Евгений Матвеев

Евгений Матвеев

Я люблю, когда кинематографист приходит на съемочную площадку, твердо зная, для чего он здесь, зная, что надо делать каждую минуту своего рабочего времени. Народный артист СССР Евгений Семенович Матвеев — из таких людей. И в этом проявляется его высокий профессионализм. Профессионализм актера и режиссера — организатора всего творческого кинопроцесса.

Евгений Матвеев

Хорошо, конечно, когда человек сразу ярко заявляет о себе в кинематографе. Но это порой и опасно. Ведь в дальнейшем надо оставаться «на уровне» достигнутого, а каждому ли удается блистательно продолжить свою жизнь на экране после хорошего старта?

Путь Евгения Семеновича в кино не был устлан розами. Скорее, это было упорное восхождение по ступеням мастерства. Его первые роли сейчас едва ли кто помнит. Спросите у зрителя, и вам ответят:

— Первая роль Матвеева?.. Нагульнов! Нет… кажется была еще. эта… в фильме «Дом, в котором я живу». Старший сын влюбился в соседку, он потом вернулся с фронта без ноги…
Но Нагульнова назовут все. А ведь до Поднятой целины» в «активе» актера уже были фильмы «Доброе утро» и «Дорога», «Дело «пестрых» и «Искатели», «Дом, в котором я живу» (История создания фильма)  и «Жеребенок».
Он постепенно набирал скорость». Накапливал опыт поведения перед кинокамерой, умение сосредоточить себя на главном,, не отвлекаясь различными «внешними раздражителями». Актер самобытный и темпераментный, Евгений Матвеев сумел подчинить себя законам той единственной правды, которая и определяет настоящее искусство.

Евгений Матвеев

Не раз продемонстрировал он на экране умение естественно и органично переключаться на новый материал, новый стиль. Кто мог. например, надеяться встретить Матвеева, только что сочно и эмоционально сыгравшего Макара Нагульнова, в образе князя Нехлюдова из толстовского «Воскресения» (История создания фильма).?

Или, скажем, в такой на первый взгляд «нематвеевской» роли, как Федотов в «Родной крови»? В роли, которая принесла ему известность актера подлинно лирического склада, способного через частный случай раскрыть типичное, общее, что свойственно советскому человеку, — его высокую духовность, подлинно народный характер.

Можно с уверенностью сказать: Матвеев— актер неожиданный! И я не удивлюсь, если завтра ему предложат сыграть, скажем, в остросатирической комедии. К слову, меня удивляет, что до сих пор у него не было подобной работы — ведь еще в «Поднятой целине» Евгений Семенович многие сцены с блеском решал в сугубо комедийном ключе.

Евгений Матвеев

Что отличает все созданные Матвеевым-актером образы? Какая-то особая внутренняя сила, цельность этих персонажей. Его герои—личности, как правило, неординарные, незаурядные, крупные, с размахом мысли и действия—Нагульнов, Добротин («Сибирячка»), Шаповалов (дилогия «Высокое звание»), Пугачев…

Эта сила, размах, цельность натуры— откуда они? Не заключено ли начало всех этих качеств в личности самого исполнителя? Мало кто знает, какое испытание уготовила судьба Евгению Семеновичу, когда ему было чуть за сорок. Во время выступления в театрализованном представлении на стадионе норовистый конь сбросил актера.

Полтора года Матвеев был прикован к постели—парализован, недвижим. Кое-кто из врачей не скрывал своего скептического отношения к его будущему. А Матвеев в это время изучал основы кинорежиссуры, читал, думал о своих будущих фильмах. Мечтал! Он победил недуг. В нем, как и во многих его героях, победило сильное начало. Истинно русский, советский характер.


Научить режиссуре, по-моему, невозможно. Есть в тебе этот дар божий, мыслишь ты образно в масштабе фильма, видишь его во всех компонентах, знаешь, про что говорить с людьми с экрана, ты—режиссер. Что же касается формы, в которую облечено создаваемое произведение, то. думаю, какие бы зигзаги ни делали в кинематографе некоторые «умельцы», все в конечном счете возвращается на круги своя — к реализму, который был и остается отцом и матерью любого искусства.

Евгений Матвеев

Так вот, Евгений Матвеев — постоянный и последовательный поборник реализма. Это ощущаешь и по тому, что и как он делает в кино, и по тем идеям и мыслям, которые несут его фильмы — «Цыган» и «Почтовый роман», «Судьба» и «Любовь земная», «Особо важное задание» и «Бешеные деньги».

Гражданскую неуспокоенность Матвеева, которая характеризует всю его жизнь в искусстве, в общественной деятельности, питает заинтересованное, искреннее отношение этого человека ко всему, что окружает его в жизни. Таким, собственно, и должен быть настоящий художник.

Я снимался в картине Евгения Семеновича «Особо важное задание», играл старого заводского мастера Панченко. Сам я из рабочей семьи краснопресненцев, поэтому мне несложно было проникнуться думами и болью своего героя. И на съемочной площадке между нами всегда существовало абсолютное взаимопонимание — с полуслова, с полувзгляда.

И тут хотелось бы сказать о способности Евгения Семеновича организовывать во время съемок творческий процесс, о его умении очень точно сориентировать исполнителей на выполнение своей художественной задачи. С каждым из нас он работал индивидуально, а ведь персонажей в этом фильме — великое множество.

И увидеть их — всех! — в общем построении произведения, в движении сюжета, в действии — для этого надо быть настоящим режиссером. В нем соединилась взыскательность к товарищам по труду с сердечным, дружеским к ним отношением. Не только работники творческой группы, участники массовых сцен, но и рабочие завода, на котором проводились съемки, запросто подходили к нему с какими-то своими вопросами, и с каждым Матвеев находил общий язык, для каждого имел добрые слова.

Есть у него черта, которую мы, актеры, всегда особенно ценим в режиссере: бережное, уважительное отношение к нашему труду… Вы скажете: так ведь это само собой разумеется. А вот я уж пятьдесят лет снимаюсь в кино, больше ста картин в моем послужном списке, со многими режиссерами пришлось работать, но признаюсь, что, увы, не всегда и не в каждой картине чувствовал такую заботу об актере.

Настолько молод он — и внешне, и душой, и желанием трудиться. Я уверен, что ему предстоит еще много и хорошо поработать в нашем кинематографе. И не только уверен, но на правах седовласого сотоварища его настоятельно требую этого.
С истинного таланта да спросится!

Журнал «Советский Экран» №5 март 1982 года .


Режиссерский дебют

Первым опытом на новом поприще для Матвеева стала мелодрама «Цыган» по одноименной повести А. Калинина. Роль Клавдии новоиспеченный режиссер доверил популярной актрисе Людмиле Хитяевой, а Будулая сыграл сам.

Первая картина Евгения Матвеева вызвала разноречивые отклики. Многие зрители были в восторге, поэтому не случайно, что по итогам опроса журналом «Советский экран» исполнителей главных ролей (Матвеев и Хитяева) назвали лучшими актерами 1967 года. Однако было немало и критических замечаний…

С 1968 года Евгений Матвеев окончательно оставил театр и полностью переключился на работу в кино. В качестве режиссера он поставил историко-революционный фильм «Почтовый роман» и мелодраму «Смертный враг» в которых снялся и сам. Впрочем, оба эти фильма большого успеха не имели.

Много Евгений Матвеев снимался и у других режиссеров, но большинство фильмов были откровенно среднего уровня. Среди успешных картин стоит назвать лишь кинороман Алексея Салтыкова «Сибирячка» (благодаря которому Матвеев спустя два года был вновь назван лучшим актером года) и историко-биографическую ленту «Укрощение огня» (но здесь Матвееву досталась роль второго плана).

Любовь земная

В середине 70-х Евгений Матвеев вновь взялся за режиссерство. Им была поставлена социальная кинодилогия «Любовь земная» и «Судьба», рассказывающая о жизни председателя колхоза Захара Дерюгина и его любви к молодой Мане Поливановой. Главную мужскую роль в картинах исполнил сам Евгений Матвеев, а Поливанову сыграла замечательная актриса Ольга Остроумова.

Конечно же, в обеих картинах имела место лакировка событий, без этого в то время редко обходился какой фильм. Тем не менее, и «Любовь земная», и «Судьба» вызвали у зрителей живейший отклик. «Любовь земная» вышла в прокат в 1975 году и собрала на сеансах около 51 млн. зрителей, а «Судьба» в 1978 году — и вовсе почти 58 миллионов.

Судьба

Еще одной заметной работой Евгения Матвеева в 70-е годы стала роль Брежнева в фильме «Солдаты свободы». Заметной, но не в плане творчества, а в плане дальнейшей карьеры. Этот небольшой эпизод открыл актеру путь в «верха». Он тут же стал секретарем Союза кинематографистов, его картинам устраивали пышные всесоюзные премьеры, отмечали высокими наградами. Все это еще скажется на Евгении Семеновиче чуть позже…

Наступившая в середине 80-х годов в Советском Союзе перестройка многое изменила в жизни Евгения Матвеева. В 1986 году на пятом съезде кинематографистов СССР он был освобожден от своей должности. Ему припомнили и лакировочные картины, и роль Брежнева, и многое другое… Для Матвеева это было страшным ударом. По его признанию, он даже одно время помышлял покончить с собой, и кто знает, чтобы случилось, если бы не дети и внуки…


В конце 80-х Матвеев вернулся в кинематограф. Он снял трагическую мелодраму «Чаша терпения», где главные роли вновь распределил между собой и Ольгой Остроумовой. На фестивале «Созвездие» картина была удостоена лестных отзывов и даже завоевала приз зрительских симпатий, но широкому зрителю она осталась практически неизвестной.

Евгений Матвеев

Довелось Матвееву сняться и в тогдашней «чернухе» — криминальной драме «Место убийцы вакантно» и политическом детективе «Клан». Что делать, — надо было как-то зарабатывать на жизнь. Кстати в «Клане» Матвеев вновь изобразил Брежнева. Только теперь это был уже совсем не тот Брежнев, нежели в картине «Солдаты свободы»…

В середине 90-х отечественный экран захлестнула волна низкопробных латиноамериканских сериалов и американских боевиков. Российское кино оказалось на задворках. Тогда казалось, что оно уже никому не нужно. Именно в этот момент Евгений Матвеев вновь напомнил о себе.

В 1995 году вышел его новый фильм «Любить по-русски». Матвеев не изменил себе, вновь сняв картину, казалось бы, обреченную на разгромную критику и обвинения в лакировочности. Однако эта картина (скажем откровенно – красивая сказка) была снята настолько искренне, настолько открыто, что вызвала небывалую ностальгию у всего российского зрителя.

«Любить по-русски», а значит без оглядки, со всем размахом… Название настолько точно соответствовало содержанию! И народ откликнулся. Со всех концов страны посыпались письма с благодарностью и… деньгами. Российские пенсионеры присылали свои последние копейки с просьбой снять продолжение картины! Действительно — любить по-русски…

В 1987 году на народные деньги Евгений Матвеев поставил «Любить по-русски-2». Картина несколько уступала первой части в плане профессионализма, но тогда российскому зрителю это было совсем не важно. Она была принята на ура также, как и первая.

В 1999 году Евгений Семенович снял заключительную часть трилогии «Любить по-русски», в которой добро и справедливость наконец-то побеждало зло. Наивно? Да. Но, может быть этой наивности и веры в хорошее тогда и не хватало нам…

«Мое кино – прямолинейное, — сказал тогда Евгений Семенович. — Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу. Правду, йоту мечты, йоту сказки — вот, что я хочу оставить людям. Народу сегодня нужна сказка. Как я был сторонником «Кубанских казаков», так им и остаюсь».

«Любить по-русски» была последний работой Евгения Матвеева. 1 июня 2003 года он скончался.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий