Как снимали фильм «Соломенная шляпка»

Жанр: комедия, мелодрама, музыкальный фильм, экранизация

Обаятельный рантье решил жениться. А его лошадь решила съесть подвернувшуюся соломенную шляпку. Эти два решения породили целую цепь злоключений — не для лошади, разумеется, а для ее хозяина: «Или вы достанете шляпку, или свадьбы не будет…»

В ролях: Андрей Миронов, Владислав Стржельчик, Зиновий Гердт, Ефим Копелян, Екатерина Васильева, Игорь Кваша, Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих, Михаил Козаков, Михаил Боярский, Александр Бениаминов, Владимир Татосов, Ирина Магуто, Марина Старых, Сергей Мигицко, Евгения Ветлова, Александр Колпашников

Режиссер: Леонид Квинихидзе
Сценарист: Леонид Квинихидзе
Оператор: Евгений Шапиро
Композитор: Исаак Шварц
Художник: Борис Быков
Премьера фильма состоялась 4 января 1975 (ТВ, СССР)

Соломенная шляпка

Соломенная шляпка


 

Премьера двухсерийного телемюзикла «Соломенная шляпка» состоялась 4 января 1975 года на первой программе Центрального Телевидения СССР. За основу сценария, написанного режиссером картины Леонидом Квинихидзе, была взят водевиль французских драматургов Эжена Лабиша (Eugene-Marin Labiche) и Марка-Мишеля (Marc-Michel) «Соломенная шляпка» («Un chapeau de paille d’Italie»), написанный в 1851 году и впервые поставленный 14 августа того же года на сцене парижского театра Пале-Рояль (Theatre du Palais-Royal).

Соломенная шляпка

Соломенная шляпка

На русский язык пьеса была переведена уже в 1852 году и тогда же представлена публике в Александринском театре в Санкт-Петербурге. С самых первых спектаклей и до сих пор комедия Эжена Лабиша и Марка-Мишеля был и остается одним из самых популярных водевилей в мире.

Первоначально в ролях Клары Бокордон и Фадинара режиссер планировал снимать Нонну Терентьеву и Олега Борисова, которые сыграли главных героев в «Крахе инженера Гарина». Однако на пробах Людмила Гурченко была более убедительной, чем Терентьева, а Борисов не смог участвовать в картине из-за болезни, и его пришлось срочно заменить Андреем Мироновым.

Кроме Гурченко и Миронова, в создании картины приняло участие целое созвездие замечательных советских актеров — Владислав Стржельчик, Зиновий Гердт, Ефим Копелян, Екатерина Васильева, Алиса Фрейндлих, Михаил Козаков, Игорь Кваша, Александр Бениаминов, Владимир Татосов, Евгения Ветлова и другие.

Соломенная шляпка

Соломенная шляпка

Фильм, в котором играл такой звездный актерский ансамбль и в котором звучат великолепные песни, написанные Исааком Шварцем на стихи Булата Окуджавы, был просто обречен на зрительскую любовь.

Но, по мнению Леонида Квинихидзе, секрет успеха картины заключался не только в этом: «Скажу честно, мы на съемках очень много дурачились, всем было весело. Ведь именно от атмосферы во многом зависит, будет фильм успешным или нет. Особенно комедия».

Натурные съемки фильма проходили в Эстонии, в городе Тарту и его окрестностях. Интерьерные сцены снимались в здании ленинградского Дома литераторов на Невском проспекте — в старинном особняке, также известном как Дом Лопатина. Сцену в саду у баронессы снимали в Петергофе у Большой оранжереи.

Соломенная шляпка

Соломенная шляпка

Из воспоминаний режиссера фильма Леонида Квинихидзе

Картину спас Миронов

— Больше всего проблем возникло у меня с подбором актеров, — вспоминает Леонид Александрович. — До того как приступить к съемкам «Шляпки», я снял «Крах инженера Гарина». Там главную роль исполнил Олег Борисов. Это был потрясающий драматический артист. Съемки шли целых два года.

И когда наконец-то был отснят последний кадр, я предложил съемочной группе: «А давайте-ка, ребята, снимем что-нибудь веселенькое!» Так и появился замысел «Соломенной шляпки». И именно Олег Борисов должен был играть главную роль Фадинара.
Но во время подготовительного периода выяснилось, что у актера большие проблемы со здоровьем. Борисову было необходимо лечение.

Соломенная шляпка

Соломенная шляпка

— Еще у Олега возникли какие-то трения в БДТ, он собирался переезжать в Москву, — рассказывает Квинихидзе. — Но «Шляпка» уже была запущена. И надо было срочно искать замену. Тогда я решил позвонить Андрею Миронову. Ведь мы с ним дружили с детства. Когда Андрей снял трубку, я принялся расхваливать свой фильм: «Это будет здорово! У тебя — красивая, яркая роль. Согласен?» Андрей думал недолго: «Хорошо, давай снимать!» Так он меня спас.

Лошадиная жертва

В театральном училище раньше обязательно обучали верховой езде, и Квинихидзе даже в голову не приходило, что Миронов, оказывается, плохо держится в седле.

Соломенная шляпка

Соломенная шляпка

— Когда дело дошло до съемок эпизода, где надо садиться на лошадь, я ему спокойно велел: «Андрей, давай садись. И — поехали!» Но тут увидел его напряженное лицо и понял, что он в жизни в седле не сидел! — смеется Квинихидзе. — Я спрашиваю: «Давай снимем тебя со спины, найдем какого-нибудь дублера!»

Но он отказался: «Нет, я сам сяду и поеду! Я же артист». Андрей вскочил в седло, съемочная группа замерла. Все закончилось благополучно, и уже на третьем дубле Андрей держался как заправский кавалерист. Правда, потом над ним все подшучивали: Миронов ходил, как бы это сказать… широко расставив ноги! Но не зря же говорят, что искусство требует жертв.

Хохот на площадке

— С Алисой Фрейндлих я подружился на съемках моего дебютного фильма «Первый посетитель», — продолжает режиссер. — Несмотря на то что Алиса — актриса серьезная, она очень хотела сыграть беззаботную баронессу де Шампиньи в «Соломенной шляпке».

Леонид Александрович вспоминает, как снимали самую забавную сцену в фильме с участием Фрейндлих, Боярского, Козакова и Миронова. Помните, когда Боярский дерется на шпагах с Козаковым за честь героини Фрейндлих? Во время этого боя будущий мушкетер срывает с Козакова самое дорогое — парик.


Соломенная шляпка

Соломенная шляпка

— Скажу вам честно, этого эпизода не было в сценарии. Но во время съемок Боярский и Козаков так развоевались, что у Михаила Михайловича слетел паричок с головы. Это был ужас! Оператор хотел остановить съемку, но я тихо сказал: «Не выключать. Снимайте!»

Козаков прекрасно вышел из тупиковой ситуации: он поднял парик и сказал Боярскому: «Сейчас это очень модно». Андрей Миронов тоже не ударил в грязь лицом. Он подошел к Алисе Бруновне, страстно поцеловал ее в шею и произнес фразу, которая потом стала крылатой: «Рекомендую!» После этого работа замерла: на площадке все хохотали как ненормальные.

Про роли и обиды

— Люся Гурченко пробовалась на роль аферистки Зои в фильме «Крах инженера Гарина», — улыбается мастер. — Она очень хотела стать Зоей. Но вместо нее в аферистку перевоплотилась актриса Нонна Терентьева. Мне так понравилась игра Нонны, что я хотел ее пригласить и на роль Клары Бокордон в «Соломенную шляпку».

Соломенная шляпка

Соломенная шляпка

Но в этом образе более убедительной была Людмила. До того как прийти ко мне на пробы, она уже снялась в картине «Карнавальная ночь» и в фильме моего отца «Музыкальный магазин». Поэтому я и предложил ей роль в «Соломенной шляпке». Она согласилась, несмотря на то что была на меня немного обижена.

А вот роль сладкоголосого иностранного певца Минарди стала первой в фильмографии Михаила Боярского. До этого он никогда не снимался в кино. На тот момент Боярский окончил ЛГИТМиК и поступил на службу в Театр имени Ленсовета. Будущий главный д’Артаньян России был юн и неопытен…

— Но все же я предложил ему сниматься, — говорит Квинихидзе, — потому что в фильме в небольшом эпизоде мелькнул его отец Сергей Боярский.

Соломенная шляпка

Соломенная шляпка

Один за двоих

— Скажу честно, мы на съемках очень много дурачились, всем было весело. Ведь именно от атмосферы во многом зависит, будет фильм успешным или нет. Особенно комедия. И нам повезло, что в картине согласился сниматься мой давний друг — Миша Козаков, — улыбается Леонид Квинихидзе.

— Когда мы были маленькими, то очень много времени проводили вместе и даже отдыхали в одном пионерском лагере. Уже тогда Миша не представлял себе жизни без сцены и однажды принял участие в спектакле «Любовь к трем апельсинам». Причем исполнил сразу две роли: свою и мою. Это случилось потому, что незадолго до премьеры я сломал руку. Вот и в «Шляпке» он изумительно сыграл свою роль виконта де Шампиньи.

Соломенная шляпка

Соломенная шляпка

Интересные факты

— Леонид Квинихидзе — далеко не первый, кто создал экранную версию пьесы «Соломенная шляпка». Водевиль трижды — в 1910 («Un chapeau de paille»), в 1927 («Un chapeau de paille d’Italie») и в 1940 («Un chapeau de paille d’Italie») годах экранизировали во Франции, в 1939 году в Германии вышел фильм «Der Florentiner Hut», а за три года до советских коллег, в 1971 году, чешские кинематографисты сняли картину «Slameny klobouk».

— Роль итальянского тенора Минарди в «Соломенной шляпке» — дебют в кино Михаила Боярского (впервые на экране актер появился еще ребенком в просветительской короткометражке).

По словам Квинихидзе, он пригласил Боярского в картину, потому что одну из эпизодических ролей (капрала Труибера) в фильме сыграл его отец — Сергей Александрович Боярский.

— Участие в фильме не только добавило популярности Андрею Миронову и Людмиле Гурченко, но и сыграло с ними злую шутку. Эльдар Рязанов, собиравшийся пригласить их на главные роли в свою «Иронию судьбы, или С легким паром!» (История создания фильма), после выхода на экраны «Шляпки» изменил свое мнение, посчитав, что за актерами закрепился имидж опереточных артистов и представителей «легкого жанра» что, по его мнению, могло повредить его картине.

Тем не менее, и Миронов, и Гурченко присутствуют в «Иронии судьбы» — герои рязановского фильма смотрят по телевизору в новогоднюю ночь именно «Соломенную шляпку».


Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий