История создания фильма «Тегеран-43»

Жанр: исторический фильм, шпионский фильм
Широкоформатный фильм. По заданию гитлеровского руководства в Тегеран накануне переговоров глав правительств трёх держав проникает группа нацистских агентов во главе с профессиональным убийцей Максом Ришаром с целью подготовить террористический акт. Советским разведчикам, среди которых Андрей Бородин, предстоит обеспечить гарантию и безопасность переговоров. Через сюжет фильма проходит история любви Бородина и француженки Мари Луни.
В фильме снимались: Игорь Костолевский, Наталия Белохвостикова, Ален Делон, Курд Юргенс, Армен Джигарханян, Альберт Филозов, Николай Гринько, Жорж Жере, Клод Жад, , Всеволод Санаев, Нартай Бегалин
Режиссеры: Александр Алов, Владимир Наумов
Сценаристы: Александр Алов, Владимир Наумов, Михаил Шатров
Оператор: Валентин Железняков
Композитор: Моисей (Мечислав) Вайнберг
Художники: Владимир Кирс, Евгений Черняев
Премьера фильма состоялась 8 июля 1981

«Тегеран - 43»

«Тегеран-43»

В фильме снимались три международные звезды: Ален Делон (в роли французского инспектора полиции), Клод Жад (она также играла в другом советском фильме, «Ленин в Париже») и Курд Юргенс, который сыграл здесь свою последнюю роль в кино.

Лейтмотив фильма — ставшая впоследствии известной песня «Une vie d’amour» в исполнении Шарля Азнавура.

Charles Aznavour — Une Vie D’amour

Владимир Наумов: «Конечно, присутствие Делона в картине очень помогло её успеху. 100 миллионов билетов было продано у нас в России, это колоссальное количество, это был рекорд в том году. Картина получила главный приз на Московском международном фестивале и ещё много призов самых разных. Очень хорошо прошла во Франции и была продана во многие страны мира».

«Тегеран - 43»

«Тегеран -43»


Через много лет вышел документальный фильм «Воспоминания о создании фильма „Тегеран-43“». Как вспоминает Владимир Наумов, — из-за невозможности провести съёмки в Тегеране были специально построены макеты жилых кварталов в одном из московских павильонов.

Существуют свидетельства, что немцы действительно пытались провести в Тегеране операцию по уничтожению «Большой тройки», и она была блокирована советской разведкой.

Когда создавался сценарий фильма, был поставлен вопрос: если допустить, что покушение было бы возможным, то как бы оно могло осуществиться? И был сделан вывод, что в посольство можно было бы проникнуть, воспользовавшись канатами — каналами системы водоснабжения, которая в Тегеране существенно отличается от других городов мира.

«Тегеран - 43»

«Тегеран-43»

Часть съёмок фильма проходила в Баку, старинные здания которого внешне схожи с домами в Тегеране.
Наталия Белохвостикова сыграла в фильме три роли — роль переводчицы Мари, ее дочери Натали, а также ее матери (в сцене детских воспоминаний Мари). Роли Мари в детстве и похожей на неё девочки в самолете исполнила дочь Наталии Белохвостиковой и режиссера фильма Владимира Наумова.

Привлечение такой звезды, как Ален Делон наверняка коммерчески укладывалась в оба светлых режиссерских лба. Сто миллионов билетов было продано в России, это было по тем временам колоссальное количество, однако по правде говоря, фильм не имел финансового успеха в других странах.

В то время, Делон как раз закончил сниматься в фильме «Лекарь», у него была небольшая пауза в работе, посему он согласился исполнить роль инспектора Фоша, сотрудника Интерпола. Хоть роль была небольшая, но он решился таки, исходя видимо из своих личных соображений. Сообщение о том, что Ален дал согласие засветиться в советской киноленте, вызвало огромную шумиху во французской прессе.

«Тегеран - 43»

«Тегеран-43»

Был пик его популярности и каждые подробности о нем вызывали шквал эмоций. Отдельные сцены снимались во Франции. Было назначена съемка на Елисейских полях. Делон посоветовал перенести ее в «более тихое место». Режиссеры отмахнулись и решили по быстрому все отснять. В тот день в Париже шел дождь и все нормальные люди сидели по домам. Начали готовить съемку, а Делон и другие актеры терпеливо ждали команды в одном из близлежащих домов.

Вдруг все резко изменилось. В мгновении ока перестал лить дождь, Делон стоит себе преспокойно у подъезда, а вокруг начинает собираться, мгновенно расти огромная толпа. Все стоят и смотрят на него. Снимать уже было невозможно. Потом он рассмеялся и сказал « – Я же говорил. Вам придется заменить Елисейские поля или … заменить актера».

«Тегеран - 43»

«Тегеран-43»


Владимир Наумов вспоминает Делона, как актера с которым было интересно работать. Он зарекомендовал себя, как очень высокого профессионала, способного на лету схватить и тут же воплотить замысел режиссера. В работе был момент, когда пришлось работать без переводчика. Он просто не поместился в машину со всем оборудованием и пришлось посадить его в другую машину.

Никто, конечно не знал французского, ровно, как и Ален, русского. Пришлось общаться на языке жестов. Актер не растерялся и продемонстрировал свое умение выходить из неудобных ситуаций. Многие сцены снимались в ГДР – в Берлине и маленьких городках в районе Магдебурга. Здесь воссоздавалась Германия 1943 года и Швейцария.

Ездили в Баку, где снимали Тегеран военных лет. Также остановки были в Лондоне и Париже. Старую часть города, с лавчонками, с мастерскими, маленькими кофейнями, базаром снимали на «Мосфильме», в павильоне № 9. Ален Делон приезжал в гости в Москву. Его тогда сопровождала Мирей Дарк. Фильм заработал три награды.

Главный приз Всесоюзного кинофестиваля 1981 года, золотой приз Московского кинофестиваля и приз общества «Родина» МКФ. Инспектор Форш окажется для Делона трамплином в «Шкуру полицейского», потом он даст железное «Слово полицейского» и станет совсем «Неукротимым». И не надо «Будить спящего мента», … а не то он «Уберет троих»


«Тегеран-43»

«Тегеран-43»


Но жизнь торжествует

«Тегеран-43». В самом названии фильма — обозначение исторического события. В 1943 году в иранской столице состоялась встреча Сталина, Рузвельта и Черчилля. Известно, что именно тогда, в пору Тегеранской конференции, гитлеровскими секретными службами готовилось покушение на глав трех союзных держав.

По планам Гитлера оно должно было переломить ход второй мировой войны. Покушение удалось предотвратить. О том, как это происходило и как спустя почти сорок лет давние «тегеранские события» отозвались в наших днях, рассказывает фильм режиссеров А. Алова и В. Наумова.

Итак, события фильма ведут к раскрытию зловещего замысла и его пресечению. Но еще до погружения в отдаленное прошлое в фильме возникает и другой рассказ. Это «тегеранское дело», всплывшее в наши дни. В сегодняшнем Париже некий загадочный «клиент» адвоката Легрэна предлагает распродажу секретных документов, связанных с тегеранским покушением,—кинопленку, мемуары предполагавшегося убийцы, тайные циркуляры гитлеровской разведки.

«Тегеран - 43»

«Тегеран-43»

И тотчас ажиотаж прессы, «респектабельный» аукцион «тегеранских документов» прерывают выстрелы. Как видно, и по сей день строжайшее «табу» наложено на имена, факты, обстоятельства, связанные с тегеранским покушением. Кто же готовился стрелять «вчера»? И кто выстрелил сегодня? Кто сегодня так страшится гласности, преследует, шантажирует, затыкает рот пулей и в конце концов стирает следы былого, похищая все документы?..

Мы возвращаемся в прошлое, чтобы узнать об этом. Весь фильм как бы скользит по двум рельсам: как было тогда? Что происходит сейчас? Два временных пласта и обе сюжетные линии связаны одним «тегеранским делом», одними и теми же главными героями и одной сквозной политической темой—темой разоблачения терроризма, его губительного воздействия на сегодняшний мир, его идеологии, его кровного, а вернее, «кровавого родства» с фашизмом.

Такова политическая фабула «Тегерана-43». Но сама по себе она еще не создает представления о характере фильма. Давайте вернемся к его началу и постараемся вообразить самое первое впечатление зрителя от картины.

«Тегеран - 43»

«Тегеран-43»

Прежде всего он увидит известного западногерманского актера Курда Юргенса, играющего адвоката Легрэна. Звучит французская речь, мы в Париже на пресс-конференции. Журналисты спрашивают, кто же таинственный клиент Легрэна, пускающий на распродажу секретные документы? Оказывается, он здесь, в зале. С кресел, кутаясь в шарф, прикрывая лицо от нацеленных фотообъективов, поднимается мрачный субъект (в котором мы узнаем актера А. Джигарханяна).

Он—один из главных участников готовившегося покушения, как раз тот, кто должен был выстрелить. Но почему именно сейчас, после стольких лет молчания, он решился предать огласке тайны «тегеранского дела»? «Клиент» начинает объяснять, но в это время в него стреляют из угла зала. Мгновенно заслонившись каким-то господином, профессионал-убийца отвечает смертельным выстрелом.

И сразу—парижские тротуары, толпа прохожих, из дома уже выносят носилки, подъезжает полицейская машина, из которой торопливо выходит инспектор Фош (Ален Делон)… Прошли считанные минуты, а мы уже целиком погружены в напряженную атмосферу сюжета. И режиссеры тем временем успели решить несколько профессиональных задач, от которых во многом будет зависеть успех фильма.

«Тегеран-43»

«Тегеран-43»


Прежде всего эффектный и динамичный ввод в картину, абсолютная достоверность атмосферы, представление известнейших актеров, их превосходная сыгранность. И этот уровень, взятый с первых кадров, станет камертоном всего произведения.

Реальность нескольких парижских минут продолжится насыщенным действием, вместе с героями фильма мы окажемся в реальном потоке жизни—в водовороте нью-йоркских улиц и на берегах Москвы-реки, на площадях сегодняшнего Лондона и в узких улочках старого Тегерана 1943-го, на борту авиалайнера, захваченного сегодня террористами, и в ночных кварталах оккупированного Парижа, тогда, в 1943-м.

Эта достоверность всей фактуры фильма (оператор-постановщик В. Железняков) даст нам ощущение абсолютной подлинности событий, настолько убедительной, что авторы, не фальшивя, не поступаясь художественной правдой, введут в документальные кадры, показывающие тегеранскую встречу в верхах, персонажей своего фильма, снимут их «под хронику», смонтируют с кинодокументом.

«Тегеран - 43»

«Тегеран-43»

С деловой, производственной точки зрения фильм «Тегеран-43» — копродукция «Мосфильма» (СССР), «Про Дис Фильм АГ» (Швейцария) и «Меди-терране Синема» (Франция). В творческом же, режиссерском воплощении он слитен, органичен, целенаправлен. Принципиальное значение имеет здесь интернациональный ансамбль актеров, встретившихся на необычайно остром, современном политическом материале.

Среди ярких и, право же, необычных для нас актерских дуэтов—Наталия Белохвостикова и Ален Делон, Армен Джигарханян и Клод Жад, Жорж Жере и Альберт Филозов… Причем очень важно, что западные кинозвезды не просто блистают на небосклоне «Тегерана», а с полной отдачей работают на выражение идеи, политической и художественной концепции фильма.

Существенна в фильме роль, сыгранная Курдом Юргенсом. Поначалу для адвоката Легрэна вся «тегеранская история» не более чем деловая операция, убийца и подонок Макс Ришар не более чем «клиент», а тегеранские документы лишь предметы сенсационного аукциона. Но атмосфера насилия, шантажа, разнузданных угроз, мгновенно окружившая эту сделку, заставляет его по-иному взглянуть на события.

«Тегеран - 43»

«Тегеран-43»

И вместе с озадаченностью, страхом, тяжким недоумением в респектабельном господине пробуждается осознание глубокой ненормальности и агрессивности мира, в котором ему хотелось бы существовать лишь корректным адвокатом.

Совершенно иного человека рисует нам Ален Делон, выступая в весьма необычном для себя амплуа инспектора полиции. Мы привыкли встречать этого популярнейшего актера скорее в ролях предприимчивых, хладнокровных, «блистательных» преступников. Здесь же перед нами страж закона, смелый, открытый, по-настоящему обаятельный человек.

Не только по долгу службы, а умом и сердцем он сознает всю опасность терроризма, обуявшего западный мир, борется в меру своих сил, с горечью понимая, как трудно здесь оказаться победителем. По-настоящему драматична сцена встречи в аэропорту инспектора Фоша с нацистским преступником Шернером, которого власти вынуждены освободить из тюрьмы в обмен на заложников, захваченных террористами.

Шернер еще в тюремных наручниках. Инспектор полиции, напротив, с оружием. Но таково ли реальное соотношение сил? «Если бы до моего освобождения остался час,—скажет Макс Шернер,—я бы все равно сам вышел из тюрьмы, чтобы доказать, что мы сильны».

«Тегеран - 43»

«Тегеран-43»

Нацист Шернер (А. Филозов) и профессиональный убийца Макс Ришар (А. Джигарханян) олицетворяют в фильме ту грозную и преступную силу, которая ворвалась в современный мир под личиной терроризма. Но у каждого из них есть своя фашистская родословная. Молодость их, послужной список давних убийств, преступлений, похищений мы узнаем в Тегеране 1943 года.

Сегодняшний Ришар—уже вышедший из игры, полусумасшедший маньяк, подписавший себе смертный приговор тем, что он решил заработать на «тегеранских тайнах». Но еще более страшен Шернер, пришедший проводить его на тот свет,—вурдалак, с бескровным, изуродованным шрамами лицом, сумевший и в подполье и за тюремными решетками выжить, сохранить позиции, остаться «при деле».

Кто же стоит за ними сегодня? Выстрелы на набережной Сены, гибель героя Алена Делона—это они. Громилы с автоматами, врывающиеся в салон пассажирского авиалайнера,—это они. Девица в нью-йоркской толпе, предупреждающая Легрэна, что его в любую минуту может прикончить «любой» прохожий, верзила, поднимающийся от столиков в парижском кафе для того, чтобы через секунду раздавить грузовиком женщину, которая «много знает», мрачные молодчики, «дамы» и «господа», подслушивающие, прослушивающие, влезающие по указке в постели, в форточки, в души,—это все они, в разных обличьях и дьявольских превращениях…

«Тегеран - 43»

«Тегеран-43»

А за рамками сюжета «Те-герана-43»—это и взрыв в Болонье, и расправы американских расистов, похищения, тайные приговоры и казни, это парализованные бессилием и наглым шантажом правительства, службы безопасности, это мир, засыпающий и просыпающийся в страхе, это необъявленная, но ведущаяся полным ходом война. Это террор…

Я сознательно не говорил пока о двух главных исполнителях в картине «Тегеран-43» —о Наталии Белохвостиковой и Игоре Костолевском, о людях, которых они нам показали. Вместе с образами француженки Мари и советского разведчика Андрэ (случайно встретившихся в 1943 году в Тегеране, переживших многие опасности и внезапно расставшихся на целые десятилетия, практически навсегда) в фильм входит тема необычайно важная, принципиальная для его смысла и для его окрашенности тем человеческим теплом, которое приближает весь этот рассказ к сердцу зрителя. Это личная история.

История любви.

В целом потоке западных кинолент, обращенных к насилию, терроризму, преступной коррупции, тотальному подавлению человека, подобная тема, как правило, отсутствует. Фильмы эти всегда имеют брутальный оттенок. Человек в них—жалкий, беспомощный винтик в игре могущественных и темных сил. И с особой тщательностью, а порой и с «черным юмором» нам показывают обычно конечное торжество зла, когда вслед за загнанной жертвой погибает и преследователь, ставший теперь нежелательным свидетелем, а за ним и другой «по очереди» и третий… Один за другим валятся, как беспомощные винтики, «свидетели», «очевидцы»…

«Тегеран - 43»

«Тегеран-43»

В «Тегеране-43» под натиском жестоких, немилосердных событий гибнет любовь, возможность счастья двух людей. Но это любовь! Она свершилась. Стала красотой, духовной ценностью посреди страшного, грозного, как пороховой погреб, города, где на кривых улочках могут прирезать, задушить, изрешетить пулями и действительно душат, топят, травят.

Она, эта любовь, навсегда осталась в памяти Мари и Андрэ. Как и зловещие «тегеранские документы», она хранилась под спудом десятилетиями и вдруг стала новым, последним свиданием двух теперь уже старых людей. С поразительной силой это выражает Наталия Белохвостикова в сцене их встречи в старой парижской церкви…

Так в фильме «Тегеран-43» возникает могучая антитеза злу, бесчеловечности, террору. Да, живучи вурдалаки, оборотни-волки, с которыми режиссеры встречались еще в «Легенде о Тиле», шернеры и ришары, вчерашние гитлеровцы, сегодняшние террористы, неовыродки и необандиты… Но неистребимы любовь, добро, человеческая память!

И возрождение, неугасимость, вечность этого начала для авторов фильма — и в образе дочери Мари, которую мы встречаем в сегодняшнем Париже (пусть и ее любовь, самую возможность любви успели тоже настичь пули убийц!), и в удивительном видении маленькой девочки (это новая, вновь родившаяся на нашей земле Мари!), возникающем перед глазами Андрея Бородина, и в лирическом апофеозе фильма, когда на документальных кадрах, показывающих величайшие потрясения, трагедии и катаклизмы века, звучит как доминирующий контрапункт песня Шарля Азнавура—лирическая тема героев фильма, тема побеждающей любви.

Обратившись к одной из самых злободневных политических проблем, А. Алов и В. Наумов сказали то, что они хотели сказать. И как крупные мастера нашего кино, как великолепные профессионалы, сумели сделать это свежо, по-новому, по-своему, создав острополитический и ярко зрелищный фильм, пронизанный человечностью.

Андрей Зоркий
«Советский экран» № 5, 1981 год
стр. 2-3

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий