- Ностальгия по советскому - http://1001material.ru -

История создания фильма «Сталкер»

Жанр: драма, научная фантастика, экранизация
Андрей Тарковский сказал о фильме «Сталкер» так: «Я готовился к фильму всю жизнь, снимал его два года».
В этой ленте, снятой по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», действие происходит в некой запретной Зоне, где, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания.
К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам, о которых предпочитает не говорить. А ведет их туда Сталкер — проводник по Зоне — то ли юродивый, то ли апостол новой веры…
Фильм «Сталкер», созданный гением Андрея Тарковского, стал одной из этапных картин в мировом кинематографе.
В фильме снимались: Николай Гринько [1], Александр Кайдановский [2], Наталья Абрамова, Анатолий (Отто) Солоницын [3], Алиса Фрейндлих [4], Файме Юрно
Режиссер: Андрей Тарковский [5]
Сценаристы: Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, Андрей Тарковский
Оператор: Александр Княжинский
Композитор: Эдуард Артемьев
Художник: Сергей Бочаров
Премьера фильма состоялась 19 мая 1980

Сталкер [6]


Через шесть лет после Сталкера рванул четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС… Этот последний фильм, снятый Тарковским на родине, вообще полон предвидений и предсказаний. Ровно 20 лет назад «Сталкер» впервые вышел на экраны.

На съёмках фильма "Сталкер" [7]

На съёмках фильма «Сталкер»

…В одной не названной ни Стругацкими, ни Тарковским стране внезапно образовалась Зона… Возникла Загадка и вместе с ней люди, желающие ее познать. Появился и Сталкер. По Стругацким, это мародер, продающий загадки Зоны праздношатающимся туристам. По Тарковскому, это проводник, чей крест — водить сюда заблудшие души с целью их возможного исцеления.

…Со времени выпуска «Сталкера» в Зону неослабевающего зрительского внимания прошло двадцать лет. Почти никого из основных создателей фильма, увы, не осталось в живых. Лежит на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа великий русский художник Андрей Тарковский. Ушла из жизни его жена Лариса, работавшая на «Сталкере» вторым режиссером.

Трагически погибла в огне монтажер Людмила Фейгинова. Нет с нами блистательных кинооператоров Георгия Рерберга, начинавшего снимать «Сталкера», и Александра Княжинского, его впоследствии переснявшего. Умерли исполнители главных мужских ролей — выдающиеся актеры Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько…

Один из немногих «уцелевших» создателей «Сталкера», звукорежиссер Владимир Иванович Шарун, склонен думать, что долгие и мучительные съемки «Сталкера» повлияли на состояние здоровья некоторых членов съемочной группы и ускорили их безвременную смерть… Впрочем, обо всем по порядку.

«Невыносимый» Тарковский

— К Тарковскому не пошел бы работать случайный человек, — вспоминает Владимир Шарун. — Все понимали, что это за Личность. С одной стороны, боялись его высоких требований. С другой стороны, производство картин Тарковского иногда сильно затягивалось, а за простои кинематографистам не платили даже в советские времена.

На съёмках фильма "Сталкер" [8]

На съёмках фильма «Сталкер»

И самый главный «минус» Тарковского — то, что этот великий художник стремился делать все сам. На «Сталкере» он был ведь еще и художником-постановщиком. В кадре каждая травинка уложена его руками. Когда я согласился работать на «Сталкере», мои коллеги предупреждали меня: «Учти, когда начнется перезапись и дело дойдет до печати копии, у тебя будут большие неприятности. В последний момент ему взбредет что-то в голову, и он заставит тебя все переделывать».

«Сталкер» — Тема

Из воспоминаний композитора Эдуарда Артемьева:

— Первая встреча с Тарковским — а она произошла еще на «Солярисе» — меня озадачила. Он заявил, что ему нужна не музыка, а музыкально организованный звукошумовой ряд.

Вдобавок он сообщил, что лучшего композитора, чем Вячеслав Овчинников, который написал для него партитуру «Рублева» и «Иванова детства», он себе не представляет. Чувство неуверенности в себе не покидало меня, пока я работал с Тарковским. В каждой картине я как бы держал экзамен и старался изо всех сил…

Тарковский и НЛО

— Тарковский безоговорочно верил в чудеса, — продолжает Владимир Шарун. — Свято верил в наличие «летающих тарелок» и даже утверждал, что видел одну из них у себя в имении, в Мясном, в Рязанской области. Переубедить его было решительно невозможно. Никаких сомнений в существовании инопланетян Тарковский не допускал. Кстати, все это прекрасно сочеталось у него с верой в Бога, он ведь наизусть знал Евангелия от Матфея и от Луки и цитировал их абзацами.


На съёмках фильма "Сталкер" [9]

На съёмках фильма «Сталкер»

Благодаря страсти Тарковского ко всему нездешнему в группу как-то попал человек по имени Эдуард Наумов. Он популяризировал фильмы о паранормальных явлениях, устраивал лекции на эту тему и даже отсидел в советской тюрьме за продажу «левых» билетов на эти сборища. Группа Тарковского помогала ему чем могла.

Однажды Наумов показал нам один из фильмов. В нем участвовала известная в ту пору экстрасенс Нинель Сергеевна Кулагина. Во время войны она стрелком-радистом летала на штурмовике, вместе с пилотом ее сбили немцы. Затем она вышла замуж за этого пилота и родила троих детей. После третьих родов она открыла в себе способности к телекинезу — двигала предметы взглядом.

На экране Кулагина в окружении похожих на ученых людей сидела за прозрачным столом — чтобы предотвратить обвинения в симуляции. На столе были зажигалка, ложка, что-то еще. Лицо у Кулагиной потемнело от напряжения, она принялась немигающе смотреть на зажигалку, и та «пошла» под ее взглядом. Тарковский внимательно посмотрел эту пленку Наумова, после чего сразу же произнес: «Ну что ж, финал у „Сталкера“ есть!»

На съемках никаких экстрасенсов у нас не было. Стакан, который должен был перемещаться в пространстве под полубезумным взглядом дочери Сталкера, мы обвязали серой «невидимой» ниткой и тянули за нее по столу. Я пытался руководить этим захватывающим процессом, но Тарковский прогнал меня, отправив записывать лай собаки, и тянул стакан самолично.

На съёмках фильма "Сталкер" [10]

На съёмках фильма «Сталкер»

Мытарства «Сталкера»

— «Сталкеру» не везло. Судьба у картины была какая-то странная. Был такой продюсер Гамбаров из Западного Берлина. Он обладал правами на прокат фильмов Тарковского в мире и снабжал его дефицитной в ту пору пленкой «Кодак». Для съемок «Сталкера» он прислал нам какой-то новый, только что разработанный тип «Кодака».

Оператором «Сталкера» был тогда Георгий Рерберг, снявший с Тарковским «Зеркало». Но случилась беда. На «Мосфильме» отказала артезианская скважина и не было специально требуемой для проявки артезианской воды. Нам ничего об этом не сообщили, но материал не проявляли в течение 17 дней. А пленка, когда она отснята, но не проявлена, регрессирует, теряет чувствительность и прочие свои качества.

На съёмках фильма "Сталкер" [11]

На съёмках фильма «Сталкер»

Одним словом, весь материал первой серии оказался в корзине. Плюс к этому — я говорю об этом со слов самого Андрея — Тарковский был уверен, что ему подменили пленку. Тот новейший «Кодак», присланный Гамбаровым специально для «Сталкера», похитили, и какими-то судьбами он оказался в руках одного очень известного советского кинорежиссера, противника Тарковского.

А Андрею дали обычный «Кодак», причем об этом никто не знал, потому и проявляли его в другом режиме. Сам Тарковский считал это происками врагов. Я все же думаю, что это была обычная российская безалаберность.

Во время просмотра отснятой и испорченной пленки произошел скандал. В зале сидели Тарковский, Рерберг, оба Стругацких и жена Тарковского Лариса. Вдруг один из братьев Стругацких повернулся от экрана к Рербергу и наивно спросил: «Гоша, а что же это у вас ничего не видно?» Рерберг, всегда изображавший из себя супермена, повернулся к Стругацкому и сказал: «А вы вообще молчите, вы не Достоевский!» Тарковский был вне себя от гнева.

Но Рерберга тоже понять можно. Что значит для оператора, когда весь отснятый им материал оказался в браке! Рерберг хлопнул дверью, сел в машину и уехал. Больше на площадке его не видели.

На съёмках фильма "Сталкер" [12]

На съёмках фильма «Сталкер»

Тогда появился оператор Леонид Калашников — один из блистательных мастеров. Он провел с нами две недели, после чего честно признался, что не понимает, чего от него хочет Тарковский. Калашников ушел с картины сам, и Тарковский благодарил его за этот честный, мужественный поступок. И тогда появился Александр Княжинский.

Из воспоминаний бывшего заместителя председателя Госкино СССР Бориса Павленка:
— Было ясно, что если не дать Тарковскому возможности переснять картину, она не состоится. Руководством было принято решение: фильм переснять, выделить необходимые средства (что-то около 400 тысяч рублей)…


Неожиданная съемка

Съемки в Таллине возобновились, но съемочной группе не везло. Однажды в июне выпал снег. Опала вся листва, и группа лишилась натуры. Вновь встал вопрос о закрытии картины.

На съёмках фильма "Сталкер" [13]

На съёмках фильма «Сталкер»

— Группа простаивала уже в течение двух недель, и многие от тоски начали сильно выпивать, — вспоминает Владимир Шарун. — Тарковский понимал, чем все это грозит, и решил действовать. Мы жили в дрянной гостинице на окраине Таллина, где у меня единственного был телефон в номере. Однажды вечером Тарковский позвонил и попросил передать всем, что назначает съемку на завтра на семь утра.

Но это легко сказать! Мой помощник за время простоя стал с тоски пить «Тройной» одеколон и закусывать сахаром! Когда я зашел в номер к Солоницыну, увидел, что Толя вместе с гримером тоже находится в очень расстроенном состоянии. Когда он узнал, что завтра утром съемка, он пришел в ужас!! К Андрею Арсеньевичу он относился, как к Богу.

Его гример хорошо понимал в своем деле и велел срочно достать три килограмма картошки, натереть ее на терке и положить на опухшее от двухнедельной пьянки лицо компресс. Но где достать картошку в гостинице в три часа ночи? Я побежал к сторожихе какого-то магазина, она доверила мне охрану, а сама отправилась домой за картошкой. Я натер для Солоницына целый таз картошки, так старался, что стер руки в кровь, и с сознанием выполненного долга удалился к помощнику. Возвращаюсь назад — и что же я вижу?! На полу лежит пьяный гример, а Солоницын кладет ему на лицо примочки из картошки!

История о скелетах

— Был у нас в группе администратор по имени Витя. Парень неплохой, но без тормозов. Однажды Тарковский долго готовил кадр, в котором герои натыкались в кустах на два скелета, сцепившихся как бы в момент занятий любовью. Жуткий скелет женщины — белые волосы поверх голого черепа, — и лежащий на нем скелет мужчины.

Сталкер [14]

Сталкер

Это то, что осталось от парочки после взрыва или того, что предшествовало возникновению Зоны. Тарковский очень долго готовил кадр, сам доставал парик, скелеты найти было тоже очень непросто и дорого. Но вот все уже было готово для съемки, мы постелили белую простыню, положили на нее скелеты и приготовились снимать.

Но тут накирявшийся администратор Витя забрел на съемочную площадку, увидел постель, упал на нее и заснул беспробудным сном. Скелетов он не заметил и их сломал. Четырехдневная работа Тарковского пропала даром. Терпевший все выходки дикого администратора, Андрей Арсеньевич снести этого уже не мог и отправил того назад, на «Мосфильм».

Сталкер [15]

Сталкер

Пригорюнившегося администратора повезли в аэропорт, но тут подходит ко мне Тарковский и просит: «Слушай, поезжай, забери этого дурака, а то у него будут неприятности». И я везу Витю назад. Вся группа была в восторге от великодушия Тарковского. Но кадр со скелетами в фильме сейчас намного хуже, чем мог бы быть.

Авария на четвертом бункере

В «Сталкере» не разъясняется ни что такое Зона, ни чем она была вызвана. В фильме называются несколько причин возникновения Зоны — ее оставили после себя инопланетяне, она была порождена упавшим метеоритом. В интервью Тарковский говорил, что в «Сталкере» его меньше всего увлекает сюжет, и собственно фантастической в фильме можно назвать лишь исходную ситуацию.

Через шесть лет после выхода фильма в Чернобыле рванул четвертый энергоблок, и 30-километровая Зона стала реальностью. Увы, это не единственное сбывшееся пророчество «Сталкера». В качестве художника Тарковский сам организовывал сложнейшие панорамы по замусоренным ландшафтам Зоны. В одном из таких кадров — сквозь воду мы видим оторванный листок календаря с датой 28.

Сталкер [16]

Сталкер

Этот день — 28 декабря — стал последним днем жизни Тарковского, умершего 29 декабря 1986 года. Кстати листок с этим числом тоже промелькивает на долю секунды под водой в сцене «Сухой тоннель».

— Мы снимали под Таллином, в районе речки Пилитэ, где находились полуразрушенные гидроэлектростанции, — говорит Владимир Шарун, — Сверху — химический комбинат, и по реке сливали ядовитые воды. В «Сталкер» даже вошел кадр: летом падает снег, а по реке плывет белая пена. На самом деле это был какой-то страшный яд.

У многих женщин из съемочной группы была аллергия на коже. Тарковский ведь умер от рака правого бронха. И Толя Солоницын тоже. То, что все это связано со съемками «Сталкера», стало для меня окончательно ясно, когда в Париже умерла от той же болезни Лариса Тарковская…

После смерти у Тарковского появилось множество друзей. Я себя к ним не отношу никоим образом. Просто мы вместе делали с ним «Сталкера» — последний фильм, снятый Андреем на родине. Он приглашал меня и Артемьева работать на «Ностальгии», но, к сожалению, ему навязали полностью итальянскую группу.

20 лет спустя

Судьбы немногих оставшихся в живых участников работы над «Сталкером» сложились весьма удачно. Продолжает свою триумфальную актерскую деятельность Алиса Фрейндлих, снявшаяся в роли жены Сталкера. Композитор Эдуард Артемьев много работает в России и за рубежом («Одиссея» Андрея Кончаловского, «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова).

Ни Фрейндлих, ни Артемьев не участвовали в натурных съемках в Эстонии. Владимир Шарун преподает во ВГИКе и в качестве одного из ведущих звукорежиссеров мира является частым гостем на различных международных симпозиумах и конференциях, посвященных «Сталкеру» и творчеству Тарковского в целом. В отличие от России пророческий мир фильма является на Западе объектом пристального изучения.

На основе статьи Стаса Тыркина
23 марта 2001 в Комсомольской правде

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице [17]
  • Мой Мир [18]
  • Facebook [19]
  • Twitter [20]
  • LiveJournal [21]
  • В закладки Google [22]
  • Яндекс.Закладки [23]
  • Memori.ru [24]
  • Сто закладок [25]
  • Одноклассники [26]