Михаил Волков

Михаил Волков

Михаил Волков родился в городе Проскурове (ныне – Хмельницкий). Его отец был социальным служащим, мать – фармацевтом.
Родители мечтали, чтобы их сын стал медиком, но Михаила интересовал театр. По окончании школы он поступил на актёрский факультет Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого, закончил его в 1954 году и был принят в труппу Николаевского областного театра имени Шевченко. Отработав там два сезона, Волков в 1956 году перешёл в Киевский ТЮЗ.

Михаил Волков

Михаил Волков

В 1961 году на гастроли в Киев приезжал Ленинградский БДТ. Побывав на спектаклях театра, Михаил Давидович загорелся желанием работать в его труппе. Он показался главному режиссёру БДТ Георгию Товстоногову и произвёл на него хорошее впечатление. Товстоногов в тот момент как раз искал исполнителя на роль Чацкого и решил попробовать в этом образе Волкова.

Состоялся худсовет, в результате которого кандидатура актёра была утверждена.
В 1961 году вместе с женой и годовалой дочкой Михаил Волков переехал в Ленинград. Но ожидаемое счастливое продолжение его актёрской карьеры в северной столице вскоре было омрачено.

Михаил Волков в фильме  "Страх и отчаяние в Третьей империи"

Михаил Волков в фильме «Страх и отчаяние в Третьей империи»

После нескольких репетиций роли Чацкого, стало понятно, что актёр говорит с украинским акцентом, и по этой причине его вскоре сняли с роли. Тяжело переживая свою неудачу, Волков попросил Товстоногова дать ему возможность играть в очередь с Кириллом Лавровым роль Молчалина.

Режиссёр согласился и, в итоге, эта работа стала одной из лучших его ролей в БДТ. В прессе появились хвалебные отзывы, отмечающие хорошие актёрские способности Волкова (например, в журнале «Театр»).

Роль Молчалина открыла дорогу актёру к другим интересным работам. В частности, сыгранная вскоре роль Евдокимова в спектакле «Сто четыре страницы про любовь» закрепила успех Волкова у зрителей. Не за горами оказалось и приглашение в кино.

Режиссёр Виллен Азаров утвердил актёра на главную роль в кинодилогию «Путь в «Сатурн”», «Конец «Сатурна”» и «Бой после победы», ставшую самой значимой в кинобиографии Михаила Волкова.

В образе советского разведчика Сергея Крылова Волков оказался очень органичен и достоверен, в нём слились его природная мужественность, спокойная ненавязчивая манера игра, способность к внутреннему психологическому рисунку. В результате Крылов получился не надуманным шаблонным образом, а очень живым и естественным.

После роли советского разведчика у Михаила Волкова в кино были ещё несколько интересных работ, такие как князь Сергей Тихвинский («Достояние республики»), Рудаков («Командир счастливой «Щуки”»), Шефер («Крах инженера Гарина»), Шутин («Выстрел в спину»), Гутман («Кольцо из Амстердама»), но в большинстве случаев режиссёры всё же больше использовали его внешние данные, удачно подходившие для героев остросюжетных фильмов.


Михаил Волков в фильме  "Конец "Сатурна"

Михаил Волков в фильме
«Конец «Сатурна»


Дальнейшая судьба Михаила Волкова в БДТ складывалось непросто. Его отношения с Товстоноговым были весьма напряжёнными, из-за чего он не всегда получал те роли, которые бы ему хотелось играть.

Но среди них всё же были удачи («Ревизор», «Три сестры», «История лошади»), говорившие о Волкове, как об интересном разноплановом актёре.

Были и предложения из других театров. Например, от Анатолия Эфроса в театр на Малой Бронной или Галины Волчек в «Современник», но Волков до конца жизни оставался верен БДТ.

Ему ничего не давалось легко. Ни в искусстве, ни в жизни. Но всегда, даже в самые трудные моменты, он производил впечатление вполне благополучного человека. Подтянутый, несуетливый, с уверенными манерами и всегда чуточку закрытый для окружающих.

Эти же черты роднят и почти всех его сценических и экранных героев — разведчика Крылова-Крамера в кино и Электрона Евдокимова в театре, Джейка Барнса в телевизионном спектакле, и Шеффера в телевизионном фильме.

Среди его многочисленных героев есть люди честные, бескомпромиссные, есть эгоисты, откровенные приспособленцы, но нет людей слабых, сломленных жизнью, растерявшихся. Эти люди сильны и почти всегда значительны, даже если и неудачливы. Михаил Волков всегда играет человека, который делает то, что хочет. Но желания эти бывают бесплодны, а иногда и преступны.

Михаил Волков в фильме  "Крах инженера Гарина

Михаил Волков в фильме «Крах инженера Гарина


В жизни Михаил Давидович был безотказным и доверчивым, из-за чего его в театре прозвали «Бемби». Следил за собой, каждое утро делал зарядку, не пил, не курил, был вегетарианцем. В работе проявлял упрямство и упорство, отстаивал свою точку зрения. Дружил с Вадимом Медведевым и Валентиной Ковель, хорошие отношения поддерживал с Олегом Басилашвили.

К сожалению, кинематограф по-настоящему не раскрыл этого актера, не увидел в нем того особенного, присущего только ему, что мог бы сыграть только он.
Был прекрасным семьянином, добытчиком для своей семьи.

Его жена Боровикова Алла Павловна работала редактором отдела постановок Ленинградского телевидения. Дочь окончила английское отделение ЛГУ, работала в журнале «Звезда».

В 1996 году Михаила Волкова постигла болезнь альцгеймера, сделавшая его совершенно недееспособным. Самое печальное, что в театре почти не интересовались состоянием здоровья актёра, а последние несколько лет ему вообще никто не звонил.

Обиженный артист, чувствуя свой скорый уход, попросил жену не устраивать панихиду в театре, что она и сделала. На похороны от БДТ пришли только Кирилл Лавров и Георгий Штиль. Похоронили Михаила Давидовича на кладбище города Пушкина в Царском селе.


Источник

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий