Александр Парра родился 16 октября 1943 года в Тбилиси.
Окончил актерский (1966) и режиссерский (1973) факультеты Киевского института театрального искусства им. И.К.Карпенко-Карого.
С 1965 — актер Киевского Театра юного зрителя им. Ленинского комсомола, с 1970 — Киевского академического русского театра драмы им. Леси Украинки, в 1980-1988 — Московского академического театра им. Вл. Маяковского. С 1989 года — актер Московского драматического театра «Сфера».
Известный актер Александр Парра появился на киноэкранах в 60-х годах. Его лейтенант Шмидт в фильме «Почтовый роман» надолго запомнился зрителям. С тех пор Александр Владимирович сыграл немало ролей в кино и в Театре имени Маяковского, перевоплощаясь из Николая Огарева в патриарха Никона, из Сенеки в декабриста Лунина… Парра всегда был самостоятелен в творчестве и до жути упрям. В конце концов это кончилось тем, что он стал сам осуществлять свои творческие проекты как режиссер и продюсер.
Сегал Лариса Илларионовна — Встречи с популярными артистами.
В один из летних дней у меня раздался телефонный звонок.
— Лариса Илларионовна, хотите встретиться с Александром Паррой. — услыхала я звонкий голос председателя республиканского общества «Знание» Лидии Андреевны Безносовой.
— Неплохая идея! — ответила я.
— Значит так, поезжайте в аэропорт. Он прилетает на два дня. Везите в гостиницу «Ижевск». Машину дам. — Меня всегда очаровывала деловая хватка Лидии Андреевны.
— Ясно. Поняла. Скоро буду, — в тон председателю отчеканила я.
…Среди пассажиров московского рейса Парра выделялся. Очень фактурная внешность: высокий рост, широкие плечи, темно-карие глаза, светлые волосы, классические черты лица.
Типичный герой-любовник или полковой командир. К моменту нашей встречи он, кстати, уже сыграл и первого, и второго.
Одна из его первых ролей в кино, сделавшая его широко известным, роль в прекрасной картине «Почтовый роман». Режиссер Евгений Матвеев поставил в 1970 году несколько вольный пересказ жизни и подвига лейтенанта Шмидта. Нет, не героя «Золотого теленка», а реального человека — Петра Петровича Шмидта, человека блестящего ума и высокой эрудиции.
Но фильм не только о войне с самодержавием, он больше о любви. Напомню сюжет. Однажды в поезде Шмидт встретил женщину — Зинаиду Ризберг, в которую влюбился с первого взгляда и на всю оставшуюся жизнь. Он писал ей нежные, трогательные письма. Она стала для него идеалом и звездой. Их встреча в вагоне пассажирского поезда длилась всего 40 минут.
Когда началась революция 1905 года, лейтенант Черноморского флота Петр Шмидт возглавил восстание на крейсере «Очаков». Он со своими матросами отважно сражался и вместе с ними пошел на расстрел. У него была возможность избежать этой участи, но он не мог изменить своим принципам…
Александр Парра сыграл своего героя необыкновенно убедительно и глубоко. Благодаря нему картина имела исключительный успех. Актера заметили. Посыпались предложения и сценарии. Его стали с удовольствием снимать знаменитые режиссеры, и за короткий срок он успел сыграть более десятка ролей.
Герои Парры запоминались надолго и очень импонировали зрителям: командир подводной лодки, военком Тропин, начальник геологической экспедиции Аскеров, отец Никон. Всех их отличала активная жизненная позиция, честность, верность долгу и присяге. Эти черты присущи самому актеру, в чем я убедилась во время нашей встречи, уже после его выступления.
— Если у человека скверный характер, — убежденно говорил Парра, — ему не сыграть положительного героя, уж поверьте мне! И наоборот: человек сердечный и обаятельный будет выглядеть фальшиво в роли негодяя…
Я задумалась. В самом деле, не было отрицательных персонажей у уважаемых мною Георгия Жженова, Алексея Баталова, Элины Быстрицкой. Но, с другой стороны, милейший Андрей Миронов с блеском сыграл афериста всех времен и народов Остапа Бендера, очаровательная Алиса Фрейндлих — «мымру» Калугину, добрейший Евгений Леонов — мещанского алкоголика в «Осеннем марафоне».
Нет-нет! Определенно искусство актера — вещь чрезвычайно тонкая, непостижимая для нас, зрителей.
Из рассказа артиста выяснилось, что он недавно переехал в столицу из Киева, где играл в Театре русской драмы им. Леси Украинки, а теперь работает в театре им. Маяковского. О! Это удивительный московский театр!
В нем играют артисты, которые обязательно снимались и снимаются в кино: именитые и знаменитые Армен Джигарханян, Владимир Самойлов, Игорь Костолевский, Татьяна Васильева, Александр Лазарев, Наталья Гундарева.
Судьба улыбнулась мне, и уже через полтора месяца мы встретились снова. На этот раз в его уютной квартире на Новгородской. Его жена — Леонора Владимировна тоже имела прямое отношение к театру (зав. труппой). И вновь пошел разговор о роли искусства, поисках решения в спектаклях, месте театра в жизни.
А потом были сами спектакли. Подобное бывает, видимо, раз в жизни: за неделю — три похода в театр! Запомнилась постановка пьесы «Театр времен Нерона и Сенеки», где Нерона играл Джигарханян, а Сенеку — Парра. Это был блистательный диалог! Зрелище просто неповторимое: полное ощущение эффекта присутствия в изображаемых ситуациях.
Побывали мы на спектаклях «Она в присутствии смерти и любви» и «Завтра была война». Я убедилась, какие мощные таланты собрал в одном месте главный режиссер Андрей Гончаров. Что не актер, то «звезда» — вон их портреты в фойе театра: Евгений Симонов, Анатолий Ромашин, Светлана Немоляева, Эммануил Виторган, Андрей Болтнев...
Через три года я узнала, что он ушел из театра, решил осуществить собственную постановку, пригласив для участия в нем знаменитую балерину Екатерину Максимову.
Я желаю ему творческих успехов. От всей души!
Комментарии: