Любовь Соколова

Любовь Соколова родилась 31 июля 1921 года в городе Иваново в рабочей семье. После окончания десяти классов уехала в Ленинград и поступила в педагогический институт имени Герцена, на филологический факультет. Училась в охотку и не бросила обучение даже тогда, когда ввели платное обучение — 40 рублей с человека. Чтобы заработать эти деньги, наша героиня отправилась на вокзал, где работала носильщицей.


Любовь Соколова

Однако в 1940 году педагогическое поприще пришлось оставить: при «Ленфильме» организовалась киноактерская школа и Любовь Соколова решила сменить профессию. Уж очень ей хотелось быть артисткой. И данные для этого были отменные: глаза, как блюдца, две роскошные косы, прекрасная фигура. Набиравший мастерскую Сергей Аполлинариевич Герасимов сразу это оценил и взял нашу героиню к себе в студентки. Стоит отметить, что желающих поступить в школу было 1200 человек, но приняли туда только 22 абитуриента.

Соколова поступила зимой 1940 года в киноактёрскую школу при студии «Ленфильм».

А когда началась Отечественная война, когда враги всё ближе подходили к городу Ленина, Люба пошла на завод слесарем по обработке деталей к двигателям самолётов.Работала на эвакопункте. Ухаживала за больными, за ранеными.Мужа по зрению в армию не взяли, он и свекровь также устроились на завод. Любови Сергеевне чудом удалось пережить блокаду. А вот ее мужу и свекрови – нет. Они погибли от голода, разделив участь тысяч ленинградцев…В феврале 1942 года Любовь Соколова вместе с другими ленинградцами была эвакуирована под бомбежками и обстрелами по льду Ладожского озера. Некоторое время она ухаживала за ранеными на эвакуационном пункте при «Дороге жизни». Затем перебралась в Иваново, а оттуда – в Москву.

Любовь Соколова

В столице Любовь Соколова добилась приема у министра кинематографии. Тогда как раз вышло постановление о том, что ленинградские блокадники имеют право поступать в любое учебное заведение без экзаменов. Соколова попросилась во ВГИК (который находился в эвакуации в Алма-Ате), и летом 1942 года она была зачислена на 2-й курс актерского факультета.

Учиться ей довелось у выдающихся мастеров: Сергея Герасимова, Бориса Бибикова, Ольги Пыжовой. Будучи студенткой, она часто играла в учебных спектаклях главные роли классического репертуара. Многие ее сокурсники заглядывались на красивую девушку с роскошными косами, но Люба никого близко не подпускала – слишком сильна была еще боль от потери любимого мужа…

Свою первую кинороль Любовь Соколова могла сыграть еще будучи студенткой, в 1940 году. Тогда на «Ленфильме» снимали картину «Фронтовые подруги», и ее пригласили на одну из ролей. Но она сама сорвала съемки. Вот как она сама об этом вспоминает: «Я приехала на съемки, и вдруг сценарист этого фильма Сергей Михалков запел: «Копейку бросил в автомат, а оттуда слышу мат: «Что же ты, ядрена мать, автомат обманывать!». И я возмутилась — какие пошлые люди. В Ленинграде я бежала до памятника Стрегущему, размазала весь грим — отказалась сниматься. Из-за этой хулиганской частушки — вот какая была девушка» А вместо меня Зину Маслову сыграла Тамара Алешина».

Любовь Соколова

Любовь Соколова всегда отказывалась от отрицательных персонажей, говоря, что нельзя разрушать сложившийся образ — верной жены, доброй матери и бабушки.

Именно такой она запомнилась в фильмах «Тихий Дон», «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «История Аси Клячиной…», «Преступление и наказание», «Ирония судьбы или с легким паром» и множестве других.

Она была самой снимающейся актрисой российского кино, за плечами которой 389 ролей в кино.

Любовь Соколова стала популярной в образах матери, жены, бабушки. Она принципиально не играла отрицательных героинь, отчего стала кумиром всех зрительниц. Добрейший человек, умеющий дружить, любить и ценить своих поклонников, она всегда откликалась на приветствия обычных прохожих и с удовольствием беседовала с ними на любые темы.


В юности, покинув свой дом в Иваново, Соколова поехала в далекий Ленинград, чтобы осуществить свою заветную мечту — стать киноактрисой. В северной столице в то время временно находился ВГИК, куда Люба Соколова и подала документы. Обучение прервала война, блокада. Девушка потеряла мужа, родных, тяжело заболела сама. Возобновить учебу во ВГИКе она смогла нескоро.

Любовь Соколова

Роли тоже пришли не сразу. Любовь Соколова стала активно работать в кино лишь с 1956 года. Каждый эпизод проживался актрисой как часть личной биографии: снимаясь в «Преступлении и наказании», она избегала встреч с Тараторкиным-Раскольниковым, а после эмоциональной сцены из «Доживем до понедельника» у нее несколько дней сильно болела голова.

Вторым мужем Любови Соколовой был Георгий Данелия. Они прожили около 20 лет, иногда Любовь Сергеевна снималась в его комедиях. Но и здесь счастье было недолгим: муж оставил семью, а единственный сын — начинающий режиссер Коля Данелия-Соколов — ушел из жизни совсем молодым человеком.

Тем временем кинокарьера Любови Соколовой складывалась все более успешно. Приглашения следовали одно за другим. Как-то так сложилось, что режиссеры видели ее преимущественно в образе матери. Наверное, это не случайно. Сама Любовь Сергеевна в жизни была человеком удивительной доброты и сердечности, ну кому как не ей играть такие роли!? Да она и не играла, она жила в них, наполняя собственным нелегким жизненным опытом. Кинематографическими детьми Любови Соколовой становились: Барбара Брыльска (в легендарной «Иронии судьбы или С легким паром!»), Валерий Золотухин (в мелодраме «Единственная»), Никита Михалков (в фильме «Я шагаю по Москве» (История создания фильма), Олег Янковский (в мелодраме «Расплата»), Андрей Соколов (в фильме «Бездна»), Юрий Соломин (в исторической ленте «Певучая Россия»), Евгений Меньшов в мелодраме («Мелодия на два голоса»), Лев Прыгунов (в драме «Опасные друзья»). И все они отзывались о своей «маме» с неподдельной теплотой и восторгом. Ее так и называли: «наша мама».

Главных ролей в биографии Любови Соколовой было крайне мало. Ольга Сергеевна Прозорова в экранизации чеховских «Трех сестер», Прасковья Павловна Лихачева в мелодраме «Мать и мачеха», доярка Прасковья Лихолетова в комедии «Осенние утренники» — вот, пожалуй, и все. Любовь Сергеевна не переживала по этому поводу, она с огромным удовольствием снималась в эпизодических ролях, утверждая, что именно они открывают простор для воображения. Воспринимая судьбу своих персонажей, как свою собственную, она создавала образы, которые навсегда запечатлелись в памяти зрителей.

Сама Любовь Сергеевна одной из своих любимых работ называла роль в картине Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» (История создания фильма). Она не просто сыграла роль мамы непутевого мальчика, который плохо учится, она создала образ женщины, которой тяжело живется, из-за того, что отец у них — потомственный алкоголик. Соколова рассказывала: «Я старалась сыграть несчастного человека, в котором, тем не менее, живо чувство собственного достоинства. И вспоминала при этом нянечку из школы, где учился мой сын. Она мне близка и понятна, как и многие люди, чья жизнь сложилась нелегко».


А сколько еще было ярких работ! Это и Люба Травкина в комедии Георгия Денелии «Тридцать три», и Мария в мелодраме Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», и сводная сестра процентщицы Елизавета Ивановна в драме Льва Кулиджанова «Преступление и наказание», и Люба Приходько в социальной драме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», и заведующая детским садом в легендарной комедии Александра Серого «Джентльмены удачи»(История создания фильма). и Марья Степановна Бахарева в драме Ярополка Лапшина «Приваловские миллионы», и тетя Даша Сковородникова в экранизации знаменитого романа Вениамина Каверина «Два капитана», осуществленной режиссером Евгением Кареловым, и почтальон Лиза в мелодраме Ильи Фрэза «Вам и не снилось», и Агриппина Ивановна в мелодраме Павла Кадочникова «Я тебя никогда не забуду», и многие-многие другие.

Любовь Сергеевна никогда не боролась за роли: когда было много претендентов, она просто уступала. Но при этом за свою карьеру актриса сыграла в общей сложности 389 ролей! За это уникальное достижение она была внесена в Книгу рекордов Гиннеса, как самая снимающаяся актриса.

При таком множестве ролей в ее активе практически не было отрицательных персонажей. Она от них просто отказывалась, объясняя это так: «Я не хотела играть людей, совершающих неблаговидные поступки. Я перенесла столько горя, а тут – стать человеком, который творит зло!» Лишь выдающемуся режиссеру Иосифу Хейфицу удалось уговорить Соколову на такую роль. В его фильме «Единственная» она сыграла мать, которая пыталась разлучить своего сына с его женой. Надо отметить, что эта работа давалась актрисе тяжело, она никак не могла для себя оправдать поведение своей героини. На выручку пришел Хейфиц: «Люба, это ее темная любовь».

Любовь Соколова

Смыслом жизни актрисы оставалось кино. Ее часто приглашали на встречи в различные коллективы и провинциальные клубы, на престижные творческие акции и фестивали. Любовь Сергеевна отказывалась крайне редко, только если неважно себя чувствовала.

Любовь Соколова

Последние годы жизни Любовь Сергеевна посвятила своей внучке Маргарите, которую безмерно любила. А еще она продолжала активно, плодотворно работать: ездила с творческими вечерами и концертами по стране, участвовала в телепередачах, записывалась на радио. Она была легка на подъем, всегда светилась оптимизмом и жизнерадостностью.

Продолжала Любовь Соколова сниматься в кино. Среди ее ролей, сыгранных в 90-е годы: мать Кирпичникова в детективе «Место убийцы вакантно…», Олимпиада Васильевна в драме «Пока гром не грянет» (по мотивам повести Леонида Фролова «Не в том дело»), медсестра Валентина Никифоровна в криминальной драме «Я сама», Полина, жена отца Ивана в трагифарсе «Завещание Сталина».

Очередная трагедия настигла Любовь Сергеевну осенью 1994 года. Тогда она вместе с подругой, выдающейся актрисой Майей Булгаковой попали в страшную аварию — машина, на которой их везли на концерт, врезалась в столб. Актрисы оказались в реанимации. Любовь Сергеевна выжила, а Майя Григорьевна скончалась спустя несколько дней, не приходя в сознание.

Пережив и это, она вновь вернулась к творчеству, и вновь зрители могли лицезреть ее на экранах. Ее последними работами стали роли в детективе «Сыщик с плохим характером» и сериале «Семейные тайны», вышедшие в 2001 году.

В том же году актрисы не стало. Она скончалась в ночь на 6 июня 2001 года в московской квартире, не дожив полутора месяцев до своего 80-летия.

Прощание с Любовью Соколовой состоялось 8 июня в Центральном доме кинематографистов, а похороны — 9 июня. Актриса похоронена на Кунцевском кладбище столицы рядом с Николаем Данелия — ее сыном от брака с известным российским режиссером Георгием Данелия.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий