Иосиф Хейфиц — Долгожитель в кино

Фильмы ИОСИФА ХЕЙФИЦА — «Ветер в лицо» (1930), «Полдень» (1931), «Моя Родина» (1933), «Депутат Балтики» (1936), «Член правительства» (1939), «Его зовут Сухэ-Батор» (1942), «Малахов курган» (1944), «Во имя жизни» (1946), «Драгоценные зерна» (1948), «Огни Баку» (1950), «Весна в Москве» (1953), «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек» (1958), «Дама с собачкой» (1960) «Горизонт» (1961), «День счастья» (1963), «В городе С.» (1967), «Салют, Мария» (1971), «Плохой хороший человек» (1973), «Единственная» (1975), «Ася» (1977), «Впервые замужем» (1979), «Шурочка» (1982), «Подсудимый» (1986), «Вспомним, товарищ!» (1987), «Вы чье, старичье?» (1988), «Бродячий автобус» (1989), «Рядовой случай» (1993)

Иосиф Хейфиц

При всём отличии фильмов Хейфица разного периода его творчества — как в жанровом, так и тематическом отношении — есть некоторые особенности — в сумме составляющие почерк этого мастера. В его картинах заметно стилистическое единство и за счёт этого признака разобщённость фильмов Хейфица во времени — между созданием первой и появлением последней картины лежит 60 с лишним лет — не сказывается на целостности творческого почерка этого мастера.

Иосиф Хейфиц

Иосиф Хейфиц

На экране течёт жизнь и разыгрываются человеческие драмы — драмы любви и ненависти, интриг и нелепых и роковых поворотов судьбы.
Но в финале своих картин режиссёр стремится высказать главную мысль и подвести обобщение всему тому, что нам показывали в течении фильма.

Фильмы Хейфица в начальный период его творчества, в то время, когда он ставил фильмы в соавторстве с Александром Зархи — затрагивают жизнь советской страны и те исторические изменения в судьбе нашей родины, которые в общем — то нашли отражение и в мировой истории. Все эти картины о революционных или героических событиях (в том числе и на трудовом фронте), несут на себе явную печать злободневности для своего времени.

Герои, действующие в них, в первую очередь связаны общественными отношениями. В фильмах этого периода в первую очередь затронуты профессиональные проблемы, звучит призыв к действию на фронтах строительства новой жизни. Непосредственна и миссия этих фильмов — воспитывать зрителя на примере ярких судеб героев картин.


Иосиф Хейфиц

Иосиф Хейфиц

В ранних своих фильмах Хейфиц в содружестве с Зархи пытается воссоздать на экране широкую панораму жизни, даже где-то эпическую картину. С годами — от фильма к фильму режиссёр суживает действие до частной человеческой драмы, но — парадокс — за личным и интимным открывается общечеловеческая драма, несущая в себе не менее широкое обращение к зрителю; ставящая перед ним вечные вопросы о смысле существования.
В эволюции своего творчества Хейфиц постепенно переходит от показа человека в масштабах общественной жизни к сфере личного в жизни человека.

Менялся облик отечественного экрана – менялись и фильмы Хейфица.
Важную роль в его картинах и в начальный период и в последующие годы служил внешний фон на котором разыгрывалось действие.

В первых своих картинах, без участия Зархи, Хейфиц ещё не слишком отделяет жизнь страны от жизни своих героев. Они в первую вовлечены в построение новой жизни и общественные интересы диктуют их поведение на экране. Появляются и характерные актёры в фильмах Хейфица. Такие герои актёра Алексея Баталова как Саша Румянцев в «Деле Румянцева» (Как снимали фильм),и Владимир Устименко в фильме «Дорогой мой человек» – прежде всего думают не о личном, а о всенародном.

Большая семья

Большая семья

Начались 1960 — е гг. и с приходом этих стремящихся выйти за пределы привычного понимания жизни, метафизических в своём мироощущение лет экран Хейфица тоже расширяет границы своего возможного. В его картины входит философское, экзистенциальное содержание. В картинах этого времени ощущается дух человеческого порыва искания и осмысления себя как будто уже «там» — за порогом земного существования. Герои всё чаше всматриваются в незримое как в переносном смысле слова, так и буквально – появляются долгие кинематографические планы природных пейзажей и воздушного пространства, отвлечённое выражение в лицах персонажей фильмов.

Начало 1960 — х (период «оттепели»): на лицах — словно до той поры неизведанное и несказанное счастье, всё наполнено и дышит надеждой. И целая жизнь впереди. Долгая счастливая жизнь — без иронии. «Дама с собачкой» (Как снимали фильм), «Горизонт», «День счастья» – вот фильмы этого периода.

Низость, малодушие и откровенно трусость и — с другой стороны — благородство так часто противопоставляются в фильмах Хейфица. Это и «Большая семья» и уже названные «Дело Румянцева»,»Дорогой мой человек», «День счастья» и т.д.

Дело Румянцева

Дело Румянцева

Начиная с 1960 и в последующие годы, режиссёр расширяет художественные возможности своих произведений, а с ними меняются и технические приёмы съёмки: так, к примеру, для передачи изменения во времени и в характере героя, он использует приём единой точки съёмки, где вначале в кадре маленькая дочь главной героини, а спустя годы она уже молодая девушка, говорит те же самые слова и на том же самом месте, но уже с другой интонацией (фильм «Впервые замужем»).

Или небо над головой героя, снятое с одной точки – мы видим главного персонажа фильма «Ася» в перспективе прожитого – вот он сейчас в Германии, а вот он уже спустя какое – то время на родине – в России. Камера взметнувшись в небосвод, возвращается на землю – а за это время изменился сам герой.

Дорогой мой человек

Дорогой мой человек


C какого то момента в творчестве режиссёра появляются новые мотивы. Возможно, началом этого стал фильм «В городе С.» по рассказу Чехова «Ионыч», где запечатлён трагизм человеческого существования, когда человек постепенно лишается не только иллюзий, но и цели и смысла жизни. «Крылья то у меня выросли, да лететь вот некуда», — говорит тургеневская Ася.

Конечно же, богатый материал режиссёру давали те классические литературные произведения, которые он переносил на экран.
Похожие мотивы отчаяния и разочарования в жизни и осознания собственной беспомощности и у героя О. Даля Лаевского в «Плохом хорошем человеке».

Тяготеющий рок над человеком, сулящий ему либо счастье, либо несущий крах его надеждам – едва ли не главное, что интересует Хейфица как художника. Может быть поэтому он обращается к произведениям Чехова,Тургенева, экзистенциальной прозе Павла Нилина.


Будущее счастье и обретённую любовь на года, может быть навсегда сулит финал картины «Дама с собачкой», где Гурову как путнику в ночи горит из окна огонёк любви, где его ждут. А счастье было так возможно, утраченная любовь — вот что собой представляет противоположный сюжет тургеневской «Аси».

Дама с собачкой

Дама с собачкой

Фильм «Шурочка» созданный режиссёром в 1982 году, по сути своей осуждает насилие и подавление человека человеком. Бессмысленная до отупения муштра игрубые нравы армии на фоне трепетных отношений поручика Ромашова и чужой жены Шурочки. За пафосом фильма ещё не чувствуется критика современной Хейфицу жизни, перенесение им реалий времени описанных событий из повести Куприна на сегодняшний день. Но угадывается страстный возглас приближающейся эпохи гласности — «Так жить нельзя!».

Под конец своей жизни и долгого творческого пути Иосиф Хейфиц ставит три картины, в которых показана вся оборотная сторона советской жизни и чувствуется его прощание с героическим прошлым, которое он так воспевал в начале своей жизни.

Эти три фильма – «Подсудимый», «Вы чьё, старичьё?» и «Бродячий автобус» — оставляют после себя противоречивое чувство того, что в целом мастерски снятые ленты, обнаруживают одно и главное свойство – в них нет оптимизма, а есть лишь безысходность и непроглядность светлого. И закрадывается мысль, что режиссёр поддался модной в то время тенденции показывать неприглядные стороны советской действительности, при этом, в прочем, в отличии от других не расставаясь с гуманистическим пафосом своих картин.

Впервые замужем

Впервые замужем

Как и любой настоящий художник, Иосиф Хейфиц скорее всего прожил интересную, сложную и не без внутренних сомнений жизнь – об этом могут свидетельствовать хотя бы его картины. Но можно сказать с полной уверенностью, что его творчеством руководила истинная любовь к искусству, любовь к человеку.

Что интересно схожие по тематике фильмы Хейфица созданные им подряд или с небольшим промежутком вышедшие по порядку на экран, были в практике режиссера и до «Депутат Балтики». «Член правительства», «Его зовут Сухэ — Батор» фильмы на историко — революционную тему, о заслуженных …. , созданные в период с 1930 по 1942 год.

Единственная

Единственная

«Помню, на съемках фильма «Член правительства» Вера Марецкая замечательно сыграла один трудный эпизод.

Ситуация такова: от ее героини ушел муж, а брат мужа является к ней с определенными намерениями. И когда она выясняет цель его визита, у нее начинается приступ хохота. Получилось это у Марецкой предельно искренне и заразительно.

Но тут оператор шепнул мне на ухо, что не ручается за качество съемки. Надо бы, мол, повторить. Марецкая огорчилась, понимая, что второй раз у нее так уже вряд ли получится. Но если надо, то надо. Только для надежности она попросила меня встать сбоку и в нужный момент показать ей смешную рожу.

Я действительно выкинул какой-то фортель, и она расхохоталась не хуже, чем в первый раз. В этот момент оператор сообщает мне, что в разгар эпизода у него кончилась пленка. Ситуация прямо-таки скандальная. Я осторожно подхожу к Вере Петровне и с извинениями даю ей понять, что придется все повторить еще разок.

Она попросила меня показать ей в нужный момент что-нибудь еще более смешное, пусть даже на грани приличия. Не стану раскрывать, на какое ухищрение пошел я, чтобы рассмешить Веру Петровну. Скажу о главном — в третьем дубле она, кажется, превзошла себя. Даже осветители хохотали так, что вышки со светом тряслись.»

И.Е. Хейфиц


Источник

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий