Валентина Телегина — 100 лет со дня рождения

ТЕЛЕГИНА ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА (23.02.1915 — 04.10.1979) — Заслуженная артистка РСФСР (14.07.1961). Народная артистка РСФСР (1974).

В Ленинград Валентина Телегина приехала из Новочеркасска. Коренастая, резковатая, упрямая девушка мечтала стать актрисой, и ее мечта осуществилась. Валентину приняли сразу на второй курс Ленинградского института сценических искусств в творческую мастерскую Леонида Вивьена.

По вечерам, в свободное от учебы в институте время, Валентина Телегина бегала на занятия к молодому режиссеру Сергею Герасимову, организовавшему собственную актерскую мастерскую на «Ленфильме». Вскоре состоялся и дебют актрисы на киноэкране: она снялась в эпизодической роли в комедии Герасимова «Люблю ли тебя» (1934).


В 1937 году Валентина Телегина окончила институт и стала актрисой Театра имени Ленсовета. Как раз в это время Сергей Герасимов приступал к съемкам своей очередной картины «Комсомольск», посвященной строителям нового города на берегах Амура. Большинство ролей в фильме он доверил своим воспитанникам. Не забыл Герасимов и о Валентине Телегиной.

Валентина Телегина

Валентина Телегина

Героиней Валентины Телегиной в «Комсомольске» стала Мотя Котенкова – рассудительная и бескомпромиссная девушка, приехавшая на строительство вместе с тысячами других комсомольцев. Своими качествами Мотя вскоре завоевывает авторитет у окружающих. И хотя она не старше своих подруг, но в ее отношении к ним сквозит материнская забота…

До начала войны Валентина Телегина снялась все у того же Сергея Герасимова в мелодраме «Учитель» (Степанида Лаутина), а также в драме Иосифа Хейфица «Член правительства» (Прасковья Телегина).

В предвоенные годы Валентина Телегина перешла в труппу театра Балтфлота. Известие о начале войны застало актрису в отпуске. Она тут же вылетела в Таллин, где тогда находилась труппа театра, а затем вместе с другими актерами отправилась остров Эзель (Сааремаа), на фронт.

Артисты в перерывах между боями организовывали для солдат концерты, а в остальное время ухаживали за ранеными, готовили еду. О том, насколько важна была их поддержка для солдат, говорят слова одного из командиров, обращенные Валентине Телегиной: «Как объяснить вам, не знаю, но все равно мы все уверены, пока актеры близко — смерть далеко».

Когда актеров эвакуировали, Валентина Телегина уступила свое место раненому бойцу, и на Большую землю возвратилась на торпедном катере с последними солдатами, покидавшими остров.

Затем было время, проведенное в блокадном Ленинграде, эвакуация в Алма-Ату. Там, в Алма-Ате, актриса снялась у Ивана Пырьева в его драме «Секретарь райкома», посвященной героической борьбе партизан, в роли Дарьи. Из Алма-Аты Валентина Телегина вновь отправилась с бригадой актеров на фронт…


После окончания войны Валентина Телегина перебралась в Москву и стала актрисой Театра-студии киноактера, а также актрисой киностудии имени Горького. Телегина много снималась в кино в ролях второго плана, реже в главных ролях.

Ее героинями становились поварихи и санитарки, птичницы и уборщицы, доярки и стрелочницы. Сама актриса говорила: «Я всегда играю одну-единственную и любимую роль — простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна».

Фрагмент фильма «Дом,в котором я живу»

Звездой экрана она не стала, но зрители ее любили и всегда принимали «за свою», чудом прорвавшуюся на экран женщину из народа. Героини Валентины Телегиной в подавляющем большинстве были наделены обаянием, теплотой и душевной щедростью. В коротком эпизоде актриса успевала раскрыть полнокровный характер.

Валентина Телегина

Валентина Телегина в фильме «Капля в море»

Так в сценарии фильма «Баллада о солдате» (Как снимали фильм) (1959) у ее героини пожилой женщины-шофера был большой монолог, но Валентина Петровна посчитала это лишним и отказалась от текста, оставив одну фразу. Все остальное она сыграла выражением лица, взглядом, и от этого образ только выиграл.

Среди лучших работ актрисы: Клавдия Кондратьевна Давыдова мама Сергея, Константина и Кати в драме Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу» (История создания фильма), мать Генки Мария Ефимовна в молодежной киноповести Якова Сегеля «Прощайте, голуби!», мать Кости Ласточкина Степанида Саввична в комедии Максима Руфа «Ссора в Лукашах», санитарка тетя Паша Куликова в военной драме Александра Столпера «Живые и мертвые».

Валентина Телегина

Валентина Телегина в фильме «Прощайте голуби»

А вот отрицательных персонажей в ее биографии было мало: актриса не любила играть таких героинь. Так на роль злобной сплетницы-самогонщицы Алевтины Васильевны в мелодраме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» (История фильма) Валентина Телегина согласилась лишь после долгих уговоров.

Однако сыграла эту роль она блестяще, как и ряд других отрицательных персонажей: самогонщицу в «Павле Корчагине», попадью в «Олеко Дундиче», кухарку в «Хирургии» по Чехову, спекулянтку Гречушную в военной драме «Вызываем огонь на себя». А вот роль злой волшебницы Авдотьи Петровны в знаменитом детском фильме Александра Птушко «Сказка о потерянном времени», сама актриса считала неудачной, поскольку образ был построен на внешнем комизме, и никакого жизненного характера за ним не стояло…

Валентина Петровна в свое время органично и естественно перешла к возрастным ролям, а затем к ролям бабушек. Вспоминаются ее Марья Ивановна в детском фильме Ролана Быкова «Телеграмма», повариха в картине Радомира Василевского «Включите северное сияние», бабушка в детском фильме Якова Сегеля «Капля в море».

В последние годы своей жизни Валентина Петровна много болела и в кино снималась все реже. Среди ее последних работ: Матрена в социальной драме «Голубка», Марья Пряжкина в комедии «Живите в радости» и повар в пионерлагере в музыкальной комедии «Завтрак на траве».


Валентина Телегина в фильме "Дело было в Пенькове"

Валентина Телегина в фильме «Дело было в Пенькове»

Киновед Эльга Лындина рассказывала: «Мы встретились, когда она была очень больна. Тяжелое, хриплое дыхание, отёчные ноги, сердце сдавало с каждым днём… А ей, неуёмной, энергичной, нетерпеливой, хотелось работать.

Иногда что-то получалось, она молодела, собиралась, блестели глаза, в голосе звенели весёлые нотки. Хотя случалось так все реже и реже. Не только потому, что уходили годы. В кинематографе старость обычно особенно трудна, в силу вступает жестокий закон невостребованности, замешанный к тому же на нашем циничном равнодушии. Нечто подобное происходило и в жизни Валентины Петровны…»

Я всегда играю одну-единственную и любимую роль— простой русской женщины. Раньше её звали Глашка, Верка, Мотя, потом стали шить Стапанидовна, Кирилловна, Мария Ввсильевна, — говорила заслуженная артистка РСФСР Валентина Телегина на встрече со зрителями Ленинграда во время Третьего Всесоюзного кинофестиваля.

Так ли это?
Бесспорно, зрители легко узнают В.Телегину в каждой её роли.
Актриса снимается всегда без сложного грима. Её своеобразные внешние данные хорошо знакомы зрителю.
И Телегина не пытается их скрыть.

Валентина Телегина в фильме Дом, в котором я живу"

Валентина Телегина в фильме » Дом, в котором я живу»

По большей части героини её — добрые женщины, но уж если «злодейки», то тоже несомненные.
Она открытая артистка. Прямая. И все ее роли ясные — характеры большей частью определены, «выложены» до конца.
Хорошие или плохие.

Если вспомнить роли актрисы — большие и маленькие‚— вспомнить всех этих матерей, бабушек, нянь, работниц, сторожей, поварих, то поразит полное отсутствие в списке сыгранных ею персонажей женщин иной среды, иной судьбы. За тридцать лет игры в кино она не сыграла ни одного «вельможного» лица. Но, думается, не потому, что ей такие роли были не под силу. Нет, просто они были ей неинтересны. Она же играла тех женщин, которые были ей интересны, тех, чью жизнь она хорошо знала.

Пусть роль невелика. За одно экранное мгновение открыт близкий актрисе человек. За скупыми кадрами — огромная жизнь.
Напомню лишь небольшой эпизод— роль шофера в «Балладе о солдате», серьезно, вдумчиво, с полным достоинством сыгранную актрисой.

Огромная нагрузка возложена автором и режиссером на плечи этой появляющейся ненадолго на экране пожилой женщины. В ее суровости, прямоте—и горе матерей, и забота об ушедших близких, “и строгость; и нежность. Это очень емкий и глубокий образ.


Есть среди ролей актрисы и женщины низкие, недостойные. Тепегина не любит эти роли. Хотя, конечно, ей доставляет удовлетворение, когда зрители на встречах спрашивают, откуда она знает самогонщицу из их села: так точно сыграла ее актриса в фильме «Дело было в Пенькове».

Колдунья в «Сказке о потерянном времени»,кухарка в «Хирургии» по Чехову,самогонщица в «Павле Корчагине», попадья в «Олеко Дундиче» — вот «отрицательные» портреты,созданные актрисой в галерее её эпизодических персонажей.
И,однако,среди почти пятидесяти ролей, сыгранных актрисой есть несколько главных,объединённых одним словом «мать»

Это разные люди, женщины разных профессий, разных характеров. Непохожи матери в фильмах «Дом, в котором я живу». «Стучись в любую дверь», «Прощайте голуби» Но общее в них — материнское чувство, доброта, расположение к людям.

Валентина Петровна ушла из жизни 4 октября 1979 года. Ее похоронили в Москве на Митинском кладбище

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий