Виталий Мельников — Негромкий чемпион

Советский и российский режиссёр. Фильмы: «Начальник Чукотки» (1966), «Мама вышла замуж» (1969), «Семь невест ефрейтора Збруева» (1970), «Здравствуй и прощай» (1972), «Ксения, любимая жена Федора» (1974), «Старший сын» (1975), «Женитьба» (1977), «Отпуск в сентябре» (1979), «Две строчки мелким шрифтом» (1981), «Уникум» (1983), «Чужая жена и муж под кроватью» (1984), «Выйти замуж за капитана» (1985), «Первая встреча, последняя встреча» (1987), «Царская охота» (1990), «Последнее дело Варёного» (1994), «Царевич Алексей» (1997), «Луной был полон сад» (2000), «Бедный, бедный Павел» (2003), «Агитбригада «Бей врага!» (2007),»Поклонница» (20012)

Виталий Мельников

Виталий Мельников




Режиссер, сценарист.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1977); Народный артист РСФСР (1987).
Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1952, мастерская С.Юткевича, М.Ромма).

Виталий Мельников

Виталий Мельников

Родился 1 мая 1928 в селе Мазаново Амурской области.
Снимал игровые и н/п фильмы («За новые луга и пастбища», «В колхозном клубе», «Новая мелиоративная машина» и др.), был вторым режиссером. С 1963 — режиссер к/ст «Ленфильм», с 1989 — художественный руководитель киностудии «Голос» («Ленфильм»).

В фильмографии мэтра десятки работ известных разным поколениям зрителей. Ведь снимать Мельников начал в далеких пятидесятых. Хотя, как он сам говорит, стал режиссером благодаря чуду. Он был сыном репрессированного и жил с матерью в ссылке. Когда окончил школу, решил поступать во ВГИК.

Виталий Мельников: «Там сидели Эйзенштейн, Герасимов и другие крупные режиссеры. Когда они увидели мой аттестат зрелости, потрясение было еще больше. Бумаги в то время не было и поэтому на обложке консервных банок это было сделано. Там был рыбозавод — единственное место, где была бумага. Таким образом, первое, что они увидели, было написано: «муксун в томате». Ниже было написано «аттестат зрелости».

Виталий Мельников

Виталий Мельников

Дебютировал как режиссер в 1965 фильмом «Барбос в гостях у Бобика». Но настоящим режиссерским его дебютом стала картина «Начальник Чукотки» (Как снимали фильм). На традиционном историческо-революционном материале была разыграна героическая комедия, в которой слышались и пародийные и даже водевильные ноты. Дебют получился оригинальным, ярким, мастерским.

Мельников из сибирской деревни на Иртыше, где прошло его военное детство. Он не растворил своей народной самобытности, естественности, цельности, человечности, контактности ни в стенах столичного вуза, ни в ленинградской кинематографской среде сумев эти личные качества переплавить в особенности творческого поведения, в принципы режиссерской профессии. Великолепный рассказчик, насмешник, импровизатор

Конечно, отсюда особая манера его кинорассказа, где печаль пополам с весельем, насмешливостью с чувствительностью, наблюдательность с преувеличением. Не по тому ли так непросто определить жанр его фильмов: комедия с элементами драмы, или драма с элементами комедии, или жанр под названием «кино Виталия Мельникова»?! Не от того ли он глубже и органичнее многих других «прочел» загадочного Вампилова в «Старшем сыне» и «Отпуске в сентябре», «Утиной охоте».


Виталий Мельников

Виталий Мельников

Конечно отсюда замечательная актерская раскованность на съемочной площадке, когда исполнители удивляют самих себя, являются эдакими знакомыми незнакомцами. Например, Олег Даль — Зилов («Отпуск в сентябре»), Станислав Любшин — бульдозерист Федор («Ксения — любимая жена Федора»), Олег Ефрремов — Виктор («Мама вышла замуж»). Евгений Леонов — кларнетист Сарафанов («Старший сын»).

Незабываемые мельниковские женщины, героини его фильмов, выбранные им так, точно они родились для этих ролей, — Штукатурщица Зина, мама неожиданно вышедшая замуж, Люсьены Овчинниковой; Ксения, любимая жена, Аллы Мещеряковой, птичница Александра Людмилы Зайцевой, Агафья Тихоновна, вечная невеста, Светланы Крючковой.

Виталий Мельников

Виталий Мельников

Его персонажами, такими узнаваемыми, простыми, живыми, как чеховскими, можно населить целый город, с пригородами и ближайшими деревнями. Семья, дом эти непременные «участники» мельниковских фильмов были частью большого социального, советского мира.

Из него, при всей его прозаичности, режиссер извлекал поэтическое, при всей его бесчеловечности — человеческое. Он крепко держался за современность в сценариях Ю. Клепикова, В. Валуцкого, В. Мережко. Лишь изредка изменяя ей с классикой: ранняя проза Ф. Достоевского — «Чужая жена и муж под кроватью», комедия Н. Гоголя «Женитьба»

Обращение к прошлому в фильме начала 1880-х годов «Две строчки мелким шрифтом» оказалось закономерным. История завладевала вниманием режиссера. Его фильмы 1990-х годов «Царская охота» и «Царевич Алексей» — это екатерининская и петровская Россия. Это жанр исторической костюмной мелодрамы. И если в него всмотреться и вслушаться это тоже «кино Мельникова», где лирик скрывается под маской бытописателя, философа-историка, психолог-жанриста.

Фильмы Виталия Мельникова отличает хорошая драматургия. По словам самого режиссера, стоящий сценарий — важнейшая часть фильма. Ну, и, конечно, актеры. К ним у мэтра особое отношение.

Виталий Мельников: «Я люблю актеров, знаете почему? Потому что у них жизнь тяжелая и подневольная. Они зависят от той литературы, которую им предложат. От режиссера. Я стараюсь с самого начала дать возможность актеру почувствовать, что он наравне с нами со всеми делает картину, а не выполняет чье-то приказание».

Своего актера Мельников чувствует «кожей». Когда начал работать в игровом кино, то снискал славу открывателя «звезд». Наталью Гундареву, она пришла к нему, едва закончив училище, он выбрал сразу.

Небольшая роль в фильме «Здравствуй и прощай» стала началом пути великой актрисы. А в полюбившемся миллионам фильме «Старший сын» впервые на экране запел Михаил Боярский.


Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий