Вера Васильева

Вера Васильева

Вера Васильева родилась 30 сентября 1925 г. в деревне Сухой Ручей Калининской области в обыкновенной русской семье, куда ее родители — Кузьма Васильевич и Александра Андреевна, переехали после свадьбы. По другим сведениям будущая актриса появилась на свет в Москве. Вот что написала в своих воспоминаниях сама Вера: «Родилась я в Москве, на Кировской, в Большевистском переулке. Сейчас это улица Мясницкая, а пер. Гусятников… Возле Чистых прудов…» В семье Васильевых было четверо детей, Верочка – самая младшая из девочек. Вера Кузьминична всегда с теплотой говорит о своих родителях. Несмотря на их бедность, семья жила дружно, и все любили друг друга.

Вера Васильева

Как-то в детстве она впервые пошла в театр и была безумно счастлива. «Мне тогда казалось, – рассказывала актриса, – что я попала в какую-то сказку. С того времени я ни о чем больше не мечтала, только о театре». Верочка брала из библиотеки книги и журналы о театре, об актерах. Поступила в драматический кружок, хор. Но на время пришлось все мечты «отложить». Началась Вторая мировая война. Мать с маленьким сыном и старшими дочерьми была в эвакуации. В Москве осталась Верочка с отцом. К началу войны она окончила школу и пошла на завод, где трудился ее отец.

Ее родители были абсолютно разными людьми. Александра Андреевна, окончившая коммерческое училище, мечтала о другой жизни. Однако ей приходилось смотреть реально и быть прилежной хозяйкой и матерью четырех детей. У Кузьмы Васильевича, был мягкий, тихий, покорный характер, а Александра Андреевна презирала окружающую обстановку, всегда стремилась ее изменить. Характер мамы передался и Вере Васильевой.
Через некоторое время после рождения Веры, их семья переехала в Москву, поселившись в коммунальной квартире.

Родители работали на заводе, старшие сестры были заняты своими девичьими интересами, и Вера часто оставалась одна и была предоставлена самой себе. Она много читала, особенно любила дореволюционную детскую писательницу Лидию Чарскую, автора романов «Княжна Джаваха» и «Записки институтки».

Вера Васильева


Однажды мамина приятельница повела Веру в Большой театр на «Царскую невесту». Ей открылась совсем другая жизнь: ошеломляющая, непохожая на их скромное существование. С этого момента она влюбилась в театр. Вера читала все, что можно было найти о театре, особенно любила старые театральные журналы. Тогда же она открыла для себя и оперу.

Вера заразила любовью к театру и свою подружку. Девчонки на пару копили деньги, однажды даже продали свои учебники, оставив один комплект на двоих — и все это для того, чтобы попасть пусть на галерку, но в театр.

В пятнадцать лет произошло событие, чуть было не ставшее роковым. Трудно сказать, что сыграло роль — то ли разочарование жизнью, в сравнении с блистающим миром театра, то ли что то еще… Вера вооружившись бритвой, попыталась вскрыть себе вены. Но к счастью, поранила себе пальцы, оставив на локтевом сгибе неглубокие порезы. Небольшие шрамы остались напоминанием о безрассудном поступке.


В июле 1941 года, когда начались первые бомбежки Москвы, Вера вместе с другими дежурила на крыше своего семиэтажного дома, гасила зажигательные бомбы в ящиках с песком, подолгу сидела на чердаке с дежурными. Война разбросала семью: мама с двухгодовалым братишкой Васей была эвакуирована в башкирскую деревню, старшая сестра Валентина, окончив медицинский институт, уехала в Киргизию, другая сестра — Антонина — работала в одном из учреждений Министерства обороны и в октябре 1941-го тоже уехала в эвакуацию. Вера с отцом остались одни. Окончив школу, она поступила на завод, где продолжал трудиться шофером ее отец.

Вера Васильева

Несмотря на трудности военных лет, мечта об актерской профессии не покидала Веру Васильеву. Однако, как ни странно, после школы Вера отправилась поступать … в цирковое училище. Но первый же экзамен — по физической подготовке — стал для нее непреодолимым препятствием. Она, далекая от спорта, не смогла перепрыгнуть «козла». И тогда она осуществила свою дальнюю мечту — в 1943 году поступила в Московское городское театральное училище на курс В. В. Готовцева.

В 1943 году Вера Васильева стала студенткой театрального училища, а спустя пять лет – актрисой театра Сатиры. Актриса считает, что судьба ей часто преподносила подарки. Судите сами. Первый спектакль «Лев Гурыч Синичкин», в котором участвовала Васильева, и сразу же главная роль. Верочка в образе Лизы была остроумной и веселой, двигалась по сцене грациозно, почти танцующей походкой. Зрителям пришлась по душе героиня, сыгранная Васильевой.

А в начале 50-х годов прошлого столетия известный режиссер Борис Равенских решил в театре поставить спектакль «Свадьба с приданым». Вере Кузьминичне предложили роль Ольги Степановой. Сюжет незатейлив. Ольга – ударница труда, бригадир колхоза. Ее напарник по сцене, тоже бригадир, Максим Орлов, которого играл актер Владимир Ушаков, недавно пришедший в театр. Между бригадами идет соревнование. Веселую комедию с шутками и песнями актеры репетировали с удовольствием, не считаясь со временем. Зрители принимали пьесу всегда с восторгом. Как и многие актеры, Вера Васильева была удостоена Сталинской премии.

Вера Васильева

В кино Вера Васильева дебютировала, будучи студенткой театрального училища, в 1945 году — в эпизодической роли в комедии «Близнецы».

В 1947 году Вера Васильева сыграла свою первую большую роль — Настю Гусенкову в фильме Ивана Пырьева «Сказание о земле сибирской» (Как снимали фильм)

Иногда в интервью журналистам Вера Васильева называет себя «золушкой», которая в одночасье превратилась в «принцессу». И это неудивительно. Когда Верочка училась в театральном училище в Москве, ассистент режиссера  Ивана Пырьева предложил ей роль сибирячки Насти Гусенковой в фильме «Сказание о земле Сибирской». До этого Васильева уже успела сыграть эпизодическую роль в кинокомедии «Близнецы». И сам момент съемок не произвел на молодую дебютантку большого впечатления. Пырьев же пригласил Верочку на кинопробы вместе с другими конкурсантками, где ей предстояло играть одну из главных ролей. К тому же, в фильме должны были сниматься такие актеры, как Марина Ладынина Владимир Дружников, Борис Андреев, Иван Рыжов, Владимир Зельдин и другие.


Вера Васильева

Как вспоминала Вера Васильева, всю ночь перед съемками у них дома никто не спал. Все советовались, во что ее одеть перед просмотром. В итоге она предстала перед режиссером в платье из синего шелка, перетянутая широким поясом, накрашенная и с кудрявыми волосами. Увидев недоумение в глазах Пырьева, Верочка, как она потом рассказывала, «сразу сникла и внутренне сжалась». Но режиссер тут же отправил ее в гримерную, где его ассистентки расчесали ее кудри, заплели две косички, надели костюм Настеньки.

Пырьев ходил вокруг своей героини, о чем-то раздумывая, потом попросил принести ему два чулка. По словам Веры Васильевой, он, скатав их в два комка, сунул ей их в декольте. «С этой грудью, – позже с улыбкой говорила актриса, – я стала походить на пышногрудую бабу, которой прикрывают чайники». Так она была утверждена на роль Насти Гусенковой.

Фильм «Сказание о земле Сибирской» имел шумный успех, многие актёры были удостоены Сталинской премии. В их числе была и Вера Васильева. Всего же актриса сыграла не менее 40 ролей в кино.

Народная актриса РФ Вера Васильева имеет немало наград. Самыми дорогими из них она считает премию «Хрустальная Турандот» и приз «За честь и достоинство», которого она была удостоена в 2010 году во время проведения очередного Всероссийского театрального фестиваля.

Вера Васильева


Ассистентки режиссера Ивана Пырьева отбирали кандидаток на главную роль для фильма «Сказание о земле Сибирской». Приглашена была в числе других претенденток и студентка театрального училища Вера Васильева. Она готовилась к кинопробе всю ночь и явилась вся накрашенная, с завитыми волосами, словом, перестаралась.

Вот как она сама рассказывает об этой кинопробе: «Пырьев задает два-три вопроса — где живу, где учусь. Меня от страха как бы не существует. Я жалка и внутренне скована, не верю в себя, душевно поникла.

Вдруг он зовет тех самых ассистенток, и чувствуется, что они ощущают себя виноватыми, а главное — они явно недовольны моим видом. Объясняют, что вчера я была совсем другая. «Милая, скромная девочка, а сейчас она… Совсем не то». Он отрывисто приказывает: «Подите расчешите ее как следует, заплетите косички, наденьте костюм Настеньки, сфотографируйте, а потом зайдете… «.


Вера Васильева

Когда я снова очутилась в его кабинете, он вновь осматривает меня, но уже чуть внимательнее, добрее. Потом вдруг неожиданно приказывает: «Принесите два простых чулка». Побежали за чулками, не спрашивая зачем. Я снова испугалась — значит, с ногами не все в порядке. Наконец принесли чулки. Иван Александрович скатал чулки в два комка, подошел, сунул мне в декольте, где должна быть пышная грудь, которой у меня не было, и спокойно объяснил: «А то лицо толстое, а фигура — тощая».

Так я и снималась с подложенной грудью, а талия была поднята так высоко, что я была похожа на бабу, которой обычно прикрывают чайники».

На съемках молодая актриса держалась скромно, особняком от уже известных, маститых актеров. Они же над ней снисходительно подшучивали, относились как к маленькой. Лишь знаменитый Борис Андреев подходил к ней и добродушно басил: «Ну что, птаха ты моя, сизокрылая».

За роль Насти Гусенковой Вера Васильева была награждена Сталинской премией. Но главное, это — то, что актрису заметили и полюбили зрители.

В 1948 году Вера Васильева окончила театральное училище и стала актрисой московского театра Сатиры. Первой работой в театре стала главная роль в спектакле «Лев Гурыч Синичкин».

Вера Васильева


К началу пятидесятых годов она уже стала признанной молодой звездой. Именно в тот момент в театре появился режиссер Борис Иванович Равенских. Энергичный, талантливый, красивый он нравился всем актерам. Не удивительно, что Васильева была очарована и покорена им. Некоторое время он приходил в ее семью, установил замечательные отношения с мамой Веры Васильевой. Однако затем Борис Иванович (который кстати был женат) перешел в Малый театр и они расстались. Теперь Вера Кузьминична понимает, что это спасло ее как актрису. Иначе он бы так и подавлял ее своим авторитетом, а она продолжала бы подчиняться…

В начале 50-х годов Равенских поставил спектакль «Свадьба с приданным». Этот спектакль стал самой важной вехой в жизни актрисы. Режиссер недаром предрекал ему славу. Так и вышло. Пьесу играли девятьсот раз, а в 1953 году сняли одноименный художественный фильм.

За роль Ольги Вера Васильева получила еще одну Сталинскую премию. А роль Максима, ее сценического жениха, обаятельно сыграл актер Владимир Ушаков, только что вернувшийся из Германии и введенный в состав труппы театра. «Он приехал в наш театр роскошным, импозантным, блистательным», — вспоминает Вера Васильева. Нежные чувства актеры с экрана перенесли в реальную жизнь. Три года Ушаков ухаживал за Васильевой, добивался ее руки. Наконец вся страна узнала об их свадьбе. Об этом сообщила даже советская кинохроника, что было совсем не характерно для тех лет.Иногда по этому поводу актриса шутит: «У нас один театр, одна двухкомнатная квартира и долгая общая жизнь на двоих…» Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили вместе более полувека.Владимир Ушаков скончался 17 июля 2011г. Детей у них не было.

Вера Васильева и Владимир Ушаков


В кино Вера Кузьминична сыграла около полусотни ролей. Однако по настоящему больших и заметных ролей больше почти не было. Зрители запомнили ее в роли графини в постановке спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1973), городничихи в «Ревизоре» (1982). Среди других заметных работ — роли в комедии «Похождения зубного врача», телевизионной, музыкальной комедии «Подарок судьбы».

Вера Кузьминична работала в мультипликации, озвучивала мультипликационные фильмы: «Умка ищет друга», «Приключения Васи Куролесова» и другие.

Всю свою жизнь она проработала в театре Сатиры. Изредка ее приглашали в спектакли другие театры. Так в 1997 году она сыграла в спектакле «Блажь» Нового драматического театра. Роли в театре Сатиры: Ольга Степанова («Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова), графиня Альмавива («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), Анна Андреевна («Ревизор»), Домна Платоновна («Воительница» по Н. С. Лескову, 1988) и др.

Вера Васильева


У Веры Кузьминичны почти нет отрицательных ролей. Но каждую свою героиню актриса играет с любовью, как-то очень бережно и трогательно. Зрители хорошо знают ее роли в спектаклях «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (графиня), «Ревизор» (Анна Андреевна), «Таланты и поклонники» (Домна Платоновна) и другие. Вера Васильева не раз оставалась совсем без ролей или играла крохотные эпизоды, но никогда не падала духом. «Моя профессия умеет мучить, – рассказывает актриса, – это как неразделенная любовь. Жить с ощущением уходящей жизни тяжко…»

Когда ей было особенно сложно, она искала работу вне родного театра. Так, она почти 12 лет играла помещицу Раневскую в «Вишневом саде» на сцене драматического театра в Твери. Позже главный режиссер Орловского театра предложил Васильевой роль актрисы Кручининой в спектакле «Без вины виноватые». С успехом Вера Кузьминична играла миссис Сэвидж в постановке «Странная миссис Сэвидж» в театре кукол им. С. Образцова.

Вера Васильева, как она сама об этом говорит, «ощущает возраст по тем ролям, которые она играет». И тут же добавляет, что «в душе у меня живет девочка, которая до сих пор удивляется, неужели я артистка? Разве это не счастье…»

В последние годы неувядаемая актриса вновь появляется на экране. Одна из ее последних работ — роль в сериале «Все смешалось в доме».
Полгода назад Вера Васильева пережила страшную трагедию – скончался ее муж, актер Владимир Ушаков. Вера Кузьминична тяжело пережила его уход, ведь они прожили вместе больше полувека. Наш репортер побывала у нее в гостях. Актриса рассказала, что помогло ей справиться с бедой. И поведала о тайнах личной жизни.
Войдя в гостиную, сразу замечаю портрет Владимира Ушакова, покойного супруга Веры Васильевой.

– В последние годы Володя, когда уже почти не мог двигаться, много времени проводил в этой комнате. Теперь здесь стоит его портрет, а рядом иконы, он ведь был верующим. Стараюсь, чтобы всегда в вазе стояли свежие цветы. Сажусь рядом, мысленно говорю: «Ушечка, я дома!», рассказываю, что произошло за день. А на кладбище, на его могилку, езжу раз в неделю. – Вера Кузьминична вздыхает. – Выжила только благодаря работе, загрузила себя до предела. Даже согласилась сняться в двух сериалах. Да и в театре ни от чего не отказываюсь. Сейчас вот приступаем к репетициям нового спектакля, моей партнершей станет Ольга Аросева, она в театре 62 года, я – 63, так что вместе 125 лет. Ну и конечно, моя отрада – Даша, приемная дочь. У нее 1,5 года назад родилась дочка Света, ее я считаю своей внучкой. Своих детей Бог не дал, а Даша и Светланка для меня самые родные. Даша ведет все мои дела, распоряжается финансами. Я даже не знаю, какую я получаю пенсию или зарплату в театре.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий