История создания фильма «Сладкая женщина»

Жанр: мелодрама, экранизация
Широкоформатный фильм
По одноименной повести Ирины Велембовской.
История простой женщины Анны Доброхотовой. Выросшая в деревне, она навсегда сохранила простонародный говорок, легкость в общении с людьми, определенную наивность и неутолимую жажду быть счастливой — иметь множество замечательных, дорогостоящих вещей. Ведь «сладкой женщине» казалось, что только они способны подарить ей счастье. Переехав в город и работая на кондитерской фабрике, Анна продолжает стремиться к легкому, бездумному счастью. Однако ей не везет. Она оставляет первого мужа Ларика, а второй уходит сам. Наконец, она встречает мужчину своей мечты — Тихона. Казалось бы, наконец, Анна будет счастлива. Но до счастья еще очень и очень далеко…

В фильме снимались: Наталья Гундарева, Светлана Карпинская, Олег Янковский, Пётр Вельяминов, Римма Маркова, Георгий Корольчук, Нина Алисова, Фёдор Никитин

Режиссер: Владимир Фетин
Сценарист: Ирина Велембовская
Операторы: Семён Иванов, Владимир Ковзель
Композитор: Василий Соловьев-Седой
Художник: Василий Зачиняев
Премьера: 23 мая 1977

Сладкая женщина

Сладкая женщина


В 1976 году на экраны вышел фильм «Сладкая женщина», который дал путевку в мир большого кино Наталье Гундаревой. Это история простой женщины Анны Доброхотовой, выросшей в деревне и сохранившей навсегда простонародный говорок, простоту в общении с людьми, определенную наивность..

Сладкая женщина

Сладкая женщина

Она красива, обаятельна, привлекает мужчин, хорошо зарабатывает, дом- полная чаша, занимается общественной работой, но личного счастья нет. Она живет неутолимой жаждой иметь множество замечательных, дорогостоящих вещей.
Ведь «сладкой женщине» казалось, что только они способны подарить ей счастье.

Это была первая главная роль Натальи Гундаревой, ставшая на долгие годы визитной карточкой. А ведь поначалу она отказывалась даже от кинопроб к картине. Да и режиссер собирался снимать совсем другую актрису.

В шестидесятые годы прошлого века писательница Ирина Велембовская была настоящей любимицей публики. Ее называли «Шукшин в юбке». Ее книги продавались громадными тиражами и переводились на иностранные языки. Понятно, что кинематограф не мог пройти мимо: Велембовской предложили написать сценарий по ее собственной повести «Сладкая женщина».

Сюжетные линии и акценты в киносценарии оказались несколько иными, чем в книге. Но суть осталась прежней. Фильм «Сладкая женщина» — очередная вариация на тему покорения Москвы. Только в этом случае провинциальная Золушка, добившись всего того, о чем так мечтала у себя в деревне (работа, квартира, материальное благополучие), не может найти главного — обычного семейного счастья.

Сладкая женщина

Сладкая женщина

Ставить картину было поручено режиссеру Владимиру Фетину, который после шумного успеха комедии «Полосатый рейс» (Как снимали фильм) вдруг увлекся жизнеописанием русских женщин с сильным характером. И получалось это у него, надо признать, проникновенно. Должно быть, оттого, что он нашел свою музу — в жизни и в кино.

Ею долгие годы была актриса Людмила Чурсина. Они встретились в 1964 году на съемках картины «Донская повесть» (История создания фильма). Людмила еще училась в театральном, а Владимир, будучи на шестнадцать лет старше, уже был маститым режиссером.

Она стала для него настоящей Галатеей. Фетин даже картины подбирал, чтобы они ярче показывали красоту и талант жены-актрисы, — «Виринея», «Любовь Яровая» «Открытая книга»… Вот и на сей раз, прочитав сценарий «Сладкой женщины», он уже знал, кто сыграет главную женскую роль.

Именно с расчетом на то, что «сладкой» героиней будет Людмила Чурсина, подбирались актеры на мужские роли. Практически сразу был утвержден Петр Вельяминов, который в те годы был на вершине славы, а все благодаря многосерийному фильму Валерия Ускова и Владимира Краснопольского «Тени исчезают в полдень».

Сладкая женщина

Сладкая женщина

Удивительный факт: актер, отсидевший всю юность в лагерях (шестнадцатилетнего мальчишку арестовали по обвинению в участии в антисоветской организации и продержали в заключении девять лет и девять дней), в кино часто воплощал образы военных. Вот и в «Сладкой женщине» Фетин доверил Вельяминову роль мужа-фронтовика. Георгий Корольчук, сыгравший в фильме отца ребенка Анны, после «Сладкой женщины» в кино снимался мало, отдавая все силы театру.

Другой значимый мужской образ — интеллигента Тихона, которому претило мещанство Анны, — режиссер решил предложить безумно популярному в те годы Владимиру Высоцкому. Однако пришлось потратить немало сил и времени, чтобы вызвать актера на кинопробы: Высоцкий снимался у Александра Митты в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» и параллельно играл в театре, поэтому каждый день у него был расписан буквально по часам.

Тем не менее Владимир Фетин проявил незаурядную настойчивость, и в конце концов Владимир Cеменович прибыл в город на Неве. Кинопробы получились просто потрясающими. Вся съемочная группа была в восторге от нового образа известного актера.

В архивах «Ленфильма» долгое время хранилась переписка директора киностудии с руководством Театра на Таганке. Речь шла как раз о Высоцком.
«Уважаемый Юрий Петрович! Киностудия „Ленфильм“ приступила к производству нового цветного широкоэкранного фильма „Сладкая женщина“ в постановке режиссера В. Фетина.

Сладкая женщина

Сладкая женщина

Художественным советом студии на роль Тихона утвержден актер Вашего театра Владимир Семенович Высоцкий. Убедительно просим Вас разрешить актеру В. Высоцкому сниматься в фильме в период с 4 января по 26 мая. Всего съемочных дней 17. Съемочный график актера будет нами заблаговременно согласован с режиссерским управлением театра».

16 декабря 1975 года на «Ленфильм» из Театра на Таганке ушел ответ: «Руководство Московского театра драмы и комедии на Таганке не возражает против съемок артиста театра В.С. Высоцкого в к/ф „Сладкая женщина“ режиссера В. Фетина на киностудии „Ленфильм“ в период с 4 января по 26 мая 1976 г. в свободное от основной работы время».

А вот дальше случилось неожиданное. Владимир Высоцкий, еще раз просмотрев свой график… сам отказался от участия в «Сладкой женщине». Однако за актером уже тянулся шлейф непризнанного гения, поэтому некоторые биографы поспешили написать: мол, Высоцкого «зарубили» чиновники «Ленфильма», запретив воплотить на экране образ настоящего интеллигента.

Как видите, эта переписка наглядно сей факт опровергает: из письма следует, что на киностудии кандидатура Владимира Семеновича была уже утверждена, да и Юрий Любимов не возражал против участия актера своего театра в грядущей постановке…
Ну а Владимиру Фетину пришлось в срочном порядке искать другого претендента на роль Тихона. Наконец после многочисленных проб был утвержден Олег Янковский.


Сладкая женщина

Сладкая женщина

Казалось, основной актерский состав собран. Можно приступать к съемкам. И вот тут режиссера ожидал новый сюрприз. Еще более ошеломляющий, чем отказ Высоцкого. От участия в картине отказалась и главная героиня — его супруга, несравненная Людмила Чурсина. Объяснения Чурсиной были вполне логичны: внимательно вчитавшись в сценарий, она поняла, что эта роль просто не ее. И — случай редкий! — сама предложила попробовать молодую Наталью Гундареву.

Но тут Владимир Фетин засомневался. Ведь актрисе нужно было, во-первых, провести героиню от молоденькой девчонки, у которой впереди вся жизнь, до вполне зрелой дамы. Во-вторых, показать Анну Доброхотову, с ее блеклым внутренним миром, все равно по-своему привлекательной, чтобы вызвать у зрителя не ненависть и презрение, а жалость.

А Гундарева тогда еще не играла главных ролей, и потенциала ее никто не знал. Была еще одна причина, по которой режиссер боялся доверить роль именно Наталье. Согласно сценарию, «сладкая женщина» — особа очень симпатичная. А таковой себя не считала даже сама Гундарева. Ведь она, занимаясь с юных лет в театральной студии, даже не помышляла о том, чтобы выйти на профессиональную сцену.

«Увы, фактура у меня не самая подходящая. В театре ведь всегда нужна молодая красивая героиня, а я — полная, рыхлая, себя стеснялась», — вспоминала потом Наталья Георгиевна о себе тех лет. Не прибавил ей уверенности и дебют в кино. После выхода фильма «Здравствуй и прощай!» (дело было в 1972 году) Гундарева призналась коллегам: «Это полный кошмар! Экрана еще не придумали, чтобы мою силу поместить!»

Сладкая женщина

Сладкая женщина

Именно поэтому, когда ей позвонили с «Ленфильма» с просьбой приехать на кинопробы к картине «Сладкая женщина», она… решительно отказалась. «А вы меня в жизни видели?» — напрямую спросила Гундарева у ассистента режиссера. «Это неважно, нам советовали…» — ответили на том конце провода.

«Нет, это важно, очень важно, — была непреклонна актриса. — Потому что, как мне кажется, я вряд ли вам подойду». Она тогда просто боялась, что после личного знакомства режиссер ей откажет. «Все-таки из-за моих, скажем так, определенных внешних данных рассчитывать на главную роль мне не приходилось.

Была надежда, что, может быть, меня будут брать в какие-нибудь смешные комедийные эпизоды, потому что фактура была сочная, пышная, кустодиевская, довольно-таки яркая… Но вот главные роли — это вряд ли», — будто оправдываясь, признает она позже причину своей резкости.

Однако ассистента по актерам подобный диалог вовсе не обескуражил. «Давайте вы все-таки приедете в Ленинград, мы познакомимся лично. В любом случае, даже если вы не подойдете именно на эту роль, у режиссера Владимира Александровича Фетина будут еще и другие, в следующих картинах…»

Сладкая женщина

Сладкая женщина

И Гундарева пошла паковать чемодан. На самом деле она безумно хотела сыграть в этом фильме. К тому же в Театре имени Маяковского, куда ее пригласили сразу после окончания училища и который она считала своим родным домом, наступила вынужденная пауза. Поэтому она полностью выложилась на кинопробах.

И ее «смотрины» были признаны блестящими. Буквально вся съемочная группа недоумевала: куда делась некоторая грузность и эти злосчастные лишние килограммы, из-за которых так переживала актриса? Перед камерой возникала совсем другая женщина: легкая, изящная, грациозная и невероятно привлекательная.

И после долгих раздумий Владимир Фетин решил доверить главную роль именно ей. Гундарева вспоминала, что, узнав о своем утверждении, она испытала настоящий «щенячий восторг». Энергия била через край, еще до начала съемок она придумывала новые и новые черточки для своей героини. «Первая главная роль вызвала необходимость творческого буйства. Все, что к этому времени во мне вызрело, все, что я понимала об этой жизни, о людях, — все хотелось втолкнуть в эту работу.

Она бродила по улицам и наблюдала за женщинами, спешащими по своим делам. Заходила в магазины и, рассматривая очереди, схватывала те или иные позы, мимику, жесты. «Я уже видела свою „сладкую женщину“: синтетическая шубка, зеленое кримпленовое платье, чуть стоптанные каблуки… Мои героини ведут себя не так, как я, но, чтобы сыграть их чувства и реакцию, я должна представить себя на их месте. А это невозможно без собственного житейского багажа, без груза пережитого».

Сладкая женщина

Сладкая женщина

Она стремилась, чтобы Анне Доброхотовой сочувствовали, чтобы рождалось желание погладить ее по голове, а не осудить за вещизм и отсутствие искренних чувств. «В Анне мне хотелось не только обнажить ее эгоизм и духовную сытость, — говорила Гундарева, — но и чтобы зритель почувствовал ее одиночество и страх, которые она прячет за ковры и диваны…»

Своей цели Гундарева достигла. После фильма «Сладкая женщина» она в буквальном смысле слова проснулась знаменитой. Картина стала лидером проката в Советском Союзе и была закуплена для показа во многих странах мира. К тому же, согласно опросам тех лет, зрители назвали Наталью Гундареву лучшей актрисой года.

Это было заслуженное признание. Хотя на момент съемок Гундаревой было всего 28 лет, она удивительно достоверно сыграла в фильме и совсем молоденькую девчонку, и уже зрелую мать взрослого сына. Эта грань ее таланта после «Сладкой женщины» была по достоинству оценена режиссерами.


Из фильма слов не выкинешь

— Ты мне больше сладкого не покупай. Оно мне на фабрике осточертело. Я селедку лучше люблю.
— Вечером на хореографию хожу, ту-степь разучиваю.
— Ты хоть и неказистый, и хилый, а зато какие слова ласковые знаешь. И замашки такие приятные, без нахальства.
— Интересно, о чём ты сейчас думаешь? — А чего я думать-то буду? Ты разве всегда думаешь?
— К нам в общежитие всё равно ребят не пускают. Правда, в окошки лазают, но я лично… на втором этаже живу.
— Знаешь, как сейчас ВУЗ расшифровывается? — Как? — Выйти Удачно Замуж.
— Разве я виновата, что внушаю молодым любовь?! Другие женщины специально за этим на юг ездят.
— Искусство, девушки, насчет любви очень способствует.
— Какое счастье, что ты у нас инвалид войны оказался.
— Ещё чего, нахальство какое, это ж память… им, может, цены нет, а он сунет какую-нибудь пятерку.
— И так душа не на месте, лежишь тут, а полы ещё не циклёваны.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий