История создания песни «Беловежская пуща»

01

Вряд ли найдется на всем постсоветском пространстве человек, который не знает песен известного российского композитора Александры Николаевны Пахмутовой. Ею их написано около четырёхсот, многие стали классикой, а также музыка к ряду кинофильмов и симфонические произведения. Ранее на территории огромного Советского Союза они звучали изо всех окон.

Александра Пахмутова и Николай Добронравов

Александра Пахмутова и Николай Добронравов

Наиболее известные «Орлята учатся летать», «Трус не играет в хоккей», «Старый клен», «Надежда», «Нежность», «Хорошие девчата», «Как молоды мы были»… Но среди множества произведений Пахмутовой особое место занимает «Беловежская пуща» с удивительной, западающей в душу мелодией.

Интересна и сама история создания песни. В 1974 году директор Государственного заповедно-охотничьего хозяйства «Беловежская пуща» (так тогда назывался нынешний национальный парк) Степан Болеславович Кочановский пригласил Александру Пахмутову и ее мужа – поэта Николая Николаевича Добронравова посетить этот знаменитый уголок.

Сопровождал их в пуще прекрасный рассказчик П.К. Михалевич. Он не только показал все лучшие достопримечательности этих мест, но и увлеченно рассказал об их уникальности, значении. Огромные деревья-великаны, непроходимые чащи первобытного леса, стада зубров, встреченные по пути грациозные олени: спокойная величавая природа Беловежской пущи произвела неизгладимое впечатление на именитых гостей.

Во время встречи с гостями С.Б. Кочановский завел разговор о своей мечте – создании песни о Беловежской пуще. Сам он писал стихи. Поэтому предложил одно из своих произведений переложить на музыку. Но Пахмутова отказалась, поскольку писала музыку только на слова своего супруга. Тогда загоревшейся идеей создания песни директор полушутя сказал, что не отпустит Добронравова домой до тех пор, пока он не напишет соответствующие стихи.

Через два дня «заказ» был выполнен, и, немного осунувшийся, небритый поэт вынес слова будущей песни на «суд общественности». Стихи понравились, и довольные супруги отбыли в Москву, где через полгода (в 1975 году) и была создана знаменитая мелодия.

Большой детский хор ВР и ЦТ под управлением Виктора Сергеевича Попова, солист Виталий Николаев.(Песня года 1977)

Первым исполнителем песни был Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио под руководством В.С.Попова. Широкой публике песня впервые была представлена в телепрограмме «Песня-77», а в 1978 г. фирма «Мелодия» выпустила виниловую пластинку ВИА «Песняры», на которой «Беловежская пуща» была записана в исполнении Валерия Дайнеко.

Когда в 1975 году на занятие хора Пахмутова принесла «Беловежскую пущу», многие участники хора решили попробовать себя в роли солиста. После прослушивания, исполнить новинку было предложено недавно поступившему в хор уроженцу подмосковного города Люберцы 13-летнему Виталику Николаеву.

ВИА "Песняры"

ВИА «Песняры»

Уже будучи взрослым, он вспоминал, что когда вышел и начал петь, то дрожь пробежала по всему телу, настолько прекрасной была мелодия. Перед записью же песни на пластинку случился казус. Виталик Николаев съел мороженое и не мог взять высоких нот. Пробовали много раз, отпаивали его чаем с лимоном, успокаивали, но все напрасно…

И только благодаря звукорежиссерам, песню собрали из многих кусочков. Большой детский хор просуществовал до 2001 года. Тогда же была сделана и последняя запись «Беловежской пущи».

Многие музыковеды считают эту песню вершиной творчества прославленного композитора. Да и сама Александра Николаевна всегда отзывалась и продолжает отзываться о ней с особой теплотой. Не случайно присутствовавший на премьере песни в Москве посол Италии Д. Фертини прослезился во время ее исполнения и уже в кулуарах сказал, что ничего лучше, кроме «Ave, Maria» в исполнении детского Миланского хора и этой песни, в жизни не слышал.

ВИА «Песняры» — Александра Пахмутова, Николай Добронравов (вед. вокал Валерий Дайнеко) 1978г

Песня «Беловежская пуща» заняла прочное место в репертуаре прославленного ансамбля «Песняры». Они достойно пронесли ее по странам и континентам, заставив зарубежных слушателей искать на карте место, где находится знаменитый лес.

Интересно отметить, что руководитель ансамбля Владимир Мулявин, пополняя свой коллектив новыми исполнителями, всегда просил исполнить куплет из «Беловежской пущи». И если исполнитель справлялся с высокими нотами, то мог рассчитывать на включение в состав ансамбля.

Песня продолжает жить, не только не старея, но постоянно обогащаясь. Так, во вступлении к «Беловежской пуще» сейчас используют окарину – уникальный инструмент, род свистковой флейты с оригинальным «лесным» звучанием.

Именно звук окарины стал «визитной карточкой» песни «Беловежская пуща». Подобные инструменты, сделанные из жженой глины в форме животных, птиц, рыб, в глубокой древности сопровождали языческие обряды и праздники. Может, это одна из причин, что звук окарины так органично вплетается в песню о таком же древнем лесе?

За многолетнюю плодотворную деятельность композитор Александра Пахмутова удостоилась многих наград. С особой теплотой она восприняла и высокую награду Беларуси – орден Франциска Скорины. Награду вручил в Москве посол Беларуси в России Владимир Григорьев. По его словам, президент страны А.Г. Лукашенко наградил российского композитора-песенника, выражая волю всего белорусского народа, который любит и поет многие песни Пахмутовой, в том числе «Беловежскую пущу».

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий