Евгений Урбанский

Евгений Урбанский родился 27 февраля 1932 года в Москве. Отец актера, Яков Самойлович, был видным партийным работником, направленным в середине 30-х в Узбекистан на должность второго секретаря ЦК ВКП(б), но проработавшим в этом качестве недолго – будучи арестованным как «враг народа», в 1937 году он был сослан в лагерь под Воркутой, а его супругу, Полину Филипповну, с детьми выслали в Алма-Ату. Там Евгений и пошел в школу, в которой проучился до 9-го класса. В 1946 году в связи со снижением срока заключения Якова Самойловича направили рабочим на шахту в Инту, Коми АССР, куда и переехала его семья и где наш герой окончил среднюю школу.

Евгений Урбанский

Делая заметные успехи в школе, Евгений еще и увлекался акробатикой и показывал хорошие результаты в этом виде спорта. Кроме этого, нашему герою прекрасно удавалось чтение стихов, в особенности произведений Владимира Маяковского, и он часто выступал с ними на различных торжественных мероприятиях. Но, несмотря на явные способности, особого желания посвятить себя драматическому искусству в то время у Евгения не было.

В 1950 году Евгений Урбанский поступил в Московский дорожный институт, откуда потом перевелся в горный, где творческие устремления будущего актера внезапно нашли «выход» — став активным участником художественной самодеятельности, Евгений впервые всерьез задумался об актерской карьере. Решив в конце концов попробовать свои силы, он отправился в Школу-студию МХАТа на прослушивание, где, несмотря на переполнявшее его волнение, был настолько убедителен, что вмиг очаровал педагогический состав комиссии. «Вам обязательно надо поступать на актерский!» – услышал он тогда совет, последовав которому, в 1952 году явился на экзамены в ту же Школу-студию и, великолепно продекламировав несколько стихотворений В. Маяковского, был принят на курс народного артиста СССР В. О. Топоркова.

Евгений Урбанский

Первые два курса талант Урбанского был почти не заметен — лишь с третьего курса Евгений «ожил», став намного смелее и ярче. В то время он довольно долгое время ходил на занятия в горняцком кителе, полученном еще в горном институте, и Олег Табаков, который был его однокурсником, вспоминал: «Он был похож на шахтера, каким его тогда изображали на плакатах, в кино, в театре: здоровый, кудрявый, белозубый».

В 1956 году режиссер Юлий Райзман начал съемки фильма «Коммунист» (История создания фильма), и Евгений, узнав об этом, тут же явился и предложил себя на главную роль. Сделанные фотопробы понравились не всем, но режиссер, успевший к тому времени просмотреть многих актеров, все же решил рискнуть, взяв никому не известного студента Евгения Урбанского на главную роль коммуниста Василия Губанова.

Съемки, проводившиеся в городе Переславле-Залесском, оставили в памяти Евгения не самые лучшие воспоминания: «Съемки — это какая-то мука, знал бы, не пошел. Я буквально подыхал на съемочной площадке от ужаса, что ничего не выходит. Моя неповоротливость, неумелость угнетали меня почти физически. А Райзман был доволен. Я считал, что половину придется переснимать, а он был доволен и после просмотра материала ходил радостный. Только увидев фильм смонтированным, я понял: все мое — самое мою неумелость — использовал режиссер для Губанова. Так ведь это он — молодец!»

В самом начале съемок у Урбанского действительно почти ничего не получалось – будучи чрезмерно скованным, стеснительным и неповоротливым на площадке, он вызвал недовольство у Софьи Павловой, также являвшейся дебютанткой и игравшей его любимую девушку. Чрезмерная стеснительность Евгения и особенно его зажатость в любовных сценах порой выводила актрису из себя.

Не нравился он и остальным участникам съемочного процесса, которые настойчиво уговаривали Райзмана заменить его, пока не поздно. Однако режиссер остался верен своему решению и оказался прав – вышедший в 1957 году «Коммунист» получил главные призы год спустя на фестивалях в Венеции и Киеве, а еще через год картина была названа в числе трех лучших фильмов года по опросу читателей журнала «Советский экран».

Евгений Урбанский

Евгений Урбанский

Лента «Коммунист» принесла Евгению Урбанскому всесоюзную славу — прохожие узнавали его на улице и просили автографы, а многие режиссеры наперебой стали предлагать ему роли в своих новых картинах. Но Урбанский, помня свои муки на съемках «Коммуниста» и боясь пережить их вновь, не торопился принимать предложения режиссеров и в течение двух лет практиковался в актерстве на театральной сцене, играя в месяц по 22-25 спектаклей.

И вот, наконец, он решился снова сняться в кино — в фильме Григория Чухрая «Баллада о солдате» (Как снимали фильм) ему досталась эпизодическая, но примечательная роль безымянного инвалида, которого герой фильма Алеша Скворцов в исполнении актера В. Ивашов случайно встречает на вокзале.

Следующей крупной, но так и не ставшей удачной киноролью актера после роли в «Коммунисте» стала роль таежного проводника Сергея в картине Михаила Калатозова «Неотправленное письмо». По сюжету фильма четверым геологам, отрезанными от лодок с продовольствием и снаряжением разбушевавшимся пожаром в тайге, пришлось спасать друг друга.


Эта неудачная роль настолько повлияла на творческую карьеру Урбанского, что он в течение последующих полутора лет отвергал все предложения сниматься в кино. И лишь в 1960 году согласился снова сняться у Г. Чухрая – этот режиссер был авторитетом для актера.

В отличие от «Баллады о солдате», где у Урбанского был короткий эпизод, в новом фильме Чухрая «Чистое небо» ему досталась главная роль — Героя Советского Союза, летчика Алексея Астахова, и по своей драматургии эта работа была одной из самых сложных в творческой биографии актера. По сюжету картины его герою пришлось пережить различные жизненные коллизии, взлеты и падения: от успеха на службе и внезапной любви до вражеского плена, изгнания из партии, неверия в людей и, как завершение всех жизненных перипетий, медленного обретения веры в себя и в любимого человека.

Отрывок из фильма «Чистое небо»

Евгений Урбанский

Эта картина очень понравилась как зрителям, так и критикам – собрав в том же году целый урожай призов на фестивалях в Москве, Мехико и Сан-Франциско, она была признана по опросу журнала «Советский экран» лучшей лентой года.

Во время съемок «Коммуниста» Евгений Урбанский познакомился с актером театра имени Станиславского Евгением Шутовым, который посоветовал Евгению, в то время как раз закончившему Школу-студио МХАТа, поступать в театр имени Станиславского. Урбанский, так и не сбывшейся мечтой которого всегда была прославленная сцена Художественного театра, согласился не раздумывая, и, по случайному стечению обстоятельств, свою первую роль в этом театре, роль Ричарда по пьесе Бернарда Шоу «Ученик дьявола», Евгений сыграл в день премьеры «Коммуниста».

Евгений Урбанский


В целом театральная судьба Урбанского складывалась довольно интересно и успешно — за восемь лет своего пребывания в Театре имени Станиславского он сыграл на его сцене 14 ролей: Мышлаевского в «Днях Турбиных» М. Булгакова, Джона Проктора в «Сейлемских ведьмах» А. Миллера, чекиста Лациса в «Шестом июля» М. Шатрова, Пичема в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта и другие. Однако, несмотря на то, что к середине 60-х годов наш герой был одним из ведущих актеров этого театра, ни одну из сыгранных им театральных ролей он не считал до конца удавшейся…

В 1963 году актер принял очередное предложение сняться в кино — в картине режиссера Василия Ордынского «Большая руда» Евгений сыграл главную роль — Пронякина. Но, увидев уже готовый смонтированный материал, вдруг расстроился, решив, что роль ему не удалась, да и сам фильм радости не принес.

Примерно в это же время актер прошел пробы на главную роль Егора Трубникова в картине Алексея Салтыкова и Николая Москаленко «Председатель» и, по воспоминаниям Михаила Ульянова, в результате утвержденного на эту роль, «он был актером резким, могучим, с настоящим сильным темпераментом и очень выразительной, прямо скульптурной внешностью.

Казалось, и сомнения быть не могло, что Урбанский более подходит к образу Егора Трубникова, к его темпераменту, напору, его силе». Но режиссеры Салтыков и Москаленко потом объяснили, что Урбанский действительно подходит к роли, но может сыграть чересчур героически, очень сильно, отчего исчезнет мужиковатость и некая «заземленность» Егора.

Первой женой Евгения Урбанского была Ольга Урбанская, в этом реннем и коротком браке родилась дочь, тоже Ольга(Алёна).
Во время работы в Театре имени Станиславского у Евгения Урбанского и сводившей с ума многих мужчин красавицы Татьяны Лавровой, актрисы этого же театра, случился роман, который спустя несколько лет закончился разрывом – двум сильным, неординарным личностям было совсем непросто ужиться вместе.

Евгений Урбанский с первой женой, Ольгой

Евгений Урбанский с первой женой, Ольгой

Со своей новой любовью Дзидрой Ритенберг Евгений познакомился в 1960 году на Московском кинофестивале. В ту пору ей, уроженке латышского города Лиепаи, было 30 лет, и уже год как она была известна широкому кругу знатоков кино по роли горьковской Мальвы в фильме с одноименным названием. На фестивале в Венеции за эту роль ей был присужден кубок Вольпи, за который с ней соперничали такие звезды западного кино, как Марина Влади, Мария Шелл и Ясудзу Ямада.

Евгений Урбанский с Дзидрой Ритенберг

С Урбанским Ритенберг познакомилась совершенно случайно — приехав в Москву из Риги вместе с подругой актрисой Вией Артмане, как-то вечером они сидели в дружеской компании, как вдруг отворилась дверь и в комнату вошел шикарно одетый Евгений. Чуть позже, подойдя к Дзидре, он сказал: «А я вас знаю», на что Дзидра ответила: «И я вас тоже». Так состоялось их знакомство.

Через три недели после их первой встречи Ритенберг положили в больницу, поскольку ей была запланирована операция на сердце. Урбанский, чуть ли не ежедневно навещавший ее, после выписки немедленно повел возлюбленную в загс, опасаясь, что, если не сделает этого как можно быстрее, Дзидра уедет к себе в Ригу и их роман завершится.

По воспоминаниям друзей, в повседневной жизни Урбанский был довольно общительным и взрывным человеком. Он прекрасно играл на гитаре, пел, о чем есть немало свидетельств людей, близко знавших его в то время. К примеру, его пению завидовал сам Владимир Высоцкий, в те годы делавший свои первые шаги в творчестве.

Ю. Никулин вспоминал: «Урбанский был незаменимым человеком в компании. Как он пел — никто не мог. Я любил петь под гитару, старался, но никогда не мог, как он…»

Различные творческие вечера, в которых Евгению приходилось участвовать, он не любил, но вовсе не по причине пренебрежения к зрителям, которые пришли на встречу с любимым кумиром, а виной тому была скромность актера, не считавшего себя кем-то выдающимся и откровенно стеснявшегося своей славы. Чтобы скрыть это свое состояние, Евгений, бывало, дерзил со сцены наиболее ретивым зрителям.

Но в семейной жизни Евгений словно преображался и становился совершенно другим человеком. По словам его жены Д. Ритенберг, он был добрым и хорошим мужем, называл ее ласковым именем Джуника.

Евгений Урбанский

Жизнь актера оборвала нелепая случайность. Режиссер А. Салтыков (тот самый, который не утвердил Урбанского на роль Егора Трубникова) в своем новом фильме «Директор» предложил ему главную роль. На этот раз актеру предстояло перевоплотиться в директора автомобильного завода Зворыкина, прообразом которого был основатель ЗИЛа Иван Лихачев. Евгений, страстно желая после малоудачной роли в «Большой руде» и неполученной роли в «Председателе» реабилитироваться в глазах своих поклонников, с энтузиазмом принял предложение.

Натурные съемки в столице закончились в конце октября 1965 года, и в начале ноября все участники группы вылетели в Узбекистан. Стоит отметить, что все рискованные трюки в картине Урбанский исполнял сам, хотя у него и был постоянный дублер — спортсмен Юрий Каменцев. выехав рано утром на съемочную площадку в 40 километрах от Бухары, начали снимать проезд автоколонны по пескам. Согласно сценарию машина Зворыкина должна промчаться прямо через барханы, обогнать колонну и возглавить ее. Наиболее сложным кадром в этой сцене был прыжок машины с одного из барханов. В этом не было ничего опасного, но, тем не менее, все же предложили, чтобы снимался дублер. Евгений, подойдя к кинокамере и посмотрев в глазок, сказал, что получится отличный крупный план и он его ни за что не уступит. Первый дубль прошел нормально. Но второй режиссер, который вел в этот день съемку, предложил сделать еще один дубль…

По воспоминаниям Юрия Каменцева, в тот роковой момент находившегося в одной машине с Урбанским, «машина легко рванулась с места, промчалась по настилу, на миг повисла в воздухе и вдруг накренилась и стукнулась передними колесами о песок. В следующее мгновение меня оглушила тупая боль… Чьи-то руки тащили меня по песку. Когда я открыл глаза, увидел перевернутый «газик», а под ним — Женю…»

Каменцев получил сотрясение мозга, а Урбанский со сломанными шейными позвонками был срочно госпитализирован в больницу, по дороге в которую он, к сожалению, скончался…

Евгений Урбанский

Гибель Урбанского породила массу всевозможных сплетен и пересудов. Одни судачили о том, что актер захотел заработать лишние 70 рублей и согласился исполнить опасный трюк самостоятельно, другие — что он и вовсе был пьян. Коллеги погибшего артиста были возмущены слухами. Вот что говорил А. Баталов: «Когда про Урбанского сказали, что он погиб, потому что был пьяный, ничего обиднее представить себе нельзя. Я один раз чуть не поругался с залом, чего никогда не делаю, потому что сплетня про Урбанского чудовищно несправедлива. Я-то знаю, что он был наидобросовестнейшим актером, что если он полез в эту машину, которая стала его могилой, то только для того, чтобы эти самые зрители поверили в его героя…»

Евгению Урбанскому было всего 33 года. Он так и не увидел свою дочь, родившуюся через несколько месяцев после его гибели и названную Евгенией в честь отца.

В театре одним из близких его друзей был Евгений Леонов. Вот что он вспоминал позднее об Е. Урбанском: «Мы дружили очень с Женей… Он любил приходить к нам на Вторую Фрунзенскую, но мы с ним часто ссорились… Я его вводил в «Ученика дьявола», и однажды он мне сказал: «Ты актер трюковых приемов, трюкач, нам, героям, сложнее…» И меня это так обидело… Конечно, он это сказал в запале, он был отходчивый и потом все время ко мне приставал: «Чего ты сердишься, за что ты сердишься?» А я не объяснял…».

1962 год принес Евгению Урбанскому звание заслуженного артиста РСФСР; кроме этого, он был принят в ряды Коммунистической партии, что было вполне логичным событием, учитывая сыгранных нашим героем идейных персонажей — Василия Губанова и Алексея Астахова.

Гибель Е. Урбанского поставила крест на съемках картины «Директор». Приказом председателя Госкино они были тут же запрещены, а группа распущена. Режиссер А. Салтыков, отлученный от режиссуры на полтора года, только в 1967 году, вновь вернувшись на съемочную площадку, снял фильм «Бабье царство». В 1969 году режиссер добился разрешения вновь ставить «Директора»; на этот раз в роли Зворыкина снялся Николай Губенко. Фильм вышел на экраны страны и был неплохо принят публикой.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий