История создания фильма «Трясина»

Жанр: военный фильм, драма

Простая русская женщина Матрёна Быстрова потеряла на фронте мужа. Потом пропал без вести и старший сын. Младшего она решила спрятать до конца войны на чердаке. Но, спасая сына, она обрекает его на духовную гибель, себя — на муки совести… Частная история о матери дезертира вырастает до эпических масштабов, делая этот фильм одним из наиболее значительных и запоминающихся кинопроизведений о военном времени.
В ролях: Нонна Мордюкова, Вадим Спиридонов, Андрей Николаев, Валентина Теличкина, Валерий Носик, Владимир Гусев, Галина Микеладзе, Аркадий Смирнов, Вера Кузнецова, Николай Дупак, Иван Рыжов, Валентина Ушакова, Ирина Кораблёва

Режиссер: Григорий Чухрай
Сценаристы: Виктор Мережко, Григорий Чухрай
Операторы: Юрий Сокол, Михаил Демуров
Композитор: Михаил Зив
Художник: Константин Степанов
Серий: 2
Премьера фильма состоялась 29 октября 1978

"Трясина"

«Трясина»

Не только для Нонны Викторовны Мордюковой, для всех создателей фильма «Трисина» он станет одной из самых выстраданных и тяжелых картин. Никто не понимал, в чем дело. Почему у прославленного режиссера Григория Чухрая, человека с безупречной репутацией и авторитетом художника с мировым признанием начались трудности. Но они началась. Фильм вышел, но очень недолго шел по нашим экранам, а потом вдруг пропал с афиш, о нем перестали писать газеты, его не выпускали на фестивали. Словно его не было.

"Трясина"

«Трясина»

Ни на одну картину у Нонны Мордюковой больше не было таких тяжелых, можно сказать мучительных проб. Она ничего не понимала: у нее за плечами и «Молодая гвардия» (История создания фильма), и «Простая история», и «Чужая родня», и «Они сражались за Родину» (История создания фильма) и даже «Женитьба Бальзаминова» (История создания фильма). А тут проба за пробой, проба за пробой — и никакого ответа.

Она уже и шумела на съемочной площадке, и делала вид, что ее терпение кончилось. Но на самом деле ей хотелось сняться у Григория Чухрая в его новом фильме. Она обожала его «Балладу о солдате» (Как снимали фильм), «Чистое небо», «Сорок первый (История создания фильма)», обожала как зритель и теперь мечтала попасть на главную роль в фильме «Нетипичная история» — так вначале называлась кинокартина «Трясина».

А он все не говорил ни да, ни нет. Однажды она все-таки решилась подойти к нему: «Слушай, Григорий, вижу тебе не нравится, как я играю» И услышала в ответ: «Давайте попробуем еще раз». Еще одну пробу. И она снова согласилась.

Григорий Чухрай действительно сомневался в Нонне Мордюковой. Хотя он с самого начала думал о ней, как исполнительнице в этой картине главной роли, и даже сценарий писался специально «под Мордюкову», но что-то его смущало. Ему казалось, что она очень буквальна, что Матрена в ее исполнении слишком конкретна.

"Трясина"

«Трясина»

И кроме Мордюковой он пересмотрел десятки фотографий актрис, сделал бесконечное количество проб. На «Мосфильме» поговаривали что он вел переговоры с Ией Саввиной, которая могла бы сыграть принципиально по-другому. Собирались комиссии «Мосфильма», требовали от режиссера решения, а он перебирал фотографии, проводил часы в просмотровой, и в конце концов дал добро: снимаем Мордюкову.

Вся история «Трясины» началась с того, что кто-то из актеров принес Чухраю почитать заметку из «Комсомолки» о человеке, который 12 лет просидел в укрытии, скрываясь от мобилизации. И ему идея не понравилась. Он не захотел делать фильм о человеке с убогой душой.

Тем более ему, фронтовику, бравшему Будапешт, прошедшему всю Сталинградскую битву от первого до последнего боя в составе 33 стрелковой дивизии, было неприемлемо все, что связано с дезертирством, предательством своего народа в годы самой страшной в истории человечества войны.

Но почему-то тема его не отпускала. И он подумал, что эта история может звучать совсем иначе, если станет рассказом не о предателе, а о его матери, которая своей любовью, не желая ничего плохого, толкает сына в страшную пропасть, из которой нет возврата, и тем самым губит его душу и его жизнь.


"Трясина"

«Трясина»

Григорий Чухрай звонит молодому драматургу Виктору Мережко и просит написать сценарий в этом ключе, о том, как маленькая ложь тут же несет за собой ложь следующую, более мощную, и как потом вся эта лавина накрывает солгавшего.

Главные герои этой истории не были готовы к предательству изначально. К этому страшному решению они приходят отчасти случайно, отчасти стихийно.
И кажется, все их поступки в принципе можно объяснить. Пока шла война, Матрена Быстрова на фронте потеряла мужа, потом пришло письмо, что ее старший сын пропал без вести, как на заклание она сама везет в районный центр в пункт сбора призывников своего младшего.

И когда появляется малейшая возможность оставить его без войны, она пытается так и сделать. Все происходит как бы самой собой, как цепочка обстоятельств. Действительно, объяснение каждому поступку героя в фильме есть, а вот оправдания по шкале высших ценностей фронтовика Григория Чухрая — нет. Но одно он знал точно: предатель губит не только себя, но и все вокруг.

Снимать поехали в деревню Слатино под Загорском. Маленькая деревушка, где жили шесть стариков. За буханкой хлеба они ходили пешком за 12 километров к ближайшему магазину. В церкви, по традиции того времени — склад химикатов. Но в атмосфере того места было что-то настоящее, без чего такой фильм снимать нельзя.

"Трясина"

«Трясина»

Была возможность снимать без спешки и суеты, могли посидеть вечерами в долгих разговорах, обсудить своих героев. Конечно, все любовались Чухраем — это был красивый человек и вел он себя красиво — никогда ни о ком не отзывался плохо. И когда заходила речь о настоящей войне, которую он прошел, он никогда не шокировал окружающих страшными подробностями.

Смешные истории, все что может порадовать душу — пожалуйста. Но когда касалось кино — он был за беспощадную правду. Ему поэтому киночиновники запретили снимать фильм о Сталинграде. Сказали открытым текстом: нам ваша окопная правда не нужна. И именно эти люди сделали все, чтобы погубить «Трясину».

Валентина Теличкина помнит, как ее легко утвердили на роль, как режиссер советовал ей, какой должна быть прическа. Ему хотелось, чтобы Нина, которую играла Валентина Ивановна, напоминала Веру Марецкую в ее первых фильмах. А вот Мордюкой тихий и незлобный характер Нины в исполнении Теличкиной не нравился и она пыталась его переделать, говорила: в деревнях таких не бывает, что у них девчонки могли и бранное слово в разговор вставить, и послать если надо, а если надо, то и двинуть.

Валентина Теличкина мягко возражала, что сама знает достаточно и о сельских жителях и о том, какая речь у этих людей, и какие повадки. Увидев эту ситуацию между актрисами, Григорий Чухрай тут же настойчиво попросил Нонну Викторовну больше никем на съемочной площадке не режиссировать.
Правда у самой Валентины Теличкиной к Чухраю тоже были вопросы относительно Нины, но только другие.


"Трясина"

«Трясина»

Например, о том, почему она все-таки не дождалась своего любимого и еще до конца войны все-таки поверила письму, что он пропал без вести. Ведь если бы она выдержала это испытание, это выглядело бы, как сильнейшая история верности, и это был бы совсем другой образ. И услышала от режиссера неожиданное:
— А здесь все главные герои — предатели. Это фильм о предательстве и мне нужно показать его разновидности.

В душе актрисы до сих пор сохранилось внутреннее возражение такой трактовке ее героини. Но военный человек, Чухрай не понимал компромиссов в таких вопросах. Наверное еще и потому, что самому ему в жизни было дано познать настоящую верную любовь и долгий брак с Ираидой Павловной Пеньковой.

Когда шла работа на фильмом, сценарист Виктор Мережко рассказал Чухраю историю, как у них на хуторе стало известно, что настал день победы: утром прискакал полураздетый человек на коне прямо в кальсонах с факелом в руке и разбудил всех этой долгожданной новостью. Мы должны этот рассказ вставить в картину, тут же принял решение режиссер. Так в «Трясине» появился одна из самых пронзительных сцен мирового кино — Победа.

Среди тех, кого можно увидеть в фильме — Петр Ефимович Тодоровский. У его героя нет даже имени, но он нужен картине, ведь он как и Чухрай — фронтовик, такой же настоящий человек, которому веришь и когда он снимал фильмы как оператор, и когда он ставил картины как режиссер, и когда он появляся на экранах сам. Хотя это бывало очень редко. Например, у Марлена Хуциева «Был месяцы май» и здесь, в «Трясине».

"Трясина"

«Трясина»

Само название «Трясина» режиссеру было навязано. Он вспоминал, как это происходило: вмешалось главное политическое управление. Его начальник генерал Епишев усмотрел в название опорочивание памяти погибших в Великой Отечественной. Он лично звонил директору «Мосфильма» Сизову и кричал в трубку:
— Почему фильм называется «Нетипичная история», если еще Маркс утверждал, что искусстве должно быть все типично? Это название бросает вызов основным принципам социалистического реализма!

Чухрай согласился переименовать свой фильм в «Трясину» полагая, что это спасет картину.
Казалось, что все сложности они преодолели. В Госкино картину приняли хорошо, дали высшую категорию, выпустили на экран. Съемочная группа уже встречалась со зрителями. Начали с Казахстана. Каждый день проходило несколько показов и несколько встреч со зрителями. Ни артисты, ни режиссер ни разу не увидели в зале равнодушных глаз.

Хотя признаться честно, со зрителями еще таким языком не разговаривали. В Литературе уже появилась повесть Распутина на тему предательства «Живи и помни», но в кино… Надо было переварить в себе, что на экране ты видишь, как происходит разложение души. Как мать медленно сходит с ума от своей любви и своего поступка. Как заслуженное и такое возможное счастье солдата-победителя оказывается неполным…

"Трясина"

«Трясина»

В это время Мосфильм был завален анонимками, которые обвиняли группу в отсутствии патриотизма, очернительстве подвига нашего народа в великой войне. А Генерал Епишев утверждал, что в армии во время войны не было дезертиров. А также обижен «за нашу советскую мать». И выстраивал логическую цепочку: Мать, ассоциируется у нас со словом Родина. Показывая мать в отрицательном свете, Чухрай порочит нашу Родину.

В результате в «Красной звезде» появилась разгромная статья, убрали положительные рецензии на фильм, категорию фильма понизили, а на студии трудилась комиссия, выяснявшая, куда смотрели партийная организация и директор студии товарищ Сизов, позволившие снять столь вредный фильм.

И картина из репертуара исчезла. В итоге лента больше не была допущена к показу, на нее наложили так называемый «домашний арест» — это когда картину не разрешали вывозить на фестивали и продавать в другие страны. И уже после, казалось, достойного начала, картина легла «на полку». Фронтовик Чухрай был запрещен с картиной о войне.

Но Чухрай отказывался называть себя жертвой Системы. Считал себя не жертвой, а борцом. А борец он не только получает, но и наносит удары. В конце концов, говорил он, все его фильмы создавались в тяжелом и жестком споре с такими критиками, которые лгали каждым свои словом. Тоже были предателями. И его «Трясина» была и о них. И они это чувствовали.

"Трясина"

«Трясина»

Даже когда стали показывать фильмы с полок, с «Трясиной» в плане реабилитации не очень торопились. После запрета зрители увидели картину почти через десять лет, когда ее показали по телевизору. Показали в очень плохое время.

Но даже через годы, когда Григорию Чухраю вспоминали эту историю: как же так? Почему «Трясину» загубили, недооценили, могло ли вас это выбить из колеи?
Он удивлял своим ответом, потому что после трех ранений на войне он остался жив, мог работать, а значит все что происходило в жизни воспринимал как дары судьбы. В том числе и «Трясину».

Ведь в конечном итоге с картины был снят «домашний арест» с нашей «Трясины», ее купили японцы, хорошо приняли во Франции. И это через много лет после завершения съемок. У многих ли фильмов сложилась такая долгая и серьезная судьба?

А Нонна Мордюкова однажды подошла к Виктору Мережко и попросила написать специально для нее что-нибудь совсем другое. Она так устала от мрака «Трясины» и ей нужно что-то повеселее. И потом названивала ему, напоминая о своей просьбе. И он написал.

Говорят, она перезвонила ему чуть ли не ночью со словами: «Ты гений». И сама же предложила, что это должен снимать Никита Михалков. Во время церемонии открытия Московского кинофестиваля она передала сценарий Михалкову. Ему он понравился. Так появилась идея снять картину «Родня» (Как снимали фильм).

Автор АЛЕКСАНДР КАЗАКЕВИЧ


Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий