Динара Асанова — Дар без права передачи

Фильмы Динары Асановой: «Рудольфио» (1969), «Не болит голова у дятла» (1972), «Ключ без права передачи» (1976), «Беда» (1977), «Жена ушла» (1979), «Некудышная» (1980), «Что бы ты выбрал?» (1981), «Пацаны» (1983), «Милый, дорогой, любимый, единственный…» (1984), «Дети раздоров» (фильм-спектакль) (1986)

Динара Асанова

Родилась Динара Асанова 24 октября 1942 года, в городе Фрунзе. Отец погиб на фронте в год ее рождения, мать работала в текстильной промышленности и то же прочила дочке: «Будешь жить в достатке, жизнь свою устроишь…» Большую роль в формировании характера Дины сыграла бабушка — она научила внучку общаться с людьми, передала ей свое умение выслушать, помочь словом и делом.

Динара Асанова

Динара Асанова

Динара была тихим ребенком, но одновременно и очень увлекающимся — так, например, вместе с другими дворовыми детьми она организовала в своем доме общую библиотеку, где новую книгу можно было получить только после пересказа старой. Запомнились ее друзьям детства и так называемые «уроки радости», в которых она выступала в роли маленькой учительницы — организовывала и координировала «игру в школу», прививая тем самым своим сверстникам любовь к общению, тягу к знаниям.

Одноклассники и друзья детства Динары вспоминают о том, как она без всяких усилий вписывалась в любую школьную компанию, наравне с мальчишками гоняла в футбол. Умела она и твердо стоять на своем, и заразить других своей идеей, как было, например, с летним рисованием афиш для кинотеатра.

Несмотря на видимую хрупкость и деликатность, после школы Динара нашла в себе силы пойти против воли матери: ее путь лежал не на текстильную фабрику, а в киностудию «Киргизфильм». «Возьмите меня кем угодно, хоть дворником», — категорично заявила она дирекции киностудии.

Динара Асанова

Динара Асанова

Руководители критически оглядели невысокую девчушку: восточная внешность; точеная, как будто нарисованная тонким грифельным карандашом улыбка; круглый высокий лоб, закрытый черной челкой… Как ни странно, ее взяли. Дворником она, правда, так и не поработала, но зато сменила десяток кинопрофессий, начав с реквизитора и быстро став помощником режиссера.

Спустя некоторое время студия выписывает Динаре направление на ознакомительную поездку во ВГИК. Очарованная творческой атмосферой вуза, Асанова подает документы на режиссерский факультет, но проваливается на экзаменах. Неудача не смогла поколебать ее: «99 лет буду жить, и 99 раз буду поступать во ВГИК».

Она добилась желанного зачисления лишь к третьему разу, попав в мастерскую М.И. Ромма и А.Б. Столпнера. В тот год Михаил Ильич Ромм набрал очень мужской, сильный и жесткий курс, где шла постоянная борьба за лидерство. Динара молчаливо стояла в стороне — сверхстеснительная, сперва она вообще думала, что ее взяли лишь как обязательный жест просоветской «дружбы народов».

"Рудольфино"

«Рудольфино»

Как вспоминает бывший одногруппник Динары режиссер Сергей Соловьев, на шумных посиделках и веселых застольях она часто вела себя как гость на чужой свадьбе, постоянно норовила уйти. Держать ее приходилось чуть ли не силой — и только тогда, из вежливости уступая шумным ребятам, она оставалась.

Студенткой Асанова начала проявлять себя на литературном поприще. Через ее творчество тянулся след бабушкиных рассказов и киргизского детства: из-под несмелого пера высекались первые стихотворные строки, робко выглядывали герои сказок и восточных притч. Тем не менее, когда в 1969 году пришло время определяться с темой дипломной работы, Динара решила остановиться на рассказе Валентина Распутина «Рудольфио», раскрывающем новую для Советского Союза тему любви девочки-подростка Ио к взрослому женатому соседу Рудольфу.

Через острое и новое чувство Ио раскрывается с неожиданных сторон, инициируется во взрослую жизнь. Между тем попавший в неудобную ситуацию Рудольф (сыгранный знаменитым бардом Юрием Визбором) старается максимально бережно отклонить от себя ослепленную любовью девочку.


Во многом этот короткометражный фильм определил главную тему творчества Асановой — тему «олененка, бегущего на слабых ногах», подростка, стремительно несущегося навстречу судьбе, сокращая расстояние до взрослого — пытаясь догнать не только родителей, но и взрослого в себе. Мнение «Ленфильма» пошло вразрез с асановской трактовкой Валентина Распутина — режиссера обвинили в постановке русской «Лолиты» и лишили возможности снимать на долгие пять лет.

 "Не болит голова у дятла"

«Не болит голова у дятла»

Несмотря на вынужденную безработицу, Асанова всегда считала это время самым важным и плодотворным периодом своей жизни. Именно тогда она вышла замуж за графика Николая Юдина и родила супругу своего первого и единственного ребенка, сына Анвара.

В дальнейшем новые сказки она будет сочинять только со своим маленьким соавтором — вместе они будут выписывать буквы, рисовать иллюстрации и скреплять листки в маленькие самодельные книги. Начиная с картины «Ключ без права передачи», Анвар Асанов будет то здесь, то там мелькать на «мамином» экране — настолько условным оказалось разделение (на самом деле — почти тождество) «киношной» и реальной семьи Динары.

Вышедшая в 1974 году лента «Не болит голова у дятла» (История создания фильма)стала одной из редких советских картин, поднимающих проблемы воспитания и одновременно с этим лишенных жесткой коммунистической риторики. В истории старшеклассника Мухи, выстукивающего на барабанах джазовые шаффл-ритмы и в прямом смысле встающего на уши от громоподобной первой любви, передана фантастическая динамика взросления.

"Ключ без права передачи"

«Ключ без права передачи»

Пластика мухиных мыслей и движений — совсем иная, нежели у его старшего брата, знаменитого баскетболиста, именем которого родители так часто попрекают главного героя. Телесное, механическое здесь — лишь зеркальное дублирование внутренних переживаний героя. Поэтому так важно для него становится почувствовать ритм рабочего барабана и собственного сердца, увидеть в окне уходящего поезда любимую девочку и рассмотреть в себе новую непонятную эмоцию. Все эти мотивы логично развиты в следующей работе Асановой – вышедшей спустя два года картине «Ключ без права передачи».

Внимание зрителя концентрируется то на молодой и неопытной учительнице, проверяющей на практике новейший метод свободного преподавания (получивший невероятный успех после позднего американского «Общества мертвых поэтов»), то на учениках, трепетно раскрывающихся или с треском захлопывающихся от родителей и преподавательского состава.

На съемках «Ключа» традиционная асановская импровизация достигла своих подлинных масштабов: роли школьников здесь становились как бы продолжением характеров самих юных актеров, из-за чего многократно усиливался создаваемый операторами Долининым и Векслером эффект документальности и достоверности событий. К слову, многие школьники перешли в «Ключ без права передачи» напрямую из предыдущей работы Асановой.

"Беда"

«Беда»

Чем крепче Динара привязывалась к детям, тем больнее было слышать обвинения в измене, все чаще доносящиеся с их стороны. Виной всему — следующий фильм Асановой, госзаказ в поддержку антиалкогольной кампании СССР — мрачная и пессимистичная «Беда». В центре сюжета — история нравственной деградации по-детски инфантильного рабочего Славки Кулагина, подверженного влиянию друзей-алкоголиков. Возможно, зрители увидели в «Беде» кондовую лобовую пропаганду, которую не спас даже талант выдающегося режиссера.

В 1979 году Динару просит о помощи один из ее друзей, сценарист Виктор Аристов. Суть маленькой «аферы» была такова — Асанова отнесла сценарий Аристова «Жена ушла» на «Ленфильм» с просьбой о его постановке, после чего планировала от него отказаться, чтобы над картиной работал Аристов. Но события сложились так, что Динаре все-таки пришлось самой ставить фильм.

Изначально в нем должен был сняться Владимир Высоцкий, но Станислав Говорухин переманил его на съемку в фильме «Место встречи изменить нельзя» (Как снимали фильм). Тогда на роль утверждается сценарист Валерий Приемыхов, с которым Динару свяжут долгие годы дружбы и совместного творчества.

"Жена ушла"

«Жена ушла»

В сравнении с сомнительной «Бедой» новая картина являлась однозначным успехом. Путаный дискурс предыдущей режиссерской работы Асановой здесь идеально подчеркивал смятение главного героя, без всяких объяснений лишившегося жены, — мечутся в его голове дурные сны, воспоминания, шальные мысли и догадки.

Камерность и удушье беспочвенного, казалось бы, конфликта становятся концентратами вездесущего неудовлетворения жизненных амбиций, так часто подтачивающих древо здоровой семьи. И вновь картина завершается открытым финалом, в котором отец и сын пытаются догнать и вернуть из аэропорта уставшую мать. Оказывается, не только мятежные шалопаи познают жизнь на бегу.


Для Асановой наступают трудные времена. Обе следующие работы Динары — телефильм «Никудышная», поставленный по сценарию Приемыхова, и полнометражный киноэтюд «Что бы ты выбрал?» — откровенно неудачны. Первый — за счет крайней упрощенности, открытой схематичности характеров, оголения тонких механизмов взросления до уровня сказочного архетипа, неприятно удивляющего своим натужным выражением.

"Некудышная"

«Некудышная»

Второй — все-таки более удачный — из-за лишенности произведения конкретных «завершенных форм незавершенности», полного отсутствия сюжетной динамики и неопределенности зрителя — фильм претендовал и на детскую, и на взрослую аудиторию, лишенный сам по себе возрастной ориентации.

Вытащить Динару из затягивающего творческого кризиса могло только чудо. Таким чудом стало возобновление творческих отношений со сценаристом Юрием Клепиковым, сценарий которого «Не болит голова у дятла» стал для Асановой полнометражным дебютом. Настало время фильма «Пацаны» (История создания фильма).

Анвар Асанов в фильме "Что бы ты выбрал"

Анвар Асанов в фильме «Что бы ты выбрал»

Сам процесс создания фильма слился с рассказываемой историей — настолько похоже на собственные роли раскрывались подростки перед камерой, перед Асановой и Приемыховым, исполнившим здесь роль воспитателя Антонова. Дети с честью прошли испытание оказанным им доверием — сами предотвращали возможные происшествия, гасили конфликты.

Довольно быстро отдельные группки приблатненных ребят стали превращаться в единую актерскую труппу — так их захватило общее дело, мечта о полезности содеянного своими руками. Метод Динары Асановой — «терапия созиданием», идущий вразрез популярному деструктивному успокоению, бесконечной жажде дать волю эмоциям, выкричаться, — дал свои результаты.

Именно ей, верящей в успех закомплексованных «трудных», они и отвечали на вопросы для киноинтервью; правда, в финальном монтаже голос Динары заменили мужским голосом ведущего.

"Пацаны"

«Пацаны»

Многие из тех детей благодаря тяжелой и интересной работе вынырнули из темного омута глубинной депрессии. Многие просто нашли себя. Лишь один из юных актеров позднее попадет в колонию для несовершеннолетних преступников: пряча от камеры «синюшные» руки, он извинится перед одной только Асановой, так отчаянно старавшейся спасти его, изменить его судьбу.


После «Пацанов» Динаре удалось сделать не так уж много — в 1984 году она снимает камерную драму «Милый, дорогой, любимый, единственный». Почти все действие фильма происходит в кабине автомобиля. Картина преисполнена ночных бликов и атмосферной музыки — в том числе джаза, который Асанова особенно горячо любила. Кстати, о музыке: предвосхитивший популярность рок-волны в кино, «Милый…» избегает заигрывания с заочно привлекательной зрителю темой, свойственного отечественному кино второй половины 80-х. Нет в нем и ледяного эха «железного занавеса».

"Милый, дорогой, любимый, единственный..."

«Милый, дорогой, любимый, единственный…»

Последней работой Асановой стал малобюджетный телеспектакль «Кто мы? Дети раздоров», продолживший и развивший идеи фильма «Жена ушла», вновь затронувший болезненную тему разводов в семьях с детьми.

Во время подготовительного периода к съемкам фильма «Незнакомка» Асанова уже необъяснимо предчувствовала свою смерть, хотя никаких видимых причин для подобных прогнозов не было. Говорила она об этом легко, стараясь не пугать близких. Раздала все долги.

В набухших тетрадях громоздились еще далекие планы — экранизация повести «Джан» Андрея Платонова, революционный по форме полудокументальный телесериал о подростках «17–25» («Я ищу тебя»), киноскетч «Интерны» — о взаимоотношениях детей, закованных в медицинские корсеты, полнометражная «Импровизация» — о стареющих участниках лихой некогда джаз-банды… Кроме того, она хотела помогать детдомовцам и трудновоспитуемым детям уже в какой-то более конкретной форме, чем просто работа на съемочной площадке, — но, к сожалению, ее планам не дано было осуществиться.

В 1985 году Динары Асановой не стало — не выдержало сердце, уже давшее однажды, в студенческом общежитии, осечку. Ситуация на удивление повторяла ту, давнишнюю: она сидела, расслабившись, в своем кресле — как будто просто заснула.

Источник

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий