Анна Лисянская

Анна Лисянская

Блистательная острохарактерная актриса, одна из самых популярных актрис театра и кино 40-50-х годов. Среди лучших работ на экране: Дуня («Сельская учительница»), Маруся («Это было в Донбассе»), Мария («Двенадцатая ночь»). Особым успехом пользовалась роль Соседки в телефильме «Волшебная сила искусства» с Аркадием Райкиным.

Анна Лисянская

Анна Лисянская

Родилась 1 ноября 1917 г. в г.Николаеве (Украина). В шесть лет Анна начала выходить на сцену николаевского еврейского театра, которым руководил её отец Гирш Лисянский. Актрисой была и его сестра, Дора Лисянская, и его жена Софья Дышлис. В ту пору, ещё царской России, в еврейском театре существовала такая традиция: приезжая в тот или иной город труппа из местных музыкантов собирала «оркестр» и пополнялась местными любителями.

Так все трое в 1912 году начали выступать в Херсоне у И.Корика, а позже — у Б.Родмана. В 1913 году Лисянские переехали в Николаев, где была одна из сильнейших полупрофессиональных-полулюбительских трупп, под спектакли которой обычно предоставлялась сцена лучшего местного театра Я.Я.Шеффера.

Анна Лисянская в фильме "Дни и ночи"

Анна Лисянская в фильме «Дни и ночи»

«Спектакли товарищества имеют огромный успех, — писал тогда корреспондент «Херсонской правды» из Николаева. — Все внимание сосредоточено на художественной стороне постановок. Артисты сыграны вполне, и спектакли идут гладко и выдержанно. Местные газеты восторженно отзываются об артистах и постановках».

В начале 20-х годов у Г.Я.Лисянского был уже свой театр, который играл в клубе им. Я.Свердлова. Здесь начала выходить на сцену Нюся Лисянская, и в 1926 году её уже заприметила пресса. «Хорошо играет девочка Н.Лисянская, которой вредят лишь замашки взрослой артистки, — подмечал один из рецензентов.
— Участие талантливой девочки в нелепой пьесе — явление, которое трудно квалифицировать, как полезное и воспитательное».

Анна Лисянская в фильме "Двенадцатая ночь"

Анна Лисянская в фильме «Двенадцатая ночь»

В действительности репертуар Нюси был самым разнообразным. Помимо «нелепых пьес», она играла и в инсценировках по Шолом-Алейхему — «Швэр цу зайн а ид», «Стемпеню» и «Тевье-молочник». Критика отмечала её органичность и достоверность в ролях драматических и некоторую эксцентричность в комических. А детскую непосредственность она, по-моему, сохранила на всю жизнь.

Анна Лисянская в фильме "Зайчик"

Анна Лисянская в фильме «Зайчик»

В 1932 году Анна Лисянская поступила в театральную студию при Киевском ТЮЗе, которую окончила в 1936-м. Так она стала русской актрисой. Вернувшись домой, два сезона проработала в Николаевском ТЮЗе. А в 1938-м получила приглашение в Киевский ТЮЗ, где сыграла Джульетту, Юлиньку в «Доходном месте» А.Островского, Елену в «Месяце в деревне» И.Тургенева и др.

В Киевском ТЮЗе молодую актрису приметил сценарист Игорь Савченко. Благодаря ему, Анна в 1941 году дебютировала в кино, исполнив главную роль Насти в фильме Григория Гричер-Чериковера «Годы молодые».

В последующие годы ею были сыграны роли в революционной драме «Как закалялась сталь» (Христина), военном фильме «Радуга» (Малючиха), историческом фильме «Дни и ночи» (Аня Клименко), киноповести «Это было в Донбассе» (заключенная Маруся), мелодраме «Сельская учительница» (Дуня Острогова), драме «Великая сила» (Евдокия Милягина). Большой успех актрисе принесла роль Акульки в картине Игоря Савченко «Старинный водевиль».

Анна Лисянская в фильме "Волшебная сила искусства"

Анна Лисянская в фильме «Волшебная сила искусства»

С 1949 года Лисянская — актриса Ленинградского Академического театра драмы им. А.С.Пушкина. Её роли в этом театре отличались большим разнообразием — Улита в «Лесе» А.Островского, Дачия Некшулеску («Титаник-вальс» Т.Мушатеску), баронесса Вурмергельм («Игрок» по Ф.Достоевскому), Пегги («Бегущая по волнам» по А.Грину), Живка Попович («Госпожа министерша» Б.Нушича), Любецкая («Обыкновенная история» по А.Гончарову). Глафира Пуднова из «Пучины» А.Островского,

Анна Лисянская

Анна Лисянская

Настасья Ивановна из «Смерти Пазухина» Н.Салтыкова-Щедрина и Мария из «Двенадцатой ночи» В.Шекспира, сыгранные в театре, вскоре перешли на экран. Незабываема она в фильме Я.Фрида. «Мария Лисянской, — писал один из критиков, — была воплощением эпохи Возрождения, в ней жизнь искрилась, переливалась через край. Хохочущая Мария была вызовом ханжеству, пуританству, всяческим условностям».

Лисянская много работала на радио и телевидении. Здесь она снялась в оперетте И.Дунаевского «Женихи», где сыграла невесту Аграфену Саввишну. В этой работе открылась новая сторона актёрства Лисянской, которая жила в ней всегда, но не имела повода проявиться, — музыкальность, особая грация, пластичность, легкость, с которой она переходила от диалога к арии, от песенки к танцу.

Актриса начала совмещать работу в театре им. Пушкина и в Музкомедии, а в 1968 году совсем перешла туда. Здесь она исполнила роли матери Эдвина Цецилии в «Королеве чардаша» И.Кальмана, Биби-ханум в «Кавказской пленнице» Р.Гаджиева, Софы Семёновны в «Полярной звезде» В.Баснера и мадам Дору Соловейчик в «Третьей весне» Г.Портнова.

С последними работами в е театральную жизнь возвращаются еврейские персонажи. В театре «Эксперимент» она подготовила моноспектакль «Одесская свадьба» по М.Жванецкому, Дмитрий Астрахан приглашает Лисянскую в фильм «Изыди»!, где она исполняет роль матери большого еврейского семейства, а режиссер А.Зельдович — в картину «Закат» по И.Бабелю на роль мадам Вайнер.

В середине 90-х Анна Лисянская тяжело заболела. Её близкая подруга, актриса Лилиан Малкина помогла Анне Григорьевне переехать в Израиль к родным. Её любили все — коллеги, любители театра и кино, только власти почему-то не примечали. У неё не было даже звания заслуженной артистки, но она была — всенародной…

Умерла Анна Лисянская 2 декабря 1999 г. в Израиле. Похоронена на кладбище города Арада (Израиль).

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий