовь Соколова

В столице Любовь Соколова добилась приема у министра кинематографии. Тогда как раз вышло постановление о том, что ленинградские блокадники имеют право поступать в любое учебное заведение без экзаменов. Соколова попросилась во ВГИК (который находился в эвакуации в Алма-Ате), и летом 1942 года она была зачислена на 2-й курс актерского факультета.

Учиться ей довелось у выдающихся мастеров: Сергея Герасимова, Бориса Бибикова, Ольги Пыжовой. Будучи студенткой, она часто играла в учебных спектаклях главные роли классического репертуара. Многие ее сокурсники заглядывались на красивую девушку с роскошными косами, но Люба никого близко не подпускала – слишком сильна была еще боль от потери любимого мужа…

Свою первую кинороль Любовь Соколова могла сыграть еще будучи студенткой, в 1940 году. Тогда на «Ленфильме» снимали картину «Фронтовые подруги», и ее пригласили на одну из ролей. Но она сама сорвала съемки. Вот как она сама об этом вспоминает: «Я приехала на съемки, и вдруг сценарист этого фильма Сергей Михалков запел: «Копейку бросил в автомат, а оттуда слышу мат: «Что же ты, ядрена мать, автомат обманывать!». И я возмутилась — какие пошлые люди. В Ленинграде я бежала до памятника Стрегущему, размазала весь грим — отказалась сниматься. Из-за этой хулиганской частушки — вот какая была девушка» А вместо меня Зину Маслову сыграла Тамара Алешина».

[4]

Любовь Соколова

Любовь Соколова всегда отказывалась от отрицательных персонажей, говоря, что нельзя разрушать сложившийся образ — верной жены, доброй матери и бабушки.

Именно такой она запомнилась в фильмах «Тихий Дон», «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «История Аси Клячиной…», «Преступление и наказание», «Ирония судьбы или с легким паром» и множестве других.

Она была самой снимающейся актрисой российского кино, за плечами которой 389 ролей в кино.

Любовь Соколова стала популярной в образах матери, жены, бабушки. Она принципиально не играла отрицательных героинь, отчего стала кумиром всех зрительниц. Добрейший человек, умеющий дружить, любить и ценить своих поклонников, она всегда откликалась на приветствия обычных прохожих и с удовольствием беседовала с ними на любые темы.


В юности, покинув свой дом в Иваново, Соколова поехала в далекий Ленинград, чтобы осуществить свою заветную мечту — стать киноактрисой. В северной столице в то время временно находился ВГИК, куда Люба Соколова и подала документы. Обучение прервала война, блокада. Девушка потеряла мужа, родных, тяжело заболела сама. Возобновить учебу во ВГИКе она смогла нескоро.

[5]

Любовь Соколова

Роли тоже пришли не сразу. Любовь Соколова стала активно работать в кино лишь с 1956 года. Каждый эпизод проживался актрисой как часть личной биографии: снимаясь в «Преступлении и наказании», она избегала встреч с Тараторкиным-Раскольниковым, а после эмоциональной сцены из «Доживем до понедельника» у нее несколько дней сильно болела голова.

Вторым мужем Любови Соколовой был Георгий Данелия. Они прожили около 20 лет, иногда Любовь Сергеевна снималась в его комедиях. Но и здесь счастье было недолгим: муж оставил семью, а единственный сын — начинающий режиссер Коля Данелия-Соколов — ушел из жизни совсем молодым человеком.

Тем временем кинокарьера Любови Соколовой складывалась все более успешно. Приглашения следовали одно за другим. Как-то так сложилось, что режиссеры видели ее преимущественно в образе матери. Наверное, это не случайно. Сама Любовь Сергеевна в жизни была человеком удивительной доброты и сердечности, ну кому как не ей играть такие роли!? Да она и не играла, она жила в них, наполняя собственным нелегким жизненным опытом. Кинематографическими детьми Любови Соколовой становились: Барбара Брыльска (в легендарной «Иронии судьбы или С легким паром!»), Валерий Золотухин (в мелодраме «Единственная»), Никита Михалков (в фильме «Я шагаю по Москве» (История создания фильма [6]), Олег Янковский (в мелодраме «Расплата»), Андрей Соколов (в фильме «Бездна»), Юрий Соломин (в исторической ленте «Певучая Россия»), Евгений Меньшов в мелодраме («Мелодия на два голоса»), Лев Прыгунов (в драме «Опасные друзья»). И все они отзывались о своей «маме» с неподдельной теплотой и восторгом. Ее так и называли: «наша мама».

Главных ролей в биографии Любови Соколовой было крайне мало. Ольга Сергеевна Прозорова в экранизации чеховских «Трех сестер», Прасковья Павловна Лихачева в мелодраме «Мать и мачеха», доярка Прасковья Лихолетова в комедии «Осенние утренники» — вот, пожалуй, и все. Любовь Сергеевна не переживала по этому поводу, она с огромным удовольствием снималась в эпизодических ролях, утверждая, что именно они открывают простор для воображения. Воспринимая судьбу своих персонажей, как свою собственную, она создавала образы, которые навсегда запечатлелись в памяти зрителей.

Сама Любовь Сергеевна одной из своих любимых работ называла роль в картине Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» (История создания фильма). [7] Она не просто сыграла роль мамы непутевого мальчика, который плохо учится, она создала образ женщины, которой тяжело живется, из-за того, что отец у них — потомственный алкоголик. Соколова рассказывала: «Я старалась сыграть несчастного человека, в котором, тем не менее, живо чувство собственного достоинства. И вспоминала при этом нянечку из школы, где учился мой сын. Она мне близка и понятна, как и многие люди, чья жизнь сложилась нелегко».


А сколько еще было ярких работ! Это и Люба Травкина в комедии Георгия Денелии «Тридцать три», и Мария в мелодраме Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», и сводная сестра процентщицы Елизавета Ивановна в драме Льва Кулиджанова «Преступление и наказание», и Люба Приходько в социальной драме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», и заведующая детским садом в легендарной комедии Александра Серого «Джентльмены удачи»(История создания фильма). [8] и Марья Степановна Бахарева в драме Ярополка Лапшина «Приваловские миллионы», и тетя Даша Сковородникова в экранизации знаменитого романа Вениамина Каверина «Два капитана», осуществленной режиссером Евгением Кареловым, и почтальон Лиза в мелодраме Ильи Фрэза «Вам и не снилось», и Агриппина Ивановна в мелодраме Павла Кадочникова «Я тебя никогда не забуду», и многие-многие другие.

Любовь Сергеевна никогда не боролась за роли: когда было много претендентов, она просто уступала. Но при этом за свою карьеру актриса сыграла в общей сложности 389 ролей! За это уникальное достижение она была внесена в Книгу рекордов Гиннеса, как самая снимающаяся актриса.

При таком множестве ролей в ее активе практически не было отрицательных персонажей. Она от них просто отказывалась, объясняя это так: «Я не хотела играть людей, совершающих неблаговидные поступки. Я перенесла столько горя, а тут – стать человеком, который творит зло!» Лишь выдающемуся режиссеру Иосифу Хейфицу удалось уговорить Соколову на такую роль. В его фильме «Единственная» она сыграла мать, которая пыталась разлучить своего сына с его женой. Надо отметить, что эта работа давалась актрисе тяжело, она никак не могла для себя оправдать поведение своей героини. На выручку пришел Хейфиц: «Люба, это ее темная любовь».

[9]

Любовь Соколова

Смыслом жизни актрисы оставалось кино. Ее часто приглашали на встречи в различные коллективы и провинциальные клубы, на престижные творческие акции и фестивали. Любовь Сергеевна отказывалась крайне редко, только если неважно себя чувствовала.

[10]

Любовь Соколова

Последние годы жизни Любовь Сергеевна посвятила своей внучке Маргарите, которую безмерно любила. А еще она продолжала активно, плодотворно работать: ездила с творческими вечерами и концертами по стране, участвовала в телепередачах, записывалась на радио. Она была легка на подъем, всегда светилась оптимизмом и жизнерадостностью.

Продолжала Любовь Соколова сниматься в кино. Среди ее ролей, сыгранных в 90-е годы: мать Кирпичникова в детективе «Место убийцы вакантно…», Олимпиада Васильевна в драме «Пока гром не грянет» (по мотивам повести Леонида Фролова «Не в том дело»), медсестра Валентина Никифоровна в криминальной драме «Я сама», Полина, жена отца Ивана в трагифарсе «Завещание Сталина».

Очередная трагедия настигла Любовь Сергеевну осенью 1994 года. Тогда она вместе с подругой, выдающейся актрисой Майей Булгаковой попали в страшную аварию — машина, на которой их везли на концерт, врезалась в столб. Актрисы оказались в реанимации. Любовь Сергеевна выжила, а Майя Григорьевна скончалась спустя несколько дней, не приходя в сознание.

Пережив и это, она вновь вернулась к творчеству, и вновь зрители могли лицезреть ее на экранах. Ее последними работами стали роли в детективе «Сыщик с плохим характером» и сериале «Семейные тайны», вышедшие в 2001 году.

В том же году актрисы не стало. Она скончалась в ночь на 6 июня 2001 года в московской квартире, не дожив полутора месяцев до своего 80-летия.

Прощание с Любовью Соколовой состоялось 8 июня в Центральном доме кинематографистов, а похороны — 9 июня. Актриса похоронена на Кунцевском кладбище столицы рядом с Николаем Данелия — ее сыном от брака с известным российским режиссером Георгием Данелия.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице [11]
  • Мой Мир [12]
  • Facebook [13]
  • Twitter [14]
  • LiveJournal [15]
  • В закладки Google [16]
  • Яндекс.Закладки [17]
  • Memori.ru [18]
  • Сто закладок [19]
  • Одноклассники [20]