История фильма «Серёжа»

Жанр: мелодрама, семейное кино, экранизация
Экранизация одноименной повести Веры Пановой.

В дом пятилетнего Серёжи пришёл новый папа — Коростылёв (Сергей Бондарчук), человек серьёзный, ласковый, умный. Теперь Серёжа стал обладателем велосипеда, предмета зависти всех мальчишек. А потом появился маленький Лёнька, Серёжин братишка. Целыми днями мама (Ирина Скобцева) занималась с Лёнькой, и впервые Серёжа почувствовал себя одиноким, заброшенным. А тут ещё мама с Лёней и Коростылёвым собрались ехать в Холмогоры, куда Коростылёва перевели работать, а Серёжу из-за больного горла оставляют с соседкой тётей Пашей. Серёжа чувствовал себя глубоко несчастным. В день отъезда он старался не показать своего горя, но слёзы, катившиеся по щекам, выдавали его. В последний момент, когда машина ужен тронулась, Коростылёв не выдержал и взял Серёжу. И вот Серёжа уже в кабине рядом со всей своей семьёй.

Мама пятилетнего Сережи вышла замуж — и теперь у мальчика появился новый папа и лучший друг Коростылев, который помогает мальчику решать маленькие, но очень важные проблемы…

В фильме снимались:Борис Бархатов, Сергей Бондарчук,   Ирина Скобцева, Сережа Метелицын, Юра Козлов ,   Любовь Соколова,   Василий Меркурьев, Александра Панова, Николай Сергеев, Кларина Фролова-Воронцова, Алёша Доценко, Наташа Чечёткина

Режиссеры фильма: Георгий Данелия, Игорь Таланкин
Сценаристы: Георгий Данелия, Вера Панова, Игорь Таланкин
Оператор: Анатолий Ниточкин
Композитор: Борис Чайковский
Художник: Валерия Нисская
Премьера фильма состоялась:12 августа 1960

Награды:
Большой приз «Хрустальный глобус» на МКФ в Карловых-Варах-60;
Первая премия на Международной встрече фильмов для юношества в Канне-60;
Приз «Золотая головка Паленке» на Межд. смотре фестивальных фильмов в Акапулько-60;
похвальный отзыв за лучшую постановку на МКФ в Стратфорде-61;
приз «Золотой Лавр» (США, 1961);
Почетные дипломы на МКФ в Ванкувере-96 и Салониках-61.

Лучший фильм 1960 года по опросу журнала «Советский экран».

Серёжа
Грани таланта

Я хорошо знаю семью Данелия. Давно знаком с его матерью Мери Анджапаридзе, с Верико Анджапаридзе, с Михаилом Чиаурели. Я познакомился с ними в самом начале моего пути в кино. Когда я начинал, Георгий Данелия был еще мальчиком. И я никак не мог подумать, что пройдут годы и мы будем работать вместе.

Я знал, что Данелия закончил архитектурный институт. Но когда он оставил свою профессию и поступил на Высшие режиссерские курсы, это было, пожалуй, закономерным: большую роль сыграл здесь климат его кинематографической семьи.

Серёжа

В 1959 году Данелия и Таланкин предложили мне сыграть роль Коростылева в их первом фильме «Сережа». Моя актерская судьба складывалась в то время не очень удачно, и, честно говоря, я без особого энтузиазма принял их предложение. Они были тогда совсем молодыми ребятами, не очень-то искушенными в режиссуре, и я вел себя с некоторым превосходством. Помню, я опоздал на съемки в Краснодар. Как только я появился на площадке, ко мне подошел Данелия и сказал строго: «Как вы, народный артист, могли опоздать на съемку к молодым режиссерам!» Эта способность говорить без пиетета самые резкие слова — одна из главных черт Данелия-человека. В нем заложено огромное чувство правды и справедливости, чувство товарищества и дружбы. При таланте это воистину неоценимые качества.

Отрывок из фильма «Серёжа» — Дядя Петя, ты дурак?


Таланкин и Данелия. В свое время я пытался понять, почему сошлись два этих человека. После «Сережи» их пути в искусстве разошлись, они снимают очень разные фильмы, но тогда они работали удивительно дружно. Где-то они обращались и ко мне за помощью, и я с радостью помогал им. Но это не была опека над молодыми, это было настоящее содружество.

Когда «Сережа» был готов, нашлось немало критиков, не сумевших в полную меру оценить его достоинств. Сам факт, что фильм повезли в Карловы Вары, многим казался удивительным. А между тем показ картины на фестивале вылился в настоящее событие. Маленькая скромная лента получила Большой приз фестиваля. Я был свидетелем начала и первого триумфа молодых режиссеров.

Серёжа

Возвращаясь к сегодняшним дням, скажу, что оба они не поддались соблазну первого успеха и выросли в настоящих художников. А сколько молодых режиссеров, не менее удачно дебютировавших в кинематографе, не могли впоследствии оправдать связанных с ними надежд!

Серёжа

Творческий процесс — вещь сложная, особенно в таком искусстве, как кинематограф. Создавая произведение, художник всегда идет от некой идеальной модели, от мысленного образа. И, как правило, эта модель крайне редко бывает идентична конечному результату деятельности — самому произведению искусства. Необходимо определенное мужество, чтобы признать, что ты не сумел полностью осуществить свой замысел, нужно определенное время, чтобы осмыслить причины, помешавшие тебе. В конце концов, нужно постоянное недовольство собой. Когда человек восторгается тем, что он сделал, — это плохо.

Предельно критическое, даже беспощадное отношение к сделанному является, пожалуй, самой сильной чертой характера Данелия, и в этом, на мой взгляд, заключается источник его роста как художника. Данелия снял девять фильмов. Не много, но и не мало. Во всяком случае, этого достаточно, чтобы сказать: в нашем кино нет другого такого режиссера, как Данелия. Его дарование удивительно органично, к тому же он наделен совершенно неповторимым пластическим видением. Когда-то мне довелось посмотреть раскадровки Данелия к фильму «Сережа».

Каждый режиссер рисует кадры своего будущего фильма, но его раскадровки поразили меня. Передо мной был не просто абрис будущего фильма — передо мной был настоящий фильм, только созданный с помощью карандаша и бумаги. Каждый персонаж в этом фильме имел свою индивидуальность, судьбу, характер, свою собственную линию поведения. Меня поразило не столько мастерство Данелия-рисовалыцика, не столько его умение быть предельно точным в передаче мимики человеческого лица и пластики человеческого тела, сколько неповторимость и оригинальность его художественного видения, какой-то мягкий юмор, озаряющий светом удивительной доброты и человечности все созданные им образы.

С. Бондарчук. 1982

Серёжа

Дебютная дипломная работа гениального Г. Данелии, который позже снимет еще много интересных фильмов, удалась.

Истории из жизни маленького пятилетнего мальчика, некоторые смешные, некоторые очень милые, некоторые заставляют прослезиться от обиды, — все они показывают становление характера Сереженьки.

Боря Бархатов неподражаем в этом фильме. Он как будто сам переживает все эти ситуации. Особенно запомнились его глаза, полные отчаяния, житейской мудрости и одновременно детской беспомощности в сцене с дядей Петей. Это ж надо так сыграть в 5 лет! Современная Пуговка (Катя Старшова) ему в подметки не годится. Последовательно, эпизод за эпизодом Сережа проходит свой путь к счастливой жизни, он создает ее своими руками (тут показательна сцена с татуировкой). Но когда, казалось бы, вот оно — счастье — «Хормогоы», его останавливают.

Серёжа

Жизнь ребенка все-таки в родительских руках, и здесь уже все зависит от родителей, от их отношения к ребенку. Именно в этот момент выясняется, что мама, как бы она ни любила сына, не понимает его, не хочет понять. Зато появляется УМНИЦА Коростелев (гениальный Бондарчук), который видит, что «брат» заслуживает право выбора ровно столько же, сколько этого заслуживают взрослые. Обожаю Коростелева, обожаю Сереженьку… Пересматриваю четвертый раз и плАчу, плАчу, плАчу… Умели же раньше снимать!.. Фильм о взрослом ребенке, решающем серьезные проблемы.

Удивительно добрая история о детстве маленького Сережи. Мир глазами ребенка. Житейские ситуации, в которых каждый узнает частичку своего детства. Очень трогательный фильм, который смотрится на одном дыхании. А эпизод с дядей Петей, который дал ребенку пустой фантик наверняка помнят многие.

Отношения между детьми, катание по очереди на велосипеде, подражание взрослым, шалости — детство 60-х.

Серёжа

Но не все так гладко: отца (Коростелев стал мальчику настоящим отцом), отправляют на работу в отдаленный район, при том, что недавно появился на свет новый член семьи. И молодая семья вынуждена уехать, но пока оставив Сережу, в силу ряда причин. Переживания маленького мальчика, семья которого столкнулась с трудностями, его непонимание взрослых проблем — все берет за душу.

С первой же хвастливой фразы «А у меня есть сердце!» понимаешь, каким немного наивным и добрым будет кино! Но, как оказывается, в нем вовсе не «глупая» наивность, а исключительно любознательность. Смотришь на Сережу, а видишь себя… маленького. И эти его проблемы… Детские, но с которыми почему-то в наше время большинство взрослых совладать не в силах.

А как играет этот ребенок, Боря Бархатов! Да Джони Депп дважды позавидует его игре. Это личико, при виде которого сердце сжимается, а от улыбки весна расцветает! Как он передает происходящее… Ну не кино, а жизнь созерцаешь! И Сергей Бондарчук в роли добряка Коростелева! Не чудесник ли?

Серёжа

В картине прекрасно отображен менталитет взаимоотношения русских детей и их отношения ко взрослым. Любишь, не любишь, коль старше — значит проявляй уважение. Но что говорит Коростелев в сцене, когда Сережа называет дураком гостя своей мамы, сыгравшего с ним злую шутку-обманку? Все правильно говорит: «Ну, помилуй, за что он должен уважать такого олуха? не по какой педагогике нельзя взыскивать парня за то, что дурака назвал дураком!». Конечно, перегибать тоже не стоит. А то в наше время такое огромное количество идиотов любых возрастов, что диву даешься.

А персонаж Сережи? Будучи, казалось бы, еще совсем маленьким, Сережа многое понимает лучше и правильнее старших. Ребенок вынужден решать помимо своих, еще и навеянные взрослыми, настоящие проблемы! Как же хорошо, что у него такой прекрасный отчим. Иначе стало бы горе его детству.

Мир глазами пятилетнего ребёнка. Преступно было бы, если бы затея режиссера не оправдалась, но, в таком случае, фильм был бы снят сейчас и на многобюджетной основе.

Читала книгу Веры Пановой, и перед глазами постоянно был пухлогубый малыш с наивными добрыми глазами, который стал жить с новым папкой. А папка-то как его полюбил! И зверюгу купил- обезьяну, и «велисапет» они поехали покупать, и раздолбали Серёжке «велисапет» в первый же день взрослые мальчишки…

А как Серёжка гордился папкой Коростелёвым на экране! И даже отец, когда всей семьей собирались в Холмогоры, чуть ли не больше матери переживал что парнишку надо оставить.

Фильм о детстве и настоящей мужской дружбе.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий