Елена Соловей

Самая нежная и удивительная актриса советского кино Елена Соловей родилась в немецком городе Нойштрильц 24 февраля 1947 года. Родители Елены познакомились в конце войны в Берлине, где отец служил в артиллерии, а мать была медицинской сестрой. Через три года после рождения дочери отец получил распределение в Красноярск – там семья Соловей прожила десять лет, после чего переехала в Москву.

Елена Соловей

Елена с детства мечтала стать актрисой, занималась в различных кружках: «Школьная жизнь была настолько заполненной и полноценной, что нам просто некогда было болтаться по улице. А параллельно с общеобразовательной школой я еще училась в музыкальной». Закончив школу в 1965 году, Елена подала документы во ВГИК, но не прошла по конкурсу.

Отложив мечту стать актрисой до следующего года, девушка устроилась работать учителем пения и музыки в одной из московских средних школ. Позднее она так вспоминала о том периоде: «Я не заставляла ребят уныло разучивать песни к праздникам, а играла с ними, придумывала ансамбли. Короче, отвращения к музыке не внушила».


Через год настойчивая абитуриентка повторила попытку поступить на актерский факультет ВГИКа, и была зачислена на курс Б. Бабочкина. Уже в первых вгиковских работах Соловей проявились характерные особенности ее дарования: удивительная пластичность, музыкальность. В учебных спектаклях она играла разных героинь, но наибольший успех ей сопутствовал в ролях Джульетты и Нины Заречной.

Елена Соловей

Профессор высших режиссерских курсов Паоло Волкова пишет: «Я очень хорошо помню, когда впервые обратила внимание на Лену Соловей. Это был курсовой спектакль по Лескову «Житие одной бабы». Она вошла в сатиновой юбке, в косынке, повязанной по бесцветные брови. Я подумала: «Вот какая девочка, и внутри у нее свечка»».

Дебют Елены Соловей в кино состоялся в 1967, когда она училась на первом курсе – в короткометражке «В горах мое сердце» (реж. Р. Хамдамов) она сыграла дочь булочника. Через год история повторилась – ее пригласили на одну из ролей в короткометражном фильме «Правдоха». Однако настоящим началом работы Е. Соловей в кино можно считать роли в фильмах «Цветы запоздалые» (реж. А. Наль) и «Король-олень» (П. Арсенов), которые вышли на экраны в 1969 году.

Вот что рассказывает сама актриса о первом серьезном кинематографическом опыте: «Когда я уже училась во ВГИКе в мастерской Бориса Андреевича Бабочкина, меня пригласили в фильм «Король-олень». Это удивительно добрая и мудрая сказка с гениальной музыкой Микаэла Таривердиева. Этот фильм снят в необычной и достаточно условной манере. Мне кажется, именно поэтому картина была сначала довольно холодно принята критикой.

Совсем недавно я пересмотрела ее на кассете, и все время не проходило ощущение очарования от игры замечательных актеров, которые были тогда совсем молодыми: Олег Ефремов,Сергей Юрский,Олег Табаков,Юрий Яковлев. Рядом с ними была и я… Съемки проходили в Ялте. Роль у меня там небольшая, отснялась быстро, но исправно бегала на все другие съемки и была счастлива».

Елена Соловей

После окончания ВГИКа в 1970 начинающая актриса по рекомендации И. Смоктуновского получила приглашение работать в труппе Малого театра.  Борис Бабочкин, ее вгиковский педагог и актер театра, обещал поставить для нее чеховскую «Чайку». Для молодой актрисы открывались заманчивые перспективы. Но Соловей вышла замуж за ленинградца и уехала к мужу. Семья для нее всегда была дороже карьеры.

О замужестве Елены Соловей следует сказать особо. Во время съемок фильма «Драма из старинной жизни», которую снимал Илья Авербах по рассказу Николая Лескова «Тупейный художник», произошло знакомство с кинохудожником Юрием Пугачом, и знакомство это довольно скоро переросло в любовь. Вскоре влюбленные поженились, Елена Соловей переехала в Ленинград и была зачислена в штат «Ленфильма».


В это время в театре Ленсовета Р. Виктюк должен был ставить «Анну Каренину», и Игорь Петрович Владимиров посоветовал Виктюку пригласить на главную роль Соловей. Но постановка не состоялась… Первая роль Елены Яковлевны в театре Ленсовета состоялась лишь в 1983 году в спектакле «Победительница» по пьесе Арбузова в дуэте Михаилом Боярским: «Первая моя роль была в Арбузове, в «Победительнице» – роль, которая совершенно со мной не смыкалась.

Елена Соловей

Елена Соловей


И, тем не менее, Игорь Петрович там что-то придумал, и я сыграла эту женщину, совершенно антиженщину. Знаете, это некая была анти-Таня. Опять же я не знаю, насколько это получилось, не получилось, это не мне судить, но мало того, что у нас были полные залы (это был, в общем, один из самых аншлаговых спектаклей), я ощущала счастье, я получала удовольствие от того, что я вот эту женщину играла на сцене, что меня зрители слушают, видят, смотрят, не устают, я могу смеяться, плакать каждый день по-новому».

Как ни удивительно, в театре Соловей играла роли далеко не классического репертуара, ломая прочно закрепившийся за ней экранный стереотип «странной женщины». Позже актриса с благодарностью вспоминала И. П. Владимирова, который позволил ей раскрыть разные, неизвестные ей самой, стороны своей творческой личности: «Это было мое счастье, потому что Игорь Петрович тоже был тем удивительным режиссером, который…

Елена Соловей


Опять же, я не хочу сказать, что я какая-то необыкновенная актриса, но если он выбирал актера, он знал, для чего он его выбирал, во всяком случае, он знал, что этот человек будет делать, он его чувствовал. И поэтому я считаю его моим создателем на сцене. Я не работала до этого на сцене, а в Театре Ленсовета у меня был огромный, большой очень репертуар. Когда я пришла на сцену, мне так кажется, что мое внутреннее существование было по законам актрисы кино. Я каждый раз удивлялась тому существу, которое во мне рождалось. Это было так интересно. Я действительно удивлялась всегда. Я не знаю, как это происходит».

До середины 70-х гг. Елена Соловей довольно активно снималась в кино у разных режиссеров, среди самых ярких ее фильмов этого периода – «О любви» (реж. М. Богин, 1971), «И был вечер, и было утро» (реж. А. Салтыков, 1971), «Драма о старинной жизни» (реж. И. Авербах, 1972), «Егор Булычев и другие» (реж. С. Соловьев, 1972), «Дети Ванюшина» (реж. Е. Ташков, 1974). Между тем, настоящий успех, признание зрителей и критиков актриса получила после фильма Н. Михалкова «Раба любви» (История создания фильма) (1976).


Сотрудничество с Н. С. Михалковым продолжилось на съемках фильмов «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977, роль Софьи Петровны) и «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1980, Ольга Ильинская).

«Неоконченная пьеса…» снималась особенным способом. Съемочная группа несколько месяцев провела на Оке в одной старинной усадьбе, которая специально для съемок была отреставрирована. Все актеры каждый день переодевались в костюмы и гримировались, чтобы репетировать или просто проводить время, вживаясь в чеховские образы.

Камеру включили впервые через два месяца. По мнению актрисы, именно такая сплоченность обеспечила фильму самое ценное — высокую степень достоверности, когда на экране получается как бы восстановление ушедшего мира старых дворянских усадеб с их обитателями.

Елена Соловей

В «Неоконченной пьесе для механического пианино» (по пьесе А. Чехова «Безотцовщина») актрисе также выпало воплощать идеал, но идеал утраченный. Софья – «девочка из мечты», сохранившая всю инфантильность юности и начисто утратившая способность соответствовать обстоятельствам. С чеховской точностью Михалков превращает трагедию в фарс, и наглядно демонстрирует, что от великого до смешного – один шаг. Удивительно объективна и мужественна ирония актрисы по отношению в своей героине.

Софья смеется – а зрителю не смешно. Софья несчастна – но не вызывает сочувствия. Софья в исполнении Соловей становится «тревогой души», и абсолютно зрелый взгляд актрисы на героиню заставляет зрителя так же беспощадно всматриваться в себя. На международном фестивале в Сан-Себастьяне Соловей, вместе с другими актерами, снявшимися в «Неоконченной пьесе…» получила приз «За лучший актерский ансамбль», а роль Ильинской («Несколько дней из жизни И. И. Обломова») принесла актрисе приз за исполнение главной женской роли на кинофестивале в Оксфорде (1980).

Елена Соловей

В 80-е гг. кинокарьера Соловей продолжала стремительно развиваться. Именно к этому периоду относятся роли в фильмах «Вам и не снилось» (как создавался фильм)(реж. И. Фрез 1981), «Факт» (реж. А. Грикявичюс, 1981; актриса на кинофестивале в Каннах получила приз за лучшее исполнение роли второго плана), «Бешеные деньги» (реж. Е. Матвеев, 1982), «Карантин» (реж. И. Фрез, 1983), «Обрыв (реж. В. Венгеров, 1983), «Блондинка за углом» (Как снимали фильм) (реж. В. Бортко, 1984), «Колье Шарлотты» (реж. Е. Татарский, 1984), «Жизнь Клима Самгина» (реж. В. Титов, 1985), «Друг» (реж. Л. Квинихидзе, 1987), «Единожды солгав» (реж. В. Бортко, 1987), «Артистка из Грибова» (реж. Л. Квинихидзе, 1987) и других.

Елена Соловей

Позднее, рассказывая о своей работе в кино, о сыгранных ролях, Елена Яковлевна призналась: «Все роли, все до одной, которые мне предлагали режиссеры, мне сначала не нравились. Впрочем, может быть, лучше сказать по-другому: всем этим ролям я сначала сопротивлялась, как могла. Мне всегда казалось: это, вот это, что мне предлагают режиссеры, ко мне никакого отношения не имеет. Я упорно, изо всех сил сопротивлялась, но в конце концов делала выбор. Ну а потом, когда уже сделаешь выбор, когда начинаешь работать, понимаешь: это именно выбор. Останавливаться на полпути нельзя. Иначе просто утонешь…»

В начале 90-х, когда советского кино уже не было, а российское кино еще не появилось, Елена Соловей снялась всего в трех фильмах, из которых один так и не дошел до зрителя («Анна Карамазофф», 1991, реж. Р. Хамдамов), второй был характерной постсоветской комедией (с красноречивым названием «Рогоносец», 1991, реж. А. Красильщиков), а третий не имел успеха у зрителей («Сороковой день», 1991, реж. О. Ерышев). В это время в семье актрисы уже было решено – они навсегда уезжают к родственникам мужа в США.

Перед Еленой Соловей никогда не стоял выбор: работа или семья: «Вот лично я не путаю свою актерскую жизнь и свою личную. Для меня актерская жизнь заканчивается в театре, в кино, и поэтому я не отношусь к своим героиням как к себе. Это какие-то другие женщины, которые мне безумно интересны, но они живут своей жизнью, независимо от моей, после того, как я сыграла эти роли. Моя роль в этом фильме закончилась, а моя жизнь – продолжается. И в этом мое счастье».

Елена Соловей не стала покорять Голливуд – она была и осталась актрисой русской. Так сложилась жизнь, что свои звездные роли Соловей сыграла в России. Правда, в 1996 году режиссер Майя Меркель сняла актрису в российском полудокументальном фильме «Грация ХХ века» в роли великой балерины Ольги Спесивцевой.

В 1997 году в Москве Елена Соловей была удостоена титула «Самая грациозная». Она редко приезжает в Россию, где ее по-прежнему помнят и любят.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий