История создания фильма «Суета сует»

Жанр: комедия, мелодрама
Они прожили долгую совместную жизнь. Но неожиданное увлечение мужа другой женщиной сделало их совместную жизнь невыносимой. Однако разочарование в своей избраннице, тревога за судьбу дочери и простое чувство благодарности верной супруге по жизни обусловили его возврат в семью.

В фильме снимались: Галина Польских, Фрунзе Мкртчян, Леонид Куравлёв, Светлана Петросьянц, Анна Варпаховская, Сергей Иванов, Леонид Харитонов, Людмила Иванова, Яна Поплавская, Наталья Крачковская, Борислав Брондуков, Мария Виноградова

Режиссер: Алла Сурикова
Сценарист: Эмиль (Эмануэль) Брагинский
Оператор: Всеволод Симаков
Композитор: Богдан Троцюк
Художник: Валерий Филиппов
Премьера фильма состоялась: 29 октября 1979

"Суета сует"

«Суета сует»

 

Вспоминает Алла Сурикова:

С легкой руки Данелия

– Когда меня практически уволили со студии им. Довженко, я вновь поехала в Москву к Данелия, который в то время был художественным руководителем объединения комедийных и музыкальных фильмов. Георгий Николаевич предложил мне снять фильм «Суета сует» по сценарию Эмиля Брагинского, который до этого работал исключительно с Эльдаром Рязановым.

"Суета сует"

«Суета сует»

Это одновременно были и большая честь, и ответственность. Первоначально на главные роли в картине пробовались Людмила Гурченко и Олег Басилашвили. Хотя, что значит пробовались? Скорее, две мегазвезды пробовали меня, молодого режиссера. Басилашвили на пробы опоздал на два часа, Гурченко вся изнервничалась. Как позже выяснилось, параллельно он пробовался у Данелия в «Осеннем марафоне» (История создания фильма). Я поняла, что эта пара распадается, да и, если честно, осознавала, что для первой серьезной работы мне нужны не звезды, а актеры, с которыми я могла бы быть на дружественной ноге.

Так в картине появились Галина Польских и Фрунзик Мкртчян. Брагинский поначалу был против Мрктчяна (говорил, что не может произнести пять согласных подряд в его фамилии), но затем, увидев пробы, обмяк и даже специально под Фрунзика внес некоторые правки в сценарий (в частности, появился ставший крылатым диалог: «Сколько лет живешь в Москве, а не научился правильно говорить по-русски» – «Русский язык такой богатый, а я человек бедный»). С Польских и Мкртчяном на площадке мне было легко и комфортно, в дальнейшем мы стали с ними добрыми друзьями.

Я счастлива, что фильм «Суета сует» открыл для зрителей талантливую актрису Анну Варпаховскую (она сыграла роль Лизы-разлучницы). У Ани удивительная судьба: она родилась на Колыме от любви двух заключенных – замечательного театрального режиссера Леонида Варпаховского и дочери врага народа, певицы Иды Зискинд. Аня такие истории рассказывала!

"Суета сует"

«Суета сует»

Например, как ее отец по прихоти лагерного начальства ставил «Травиату». Когда Леонид Викторович резонно заметил, что без хора «Травиату» поставить невозможно, его «успокоили», что в лагерь вот-вот прибывает Эстонский хор в полном составе. И ведь привезли. И смешно, и страшно. Мы с Аней до сих пор дружим.

Ее судьба – история для отдельного кино. Мы даже нашли автора, который написал по ее воспоминаниям сценарий. К сожалению, как и любой творческий человек, многое в сценарий он добавил от себя. Это не понравилось сыновьям Варпаховского от первого брака, и они не дали разрешения на запуск сценария в работу. Не уверена, что когда-нибудь это произойдет.

После съемок в картине Аня родила сына Леню, и весь роддом бегал смотреть, похож ли он на Фрунзика Мкртчяна. Такое тогда было время, что актеров воспринимали как героев фильма. Андрюша Миронов мне рассказывал, что даже Брежнев после премьеры «Семнадцати мгновений весны» звонил актрисе Кате Градовой, сыгравшей радистку Кэт, и интересовался, все ли в порядке с ее малышом, не нужна ли какая помощь…

 

"Суета сует"

«Суета сует»

Сценарист Эмиль Брагинский:

Постановщик картины Алла Сурикова окончила Высшие режиссерские курсы, где занималась в мастерской Георгия Данелия, и ее интерес к комедии, по-видимому, не случаен. Уже на подготовительной стадии у нас возникло то, что принято называть вежливым словом «взаимопонимание». Мы договорились о главном: фильм «Суета сует» должен быть добрым, чуть смешным, порой печальным и, что особенно важно, правдивым.

Замысел картины сложился в типичных житейских обстоятельствах. Однажды мне пришлось присутствовать на свадебной церемонии в одном из столичных загсов. В то время, как заведующая поздравляла новобрачных, они имели неосторожность ступить на нарядный ковер машинной работы, занимавший бóльшую часть зала. «Сойдите с ковра», — изменившимся голосом, без паузы сказала заведующая и сразу же вернулась к поздравлениям…

Я подумал: а что, если рассказать о женщине, которая тысячи раз в году произносит одни и те же фразы: «Дорогие молодожены! Сегодня у вас самый счастливый день…»

Героиня сценария «Суета сует» Марина Петровна, годами великолепно справлявшаяся с такой ролью, вдруг оказалась в ситуации, к которой она не была подготовлена. Однажды в разгар рабочего дня, когда она находилась, что называется, «при исполнении», вошел ее собственный муж и, с трудом подбирая слова, объявил, что пришел просить развода…

"Суета сует"

«Суета сует»

Дома у Марины (Мариночки Петровны, как называют её почти все персонажи) – чистота и порядок. У творческой натуры, пианистки Лизы (прелестная работа Анны Варпаховской, актрисы в основном театральной) – кучи живописного хлама и сопровождающий каждое движение звон колокольцев (Это модно…). Засушенные цветы, колоски, аквариум, кошка… Завтрак в постель (фу, Борюся даже не умылся!).

Не без труда удалось выяснить, что роль сексапилки-Наташи сыграла Светлана Петросьянц. Список её киноролей жидковат; информации в Сети — никакой; недавно видела её в эпизоде «Нежданно-негаданно»…

Жаль – такая красавица, в духе Кабо, пожалуй, даже краше. Нашла мерзковатую историю в изложении новгородских журналистов:
…в новгородских эпизодах никакого актера Иванова не было и в помине! Всю его работу от начала и до конца выполнил обыкновенный шофер нашего таксопарка Олег Бобков.

 

"Суета сует"

«Суета сует»

…Особенно он сблизился с главной героиней Наташей, роль которой играла никому не известная Светлана Петросьянц. Она училась в Щукинском училище, и это была ее первая роль в кино. Едва в процессе работы выпадала малейшая пауза, девушка забиралась в машину к Олегу, и они вели долгие разговоры «по душам».

За всем этим ревниво наблюдал очень немолодой мужчина, входивший в состав администрации киногруппы. Пару раз он даже вмешивался в их уединение и всеми силами старался держать 19-летнюю Светлану подальше от такого же молодого Олега. Бобков долго не понимал причин такой странной ревности и однажды набрался храбрости прямо спросить девушку об этом:
— Наверное, это твой дедушка?

Света рассмеялась и поведала дублеру историю, которую он слово в слово помнит до сих пор, настолько его восхитила целеустремленность такой молодой девчушки:
— Понимаешь, — сказала Петросьянц, — вообще-то сначала эту роль предложили моей подруге по курсу. Этот, как ты говоришь, «старик» увез ее на выходные к себе на дачу, а потом вернул со словами, что она не подошла.

"Суета сует"

«Суета сует»

Потом он таким же образом «попробовал» еще одну девушку… И только тогда заметил меня. Сейчас я живу с ним в одном гостиничном номере (и это в пуританские 70-е годы!) и вынуждена его слушаться. Но ты не думай, такое не навсегда. Мне очень важно удачно сыграть в этом фильме. Если все сложится как надо, то меня вскоре пригласят на другие съемки. Там я познакомлюсь еще с каким-нибудь нужным человеком. А потом… Потом у меня появятся большие деньги, и я смогу сама выбирать себе режиссеров!

Программа-минимум Светланы Петросьянц, несмотря на целеустремленность начинающей актрисы, так и не осуществилась. Она была замечена в нескольких проходных ролях, а потом и вовсе исчезла с кино- и телеэкранов. Что стало с ней и чем занимается она сегодня — неизвестно. В общем, главная роль — роль «звезды» — ей явно не удалась. А жаль, красивая была девушка…

Вспоминает Алла Сурикова:

К тому времени, как начались съемки «Суеты сует», я была совершеннейшим новичком в кино. Что сняла до этого? Пару короткометражек, какие-то детские программы. Этому же фильму предстояло ввести меня в большой кинематограф. И я рада, что такое важное событие произошло в Новгороде, который я до сих пор считаю своей «альма-матер».

"Суета сует"

«Суета сует»

В фильме «Суета сует» улица, где живут родители таксиста Васи, называется Зелёной. На самом деле это улица Красилова. А дом, «засветившийся» на всю страну, стоит под номером 36. Я узнал его сразу. Нарядные наличники и игривая резьба по всему фронтону. Не дом, а терем-теремок.

Рассказывает один из нынешних хозяев дома:

— В 1978 году меня в Новгороде не было. А когда приехал, то нашего дома не узнал. Он был весь украшен узорными финтифлюшками, свежевыкрашен. Мать рассказала, что это сделали киношники. Нам украшение дома понравилось, и мы решили ничего не снимать.

Рискну не согласиться с классиком («Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»). По-моему, как раз наоборот. Ситуация из этого фильма вполне может быть проиллюстрирована словами Надюхи из «Любовь и голуби»: — Ну и пусть, что она была, разлучница.

"Суета сует"

«Суета сует»

Зато всё нам показала — как я тебя люблю, как ты меня любишь… Хотя герои фильмов «из разных социальных слоёв», говоря словами Раисы Захаровны.
Супруги отдохнули друг от друга, посмотрели на себя со стороны, доказали – себе и другим – что еще вполне могут нравиться. И вернули всё, как было: Хорошо там, где мы есть.

— Фрунзик Мкртчян — вроде такое ярко выраженное лицо кавказской национальности. Как он попал в фильм «Суета сует», который абсолютно о России, об этой действительности? Там Галина Польских… Я думаю, что по этой картине можно понять, как мы жили в те времена

Алла Сурикова: …когда не было вопроса, какой национальности твой муж или твоя жена.
— Всегда были эти вопросы.

Алла Сурикова: Нет, они не стояли. Они были, но не стояли.
— По крайней мере, в прессе не обсуждались.
— В прессе намекалось всегда.

"Суета сует"

«Суета сует»

Алла Сурикова: На улице не останавливали.

— Всё равно это был поступок. Пригласить Вы могли бы Будрайтиса, например, а пригласили Мкртчяна. Почему?

Алла Сурикова: Первая фраза в сценарии замечательного драматурга Эмиля Вениаминовича Брагинского, (ныне покойного, к огромному сожалению), моего «первоисточника» — я его так называла, потому что «Суета сует» была моя первая картина. Первая фраза в сценарии была такая. Муж приходит к жене в ЗАГС и говорит: «Марина, я пропал. Я, можно сказать, погиб, мне понравилась посторонняя женщина».

И я мысленно перебирала мужчину, для которого эти слова были бы естественными. Любой человек русский должен был бы встать на цыпочки, чтобы произнести, или как бы комиковать. А для Фрунзика, который приходил, всовывал свой нос в дверь и говорил, что он пропал, что ему понравилась посторонняя женщина, — было искренним. И я его вычисляла и вычислила.

Там пробовались замечательные артисты. Это была моя первая картина, и там было достаточно сложно с утверждением актеров. Перед этим он снялся, по-моему, это было перед «Мимино» (История создания фильма). Он снимался и у Ролана Быкова в картине «Айболит — 66» (Как снимали фильм). То есть знала, кого я приглашаю. Он действительно замечательный комедийный актер. Очень талантливый, умный, очень требовательный и очень знающий. И это внешне казалось, он такой раблезианец, поесть и выпить.

"Суета сует"

«Суета сует»

— Но глаза грустные.

А. Сурикова: Да, во-первых, грустные глаза. Во-вторых, это человек, который ставил в Армении «На дне» Горького, как режиссер. То есть в нем была та глубина, то знание жизни и та требовательность к себе, которая давала право ему играть кого угодно, в любой стране. К сожалению, его слишком любили. И поэтому он рано умер, он не мог отказать. У него больная печень, хотя он не был алкоголиком.

— А как складывался ансамбль с Польских?

Алла Сурикова: Замечательно. Они очень нежно относились друг к другу. Когда в финальной сцене Фрунзик возвращается к ней, и она ему пришивает пуговицу, у него слезы текли из глаз, потому что он насколько искренне и трогательно к ней относился, и проиграл эту ситуацию. По-моему, он был готов в финальной сцене на ней жениться, забыв горы Армении и навсегда переехав в Москву.

 


"Суета сует"

«Суета сует»

Эмиль сначала был против Фрунзика. Он не мог произнести его фамилию, пять согласных подряд, «мкртч». Но когда он его увидел, он его полюбил, и специально для него, понимая, что у него такой яркий армянский акцент, написал такую фразу (этого не было в сценарии): Галя Польских говорит: «Сколько лет живешь в Москве, а не научился правильно говорить по-русски». На что он говорит: «Русский язык такой богатый, а я человек бедный». Вопрос об акценте был снят.

Алла Сурикова: «Фрунзик не любил дубли. Мы же с оператором, страхуясь, снимали обязательно два-три дубля (советская пленка — самая ненадежная в мире — могла в любом месте дать брак). Лишь в одной сцене Мкртчян был неутолим к себе и требователен к нам — в сцене прихода его героя к новой молодой жене. Сцена заканчивалась долгим поцелуем. Он, видите ли, искал «вариант» поцелуя. На седьмом дубле запротестовала его партнерша Анна Варпаховская.

Вспоминает Анна Варпаховская: Фильм «Суета сует» снимался легко и весело. Было много юмора. У меня ведь это была первая картина, наверное, поэтому и осталось ощущение праздника!

"Суета сует"

«Суета сует»

Я была молоденькой, хорошенькой, всего 25 лет. Пришла однажды на съемку, а режиссер и говорит: «Будем снимать сцену, где твоя героиня и Борюсик целуются». Я смущалась жутко. Один дубль, второй, третий. Весь день меня мучили, а Мкртчян всё недоволен, жалуется: «Да она целоваться по-настоящему не умеет!» Эта сцена в фильм не вошла, и только потом я поняла: Фрунзик настаивал потому, что ему очень понравилось целоваться.

Кстати, когда у меня только родился сын Леня, на экраны вышла «Суета сует». Я лежала в родильном отделении, а женщины из всех палат прибегали посмотреть, похож ли мой сын на Фрунзика Мкртчяна. Знаете, после премьеры молва нас сразу поженила. Мне еще долгое время передавали для него приветы, спрашивали, как он поживает, были уверены, что мы муж и жена.

Алла Сурикова: «Суета сует», можно сказать, дала мне путевку в жизнь. Я получила за картину приз «За лучшую режиссуру» на той же «Молодости», много поездила с ней по стране. Зрители ее оценили: 30 миллионов просмотров за премьерную неделю – это дорогого стоит. Кстати, привозила фильм и в Киев. Качанов подходит: «Вы, Аллочка, теперь со мной, наверное, даже чарочку не выпьете». Да Бог вами, говорю. Если бы не вы, я бы никогда не уехала в Москву и не сняла бы ни эту картину, ни, надеюсь, еще много других. В общем, посмеялись над прошлым. Знаете, все горькое со временем, к счастью, забывается, остается только хорошее и смешное.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий