История создания телепередачи «Песня года»

 "Песня года"

После войны в европейских странах стали появляться различные песенные фестивали. Среди первых- фестиваль итальянской песни в Сан-Ремо в 1951, по его примеру в 1956 организован Конкурс песни Евровидения. В 1960-е годы появились фестивали и в социалистических странах- Золотой Орфей в Болгарии, Сопот в Польше и др.

 "Песня года" Валентина Леонтьева

«Песня года» Валентина Леонтьева

На телевизионную эстраду шли и шли молодые певцы. Рамки «Голубого огонька» становились тесными, ему нужно было праздничное подспорье. В наших передачах уже появилась «талантливая поросль»: Кристалинская, Мигуля, Пахоменко, Сенчина. Были и другие. Были и такие, кто раз блеснул, а потом забылся. На эстраде, как и в любом виде искусства вообще, нужна стабильность, она достается потом и кровью, слава ласкает, а потом нещадно бьет ленивых.

Вот и у нас в Советском Союзе в 1971 г. также решено было организовать песенный фестиваль. Заключительный концерт записывался в первой половине декабря, по ТВ транслировался, за редкими исключениями — 1 января следующего года, в концертной студии телецентра «Останкино».

 "Песня года" Игорь Кириллов и Анна Шилова

«Песня года» Игорь Кириллов и Анна Шилова

При всей несхожести они с «Голубым огоньком» все же были конкурентами, но остались на долгие годы друзьями – одна передача вечерне-ночная, другая – дневная и выходила в эфир в первый день Нового года. И все же приоритет оставался за «Голубым огоньком» – развлекательным шоу «на ночь глядя».

По предварительной оценке с 1971 по 2012 г. за 40 фестивалей (в 1992 г.- не проводился) прозвучало 2009 песен (исключая финальные и пародии). На пяти фестивалях ведущими были А.Шилова и И.Кириллов (если не считать их появления в «Совете чемпионов» в 1989-91), но наиболее долго «держались» А.Вовк и Е.Меньшов с 1988 г. на 17 фестивалях!

В 1971 Черкасов и Мееровский готовили ведущую Ангелину Вовк, но ведущими стали Анна Шилова, Игорь Кириллов, Валентина Леонтьева. В течении всего 1971 года Светлана Жильцова проводила выпуски программ, представляла премьеры песен. Телезрители отправляли письма со своими голосами за наиболее понравившиеся песни. Затем были отобраны (не только по результатам голосования) лучшие песни в финал, транслировавшийся 1 января 1972г.

«Песня 82». Эдита Пьеха — Песня остаётся с человеком

Первые фестивали песни… В чем-то наивные и одновременно строгие, подчеркнуто официальные.
Не откажешь в высочайшем профессионализме ведущим первых пяти фестивалей Анне Николаевне Шиловой и Игорю Леонидовичу Кириллову, и все-таки на сцене они были, словно в студии новостей, прежде всего дикторами, официально объявляющими названия песен. В финал 1971г. вышли 20 песен, отобранных по 30 000 писем и открыток, в каждой по 3 названия.

 "Песня года" Александр Масляков и Светлана Жильцова

«Песня года» Александр Масляков и Светлана Жильцова

На фестивале никогда не присуждались премии и не выявлялись победители, хотя за основу брались письма зрителей, тем не менее можно четко проследить, что одни песни были непопулярны, но пропускались в финал по идеологическим принципам, а другие попадали просто благодаря успеху у слушателей.
С первых же фестивалей заложена была традиция давать право выступить наиболее видным певцам по два и даже три раза. Все участники строго одеты, невозможно представить броские костюмы, вызывающие прически, резкие движения.

Позывные передачи «Песня года»

Основное внимание уделялось выражению лица, умению передать интонацию, в конце концов безупречно для уровня эстрады и вокальное мастерство- певцы обладают сильными хорошо поставленными голосами.
На первых фестивалях большинство песен исполняется «живьем», и это огромный плюс, причем нет даже инструментальной фонограммы, оркестр также звучит вживую, и только иногда звучит фонограмма.

 "Песня года" Муслим Магомаев

«Песня года» Муслим Магомаев

Сразу по нескольку песен исполняет Большой детский хор, опять таки при высочайшем профессионализме, дети на сцене очень сдержанны, практически не проявляют эмоций, солисты хора на первый взгляд, более раскованны и эмоциональны, но становится заметно, что и это – результат многократных репетиций. На этом фоне выделяется Муслим Магомаев, народный артист СССР в это время переживал лучшие годы в своей карьере, чуть ли не возглавляя нашу эстраду.

Магомаев держится на сцене артистично и главное поет захватывающе эмоционально, способен необычайно точно передать как лирическое, так и патетическое настроение. В восторге ревела парижская «Олимпия» на его концертах, и здесь Магомаеву удавалось «расшевелить» строгий зал, зрители начинали улыбаться, бурно аплодировать в такт. А песни «Свадьба» и «Надежда» обрели огромную популярность.

 "Песня года" ВИА "Песняры"

«Песня года» ВИА «Песняры»

Широкая дорога была с первых же фестивалей открыта Льву Лещенко и Иосифу Кобзону, которые в те годы пели прежде всего патетические песни.
Первые фестивали успех у зрителей имел Эдуард Хиль.

В 1972 году восторг в зале вызвало выступление Большого детского хора (120 участников), вернувшегося лауреатом с международных фестивалей детской песни в Болгарии и Италии. После «Песни крокодила Гены» в зале – овация, некоторые даже кричали «Бис!», яростно аплодировала и присутствовавшая в зале А.Н.Пахмутова, отчего режиссеры решились на повторение песни второй раз, на бис — редчайший случай в истории «Песен года»! Солист Серёжа Парамонов. В зале присутствовали создатели мультфильма: авт.сценария — Эдуард Успенский и реж. Роман Качанов. Всему хору подарили «эскимо».

 "Песня года" ВИА "Смеричка"

«Песня года» ВИА «Смеричка»

1975 год. Главная тема фестиваля – страна отмечает 30-летие Великой Победы, многие песни подчеркнуто патетические, однако режиссеры отошли от официальной монументальности (особенно во втором отделении, привлекая зрителей в зале) создав очень теплую уютную атмосферу, зал живо реагировал на многие выступления, фестиваль получился оптимистичным и запоминающимся. Можно даже сказать что это один из лучших финалов в истории фестиваля «Песня года».

Фестиваль постепенно меняется, становится менее официальным и строгим. Появились новые ведущие, вместо дикторов новостных программ- более молодые и непосредственные- бывший ведущий КВН (на долгие годы «застоя» закрытого) Александр Масляков и Светлана Жильцова. Вот уже и в зале простые зрители, без четкого разделения на работниц, моряков или летчиков. Второй год участвуют зарубежные гости, хотя о представителях «капиталистических стран» речь не идет. С 1977 г. количество песен увеличилось до 35-40.

После распада СССР в 1991, фестиваль было решено не проводить вообще, однако усилиями ведущей Ангелины Вовк, в 1993 он снова возродился. В период бурных 1990-х годов фестиваль стал «ресторанным», отвлекая зрителей от переживаний экономической разрухи. В нынешний период фестиваль стал прежде всего телевизионным шоу больших размахов, своеобразным бизнес-проектом, в котором важными стали не столько художественная или нравственная ценность песен, исполнительское мастерство участников, сколько их коммерческая популярность.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий