- Ностальгия по советскому - http://1001material.ru -

История создания фильма «Трясина»

Жанр: военный фильм, драма

Простая русская женщина Матрёна Быстрова потеряла на фронте мужа. Потом пропал без вести и старший сын. Младшего она решила спрятать до конца войны на чердаке. Но, спасая сына, она обрекает его на духовную гибель, себя — на муки совести… Частная история о матери дезертира вырастает до эпических масштабов, делая этот фильм одним из наиболее значительных и запоминающихся кинопроизведений о военном времени.
В ролях: Нонна Мордюкова [1], Вадим Спиридонов [2], Андрей Николаев, Валентина Теличкина, [3] Валерий Носик, [4] Владимир Гусев [5], Галина Микеладзе, Аркадий Смирнов, Вера Кузнецова [6], Николай Дупак, Иван Рыжов [7], Валентина Ушакова [8], Ирина Кораблёва

Режиссер: Григорий Чухрай [9]
Сценаристы: Виктор Мережко, Григорий Чухрай
Операторы: Юрий Сокол, Михаил Демуров
Композитор: Михаил Зив
Художник: Константин Степанов
Серий: 2
Премьера фильма состоялась 29 октября 1978

"Трясина" [10]

«Трясина»

Не только для Нонны Викторовны Мордюковой, для всех создателей фильма «Трисина» он станет одной из самых выстраданных и тяжелых картин. Никто не понимал, в чем дело. Почему у прославленного режиссера Григория Чухрая, человека с безупречной репутацией и авторитетом художника с мировым признанием начались трудности. Но они началась. Фильм вышел, но очень недолго шел по нашим экранам, а потом вдруг пропал с афиш, о нем перестали писать газеты, его не выпускали на фестивали. Словно его не было.

"Трясина" [11]

«Трясина»

Ни на одну картину у Нонны Мордюковой больше не было таких тяжелых, можно сказать мучительных проб. Она ничего не понимала: у нее за плечами и «Молодая гвардия» (История создания фильма) [12], и «Простая история», и «Чужая родня», и «Они сражались за Родину» (История создания фильма) [13] и даже «Женитьба Бальзаминова» (История создания фильма) [14]. А тут проба за пробой, проба за пробой — и никакого ответа.

Она уже и шумела на съемочной площадке, и делала вид, что ее терпение кончилось. Но на самом деле ей хотелось сняться у Григория Чухрая в его новом фильме. Она обожала его «Балладу о солдате» (Как снимали фильм) [15], «Чистое небо», «Сорок первый (История создания фильма) [16]», обожала как зритель и теперь мечтала попасть на главную роль в фильме «Нетипичная история» — так вначале называлась кинокартина «Трясина».

А он все не говорил ни да, ни нет. Однажды она все-таки решилась подойти к нему: «Слушай, Григорий, вижу тебе не нравится, как я играю» И услышала в ответ: «Давайте попробуем еще раз». Еще одну пробу. И она снова согласилась.

Григорий Чухрай действительно сомневался в Нонне Мордюковой. Хотя он с самого начала думал о ней, как исполнительнице в этой картине главной роли, и даже сценарий писался специально «под Мордюкову», но что-то его смущало. Ему казалось, что она очень буквальна, что Матрена в ее исполнении слишком конкретна.

"Трясина" [17]

«Трясина»

И кроме Мордюковой он пересмотрел десятки фотографий актрис, сделал бесконечное количество проб. На «Мосфильме» поговаривали что он вел переговоры с Ией Саввиной [18], которая могла бы сыграть принципиально по-другому. Собирались комиссии «Мосфильма», требовали от режиссера решения, а он перебирал фотографии, проводил часы в просмотровой, и в конце концов дал добро: снимаем Мордюкову.

Вся история «Трясины» началась с того, что кто-то из актеров принес Чухраю почитать заметку из «Комсомолки» о человеке, который 12 лет просидел в укрытии, скрываясь от мобилизации. И ему идея не понравилась. Он не захотел делать фильм о человеке с убогой душой.

Тем более ему, фронтовику, бравшему Будапешт, прошедшему всю Сталинградскую битву от первого до последнего боя в составе 33 стрелковой дивизии, было неприемлемо все, что связано с дезертирством, предательством своего народа в годы самой страшной в истории человечества войны.

Но почему-то тема его не отпускала. И он подумал, что эта история может звучать совсем иначе, если станет рассказом не о предателе, а о его матери, которая своей любовью, не желая ничего плохого, толкает сына в страшную пропасть, из которой нет возврата, и тем самым губит его душу и его жизнь.


"Трясина" [19]

«Трясина»

Григорий Чухрай звонит молодому драматургу Виктору Мережко и просит написать сценарий в этом ключе, о том, как маленькая ложь тут же несет за собой ложь следующую, более мощную, и как потом вся эта лавина накрывает солгавшего.

Главные герои этой истории не были готовы к предательству изначально. К этому страшному решению они приходят отчасти случайно, отчасти стихийно.
И кажется, все их поступки в принципе можно объяснить. Пока шла война, Матрена Быстрова на фронте потеряла мужа, потом пришло письмо, что ее старший сын пропал без вести, как на заклание она сама везет в районный центр в пункт сбора призывников своего младшего.

И когда появляется малейшая возможность оставить его без войны, она пытается так и сделать. Все происходит как бы самой собой, как цепочка обстоятельств. Действительно, объяснение каждому поступку героя в фильме есть, а вот оправдания по шкале высших ценностей фронтовика Григория Чухрая — нет. Но одно он знал точно: предатель губит не только себя, но и все вокруг.

Снимать поехали в деревню Слатино под Загорском. Маленькая деревушка, где жили шесть стариков. За буханкой хлеба они ходили пешком за 12 километров к ближайшему магазину. В церкви, по традиции того времени — склад химикатов. Но в атмосфере того места было что-то настоящее, без чего такой фильм снимать нельзя.

"Трясина" [20]

«Трясина»

Была возможность снимать без спешки и суеты, могли посидеть вечерами в долгих разговорах, обсудить своих героев. Конечно, все любовались Чухраем — это был красивый человек и вел он себя красиво — никогда ни о ком не отзывался плохо. И когда заходила речь о настоящей войне, которую он прошел, он никогда не шокировал окружающих страшными подробностями.

Смешные истории, все что может порадовать душу — пожалуйста. Но когда касалось кино — он был за беспощадную правду. Ему поэтому киночиновники запретили снимать фильм о Сталинграде. Сказали открытым текстом: нам ваша окопная правда не нужна. И именно эти люди сделали все, чтобы погубить «Трясину».

Валентина Теличкина [3] помнит, как ее легко утвердили на роль, как режиссер советовал ей, какой должна быть прическа. Ему хотелось, чтобы Нина, которую играла Валентина Ивановна, напоминала Веру Марецкую [21] в ее первых фильмах. А вот Мордюкой тихий и незлобный характер Нины в исполнении Теличкиной не нравился и она пыталась его переделать, говорила: в деревнях таких не бывает, что у них девчонки могли и бранное слово в разговор вставить, и послать если надо, а если надо, то и двинуть.

Валентина Теличкина мягко возражала, что сама знает достаточно и о сельских жителях и о том, какая речь у этих людей, и какие повадки. Увидев эту ситуацию между актрисами, Григорий Чухрай тут же настойчиво попросил Нонну Викторовну больше никем на съемочной площадке не режиссировать.
Правда у самой Валентины Теличкиной к Чухраю тоже были вопросы относительно Нины, но только другие.


"Трясина" [22]

«Трясина»

Например, о том, почему она все-таки не дождалась своего любимого и еще до конца войны все-таки поверила письму, что он пропал без вести. Ведь если бы она выдержала это испытание, это выглядело бы, как сильнейшая история верности, и это был бы совсем другой образ. И услышала от режиссера неожиданное:
— А здесь все главные герои — предатели. Это фильм о предательстве и мне нужно показать его разновидности.

В душе актрисы до сих пор сохранилось внутреннее возражение такой трактовке ее героини. Но военный человек, Чухрай не понимал компромиссов в таких вопросах. Наверное еще и потому, что самому ему в жизни было дано познать настоящую верную любовь и долгий брак с Ираидой Павловной Пеньковой.

Когда шла работа на фильмом, сценарист Виктор Мережко рассказал Чухраю историю, как у них на хуторе стало известно, что настал день победы: утром прискакал полураздетый человек на коне прямо в кальсонах с факелом в руке и разбудил всех этой долгожданной новостью. Мы должны этот рассказ вставить в картину, тут же принял решение режиссер. Так в «Трясине» появился одна из самых пронзительных сцен мирового кино — Победа.

Среди тех, кого можно увидеть в фильме — Петр Ефимович Тодоровский [23]. У его героя нет даже имени, но он нужен картине, ведь он как и Чухрай — фронтовик, такой же настоящий человек, которому веришь и когда он снимал фильмы как оператор, и когда он ставил картины как режиссер, и когда он появляся на экранах сам. Хотя это бывало очень редко. Например, у Марлена Хуциева «Был месяцы май» и здесь, в «Трясине».

"Трясина" [24]

«Трясина»

Само название «Трясина» режиссеру было навязано. Он вспоминал, как это происходило: вмешалось главное политическое управление. Его начальник генерал Епишев усмотрел в название опорочивание памяти погибших в Великой Отечественной. Он лично звонил директору «Мосфильма» Сизову и кричал в трубку:
— Почему фильм называется «Нетипичная история», если еще Маркс утверждал, что искусстве должно быть все типично? Это название бросает вызов основным принципам социалистического реализма!

Чухрай согласился переименовать свой фильм в «Трясину» полагая, что это спасет картину.
Казалось, что все сложности они преодолели. В Госкино картину приняли хорошо, дали высшую категорию, выпустили на экран. Съемочная группа уже встречалась со зрителями. Начали с Казахстана. Каждый день проходило несколько показов и несколько встреч со зрителями. Ни артисты, ни режиссер ни разу не увидели в зале равнодушных глаз.

Хотя признаться честно, со зрителями еще таким языком не разговаривали. В Литературе уже появилась повесть Распутина на тему предательства «Живи и помни», но в кино… Надо было переварить в себе, что на экране ты видишь, как происходит разложение души. Как мать медленно сходит с ума от своей любви и своего поступка. Как заслуженное и такое возможное счастье солдата-победителя оказывается неполным…

"Трясина" [25]

«Трясина»

В это время Мосфильм был завален анонимками, которые обвиняли группу в отсутствии патриотизма, очернительстве подвига нашего народа в великой войне. А Генерал Епишев утверждал, что в армии во время войны не было дезертиров. А также обижен «за нашу советскую мать». И выстраивал логическую цепочку: Мать, ассоциируется у нас со словом Родина. Показывая мать в отрицательном свете, Чухрай порочит нашу Родину.

В результате в «Красной звезде» появилась разгромная статья, убрали положительные рецензии на фильм, категорию фильма понизили, а на студии трудилась комиссия, выяснявшая, куда смотрели партийная организация и директор студии товарищ Сизов, позволившие снять столь вредный фильм.

И картина из репертуара исчезла. В итоге лента больше не была допущена к показу, на нее наложили так называемый «домашний арест» — это когда картину не разрешали вывозить на фестивали и продавать в другие страны. И уже после, казалось, достойного начала, картина легла «на полку». Фронтовик Чухрай был запрещен с картиной о войне.

Но Чухрай отказывался называть себя жертвой Системы. Считал себя не жертвой, а борцом. А борец он не только получает, но и наносит удары. В конце концов, говорил он, все его фильмы создавались в тяжелом и жестком споре с такими критиками, которые лгали каждым свои словом. Тоже были предателями. И его «Трясина» была и о них. И они это чувствовали.

"Трясина" [26]

«Трясина»

Даже когда стали показывать фильмы с полок, с «Трясиной» в плане реабилитации не очень торопились. После запрета зрители увидели картину почти через десять лет, когда ее показали по телевизору. Показали в очень плохое время.

Но даже через годы, когда Григорию Чухраю вспоминали эту историю: как же так? Почему «Трясину» загубили, недооценили, могло ли вас это выбить из колеи?
Он удивлял своим ответом, потому что после трех ранений на войне он остался жив, мог работать, а значит все что происходило в жизни воспринимал как дары судьбы. В том числе и «Трясину».

Ведь в конечном итоге с картины был снят «домашний арест» с нашей «Трясины», ее купили японцы, хорошо приняли во Франции. И это через много лет после завершения съемок. У многих ли фильмов сложилась такая долгая и серьезная судьба?

А Нонна Мордюкова однажды подошла к Виктору Мережко и попросила написать специально для нее что-нибудь совсем другое. Она так устала от мрака «Трясины» и ей нужно что-то повеселее. И потом названивала ему, напоминая о своей просьбе. И он написал.

Говорят, она перезвонила ему чуть ли не ночью со словами: «Ты гений». И сама же предложила, что это должен снимать Никита Михалков [27]. Во время церемонии открытия Московского кинофестиваля она передала сценарий Михалкову. Ему он понравился. Так появилась идея снять картину «Родня» (Как снимали фильм) [28].

Автор АЛЕКСАНДР КАЗАКЕВИЧ


Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице [29]
  • Мой Мир [30]
  • Facebook [31]
  • Twitter [32]
  • LiveJournal [33]
  • В закладки Google [34]
  • Яндекс.Закладки [35]
  • Memori.ru [36]
  • Сто закладок [37]
  • Одноклассники [38]