Юрий Чулюкин — режиссёр «Девчат» и «Неподдающихся»

Фильмы Юрия Чулюкина: «Дым в лесу (короткометражный)» (1955), «Неподдающиеся» (1959), «Девчата» (1961), «И в шутку и всерьез (1963), «Королевская регата» (1966), «Костры на башнях» (1968), «Жизнь, ставшая легендой» (1969), «Король манежа» (1969), «И на Тихом океане» (1973), «Родины солдат» (1975), «Поговорим, брат» (1978), «Весенняя олимпиада, или Начальник хора» (1979), «Не хочу быть взрослым» (1982) «Как стать счастливым» (1985), «Микко из Тампере просит совета | Mikko from Tampere Is Asking for Advice (СССР, Финляндия) (1986)

Юрий Чулюкин

Юрий Чулюкин родился 9 ноября 1929 года в Москве.

Чулюкин был человеком сложной судьбы. Будучи внебрачным сыном знаменитого мхатовца Михаила Астангова (мама Юрия училась у того в ГИТИСе), он в подростковом возрасте связался с хулиганской компанией и угодил в тюрьму. И хоть до суда дело так и не дошло (его выпустили на свободу достаточно скоро), однако здоровье свое Юрий все же подорвал – в заключении ему отбили почки.

Юрий Чулюкин и Наталья Кустинская

Юрий Чулюкин и Наталья Кустинская

В 1956 году Юра окончил ВГИК, где учился на режиссерском факультете в мастерской знаменитых Михаила Чиаурели и Григория Александрова. Выпускная, дипломная работа его — это фильм «Дым в лесу», снятый по произведениям Аркадия Петровича Гайдара. Некоторый период времени Чулюкин трудился на телевидении, где создал около 30-ти телеочерков.

Его первой большой работой стала комедия «Неподдающиеся» (Как создавался фильм), которая, выйдя на широкий экран через год, тут же сделала ее создателя знаменитым. В фильме сыграли главные роли такие звезды советского кино, как Алексей Кожевников, Юрий Белов и неподражаемая Надежда Румянцева. Картина сумела завоевать большую популярность у зрителей. В том же году Чулюкин женился на Наталье Кустинской.

Юрий Чулюкин на съёмках фильма "Девчата" (в центре)

Юрий Чулюкин на съёмках фильма «Девчата» (в центре)

Их знакомство произошло за несколько лет до свадьбы и не оставило в памяти актрисы приятных воспоминаний. Увидев ее в первый раз, Чулюкин засмеялся и громко сказал своим приятелям: «Это что за худышка? Разве из нее может получиться актриса?» Кустинская была тогда сильно уязвлена и с тех пор боялась встречаться с Чулюкиным.

Но однажды он сам остановил ее в институтском коридоре и предложил роль в своем новом фильме. Наталья обещала подумать, а Чулюкин взял у нее домашний адрес и уже через день принес сценарий. На следующий день Юрий сделал Кустинской предложение

Юрий Чулюкин и Наталья Кустинская

Юрий Чулюкин и Наталья Кустинская

Наталья Кустинская вспоминала: «Но я собиралась уезжать на съемки в Минск, поэтому меня его безапелляционность только рассмешила: «Какая свадьба? У меня послезавтра съемки в другом городе!» – «Вот и поедешь в Минск уже моей женой». Самое удивительное, что случилось именно так, как он сказал. Мы действительно поженились на следующий день, и в Минск я приехала замужней дамой».

Юрий повез показывать ее своей матери, но… только в качестве претендентки на главную роль в своем фильме.
Та выбор сына одобрила, хотя до этого браковала всех девушек, которых сын приводил к ней.

О том, что собирается в ближайшее время жениться на Кустинской, Чулюкин говорить не стал. Видимо, опасался, что мать будет этому препятствовать. Он держал ее в неведении вплоть до дня свадьбы, но даже когда все-таки решился открыться, сделал это не сам, а с помощью своего приятеля – оператора Германа Шатрова: именно тот позвонил матери Чулюкина и… пригласил ее на свадьбу собственного сына.

"Неподдающиеся"

«Неподдающиеся»

Как ни странно, но Чулюкин, несмотря на все очевидные внешние достоинства своей молодой жены-актрисы, практически не снимал ее в своих фильмах. Например, в 1961 году он взялся за комедию «Девчата» (Как создавался фильм), где Кустинская очень хотела сыграть главную роль – повариху Тосю Кислицыну. Но Юрий снимать жену не захотел, считая, что эта роль совершенно ей не подходит.

Однако и отказать ей в открытую он не мог, поэтому поступил хитро: сделал с ней пробы и показал их своим худрукам – Юлию Райзману и Михаилу Ромму. Те Кустинскую забраковали, и Чулюкин со спокойной душой утвердил на роль Надежду Румянцеву, а жене предложил другую – красавицы Анфисы.

Наташа устроила мужу скандал и от участия в картине вообще отказалась. (На роль Анфисы она сама посоветовала взять Светлану Дружинину, которая была тогда без работы.)
Этот фильм по праву кинокритики и простые зрители считают лучшей работой Юрия Степановича, а роль Тоси стала особо запоминающейся в списке ролей Надежды Румянцевой.


"Девчата"

«Девчата»

После таких триумфов режиссер брался за работу в разных, порой совершенно противоположных жанрах. Он снял спортивную — «Королевская регата» (1966) и музыкальную — «Не хочу быть взрослым» комедии, создал фильм о цирке «Король манежа» (1969 год), но большого успеха они не снискали.

Отдельно можно отметить военно-патриотические фильмы, созданные под руководством режиссера, это «Р.В.С.» (по А.П. Гайдару), где он показал свои способности в качестве художественного руководителя и сценариста, «Юнга с шхуны «Колумб»» (1963 год), фильм о войне «На пути в Берлин» (1969 год), «И на Тихом океане» (1973). Отличные отклики в среде кинокритиков получила кинокартина «Родины солдат» (1975), которая посвящена подвигу героя Советского Союза, генерала Дмитрия Карбышева.

Юрий Степанович получил почетное звание Народный артист РСФСР в 1979 году.
Он не единожды выступал в качестве сценариста, автора песен, а также актера. С тысяча девятьсот восемьдесят второго года он преподавал в родном ВГИКе. Последней работой режиссера стал фильм «Микка из Тампере просит совета», вышедший на экраны в 1986 году.

Юрий Чулюкин и Зинаида Кириенко

Юрий Чулюкин и Зинаида Кириенко

Не так много фильмов снял режиссер «Неподдающихся» и «Девчат». Но здесь количество и качество тоже нельзя сравнивать. В истории отечественного кинематографа Юрий Степанович занял достойное место. Могли быть и еще фильмы, но он трагически погиб утром 7 марта 1987 года в Мапуту (Мозамбик).

В Мапуту проходила неделя советских фильмов, Чулюкин привёз на неё свою картину «Поговорим, брат!» Во время пребывания в городе он жил в отеле «Ровума» на 10-м этаже. И ничто, кажется, не предвещало беды. Но в 4 часа утра 7 марта работники гостиницы нашли бездыханное тело советского режиссёра на полу шахты лифта. Он был мёртв. Смерть наступила от удара об пол. Этот трагический случай списали на самоубийство.

Юрий Чулюкин

Юрий Чулюкин

Некоторые его знакомые считают, что режиссер очень серьезно и долго переживал тот факт, что власти проигнорировали «Девчат». Это наложило отпечаток на всю его жизнь и могло стать причиной самоубийства. «Юра не мог покончить жизнь самоубийством, — возражает коллегам «Тося» — Надежда Румянцева. — У него тогда как раз появилась новая жена Людмила, и он выглядел совершенно счастливым.

Одна из актрис, снимавшихся в фильме «Девчата» (Инна Макарова), причиной смерти назвала убийство: «В гостинице у лифта он заступился за советскую актрису (участницу недели советского кино, которая своим поведением спровоцировала приставания негров). Думаю из политических соображений расследования не было!»

К тому же Юра всегда был очень жизнерадостным, ценил каждый прожитый день. Я не допускаю возможности его добровольного ухода из жизни. Думаю, это был несчастный случай. Он облокотился на перила, они проломились — это невозможно подстроить».

Призы и награды:

Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1984) — за фильм «Не хочу быть взрослым» (1982).
Премия Ленинского комсомола (1979) — за художественные фильмы о молодёжи и на героико-патриотическую тему.
1960 — Главный приз ВКФ в Минске («Неподдающиеся»).
1962 — Почётный диплом на МКФ фильмов для молодёжи в Каннах («Девчата»).
1976 — Серебряная медаль имени А. П. Довженко («Родины солдат»).
1976 — приз XII ВКФ в Ашхабаде — за фильм «Поговорим, брат».


Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий