История создания фильма «Анна Каренина» Александра Зархи (1967)

Жанр: драма, исторический фильм, экранизация
Широкоформатный фильм снят по мотивам одноименного романа русского писателя Льва Толстого.
В фильме снимались: Татьяна Самойлова, Николай Гриценко, Василий Лановой, Юрий Яковлев, Анастасия Вертинская, Ия Саввина, Борис Голдаев, Майя Плисецкая, Лидия Сухаревская, Софья Пилявская, Елена Тяпкина, Андрей Тутышкин, Василий Сахновский
Режиссер: Александр Зархи
Сценаристы: Александр Зархи, Василий Катанян
Оператор: Леонид Калашников
Композитор: Родион Щедрин
Художники: Александр Борисов, Юрий Кладиенко
Премьера фильма состоялась 2 ноября 1967

Анна Каренина


"Анна Каренина"

«Анна Каренина»


Экранизация произведений русских классиков вошла у нас в традицию. Это закономерно. Не нуждается в особых доказательствах тот очевидный факт, что современное киноискусство обладает художественными возможностями, позволяющими создавать фильмы, которые по своему содержанию,глубинному анализу человеческих характеров и художественному исследованию действительности равны современным литературным произведениям, а иногда и превосходят их.

На съёмках фильма "Анна Каренина"

На съёмках фильма «Анна Каренина»

Вместе с тем, когда речь идёт об экранизации литературных произведений, что «кино — это то, что нельзя написать». Современный звуковой фильм отличается от романа не только своими изобразительными средствами, образным строем особым умением оперировать пространством и временем, но и присущим только кино контрапунктическим воздействием на интеллектуальную и эмоциональную сферу человека.

На экране — очередная экранизация одноимённого произведения Льва Толстого — фильм «Анна Каренина».
Известно, что Толстой работал над романом более четырёх лет. В процессе работы первоначальный замысел коренным образом изменился.
Авторы экранизации проделали серьёзную, достойную уважения работу по воплощению романа на экране.

Первоначально на роль Каренина были приглашены Николай Черкасов Возможно, его бы и утвердили. Но он умер в разгар этих съемок. Причем, Зархи в мемуарах пишет, что он уже был стар, и пробы это доказали… Позже Иннокентий Смоктуновский. Но он не смог сниматься в фильме по состоянию здоровья (прим. автора).

Из интервью Татьяны Самойловой газете «Индустриальная Караганда» 25 ноября 1965 года

На съёмках фильма "Анна Каренина"

На съёмках фильма «Анна Каренина»

— Недавно ко мне приезжала корреспондентка немецкого журнала «Фюрлих» («Для тебя») .
Ей каким-то образом стало известно, что я буду играть Анну Каренину.
Она интересуется кинематографической историей этого образа, в котором моя Анна будет пятнадцатой…

— Я слышала о фильмах Кларенса Брауна и Жюльена Дювивьё, видела отрывки «Анны Карепиной» с участием Греты Гарбо; Кто-то говорил однажды об Анне в японском кимоно. Но цифра, названная журналисткой из ГДР, все же былла для меня новостью, хотя я знаю, как во всем мире велик интерес к художественному наследию Толстого и как часто к нему обращается современный кинематограф.

После успеха фильма «Летят журавли», когда мы привезли во Францию в 1958 году, было сделано предложение сняться в «Анне Карениной» с Вронским — Жераром Филипом. Я отказалась. По-моему, любая заграничная картина о России неизбежно имеет привкус «клюквы», каким бы чувством ни руководствовались ее создатели. Я ждала своей Анны, жила для встречи с ней в нашем, советсом фильме.

Кинопроба Н.Черкасова на роль Каренина в фильме А.Зархи "Анна "Каренина"

Кинопроба Н.Черкасова на роль Каренина в фильме А.Зархи «Анна Каренина»

Я знала, что он будет. Это в какой то мере вопрос национального престижа.
Конечно, не было никакой уверенности, что роль станет моей. То, что Зархи назвал именно меня, — не более, чем счастливый случай, когда сбывается актерская мечта. Но случай, во многом подготовленный рядом обстоятельств…

На съёмках фильма "Анна Каренина"

На съёмках фильма «Анна Каренина»

Непосредственная работа над ролью началась, естественно, уже после того, когда я была утверждена на нее. Подготовка — значительно раньше, трудно даже определить, когда.

С первого же знакомства с Толстым, с его персонажами начинается движение мысли, возникают ассоциации и сравнения, зрительные представления, которые как реальность прокручивают перед нашим внутренним взором воображаемую ленту, где запечатлено все в мельчайших подробностях. Этот «внутренний кинематограф» возможен, конечно, после произведения настоящего художника, в образах которого заложен достаточной силы эстетический заряд.

В каждом из нас есть, пусть несколько общее, но вполне определенное представление о том, какими должны быть Наташа Ростова и Пьер. Анна и Каренин. Оно подкрепляется виденным на сцене или в фильмах, становится тем шире, чем полнее мы постигаем всё творчество писателя, углубляется чтением литературы о нём.

На съёмках фильма "Анна Каренина"

На съёмках фильма «Анна Каренина»

То же самое может происходить с моей Анной. На деле имеются какие то особенности. Начнём с того что за исключением нескольких отрывков с Гретой Гарбо, я не видела на экране ни одной Карениной. Казалось бы, это упущение легко восполнить. Только нужно ли?

Что же остается? Вероятно, работать вне конкурса с актрисами, моими предшественницами, исходя из собственного понимания и ощущения Анны. Толстой настолько ярок и многогранен, что возможность своего подхода доступна каждой новой исполнительнице. Собственно, это зависит от нее самой.


Однако существует традиция, литературоведческая и сценическая, истолкования образа, его трактовки. Игнорировать ее нельзя. Пришлось проштудировать массу статей и книг. И теперь мне кажется, я чуть-чуть ближе к истине…
В чём истина? Как написана Анна Толстым? Как он сам относился к ней. Кто раскрыл содержание этого образа наиболее верно?

На съёмках фильма "Анна Каренина"

На съёмках фильма «Анна Каренина»

Вспомним некоторые факты. По свидетельству С. А. Толстой в «Анне Карениной» Лев Николаевич любил «мысль семейную». Начав писать о «неверной жене», он создал большой социальный роман, отразивший целую эпоху жизни России. Взяв прототипом героини реальное лицо — дочь Пушкина Марию Александровну Гартунг, писатель нарисовал характер, который не разгадан до конца ни критикой, ни интерпретаторами его на сцене и, вероятно, в кино.

Моралист Толстой берет эпиграфом «Мне отмщенья, и аз воздам». Толстой-художник выносит приговор обществу, где подвергается поруганию «светлое таинство любви». Один хочет назидательно привязать грешницу к позорной колеснице. Другой лепит красивого, гармоничного человека, чья судьба исковеркана бесчеловечной действительностью.

Я убеждена. Каренина была особенно дорога Льву Николаевичу потому, что в ней воплощена родственная Толстому искренняя, правдивая, страстная, чуткая, естественная натура. Эта светская дама — настоящая русская, несмотря на офранцуженно-энглиэированное окружение.

На съёмках фильма "Анна Каренина"

На съёмках фильма «Анна Каренина»

Эпизод за эпизодом ведут к концу, когда надломилось единство противоположностей и началась трагедия, отзвуки которой слышны на протяжении всей книги. И поскольку наш сценарий силен именно бережным следованием Толстому, все это должно перейти в картину. Но было бы непростительным просчетом стараться только воссоздать толстовский образ.

Ведь мы обращаемся к нему сегодня не просто для удовлетворения русской гордости. Никогда не перестанет быть злободневным стремление человека сделаться лучше, оставаться самим собой, полнее себя понять и выразить, то есть стремление каждой личности к свободе.

Это гораздо шире проблемы любви и брака, шире того конфликта, который движет действие «Анны Карениной». Мне хочется, чтобы моя Анна не была «музейной». В ней должны угадываться черты современной женщины.

Я так подробно говорю о том, что хочу сыграть свою героиню потому, что для меня это очень важно.Из такого знания вырастает сверхзадача образа, которую я себе ставлю.

Как играть,— тут на помощь приходят все возможности актера. Самое главное — найти поэтическое видение образа, образную энергию роли. Где ее искать, эту энергию? В материале и в собственном отношении к нему.

На съёмках фильма "Анна Каренина"

На съёмках фильма «Анна Каренина»

Сейчас мы заняты «возведением строительных лесов». Вначале была читка. Режиссер Зархи читал за Вронского и Каренина, я — за Анну. Ему хотелось узнать, как будут звучать диалоги, что я предложу. Репетиционный период сначала проходил без партнеров До сих пор утвержден еще только один исполнитель — Николай Константинович Черкасов.

Он будет играть Каренина. Шьются и примеряются одежды, пробуются прически (я буду играть без грима). Нужно обносить наряды прошлого века, влиться в них. Художник Валерий Левитан создает декорации. К ним тоже надо привыкнуть. Эти внешние атрибуты, вся обстановка должны подчёркивать эволюцию Анны.
Сниматься фильм будет в Москве и Ленинграде, Обе серии предполагается закончить к концу 1966 года.

Вот что писала Газета «Ленинское знамя» 20 августа 1966 года

Эпизод «Красносельские скачки» — один из центральных в фильме. Однако заставить ожить несколько страниц романа Л.Толстого оказалось не так-то просто. Одна из трудностей — найти место для съемок. У Толстого скачки проходят под Петербургом. Съемочная группа выехала туда. Отыскали описанное в романе место. Небольшая станция под Ленинградом называлась «Скачки». Но, увы, это было единственное, что осталось в ней от времен Льва Толстого.

На съёмках фильма "Анна Каренина"

На съёмках фильма «Анна Каренина»

Операторы, режиссеры в буквальном смысле исходили и объездили окрестности многих городов Подмосковья. Наконец, поиски увенчались успехом: казалось, сама природа создала именно для ипподрома окруженный зелеными соснами большой луг близ Пушкина. Здесь всё напоминоло окресности Петербурга тех времён.
Каким был «гипподром» век назад?

К огорчению постановщиков, Толстой, конечно, не думал об экранизации его книги, и поэтому воссоздать ипподром по тексту оказалось довольно трудной задачей. Скачки проходили в полевых условиях, и, естественно. о «стационарных» ложах для зрителей не могло быть и речи. Значит, все должно быть временным: и палатки, и деревянные трибуны, и беседки.

Костюмы. Музей киностудии "Мосфильм"

Костюмы. Музей киностудии «Мосфильм»

А с какого места наблюдали за скачками царь, Анна Каренина, другие зрители? В романе есть буквально одна строка о том, что после падения Вронского к беседке царя подбежал человек. «Офицер принес известие, что ездок не убился, но лошадь сломала себе спину. Услышав это, Анна…». Анна слышала, как офицер докладывал царю. Судя по этому, она сидела, вероятно, где-то неподалеку. Декораторы соорудили трибуну, наверху ее находилась ложа царя, а немного пониже «определили» ложу Карениной.

Не день и не два провели художник-декоратор Евгений Иванов и художники-постановщики Александр Борисов и Юрий Кладиенко в запасниках Эрмитажа, музеях, проштудировали не одну архитектурную энциклопедию, прежде чем- создали эскизы будущих декораций. Среди них — около 50 натурных и огромное количество павильонных.

Например, железнодорожники уже готовят для съемок специальные вагоны и поезд, под который бросится Анна Каренина. Естественно, товарный состав будет в таком исполнении, как того требует прошедший век. Рядом с ипподромом строится дача. Она будет принадлежать Алексею Александровичу Каренину. Здесь операторы отснимут в ближайшую неделю сцены, связанные с дальнейшей экранизацией романа.

 "Анна Каренина"

«Анна Каренина»


…Поправив шинель, из кареты выходит граф Вронский — артист Василий Лановой. Отличная выправка, внешне полное спокойствие, гордый, немного холодный взгляд. Неожиданно перед ним появляются санитары. В руках у них носилки с разбившимся на скачках офицером. Отшатнулся граф, тень пробежала по лицу, но, спокойный и уверенный в себе, он идет мимо офицеров, солдат, петербургской знати.

— Стоп! — раздается команда режиссера. — Повторим!
Граф Вронский быстро возвращается в карету, которую уже успели облепить любопытные малыши, прибежавшие сюда за два-три километра, чтобы посмотреть, как «делают» фильм. Оператор просит очистить съемочную площадку от посторонних.

Сейчас все начнется сначала. И так — несколько раз. Чтобы отобрать лучшие кадры, нужны дубли. Впрочем, может быть, была упущена какая-то на первый взгляд, казалось бы, мелочь, незначительная деталь. Например, у Толстого сказано, что по дороге граф Вронский посмотрел на часы. А какие это были часы, где они находились, у офицера? Нужна консультация специалиста.

—Поправить грим графу Вронскому!
Съемка приостановлена. Пользуясь паузой, просим главного оператора Леонида Ивановича Калашникова сказать несколько слов о новом фильме.
—Актерский состав нашей съемочной группы хорошо известен зрителю. Роль Анны исполняет Татьяна Самойлова, Бетси —Майя Плисецкая, Каренина — Иннокентий Смоктуновский.



 "Анна Каренина"

«Анна Каренина»


Сейчас уже отснято более тысячи метров пленки. Это одна пятая фильма. На экраны же «Анна Каренина» выйдет к концу 1967 года.
Александр Григорьевич поглядывая на солнце, торопится:
—Внимание! Приготовиться к съёмке!
Мы выходим из кадра. Граф Вронский поправляет шинель. Операторы ловят мгновение.

В фильме имеется ряд несомненных творческих удач: отличная, высокопрофессиональная режиссура Александра Зархи, умная и тонкая операторская работа Л.Калашникова,превосходная, отмеченная тонким колоритом толстовской эпохи музыка Родиона Щедрина.

 "Анна Каренина"

«Анна Каренина»


Долли и Стива Облонские в исполнении Ии Саввиной и Юрия Яковлева — это образы, убеждающие нас в их толстовском происхождении. Значительно менее интересна другая пара — Левин и Кити. Великолепно играет Стиву Облонского Юрий Яковлев. Перед нами красивый, влюбчивый человек, живущий в свое удовольствие. Ему не свойственны серьезные духовные запросы, он не переживает глубоких душевных потрясений.

Он грешит и искренне каится. Любит одеться, хорошо покушать, повращаться в обществе, умеет из всякого дела извлечь для себя наслаждение. Тонко раскрывает свою героиню Ия Савина. Она создала полнокровный сочный образ. Ее Долли — тихая, скромная, любящая женщина, измученная бесконечными домашними заботами, детьми, неверностью мужа и пронесшая через все жизненные невзгоды чистоту души, обаяние, человеческое достоинство.

 "Анна Каренина"

«Анна Каренина»


И потому к ней в тяжелые минуты жизни обращаются за помощью и советом Анна и Кити, Каренин и Вронский. В образе Долли постановщики сохранили толстовское понимание роли женщины в обществе, оставив зрителю право спорить и не соглашаться с писателем.

По-новому проявила себя в фильме Анастасия Вертинская. Непосредственно и трогательно показала она ясность и доброту души Кити, ее жажду счастья и любви. Бездушие, пустоту и безнравственность светского общества хорошо подчеркнула Майя Плисецкая в образе Бетси Тверской. Совершенно не получился в фильме образ Левина.

 "Анна Каренина"

«Анна Каренина»

Толстой вложил в него свои собственные переживания и поиски, свою неудовлетворенность настоящим. В романе Левин проходит нелегкий путь духовного развития, с сомнениями и колебаниями, падениями и взлетами. Борис Голдаев, играющий Левина, не сумел передать этих сложных духовных исканий.

И наконец, главная линия романа — Анна — Каренин. Сыграть роль Анны мечтают актрисы всего мира. Но и требования наши к этому образу огромны. Актриса так должна сыграть Анну Каренину, чтобы мы, зрители, влюбились в неё вместе с Вронским и пережили её смерть, как потерю близкого человека.

Это совсем не значит, что актриса должна создать образ Анны, даже внешне не похожий на толстовский. Можно любыми художественными средствами создать образ героини романа. но так, чтобы он захватил нас и мы поверили: перед нами Анна Каренина.

Татьяна Самойлова, бесспорно хорошая актриса, она создала глубокий и интересный образ.А что же Каренин? Да, да, конечно, он — злая министерская машина, этот сановник с «непоэтической» внешностью, с медлительным, «тонким голосом», с «неподвижными, тусклыми глазами». И вместе с тем он человек — глубоко страдающий человек.

Актёр Николай Гриценко умно, мягко и человечно показал это противоречие в характере Каренина, особенно в сцене с Долли, и там,где он произносит своё знаменитое «перестрадал». От этого личность Каренина не перестаёт быть менее страшной, и мы понимаем, почему Анна не могла любить этого человека. Роль Каренина — несомненно удача фильма и артиста.

В своей роли Гриценко сумел подняться до большого социального обобщения, показав нам воплощение принципов целой государственной системы, чуждой народу, враждебной человеку. Все время Каренин служил в сферах, имеющих дело с отражениями жизни, где господствует форма, и поэтому в нем убито все человеческое.
После выхода фильма «Анна Каренина» его посмотрели более 40 миллионов человек только на территории СССР.

«Я обратился к постановке «Анны Карениной» и попал в плен к Толстому, — говорил А. Зархи.
— Самое главное, мне хотелось передать наиболее впечатляющим образом смысл вещи, то основное, что хотел выразить писатель.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий