Как снимали фильм «Всадник без головы»

Жанр: приключения, семейное кино, экранизация
Широкоформатный приключенческий фильм по мотивам одноименного романа Майн Рида.

В середине XIX века, после кровопролитной войны с Мексикой, американцы начали покорение огромной территории Техаса.
У нового владельца гасиенды Каса-дель-Корво дела идут далеко не блестяще. К тому же происходит страшное событие: бесследно исчезает его сын. Подозрение в убийстве падает на молодого мустангера Мориса Джеральда, в которого влюблена дочь хозяина.
Когда кажется, что казнь неминуема, внезапно появляется главный свидетель преступления…

В ролях: Олег Видов, Людмила Савельева, Эслинда Нуньес, Энрике Сантистебан, Алехандро Луго, Аарне-Мати Юкскюла, Иван Петров, Альфонсо Годинес, Роландо Диас Рейес, Александр Милокостый

Режиссер: Владимир Вайншток
Сценаристы: Владимир Вайншток, Павел Финн
Оператор: Константин Рыжов
Композитор: Никита Богословский
Художники: Грачья Мекинян, Яков Ривош
Страна: СССР, Куба
Премьера: 23 июля 1973

Всадник без головы

Всадник без головы



40 с лишним лет назад на экраны вышел фильм «Всадник без головы», который за год посмотрели 52 млн зрителей
Техас снимали под Белогорском, рабов везли из Симферополя, а мустангов – из Подмосковья
В августе 1973-го по всей необъятной Стране Советов к кинотеатрам выстраивались длинные очереди — на все сеансы отечественного вестерна по любимой миллионами книге Майна Рида «Всадник без головы».

Всадник без головы

Всадник без головы

Барышни тонули в бездонных голубых глазах ирландца-мустангера, мужчины восхищались его крутостью и стилем, в моду вошли куртки с бахромой от скатертей, а дети во дворах играли в друга индейцев Мориса Джеральда и банду Эль-Койота. Все это обеспечило фильму Владимира Вайнштока кассовый успех и место в призовой тройке по итогам первого года проката.

А все начиналось со съемок Техаса в Крыму…
Краевед Владимир Килесса работал тогда в Белогорске секретарем райисполкома и негласно курировал обеспечение комфортных условий для работы киношников, помогал с питанием.

«Сначала в город приехал ленфильмовский директор картины «Всадник без головы» по вопросу расселения с 1 июля съемочной группы, — вспоминает Владимир Григорьевич. — Договорившись, уехал. А за ним следом приехали мосфильмовцы и начали снимать фильм-сказку «Чиполлино», но в срок не уложились и гостиницу освобождать отказались.

Всадник без головы

Всадник без головы

«Вайншток приехал, а гостиница занята, — продолжает краевед. — И более того — под «Чиполлино» заняли самую удобную площадку на Белой скале. Пришлось выкручиваться — теснить и расселять, а декорации «Ленфильма» мы решили разместить чуть левее скалы, внизу — в Красной балке».

Лошадей для съемок, по словам краеведа, везли из Подмосковья: «Красавцы разных мастей были очень дорогими. Владимир Петрович (режиссер. — Авт.) говорил, что если животное нечаянно упадет на съемках, то придется отдать 10 тысяч рублей».

Темнокожих рабов играли студенты-кубинцы — их каждый день из Симферополя на автобусе привозили, а военный оркестр набрали из местных — белогорцев. Они же снимались в эпизодах бала.

«После съемок все декорации были отданы колхозу за бесценок, — вспоминает историк. — Это были замаскированные под камень деревянные конструкции, поэтому колхозу было выгодно — доски-то всегда ценились».

Всадник без головы

Всадник без головы

За время съемок «Всадника» Килесса сдружился с Вайнштоком, и накануне нового, 1973 года получил от него из Москвы поздравительную открытку: «Хоть «Всадник без головы» — он все же будет помнить о посильной помощи оказанной Белогорским горсоветом и лично Вами в нашей работе».

РОМАНТИЧЕСКАЯ ВЕРШИНА СМЕРТИ

Белая скала (Ак-Кая) с пиковой высотой 325 м над уровнем моря стала главной естественной декорацией в фильме. Под горой на своей крапчатой лошади Лилу каталась Луиза Пойндекстер, на ее вершине Зеб Стамп выследил Всадника без головы и там же в финале картины мустангер Джеральд Морис «разобрался» с подлым капитаном Колхауном.

ПОМЕСТЬЕ ЛУИЗИАНСКОГО ПЛАНТАТОРА РАСТЯНУЛИ ОТ БЕЛОГОРСКА ДО ЛИВАДИИ

Съемками в Белогорском районе не исчерпывается крымская география фильма. Игру в кольца, откровенный разговор Генри (Александр Милокостный) и Луизы (Людмила Савельева) Пойндекстеров снимали на поляне Воронцовского парка в Алупке. А часть асьенды — поместья луизианского плантатора — режиссер Вайншток присмотрел в Ливадийском дворце.

Всадник без головы

Всадник без головы

Одна из галерей Итальянского дворика стала местом расположения стола, где за завтраками собиралась семья Пойндекстеров. В кадре видны мраморные скамейки, кованые решетчатые ворота и сквозь них — фреска на часовне православной Крестовоздвиженской церкви.

Основную же декорацию асьенды Каса-дель-Корво (Дом на излучине) — вдоль линии крымских тополей — с элементами мавританско-мексиканского стиля, а также 400-метровую улицу с перекрестком, судом и салуном Мигеля Диаса соорудили под Белой скалой.

На скале декораторы выстроили еще стены со сторожевой башней американского форта, но он всегда показан вдалеке, на заднем плане без подробностей, и некоторые зрители ошибочно думают, что киношники добрались тогда и до Судакской крепости.

Так, «с Крыму по нитке» и была соткана режиссером Вайнштоком условная реальность Техаса. Он, по сути, открыл для кинематографистов Америку в Белогорске. Позже там снимали почти все наши вестерны и комедии с индейцами и ковбоями: такие, как «Человек с бульвара Капуцинов», а также ленты, где нужны были «настоящие Штаты», например, телефильм «Мираж».


Всадник без головы

Всадник без головы

СТАЛИНСКИЙ ЛАУРЕАТ С ОПЕРНЫМ ПРОШЛЫМ

Для 52-летнего тогда Ивана Петрова, прекрасно сыгравшего роль Зеба Стампа, этот опыт чисто художественного фильма был первым и последним. До этого он снимался лишь в фильмах-спектаклях как солист Большого театра и дважды до этого был удостоен Сталинской премии.

ПОЮЩАЯ ЗВЕЗДА ТЕАТРА И КИНО КУБЫ

Кубинская красавица-актриса, 29-летняя тогда Эслинда Нуньес убедительно сыграла поющую роковую брюнетку Исидору Каварубио. Наши зрители в следующий раз увидели ее на экране через 13 лет в фильме «Капабланка» — и с ролью жены шахматиста она справилась блестяще.

КИСА ВОРОБЬЯНИНОВ С ОСТРОВА СВОБОДЫ

Энрике Сантистебан, сыгравший двуличного Мигеля Диаса (он же главарь банды мексиканцев — Эль-Койот), задолго до этой экранизации Майна Рида прославился у себя на родине как Дон Ипполито, исполнив одну из главных ролей в кубинской версии фильма «Двенадцать стульев»

Всадник без головы

Всадник без головы

ЭСТОНСКИЙ СТРЕЛОК С ИНИЦИАЛАМИ «К.К.»

Главного антигероя картины доверили сыграть эстонскому актеру с богатой в будущем советской киноисторией «пасторов, немцев и капитанов». Аарне-Мати Юкскюла к моменту съемок уже имел опыт стрелковой роли в революционном боевике «Свободны как птицы».

«ДВА МОИХ ДРУЖКА ПОТЕРЯЛИ ГОЛОВЫ»

Очевидцем съемок фильма «Всадник без головы» летом 72-го был крымский журналист Александр Рыженко. Он родом из Белогорского района, как раз из села Белая скала, в окрестностях которого режиссер Владимир Вайншток и организовал свой «Техас».

Cаше тогда было 8 лет и он хорошо помнит, что из-за отсутствия в то время спецэффектов, съемочной группе приходилось долго ждать, когда же спустится туман. Эта мрачная таинственность нужна была для съемок лошади, везущей всадника без головы — сначала по верху скалы, а потом и с переходом на облака. «Переход» получился в результате комбинированных съемок и нехитрого монтажа.

«У многих возникали мысли, как же актеру удалось сыграть этого самого всадника без головы, — рассказывает Александр. — А играли его по очереди мои одноклассники, тогда им было лет по восемь.


Всадник без головы

Всадник без головы

Голову втягивать им не приходилось — на ее уровне им просто накладывали бутафорcкие плечи. И самое страшное, что эти мальчишки повторили судьбу киногероя: один, когда был в выпускном классе, попал в аварию, и ему оторвало голову. А второму просто «снесло крышу» — он из тюрьмы не выходит».

Рыженко вспоминает, что в советские времена половина села, расположенного у подножья Белой скалы, регулярно участвовала в процессе производства фильмов. Народ забывал, что идет уборка клубники, персиков или яблок — все бежали играть в кино.

«Платили за это очень хорошо — по 10 рублей в день, — говорит он. — Естественно, когда был выбор — пойти с мамой собирать клубнику и заработать 5 рублей или поучаствовать в съемках и заработать в два раза больше — все выбирали кино. А так покрутишься среди режиссеров, и тоже в их среду хочется.

Я даже в театральный институт имени Карпенка-Карого поступал, да попытки мои не увенчались успехом. Зато картина Вайнштока имела огромный успех. После ее выхода на экраны, местность Белогорья стали вовсю эксплуатировать киношники, выдавая за американские каньоны и прерии. Кстати, у нас поговаривали, что после того, как съемки завершились, одна из местных жительниц Белой Скалы — за пару месяцев до премьеры — родила сынишку, удивительным образом похожего на Олега Видова».

Всадник без головы

Всадник без головы

КОКОСЫ, МУЛЫ И ПУЛИ КОЛХАУНА

B фильме четко обозначено время и место происходящих событий: отвоеванный у мексиканцев Техас, 1850 год. И поскольку практически всю историю, за исключением каравана Пойндекстера и пожара в прерии (снимали в Азербайджане), разыграли в Крыму, то не обошлось без забавных ляпов.

Так, среди кактусовой растительности засушливого Техаса можно увидеть и кокосовую пальму, а вместо мулов, как описано в романе и должно по статусу богатому плантатору, фургон Пойндекстера запряжен волами.

На приеме у Пойндекстера пьют за новый 28-й американский штат Техас — акцентируют камеру на дате «1850», при том что штатом он стал пять лет назад. Еще более забавным звучит высказывание одного из гостей, цитирующего генерала Шеридана: «Хороший индеец — мертвый индеец».

Однако Шеридан генералом станет только через 14 лет во время войны Севера и Юга. В финале картины, когда разоблачают капитана Кассиуса Колхауна, суду после вскрытия тела Генри Пойндекстера предъявляют две пули с его инициалами «К. К.», в то время как по-английски его имя пишется «Cassius Calhoun», и неизвестно откуда взявшийся кинжал со все теми же «К. К.».

Кстати, у Вайнштока Морис Джеральд, хотя и женится на Луизе, но так и остается простым мустангером, а Майн Рид выписал более весомый аргумент для брака — мустангер оказывается баронетом, наследником богатой и знатной ирландской семьи.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий