Изящный человек — Марлен Хуциев

Советский режиссёр. фильмы Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» (1956), «Два Фёдора» (1958), «Мне двадцать лет» (1962), «Июльский дождь» (1966), «Был месяц май» (1970), «И все-таки я верю» (документальный) (1972), «Послесловие» (1991)

 Марлен Хуциев
Марлен Хуциев родился 4 октября 1925 года в городе Тбилиси. Отец — Хуциев Мартын Леванович (1900-1937), коммунист с дореволюционным стажем, погиб в годы репрессий. Мать — Утенелишвили Нина Михайловна (1905-1957), актриса. Супруга — Соловьева Ирина Семеновна, окончила ВГИК, работала членом сценарной редколлегии киностудии имени Горького. Сын — Хуциев Игорь Марленович, окончил режиссерский факультет ВГИКа, учился у М. Ромма и Л. Кулиджанова. Внучка — Хуциева Нина, окончила китайское отделение МГУ имени М.В.Ломоносова. Сестра — Хуциева Ирина, инженер-строитель.

 Марлен Хуциев

Марлен Хуциев

Окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую И.А. Савченко.

Марлен Хуциев был ключевой фигурой в кинематографе 60-х годов. Этот изящный человек с негромким, чуть глуховатым голосом ничуть не похож на знаменитых режиссеров, которых не случайно сравнивают с командующими большими соединениями. Все, кто описывал этого мастера, отмечали его созерцательный характер. И это не штамп, а, действительно, самое первое характерное впечатление от встречи с ним.

Середина 60-х годов. Проносится слух, что фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича», подвергшийся несколько лет тому назад суровой критике, переделанный, снабженный новым названием — «Мне двадцать лет», наконец выпускается на экран. И вот один из первых, пока еще закрытых просмотров. Впечатление совершенно удивительное!

 Марлен Хуциев

Марлен Хуциев

Его можно выразить двумя словами — фильм про меня. То есть «про меня» — не по сюжету, а по сложному ощущению жизни, которое тогда у всех у нас было. В этом ощущении смешивались тревога, радость, гордость. Гордость оттого, что мы, как нам казалось, четко определили свое отношение к прошлому и были уверены, что не повторим его ошибок. Радость — оттого, что нас много, и у нас есть свои поэты, свои песни, а теперь — свой фильм.

Тогда же, более 30 лет назад, в Москву на Международный кинофестиваль на демонстрацию своей новой картины «Восемь с половиной» приехал Федерико Феллини. Сразу же по приезде он попросил о встрече с Марленом Хуциевым, на которой сказал о том, что хуциевский фильм «Мне двадцать лет» показался ему удивительно близким по духу.

Из кинофильма «Весна на Заречной улице». Николай Рыбников — Когда весна придёт

«Знаете, когда едешь в незнакомую страну, всегда опасаешься, что твои побуждения не разделят, не поддержат и не поймут. Вот почему меня радует такое совпадение мотивов». А Хуциев ответил, что фильм Феллини помог ему лучше понять самого себя и что настоящий кинематограф — это глубочайшее философское раздумье над жизнью. Последние слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Марлена Хуциева.

"Весна на Заречной улице"

«Весна на Заречной улице»

Его имя широко известно в России и за рубежом. Высокая художественность, психологическая достоверность, внимание к внутренней духовной жизни героев — всегда личностей ярких, неординарных — отличают фильмы этого высокого мастера своей профессии. Каждая новая картина М. Хуциева становилась заметным событием не только кинематографической, но часто и общественной жизни.

Хуциев не просто кинематографист в узком смысле этого понятия, его фильмы — это особый мир, особое мировосприятие, свой взгляд на окружающую нас действительность. Мастер уникального лирического дарования, существующий в изобретенной им системе образов и характеров, он дарит нам свои открытия, которые так легки и органичны, что уже не один десяток лет киноведы и кинокритики занимаются анализом этих фильмов, ищут секрет их обаяния и долголетия. А зрители просто смотрят, как будто они сделаны сегодня.

"Два Фёдора"

«Два Фёдора»

Основная тема творчества М. Хуциева, всех его фильмов, — это стремление людей к душевной общности и взаимопониманрию, даже в самых драматических ситуациях он утверждает веру в жизнь и доброту людей. Все работы Хуциева объединяет одно: правдивость и достоверность, глубина, умение эмоционально донести до зрителя замысел, раскрыть сложные характеры героев.

Его творчество всегда воспевает прекрасные человеческие качества человека: доброту, терпимость, сочувствие к ближнему, любовь к Родине и всегдашнюю тревогу за ее судьбу. Он вполне наделен природой и всем последующим развитием своей жизни способностью различать, выделять важнейшие черты окружающей жизни, характеров людей, а также способностью доказывать свое стремление к истине не в декларациях, а в художественной форме.

В самом начале своего профессионального пути, учась во ВГИКе, он привлекал внимание окружающих своей особой сосредоточенностью, и многим думалось, что он станет заниматься научными исследованиями бытия, что это будет художник-ученый, но он оказался человеком очень тонкой эмоциональной структуры. Это стало понятно по его дипломной работе — фильму «Градостроители».

"Мне двадцать лет"

«Мне двадцать лет»

Уже в ней чувствовались большие возможности его таланта. Следующей работой, которая сразу поставила Хуциева в ряд талантливых мастеров отечественной режиссуры, стала «Весна на Заречной улице» (История фильма), снятая совместно с его однокурсником Феликсом Миронером. Фильм отличала неповторимая поэтическая интонация и тонкая манера сопереживания героям. «Весна на Заречной улице» была первой картиной о рабочих, сделанной без ложного пафоса и морализаторства.

Недаром вот уже много лет все смотрят с особым чувством эту нежную, лирическую ленту. За ней последовали: «Два Федора» (Конец прошлого и начало будущего) одна из первых (если не самая первая) правдивая картина о послевоенной жизни, где дебютировал Василий Шукшин; «Застава Ильича» — первая настоящая современная картина, открывшая многие приемы сюжетосложения, актерской манеры и пластического решения, при котором камера проникает в гущу изображаемой жизни. Эта работа впервые подняла вопросы молодежи «как жить?».

"Июльский дождь"

«Июльский дождь»

«Июльский дождь» (История фильма) — новое открытие на современном материале. С годами эта картина не только не стареет, а становится все современнее, столько было там угадано и предсказано о сегодняшней жизни. В этой мягкой, неторопливой картине обществу был поставлен резкий и нелицеприятный вопрос: «Что же с нами происходит?». И зрители ищут, и порой находят ответ.

«Был месяц май» — фильм о том, что не все вопросы, заданные войной, решены, не все узы развязаны. Это фильм о Памяти и Забвении, и от столкновения этих двух понятий рождается тема, к которой наш кинематограф прикоснулся впервые. Мы ничего не забыли и не забудем, как бы причудливо не изменялась жизнь.

"Был месяц май"

«Был месяц май»

«Послесловие» — один из самых пророческих и горьких фильмов. Может быть первый раз на экране с такой ненавязчивой силой прозвучала тема отчуждения как в «Июльском дожде», фильм открывал новый тип молодого прагматика, как-бы заглядывая в будущее. В этом фильме сыграл одну из своих лучших ролей Р.Я. Плятт.

«Бесконечность» — об этом фильме можно говорить долго, его разбирали, его объясняли, толковали и анализировали. Можно сказать, что этот фильм своеобразный учебник кинорежиссуры, который Марлен Мартынович все никак не соберется написать. В этом фильме длинном и сложно построенном возникает образ Надежды, — столь необходимой нам сегодня. И наконец завораживающий финал — это философский взгляд на быстро текущую жизнь, которым делится с нами несуетливый и мудрый мастер.

Картины Хуциева симфоничны, каждый кадр — сложный аккорд, в котором один инструмент, без поддержки остальных, обеднит мелодию, и лишь все вместе они создадут необходимую гармонию. Если продолжить сравнение, то можно сказать, что режиссер одинаково внимателен и к партии первой скрипки и к партии ударника. Герои его лент далеки от благополучного спокойствия.

 Марлен Хуциев

Марлен Хуциев

Они в поиске самих себя и своего назначения, а это не дается без разлада и может — надолго или ненадолго — привести к несозвучности с окружающей обстановкой, к той несозвучности, первопричина которой не всегда определима четкой формулой. Но мир его фильмов — мир гармоничный, все в нем соотнесено и соразмерено, все имеет значение: и как будто незначащая реплика, и выбор места действия, и партитура шумов.

 Марлен Хуциев

Марлен Хуциев

Фильмы М. Хуциева неоднократно представляли отечественный кинематограф за рубежом и отмечены призами на международных и отечественных кинофестивалях. Но главное — их полюбил зритель. Они завоевали его любовь и признание за искреннюю доброту и внимание к человеку, за желание режиссера всегда отстаивать высокие нравственные принципы.

Более 20 лет Хуциев преподает во ВГИКе, выпустил пять режиссерских мастерских. Многие его ученики сегодня активно работают в кино и на телевидении. Профессор М. Хуциев заведует во ВГИКе кафедрой режиссуры художественного фильма. Среди его учеников очень много талантливых людей. У них по разному складывается судьба: у одних более успешно, у другие — менее. Но их наставник, по его собственному признанию, пытается даже не учить, но ориентировать, внушать, что они не должны делать ничего гадкого и пошлого.

М.М. Хуциев — Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, президент Гильдии кинорежиссеров России со дня ее основания. Он неоднократно избирался секретарем Союза Кинематографистов СССР; является секретарем обоих Союзов — Московского и Российского. В 1994 году избран Действительным членом Российской Академии гуманитарных наук. Марлена Хуциева давно и общепризнанно считают классиком отечественного кино.

Кино — самое главное увлечение в жизни М.М. Хуциева. В свободное время он любит просто побродить по городским улицам; очень хорошо запоминает топографию города. Музыкальные пристрастия — классическая музыка, джаз, русские и грузинские песни, песни военных и довоенных лет. Книги, общение с друзьями — не простое увлечение, это сама жизнь.

Живет и работает в Москве.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий