«… И половодье чувств» . О фильме «Не могу сказать «прощай»

Жанр: мелодрама
Мелодрама о дружбе, верности долгу, предательстве и самоотверженной любви. На танцах Лида знакомится с красавцем Сергеем. Полюбив красавца Сергея, она спустя некоторое время поняла, что для него её любовь — лишь очередное приключение. Лида тяжело пережила его женитьбу на другой. Красивая и прагматичная Марта, оказывается, очень ценит достаток в доме, пэтому Сергею приходится подолгу и много работать. Они уезжают в родную деревню Сергея, где он устраивается на прибыльное место в леспромхоз. А когда в леспромхозе с ним случилось несчастье; на него падает тяжелое дерево и ломает ему позвоночник, то жена не выдерживает испытания. Теперь он оказался прикованным к постели, и по прогнозам врачей на всю оставшуюся жизнь останется инвалидом. Вскоре жена Марта сбежала от него в город. Тогда Лида, узнав о беде, приехала к любимому, стала ухаживать и осталась с ним навсегда…

В фильме снимались: Сергей Варчук, Анастасия Иванова, Татьяна Паркина, Софья Павлова, Александр Коршунов, Владимир Антоник, Александр Савченко
Режиссер: Борис Дуров
Сценарист: Лилия Неменова
Оператор: Александр Рыбин
Композитор: Евгений Геворгян
Художник: Игорь Бахметьев
Премьера фильма состоялась 24 августа 1982

Не могу сказать "прощай"
«… И половодье чувств»

Почему не стареют романсы? То есть они стареют, конечно, и в какой-то момент своего существования кажутся едва ли не смешными. Порой склоняешься к мысли, что быстротекущее время предало их забвению, ан нет. однажды новое поколение, сызмальства приученное к скоростям и точнейшей звукозаписывающей аппаратуре, отходит душой, вслушиваясь в мелодии и слова, над которыми роняли слезы их прабабушки и прадедушки в наивный домагнитофонный век.

Не могу сказать "прощай"

Не могу сказать «прощай»

Романсы не стареют потому, что они впрямую и непосредственно заняты человеческими отношениями. Любовью. Ревностью. Изменой. Разлуками. Запоздалыми встречами. Хорошо, но разве не тем же самым вдохновляется испокон веков высокая лирическая поэзия? Разумеется, и ее нетленность во многом объясняется приверженностью к тем же самым темам.

Нужно лишь добавить, что большая лирика философична и как бы растворяет конкретность изначального душевного движения в стихии образов и ассоциаций. Романс же действует вполне конкретно…

Затянувшаяся эта преамбула имеет прямое отношение к теме данных заметок. Новый фильм режиссера Бориса Дурова «Не могу сказать «прощай» (сценарий Л. Неменовой) будет, на наш взгляд, иметь у публики успех, подобный тому, какой имеют у нее лирические романсы. Объяснимся сразу: с нашей точки зрения, это несомненное достоинство картины, поставленной в нелегком жанре мелодрамы.

Не могу сказать "прощай"

Не могу сказать «прощай»

И не стоит, вероятно, насмешничать по этому поводу. Интереснее разобраться, в какой степени данная лента обеспечивает неминуемый свой успех подлинными художественными ценностями.

Одна из таких ценностей, быть может, решающая, не вызывает сомнений. Речь идет о сердечности картины. Об искренности авторской интонации. О том. что ни сценарист, ни режиссер, ни исполнители главных ролей не стесняются открытости, яркости, поистине «половодья» чувств и страстей. Быть может, фильм и не претендует на то, чтобы войти навеки в число заветных творений искусства, но уж весомостью любовной темы он отмечен сполна.

Из к/ф «Не могу сказать «прощай» — Не смоет любовь

Тут все про любовь. Все о любви. О той самой, с первого взгляда, до гроба, вечной и неподдельной, какая случается, оказывается, в современных промышленных городах не реже, чем в прошлом веке в ветшающих усадьбах на берегах туманных озер.

Кого может полюбить заводская девчонка, водитель огромного самосвала, снимающая у старушки комнату — девичью светелку с железной кроватью и портретами киноартистов на стене? Ну. разумеется, первого здешнего парня, руководителя ударной бригады, молодца и красавца, бесспорного «короля» танцплощадки. Ну, а он, привыкший к легким и быстрым победам?

Не могу сказать "прощай"

Не могу сказать «прощай»

Ну, конечно же, первую в этих местах красавицу, возникшую на танцевальном пятачке с такою неотразимой уверенностью в себе, словно не из Орла приехала она на здешнюю стройку бухгалтером, а сошла с афиши какого-нибудь модного вокально-инструментального ансамбля. Куда уж до нее робкой девочке Лиде (А. Иванова) из большого грузовика!

Ей лишь наблюдать останется, как избранник ее сердца Сергей (С. Варчук) танцует со счастливой ее соперницей Мартой (Т. Паркина) в окружении верных товарищей, не сводящих с красивой пары восхищенных глаз. Лишь на мимолетное, проходное внимание своего кумира может она рассчитывать, на пошловатую, снисходительную связь, ни к чему его не обязывающую, не требующую от него душевных затрат и доверчиво, радостно принятую Лидой за проявление настоящего чувства…

А потом из кабины верного своего МАЗа увидит она, как из Дворца бракосочетаний под туш оркестра и аплодисменты друзей выходит образцово-показательная пара — мужественный, элегантный жених и очаровательная, вся в белом невеста. Не выдержит наивное сердце шоферши этого эгоистичного в своем торжестве церемонного зрелища, она нажмет на газ и на страшной скорости пронесется туда и обратно мимо разряженной процессии, обдав ее потоками жирной строительной грязи.

Не могу сказать "прощай"

Не могу сказать «прощай»

Это лучшая сцена фильма. Уже потому хотя бы, что избыточный мелодраматизм оправдан тут совершенной правдивостью ситуации, точным пониманием характера, который в данных обстоятельствах мог раскрыться лишь таким образом и никак иначе. Надо обладат

Надо обладать известной художественной смелостью и определенной к тому же эмоциональной искренностью для того, чтобы с таким тактом показать безумие, на какое способна обманутая доверчивая душа.

Бессильное, оскорбительное для нее и для нее же спасительное.
В известном смысле все дальнейшее зрительское доверие к авторскому замыслу и перипетиям сюжета зиждется на этой сцене.

Она убеждает — и в том. что перед нами любовь, и в том. что перед нами страдание, и в том. что душа, способная так любить и так страдать, заслуживает счастья.

Все последующие сцены повествуют о том. как Лида этого счастья добилась. Переступив через израненное самолюбие, через соображения благоразумия и благополучия, даже, пожалуй, через общепринятые представления о женском достоинстве.


Не могу сказать "прощай"

Не могу сказать «прощай»

Вот еще одна несомненная нравственная ценность фильма — он как бы сопоставим, соизмерим с тем душевным трудом, какого требует от нас все серьезное в жизни, и уж прежде всего любовь.

Короче, дело вот в чем: по всем законам мелодрамы с героем — этим победительно самоуверенным удальцом и удачником — происходит серьезное несчастье. От него, после серьезной травмы прикованного к постели, полупарализованного, уезжает красавица жена. На счастье выходила Марта замуж — на радость, на удовольствие, на достаток.

Счастье самопожертвования, мужество соучастия, совместного противостояния горю и беде ей не по плечу. Оно ей просто-напросто неведомо. Тут нужен другой человек, другая душа, другая женщина, такая, как маленькая шоферша большого грузовика.

Оставив налаженный городской быт, вслед за погибающим любимым перебирается Лида в село и там путем отчаянных усилий, непомерных трудов и непомерной же самоотверженной доброты совершает чудо, судьбою предназначенное женщине — возвращает любимого к жизни. Становясь ему в процессе его воскрешения совершенно, абсолютно необходимой. Завоевывая тем самым — откровенно, последовательно, настойчиво — его любовь.


Не могу сказать "прощай"

Не могу сказать «прощай»

Художники, более жесткие, чем авторы этого фильма, более трезвые житейски, более строгие по отношению ко всякого рода благим иллюзиям и розоватым снам, следуя горькой иронии жизни, быть может, под занавес картины нанесли бы Лиде последний безжалостный удар. Показали бы. как возвращенный солнцу и свету Сергей прощает возвратившуюся к нему жену, безотчетно забыв о своей спасительнице.

Однако, верные избранному жанру, они лишь на мгновение пугают зрителя этой горчайшей возможностью. Жена-предательница, по-прежнему красивая, хотя и поутратившая несколько заносчивую победительность. действительно возвращается в деревню к больному мужу, но, заметив с косогора, как, не вставая с инвалидного кресла, он вместе с любящей его женщиной счастливо плещется на прибрежном мелководье, не может сдержать бессильных слез запоздалого, не нужного никому раскаяния…

Не могу сказать "прощай"

Не могу сказать «прощай»

Что ж, достойный финал картины, верной, как уже отмечалось, природе своего жанра.
Она была бы еще более ей верна, если бы не была поставлена и снята так «красиво» — совершенно в стилистике молодежных развлекательных мюзиклов. Если бы не были так конфетно, так рекламно модны ее герои — в сущности, самые обыкновенные, трудовые ребята и девушки.

Если бы героиня в тугих джинсиках и «фирменной» ковбоечке не походила больше на балованную владелицу «Жигулей», нежели на шофершу промасленного, соляркой провонявшего МАЗа. Если бы родительская изба, в которой пропадал брошенный женой Сергей — даже и в этом плачевном положении безупречно спортивный и мускулистый. — не вызывала бы своим интерьером навязчивые ассоциации с журнальными проспектами загородного коттеджа.

Но не будем строги… Точнее, при всей строгости воздадим должное авторам фильма за главное. За доброту. За веру в человека щедрого, безоглядного, стойкого. За любовь к нему — порой неприметному, неброскому, но великому душой рыцарю грохочущих, быстротекущих будней.

Ан. Макаров, Журнал «Советский экран» №17 Сентябрь 1982год

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий