Великий сказочник Александр Птушко

Фильмы Александра Птушко:
«Новый Гулливер» (1935), «Золотой ключик» (1939), «Парень из нашего города» (1942), «Каменный цветок» (1946), «Три встречи» (1948), «Садко» (1952), «Илья Муромец» (1956), «Алые паруса» (1961), «Сказка о потерянном времени» (1964), «Сказка о царе Салтане» (1966), «Руслан и Людмила» (1971, 1972)

Александр Птушко

Александр Лукич Птушко родился 6 апреля 1900 года в Луганске.

До прихода в кино Александр Птушко успел освоить много специальностей – он работал корреспондентом в газете, актером, художником-декоратором, мастерил куклы, а с 1923-го по 1926 год учился в Московском институте народного хозяйства.

Александр Птушко

Александр Птушко

Энтузиастом объемной анимации в России того времени был Юрий Александрович Меркулов. Он и передал свою мастерскую Птушко, работавшему у него конструктором кукол. В свою очередь, Птушко продолжая традиции Меркулова, собирал в мастерской мастеров, занимавшихся в то время в СССР объемной мультипликацией.

В 27 лет Птушко дебютировал в кино в качестве режиссера-аниматора, поставив серию мультфильмов с участием персонажа Братишкина, который вначале был куклой, а потом был заменен плоской фигуркой. В 1932 году режиссер снял первый звуковой объемно-мультипликационный фильм «Властелин быта», но наиболее значительной работой того времени в 1935 году стал его первый полнометражный фильм с объемной анимацией «Новый Гулливер» по мотивам романа Джонатана Свифта, в котором наряду с 1500-ми куклами играли актеры, и были применены оригинальные методы комбинированных съемок.

Для работы над фильмом Птушко удалось объединить практически всех художников, работавших в области объемной мультипликации СССР того времени. Среди них были И.Никитченко, С.Мокиль, Ф.Красный, Ю.Швец, Р.Гуров и оператор Н.Ренков. Их работа взбудоражила мир кинематографистов не меньше, чем «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна и «Белоснежка и семь гномов» Диснея.


Александр Птушко

Александр Птушко

Зрителей поражало нахождение в кадре настоящего актера и огромного количества кукол с богатой мимикой и острой характерностью. Глядя на созданный Птушко лилипутский кордебалет, отплясывающий под хит «Моя лилипуточка, приди ко мне!» — патриарх советской мультипликации Иван Иванов-Вано писал: «В «Гулливере» он применил столько новых, оригинальных приемов съемки, создал столько занимательных конструкций и приспособлений, что ими до сего времени пользуются на кукольных студиях нашей страны…»

Александр Птушко впервые использовал прием изменения частоты прохождения звука в момент записи актеров на роли кукол-лилипутов. Изменяя частоты, Птушко изменял тембр речи актера, доводя его до предельно высокого, почти пискливого звучания, добиваясь характерного «кукольного» голоса персонажей. Это было необычно и создавало особый эффект в сценах с диалогами актера-Гулливера с куклами-лилипутами.

По одаренности, изобретательности и мастерству критики сравнивали Птушко с Владиславом Старевичем. Но, в отличие от Старевича, Птушко не держал в секрете своих изобретений, напротив — щедро и весело передавал свой опыт другим художникам.

Конструкции его кукол были настолько значительны и совершенны, что, по признанию Иржи Трнки, широко использовались чешскими мультипликаторами при постановке кукольных фильмов, принесших в 40-50-х годах мировую славу чехословацкой кинематографии.

Александр Птушко

Александр Птушко

Зарубежная кинокритика так же сравнивала Александра Птушко с Марио Бава, Уильямом Кэмероном Мензисом и Джорджем Палом. А позже даже называла «русским Спилбергом», который создал свой собственный мир фантазий.

Американская кинокритика отмечала, что «Новый Гулливер» был первым полнометражным мультфильмом, созданным за четыре года до фильма «SNOW WHITE» Диснея. А после того, как фильм завоевал специальный приз на Международном кинофестивале в Милане, даже Чарли Чаплин стал почитателем таланта русского режиссера.

После создания «Нового Гулливера» Птушко стал руководителем художественно-производственного объединения объемной мультипликации «Мосфильма», которое ежегодно выпускало по несколько картин.

Птушко с помощниками снял фильмы «Сказка о рыбаке и рыбке», «Веселые музыканты» и насыщенный трюками фильм «Золотой ключик». Анимация в нем занимала менее значительную роль, но совмещенные и комбинированные съемки снова поражали профессионалов, не говоря о зрителях.

Роли кукол в фильме исполняли актеры, но на экране они были в несколько раз меньше, чем обычные исполнители.

При необходимости включить в один кадр «кукол» и людей Птушко обратился к способу «перспективного совмещения», который настолько творчески, оригинально и эффективно раскрыл новые изобразительные возможности кино, что фильм и сегодня остается образцом уникального режиссерского и операторского решения сложнейшей художественной задачи при минимальном и эффективном использовании постановочных средств.


Александр Птушко

Александр Птушко


Александр Птушко тем временем переключился на игровое кино. К сожалению, после его ухода кукольная студия распалась и возродилась на базе «Союзмультфильма» лишь в середине 1950-х годов.

Во время войны Птушко работал на Центральной объединённой киностудии в Алма-Ате, руководил трюковыми и комбинированными съемками ряда картин. С его участием создавались батальные сцены фильмов «Зоя», «Секретарь райкома», «Небо Москвы», «Парень из нашего города». В эвакуации, где прокормить семью одним лишь руководством комбинированными съемками было невозможно, Птушко занялся пошивом обуви. К крашеным замшевым ремешкам на деревянной подошве он надевал лейбл «Eldorado&K°». Башмаки пользовались успехом, а в брошках из перламутра «от Птушко» ходила вся женская киноэлита в тыловой Алма-Ате.

Сразу после победы Александр Птушко решил заняться созданием сказок, наряду с другим, не менее выдающимся режиссером — Александром Роу. Однако в фильмах Роу на первом месте стояло неторопливое повествование о победе добра над злом, а Птушко оттачивал новые приемы, и снова реализовывал смелые идеи в области комбинированных съемок и спецэффектов.

За фильм-сказку «Каменный цветок» он получил Государственную премию и приз за цвет на I Международном кинофестивале в Каннах. Следующий фильм Птушко — «Садко» — завоевал «Серебряного льва» в Венеции, а исполнитель главной роли Сергей Столяров был назван одним из лучших актеров мира полувековой истории кино.

"Садко"

«Садко»


Вышедший в 1956 году первый отечественный широкоэкранный фильм со стереозвуком «Илья Муромец» был внесен в Книгу рекордов Гиннесса за самую масштабную массовку, в которой участвовало более 104 тысяч статистов одновременно.

Дочь Александра Птушко Наталья Птушко, так же ставшая режиссером — рассказывала: «На съемочной площадке папа был чутким, внимательным, но очень жестким и требовательным. Мне доставалось от него больше других. С ним я прошла хорошую школу: чтобы все было готово к работе, все было на своем месте, и если что — с меня первой спрос.

Его очень любили все вокруг, вплоть до рабочих. Александр Лукич мог лично принять участие в сооружении декораций, показать, как лучше забить гвоздь. Он был единственным режиссером, которого называли «мастер — золотые руки». Действительно, он умел все.

Во время войны научился шить обувь. Мастерил из дерева босоножки, сверху покрывал их кожей или замшей, и в эвакуации весь наш «лауреатник» ходил в этих модных обувках. Затем стал вышивать знамена, и в тяжелые времена это спасало семью в материальном плане. Он создавал чудесные эскизы для Большого театра. Уникальный был человек, при этом очень общительный и веселый».

Фильмы Птушко попали в прокат в США. Американский продюсер Роджер Корман увидел картины советского режиссера еще в конце 50-х — начале 60-х годов и приобрел права на показ фильмов. После небольшой монтажной доработки фильмы «Садко» и «Илья Муромец» были показаны американским зрителям.


"Каменный цветок"

«Каменный цветок»


Правда, американцы познакомились с историей Садко после перемонтажа, сделанного Фрэнсисом Фордм Копполой и под названием «Волшебное путешествие Синдбада», а о подвигах Ильи Муромца узнали из фильма «Камень и дракон». По мнению Роджера Кормана, эти поправки были необходимы, так как имена былинных богатырей, известные каждому русскому, ничего не говорили американцам.

Леван Шенгелия рассказывал: «Я стал свидетелем его разговора с американскими прокатчиками, купившими «Илью Муромца». Они несколько сократили картину, убрали некоторые затяжные вещи, с которыми сам Птушко не мог расстаться. И Александр Лукич был в восторге от их редакции, он благодарил за талантливый монтаж его собственной картины. Такое в мире кино встретить невозможно».

Спецэффекты, разработанные Птушко для фильма «Илья Муромец» позже позаимствовали американские режиссеры Стэнли Кубрик для съемок «Космической одиссеи», Терри Гиллиам в «Приключения барона Мюнхгаузена» и многие другие режиссеры.

Позже Александр Птушко снял «Сказку о потерянном времени».

Потом им были экранизированы «Алые паруса» (Как снимали фильм) Грина. История Александра Грина в трактовке Птушко лишилась своей воздушно-зыбкой атмосферы и превратилась в сентиментальную мелодраму. Поначалу критика ругала картину за слишком яркий цвет, тяжеловесность игры многих актеров второго плана и за прямолинейность режиссерских ходов. При всем этом выбор юной Анастасии Вертинской на роль Ассоль, оказался точен.


"Илья Муромец"

«Илья Муромец»

Леван Шенгелия — художник-постановщик фильма «Алые паруса», рассказывал: «Он пригласил меня на «Алые паруса» и начал сомневаться, не совершил ли ошибку. Дело в том, что из-за неожиданных проблем я долго не показывал ему эскизы. И когда в один прекрасный день привез целый грузовик рисунков, его радость была настолько искренна, что скоро наши отношения переросли в настоящую творческую дружбу.

Лишь однажды мы чуть не поссорились. Мы по-разному представляли себе главную героиню — Ассоль. Я настаивал на Насте Вертинской и даже в своих эскизах использовал ее образ. В конце концов набрался смелости и заявил: «Если героиня будет не такая, я уйду с картины».

Рассудил нас худсовет, сделав выбор в пользу Вертинской. Надо сказать, что, будучи непревзойденным мастером комбинированных съемок, Птушко хотел и «Алые паруса» насытить спецэффектами, фантазиями, а мы с операторами этого боялись. Все эти выдумки могли разрушить гриновскую драматургию. И Александр Лукич к нам прислушивался, он не был упрямым, что и спасло фильм».

В 1966 году Птушко стал прекрасный фильм «Сказка о царе Салтане» — одну из лучших экранизаций сказок Пушкина.

Так же им был написал сценарий по гоголевскому «Вию». Поручив съемки молодым режиссерам, он взял над ними творческое шефство. Но режиссеры не справились, и Птушко пришлось доснимать и монтировать фильм самому. Благодаря этому «Вий» (История создания фильма) долгие годы оставался и остается первым и единственным отечественным фильмом ужасов, впечатляющим российских зрителей.

Вершиной карьеры Птушко стал его последний фильм «Руслан и Людмила» (Как снимали фильм). Невероятные декорации, впечатляющая говорящая голова, подземные гиганты и летающий карлик Черномор — каждый новый кадр нес в себе сказочное превращение. Однажды в Луганске Птушко влюбился в девушку, и пригласил ее на свидание. Девушка ответила: «Приду, если подаришь мне попугая в золотой клетке с гроздьями винограда». Тогда Птушко вынул из материнского корсета несколько стержней, и сделал из них золотую клетку.

"Алые паруса"

«Алые паруса»

Потом поймал голубя, приделал ему хохолок и хвост, раскрасив птицу под попугая. На веточки надел сливы – и получился виноград. Когда для одной из сцен в «Руслане и Людмиле» нужны были 300 попугаев – «Мосфильм» потратился лишь на несколько десятков. Остальных, благодаря фантазии Птушко – изображали голуби, разукрашенные бутафорами.

Исполнитель роли Черномора в фильме «Руслан и Людмила» Владимир Федоров рассказывал: «Я очень благодарен Александру Лукичу за то, что он предоставил мне возможность еще одного образа существования в этом мире — я стал актером.

И теперь, посвятив кино много лет, я сравниваю Птушко с Петром I. Он был достаточно требователен и жёсток к окружающим, и его возмущала любая несостоятельность в профессии, но, обрушив на голову несчастного гром и молнии, он с удовольствием показывал лично, как можно и нужно делать.

Он не просто требовал, а доказывал! Помню, никак не могли заполнить декорацию водой, она все время просачивалась. И Александр Лукич возмутился: «Это же так просто! Постелить брезент, насыпать конский навоз, а потом залить водой.Все поры будут забиты!».

Он ни минуты не мог сидеть без дела. Будучи уже далеко не молодым человеком, обремененным множеством болезней, на площадке он занимался несколькими делами сразу. И еще один забавный эпизод. Поначалу в роли Наины снималась легенда Вахтанговского театра Цецилия Мансурова.



Руслан и Людмила

Руслан и Людмила


К одной из первых сцен готовились очень ответственно — выстроили сложные декорации, привезли пиротехнику, собрали массовку, отрепетировали сто раз и зажгли факелы… Предполагалось снять все с одного дубля, чтобы не строиться заново.

Напряжение колоссальное. Команда «мотор!». Вспыхивает декорация, и Мансурова неожиданно выходит из образа: «Александр Лукич, я тут подумала… может, я встану вот здесь?..» Птушко выдерживает долгую паузу, мысленно прощаясь с декорациями и потерянным временем, а потом взрывается и говорит такие слова, которые я не решусь повторить. После чего актрису заменили, так как режиссера заменить намного труднее».

Соратники Птушко вспоминали о нем как о легком и остроумном человеке. Снимая многотысячные массовки, сооружая грандиозные декорации, Александр Лукич мог и пошутить, но в гневе он был страшен. Мог ругаться: «Бизоны! Кретины! Носороги! Работать не умеете!» А еще рассказывают, что, когда Птушко хвалили за очередной фильм или трюк, он спокойно замечал: «Ничего удивительного, ведь я — обыкновенный гений».

С 1932 по 1949 годы Александр Птушко занимался преподавательской работой во ВГИКе, выпустил ряд научно-популярных книг, посвященных мультипликации, съемкам трюков и комбинированным съёмкам.

С 1960 года Птушко стал художественным руководителем творческого объединения детских фильмов при киностудии «Мосфильм». В 1969 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР.

Птушко умел веселиться в труде, который был неотъемлемой частью его оптимистической натуры. Он редко сидел без дела — любил вырезать камеи, и дарил их друзьям и знакомым. Увлекался работой по дереву. Его уникальные ручки для палок ценились среди знатоков. Коллеги и знакомые удивлялись его творческой неуемности. Он никогда не жаловался и не жалел себя, даже в последние годы, когда был тяжело болен. Птушко любил жизнь жадно и рассматривал ее, как веселую игру неиссякаемого действа.

Умер выдающийся режиссер в Москве 6 марта 1973 года.

Способность киностудии «Мосфильм» сравнительно дешево достигать впечатляющих даже Голливуд зрелищных эффектов (за счет привлечения огромной армейской массовки и подготовки всех декорационных макетов и моделей разных чудовищ практически вручную) была утрачена после смерти Александра Птушко в 1973 году. В этом же году скончался и Александр Роу, работавший на студии имени Горького. После чего красивые, сложно-постановочные сказки выпали из репертуара студий страны.


Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий