Советский интерьер

Итак, интерьеры нашей «прошлой», иначе говоря, советской жизни. Той, в которой еще не было второго капитализма и слова «евроремонт». Можно ли говорить о едином советском интерьерном стиле? Или подобное обобщение будет слишком грубым? Во всяком случае, легко заметить общие черты, узнаваемые визуальные и предметные маркеры. За ними — негласная философия советского жилища, с ее никем не писанными, но такими очевидными представлениями о красоте, уюте и «правильности».

Советский интерьер

БОЯЗНЬ ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА Агорафобия, увы, присуща не только советским, но и постсоветским гражданам. Мы до сих пор не научились жить в просторных интерьерах и боимся пустоты. Исторические корни нашей агорафобии — коммуналки с перегородками и ширмами.

НЕЖЕЛАНИЕ РАССТАВАТЬСЯ С ВЕЩАМИ приводило к ощущению закупоренности и уютной затхлости, которые столь свойственны советским квартирам. Подобное собирательство-накопительство имеет свои корни — бедность. Все нажитое непосильным трудом обязательно пригодится. Если не тебе, то твоим детям или внукам. Еще одна причина культа вещей — непонимание истинной ценности предмета. Выхолощенная культура обращения с предметной средой, помноженная на «железный занавес», дала дивные плоды: одинаково берегли и бабушкины серебряные серьги, и жестяную коробочку из-под конфет, и бутылочки из-под импортного шампуня.

Советский интерьер

Главный козырь советской пропаганды — стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Эта стабильность подменяла чувство полноты жизни. Обратной стороной стабильности был страх перемен. Перед лицом тяжелой, неприветливой внешней среды, тотального недружелюбия, грязных подъездов и прочих прелестей жизни в самом гуманном государстве планеты квартира становилась единственной территорией защищенности и приватного уединения, норой, гнездом и баррикадой.

Количество мебели и вещей было предметом гордости, манифестировало обжитость и окультуренность помещения. Это, в частности, относится к так называемым интеллигентским квартирам. В них кипы журналов и книг (бесценная Библиотека мировой литературы, полные собрания сочинений Сервантеса и Диккенса, Шолохова и Толстого), семейные реликвии и заграничные сувениры теснились бок о бок.

Это донельзя сгущало и без того насыщенную атмосферу дома, перегружало ее психологически. Позже сюда вплетается и одомашненная бытовая техника, «усмиренная» посаженными на нее статуэтками и шкатулками, заботливо прикрываемая вышитыми накидками и чехлами.


Советский интерьер

СТЕРЕОТИПНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ Неотъемлемая черта советского образа жизни — информационный голод. Мода списывалась с польских и чешских журналов, да и тех было не достать. Как в любом обществе, существовал и свой «джентльменский набор» статусных вещей, которые свидетельствовали о благополучии и достатке, о том, что «жизнь удалась».

Кроме троицы «квартира — машина — дача» это был хрусталь и «богатые сервизы» типа золоченой «Мадонны», югославская стенка, обязательные ковры и некоторое количество упомянутых литпамятников — собраний сочинений классиков. В совокупности эти вещи являли собой образец для подражания. Справедливости ради стоит отметить, что стремились к нему отнюдь не все.

Советский интерьер

ЛЮБОВЬ К ИСКУССТВУ Предметы искусства всегда пользовались народным уважением. В подавляющем большинстве случаев это был, конечно, китч в самых разных его проявлениях: искусственные цветы, мягкие игрушки, репродукции из «Огонька», коврики-гобелены, чеканка, макраме и инкрустация соломкой…

От той же народной любви к искусству в квартирах появляется пианино — предмет гордости. Это знаковая вещь сродни «стенке» и ковру. Пианино должно быть у всех. Недолгие муки родителей и соседей — гаммы и какофония, и пианино превращается в предмет мебели — полочку для фарфоровых балерин и пионерок, керамических вазочек, в лучшем случае для книг.

Советский интерьер

ОГРАНИЧЕННЫЙ ВЫБОР В эпоху развитого социализма граждане были вынуждены выбирать среди того немногого, что предлагал тогдашний мебельный рынок. Поэтому подавляющее большинство «старорежимных» квартир если и не производят впечатление сестер и братьев, то уж на дальних родственников смахивают точно.

Советский интерьер

Тем больше уважения испытываешь к изобретательности в украшении собственного дома, которая так очевидна. Советский дизайн всегда был самодельным: вышивали крестом и гладью шторы и чехлы для стульев, выпиливали лобзиком, выжигали паяльником, плели макраме и под Новый год вырезали снежинки из папиросной бумаги. Именно декор был в большинстве случаев «визитной карточкой» дома, отражающей вкусы и пристрастия советских граждан всех социальных слоев.

Наше понимание жилой среды стремительно меняется. У многих всякое упоминание о советском в любых его проявлениях вызывает отторжение. Для других оно — курьез, о котором стоит говорить исключительно иронически. Думается, что советские интерьеры не заслужили ни того, ни другого. Постепенно отношение к ним меняется. Приходит осознание «советского искусства интерьера» как продукта своего времени, как особого стиля со своим набором приемов, знаков и символов. Ведь, в конце концов, вазочки, картинки и гарнитуры были не чем иным, как подлинной жизнью страны, воплощенной в вещах.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий