История создания телепередачи «Кинопанорама»

До 1960-х годов существовало достаточно много телепередач, посвященных киноискусству: программы по истории кино, «Новости кино», творческие портреты известных режиссеров, операторов, актеров, передачи о зарубежном кинематографе.

В 1960-е годы самой интересной из них стала «Кинопанорама», которая в течение многих лет занимала первые места в рейтинге телепередач и программ Центрального телевидения СССР. Она стала тележурналом, цель которого — показывать панораму кинематографической жизни, воспитывать у зрителей художественный эстетический вкус, руководствуясь которым они могли бы ориентироваться в потоке отечественной и зарубежной кинопродукции.

«Кинопанорама»

Личность ведущего «Кинопанорамы» во многом определяла ее стиль и популярность, так как форма тележурнала, состоящего из отдельных страничек-рубрик, не всегда связанных тематически, требовала авторского комментария. Создатели программы стали убеждать Зиновия Гердта в том, что ведущим должен быть именно он и обязательно в кадре.

21 октября 1962 года в эфир вышел первый выпуск «Кинопанорамы». Началась передача после вступительного слова ведущего с представления нового фильма «Молодо-зелено», которое включало в себя показ фрагментов фильма и интервью с постановщиком картины К. Воиновым и актером Ю. Никулиным. Далее З.Гердт перешел к рубрике «На съемочных площадках страны», где показывались съемки фильма «Мой младший брат» по произведению В. Аксенова, и другого фильма «Коллеги».



Зиновий Гердт

Зиновий Гердт

Отдельная рубрика была посвящена творчеству тех людей, которые находятся «за кадром» — был показан сюжет «Пластический грим». Серьезное внимание уделяли и неигровому кино. В первом выпуске зрители познакомились с новым документальным фильмом А. Калашина «Мексика, которую мы любим». Стремясь привлечь внимание зрителей к творчеству начинающих кинематографистов, в выпуске была представлена курсовая работа студента ВГИКа Э. Климова «Жиних». Затем шел сюжет «Кинодокументы эпохи» — были показаны рабочие моменты съемок фильмов «Броненосец «Потемкин» (История создания фильма), «10 дней», «Чапаев» (История создания фильма).

Ведущий «Кинопанорамы» Зиновий Гердт, работая в театре и в кино, не мог регулярно принимать участие в передаче. Время от времени ему приходилось выезжать из Москвы на гастроли и съемки. В 1963 году он провел всего три выпуска. Поскольку «Кинопанорама» не записывалась, приглашали других ведущих: О.Табакова, И. Саввину, Т. Лаврову.

Но частая смена ведущих не могла не повлиять на интерес зрителей к только что созданной передаче. Еще более отрицательную роль сыграло то, что некоторые выпуски проходили вообще без ведущего. С конца 1964 года «Кинопанорама» перестает выходить в эфир. В сентябре 1965 года в связи с проведением 1 съезда Союза кинематографистов СССР «Кинопанорама» вернулась на экран, но уже в 1966 году из нее ушел З.Гердт. И в «Кинопанораму» пришел Алексей Каплер, ставший ее постоянным ведущим на 6 лет.

А.Я. Каплер — кинодраматург и автор многих сценариев, отлично владел кинематографическим материалом, был живым классиком советского кино. Все выпуски «Кинопанорамы» он вел от первого лица. К.Б. Маринина вспоминает: «Этот тогда уже не молодой человек, рассказывая о событиях кинематографической жизни, вовсе не думал о том, как бы получше выглядеть на экране.

Алексей Яковлевич КАПЛЕР


Он не улыбался зрителям, не пытался их расположить к себе. В середине какого-то рассказа он мог вдруг сказать: «Ах ты, господи, забыл название! Оно было у меня где-то записано, но не могу найти запись.

Ну ладно, потом найду и скажу, а вы пока посмотрите фрагмент фильма». И вот — покорил всех! Секрет его обаяния заключался в предельной естественности существования перед камерой, а зрительское доверие к нему основывалось на том, что он очень хорошо знал все, что касалось киноискусства. Была в нем еще, конечно, тайна- тайна личности, тайна таланта.

Она-то и приковывала к себе зрителей. Он мог позволить себе говорить вещи совершенно неожиданные. Был случай, когда, представляя фильм, А.Я. Каплер вдруг сказал: «Да, чтобы не забыть — когда едете за город, берите с собой хлеб или крупу, чтобы покормить птиц». И никто не удивлялся, что это говорится в «Кинопанораме». Иногда он рассказывал анекдот или происшествие, которое случилось с ним недавно. Он разговаривал со зрителями так, как разговаривают в узком дружеском кругу, где можно и отвлечься от темы, делясь мыслью, которая пришла в голову именно сейчас.



Я. Каплер видел успех «Кинопанорамы» в прямой трансляции в эфир, в том, что она создавалась на глазах у зрителей. В этот период передача сохранила традиционные рубрики: «Новый фильм», «Творческие портреты», «Творчество молодых», «Читая титры фильма», «Документальное кино», «Зарубежная хроника». При А.Я.Каплере появилась рубрика «Наш архив», демонстрировавшая кадры кинохроники и фрагменты первых художественных фильмов. А.Я. Каплер считал очень важным «познакомить телезрителей с шедеврами мирового киноискусства, рассказать о духовных ценностях, что лежат недвижимо в хранилищах киноархивов…»( Каплер А.Я. Загадка королевы экрана. — М., 1979. — с. 81.)

«Кинопанорама» начала выходить в записи лишь с 1970 года, когда ведущему стало сложно справляться с возникающими в эфире накладкам.

В 1972 году А.Я. Каплер уходит из «Кинопанорамы», объясняя это тем, что у него не остается времени на литературную работу. Но была и другая причина — готовить «Кинопанораму» было очень сложно. Ведущий же подключался к созданию только на последнем этапе и многое переделывал. Возникал конфликт с создателями. Рассказывает К.Б.Маринина: « на каком-то этапе мы в каких-то позициях разошлись с А.Я.Каплером И дело не в том, что мы поссорились, а в том, что мы не сошлись в каких-то оценках.

Эльдар Рязанов

Эльдар Рязанов


Один раз мы провели передачу, второй раз, и я сказала. Алексей Яковлевич! Вы такая крупная личность, что должны вести эту передачу. Но, поскольку мы не совпадаем, я придумаю другую, а Вы продолжайте вести «Кинопанораму» После 1972 года следовали попытки найти ведущего (В.И. Коршунов, Ю.В. Яковлев, О.Н.Ефремов, Р.Я.Плятт и др.). Рубрика «Наш архив» и «Ответы на письма», предложенные Каплером, с его уходом исчезли. Обе они вернулись на очень короткий срок во время ведения «Кинопанорамы» Г.А. Капраловым. За этот период был всего один тематический выпуск «Кинопанорамы», посвященный 60-летию ВЛКСМ в 1978г.

Особенностями этого периода выхода программы являлись: четкая структура передачи, относительное постоянство ведущих, регулярность выхода в эфир (1 раз в месяц), установленная продолжительность передачи в 90 минут, практическое отсутствие тематических выпусков.

Новый взлет «Кинопанорамы» связан с приходом в 1979 году на место ведущего Эльдара Александровича Рязанова — кинорежиссера, постановщика фильмов, интересного собеседника. Он обладал талантом общения, профессиональными знаниями, широким кругозором, личным обаянием.

"Кинопанорама"

«Кинопанорама»


Рассказывает К.Б.Маринина: « Э.А.Рязанов завоевал расположение зрителей мгновенно после 3-ей, 4-ой передачи. А вы знаете чем? Я поняла, что на телевидении самое главное естественное существование… Эльдар Александрович человек необыкновенно умеющий разговаривать со зрителем. Понимаете… это особый дар уметь разговаривать со зрителем, чтобы они Вас слушали. Это определяется даже не той суммой знаний, которая у человека есть, а по той способности к контакту…. Вот. У Эльдара Александровича был, кроме знаний, дар контакта».

Рязанов был не в состоянии вести все выпуски программы. Вторым ведущим становится кинокритик и драматург Д.А.Орлов, который готовил выпуски в содружестве с режиссером М.Р.Добросельской. Отдельные выпуски вели и другие ведущие — Н.Н. Губенко, С.А. Герасимов. Постепенно из передачи уходят оба ведущие.

«Кинопанорама» в эпоху перестройки становилась комплиментарной, показывала зрителям только удачи и открытия, упуская провалы и срывы. Она порой не оправдывала надежд зрителей и оказывалась поверхностной. Передача иногда приобретала тон серьезного разговора, как например, в выпуске с участиемЮ. Нагибина и А. Плахова. (редактор Г.Лучай).

С. Фарада, Е. Васильева,  В. Гафт, Л. Филатов

С. Фарада, Е. Васильева, В. Гафт, Л. Филатов


Пик популярности «Кинопанорама» уже миновала, получались лишь отдельные удачные выпуски. После ухода Рязанова началась опять частая смена ведущих. Наиболее заметны были выпуски с ведением кинокритиков А.Плахова и Ю.Гладильщикова. Рубрики остались неизменными. Много передач посвящалось Всесоюзным и Международным фестивалям. В рамках «Кинопанорамы» ежедневно готовились специальные выпуски «На Московском международном кинофестивале». Готовилось много тематических выпусков (про мультипликационное кино, фильмы для детей, военную тему в кино).

Последующий период «Кинопанорамы» связан с именем В.И. Мережко, пришедшим в программу в феврале 1989 года. Именно благодаря ему передача продержалась еще 6 лет. Редактором большинства выпусков этого периода была С.С.Ялович, редактором и режиссером другой бригады была И.С.Лесневская. В.И.Мережко прекрасно разбирался в кинематографе, был обаятельным и элегантным.

Хотя некоторые передачи вели и другие ведущие. Сохранились все основные рубрики, к прежним фестивальным выпускам добавились выпуски о Нике, Созвездии, Кинотавре. В это же время у «Кинопанорамы» появились конкуренты на телевидении. Время требовало перемен, а «Кинопанорама» существенно не менялась. Результаты поиска новых форм были не очень впечатляющими. На время появлялись рубрики «Самый скандальный фильм», «Экспресс-информация». Уделялось много внимания молодым кинематографистам.

Но такую информацию зритель мог получить и из других программ, и в 1990-е годы «Кинопанорама» перестала упоминаться в рейтинге телевизионных передач. А в декабре 1995 года возникла новая сетка вещания ОРТ-канала, и «Кинопанорама», как и многие другие программы исчезла из эфира.

«Кинопанорама» существовала 33 года, сменилось, как отмечала К.Б.Маринина в интервью радиостанции «Эхо Москвы» 17 апреля 2005 года, более 53 ведущих, индивидуальность каждого во многом определяла лицо «Кинопанорамы». Знакомство с закадровыми профессиями, со съемочными процессами, с самими актерами во многом определяло интерес зрителей к передаче. В течение длительного времени «Кинопанорама» была одной из самых популярных и необходимых передач для зрителей. Она давала важную информацию о кинематографе, помогая понять происходившие изменения, формировала художественный вкус зрителей.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий