История создания фильма «Раба любви»

Жанр: мелодрама
«Раба любви» — фильм о фильме: немая лента под таким же названием снимается в Ялте летом 1918 года — на частных кинофабриках по-прежнему делаются салонные мелодрамы.
Гражданская война. В небольшом крымском городке, занятом белогвардейцами, московская киногруппа снимает салонную драму. Исполнители главных ролей — звезда немого кино Ольга Вознесенская и не менее знаменитый Максаков. Оператор группы Виктор Потоцкий (руководитель подпольной группы революционеров) ведет нелегальные съемки арестов и расстрелов. Влюбленный в Ольгу он пытается раскрыть ей смысл событий, происходящих в России. Вознесенская начинает помогать другу и даже спасает ему жизнь. На какое-то время…
В фильме снимались: Елена Соловей, Родион Нахапетов, Олег Басилашвили, Константин Григорьев, Александр Калягин, Вера Кузнецова, Инна Ульянова, Никита Михалков, Николай Пастухов, Готлиб Ронинсон, Евгений Стеблов, Михаил Чигарёв
Режиссер: Никита Михалков
Сценаристы: Фридрих Горенштейн, Андрей Кончаловский
Оператор: Павел Лебешев
Композитор: Эдуард Артемьев
Художники: Александр Адабашьян, Александр Самулекин
Премьера фильма состоялась 27 сентября 1976

«Раба любви».

«Раба любви».

37 лет назад на экраны вышел фильм, который сделал известной актрису Елену Соловей, и возвел в ранг режиссера мирового уровня Никиту Михалкова. Мало кто знает, что лавры за «Рабу любви» мог бы пожинать совершенно другой человек…

Вера Холодная

Вера Холодная

В основу сценария фильма Раба любви была положена история из жизни легенды отечественного кинематографа Веры Холодной. Королева немого кино так же, как и героиня Елены Соловей, открыто симпатизировала красным и, по некоторым данным, являлась агентом большевистской разведки.

«Нечаянные радости» – такое название носила картина, которую в начале 1970-х снимал молодой режиссер Рустам Хамдамов. Рустам подавал огромные надежды, и именно ему руководство «Мосфильма» доверило делать дорогостоящую ленту о судьбе великой актрисы немого кино Веры Холодной. И… просчиталось.

С Никитой не будет проблем

Фильм Хамдамова мог бы стать хитом: в нем снимались Олег Янковский, Татьяна Самойлова, Елена Соловей… Съемки близились к середине, когда разгорелся скандал: выяснилось, что отснятый материал не соответствует утвержденному сценарию. Рустам твердил, что созданный им сюжет – ярче, эффектнее, более продуман в художественном плане. Однако руководство «Мосфильма» решило жестко осадить «зарвавшегося выскочку»: Хамдамова отстранили, а съемки заморозили.


На съемках фильма «Раба любви».

На съемках фильма «Раба любви».

Впрочем, ненадолго. Киностудия вгрохала в фильм немало денег, а потому выпускать картину нужно было в любом случае.
«Кто станет новым режиссером?» – на повисший в воздухе вопрос немедленно ответил сценарист – Андрей Михалков-Кончаловский.
Он предложил кандидатуру брата.

«Никита – очень талантливый и сдержанный человек. Я ручаюсь, что с ним проблем не будет», — сказал тогда он.
Так за съемки «Нечаянных радостей» взялся Никита Михалков.

Янковского и Самойлову «убрали»

Однако на этом проблемы не закончились. Актерский состав «Радостей» дружно отказался сниматься – в знак поддержки Рустама Хамдамова. Михалков никого удерживать не стал. В результате новых проб роль Олега Янковского досталась Евгению Стеблову, героиню Татьяны Самойловой вообще убрали из фильма, а сами «Радости…» вообще превратились в «Рабу любви». Между двумя фильмами осталось лишь одно связующее звено – Елена Соловей, единственная актриса, которая решила не идти на конфликт с новым режиссером.

На съемках фильма «Раба любви».

На съемках фильма «Раба любви».

«Никита Сергеевич взял меня в ленту не сразу, – вспоминает Соловей. – Он отказался утверждать меня на главную роль, пока я повторно не пройду пробы на общих основаниях. А когда я их прошла, выяснилось, что моя новая героиня, Ольга Вознесенская, к Вере Холодной уже не имеет никакого отношения. Меня это потрясло…»

Почти капустник

Времени на долгие кастинги и «раскачку» у Михалкова не было.
– Мне надо было уложиться в оставшиеся от первой картины сроки и деньги, то есть сделать фильм за половину отпускаемых на такую картину средств и за одну треть производственных сроков, – рассказывает режиссер. – Я знал, что иду на риск, тем более что картина постановочно-сложная, костюмная. Но меня манило азартное желание закалять свое мастерство в сложных условиях.

«Раба любви».

«Раба любви».

Чтобы ускорить процесс, большую часть съемочной группы Михалков набрал из тех, с кем работал над своей первой полнометражной картиной «Свой среди чужих, чужой среди своих» – так в «Рабе любви» появились Александр Калягин (он сыграл режиссера Александра Александровича), Олег Басилашвили, Евгений Стеблов. Работа закипела.

Елена Соловей вспоминает, что «Раба любви» была снята буквально на одном дыхании.
– У меня было такое ощущение… я бы не сказала, капустника, но вот такого легкого дыхания, скорости, молниеносности. ТАК сделать картину может только гений, – много лет спустя, позабыв о «пробных» недоразумениях, рассыпалась в реверансах Михалкову актриса. Впрочем, это случилось позже. А к моменту завершения съемок Соловей пережила самый настоящий шок.


«Раба любви».

«Раба любви».

Другой не могла бы быть

«Когда я первый раз увидела фрагменты «Рабы любви», я была в полном отчаянии. Плакала, рыдала, отказывалась дальше сниматься, потому что совершенно не восприняла ту женщину, которая предстала передо мной на экране, – вспоминает Елена. – Михалков был в панике, еле убедил меня довести работу до конца. Да я и сама понимала, что в тех обстоятельствах деваться мне было просто некуда».

Актриса искренне считала, что образ Вознесенской, созданный Рустамом Хамдамовым, был более цельным, чем тот, что вышел в кадре Михалкова. На то, чтобы это мнение изменилось, потребовалось несколько лет.

«Однажды я все-таки решилась полностью посмотреть «Рабу любви», после чего сразу же сказала Никите (и это была правда!), что у нас получилась настоящая живая женщина, в которой ни убавить, ни прибавить ничего нельзя, и что никакой другой она просто не могла быть. Ольга Вознесенская, которую помнят зрители, – полностью заслуга Никиты. Я была лишь формой, из которой гениальный режиссер создал образ. Вот так: с одной стороны сложно, с другой – обыкновенно…» – рассказывает Елена.

Была ли Соловей искренней? К тому времени она снялась в фильмах Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Обломов», Никиту Сергеевича считали ее Пигмалионом… Могла ли актриса сказать по-другому?


«Раба любви».

«Раба любви».

Где же ты, мечта?

Роль Ольги Вознесенской стала визитной карточкой Елены Соловей. Сама Елена Яковлевна считает, что «Раба любви» в чем-то даже предсказала ее судьбу:
«Помните финальный эпизод, когда моя героиня уезжает на трамвае «в никуда»? Когда через несколько лет я уезжала в США, остро вспоминала песню, звучавшую в титрах: «Где же ты, мечта?» Отъезд казался мне дежавю, предсказанным и предначертанным…», — резюмирует Елена Соловей.

Никите Михалкову «Раба любви» принесла мировую известность: это был первый фильм режиссера, отмеченный на международных кинофестивалях. Лишь первый автор картины, Рустам Хамдамов, так и остался в тени. После «Радостей…» он не снял ни одной ленты. Зато нашел себя в другом: в 2003 году Рустам Усманович стал первым в истории российским художником, работы которого при жизни были приняты в современную коллекцию Эрмитажа.

Для окончившего в 1971 году режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма) Михалкова, дебютировавшего двумя годами ранее революционно-приключенческим боевиком «Свой среди чужих, чужой среди своих», это была вторая работа на большом экране.

«Раба любви».

«Раба любви».

Андрей Кончаловский, один из авторов сценария, вспоминал об этом периоде: «Никита пришел на брошенную Хамдамовым картину, когда большая часть денег, отпущенных на нее, уже была потрачена. Но он – молодец, выкрутился. То, что он стал снимать, тоже было совсем не похоже на то, что придумывалось мной. Но когда я увидел «Рабу любви», то картина мне очень понравилась.

Красиво снятая, музыка красивая, чудесные стихи для песни были написаны нашей мамой – в картине ощущались стилистическое единство и красота». Не сразу и актеры поверили в то, что у начинающего режиссера получится стоящая лента.

Интересные факты о фильме «Раба любви»

«Раба любви».

«Раба любви».

— Изначально сценаристами лента была задумана как ретро-комедия, Рустам Хамдамов пытался снять исторический детектив с налетом мистицизма, а в итоге у Михалкова получилась картина-размышление о судьбах русской интеллигенции в переломную для страны эпоху.

— Перед тем как приступить к съемкам «Рабы любви», Никита Михалков вместе с композитором Эдуардом Артемьевым просмотрели все ленты с участием Веры Холодной.

— По словам оператора фильма Павла Лебешева, «Раба любви» — его любимая картина: «Это ретрофильм, который впервые дал мне возможность заняться киноживописью. Приходилось решать много трудных задач, да и мастерства у меня тогда было маловато. А то, что труднее дается, наверное, и любишь больше».

— Финальная сцена, где Вознесенская говорит ставшую крылатой фразу «господа, вы звери», была переозвучена по идеологическим соображениям: изначально Вознесенская говорила «господа, я не с ними, я с вами».

— Чтобы добиться лучшего качества изображения, пленку, на которую снималась «Раба любви», Лебешев подвергал предварительной засветке, что в несколько раз повышало ее светочувствительность.

— Персонаж, сыгранный Александром Калягиным — режиссер и полный тезка актера, был введен в сценарий уже после того, как к работе над картиной приступил Михалков.

В 1976 году лента была названа лучшим фильмом на фестивале молодых кинематографистов киностудии «Мосфильм», а также стала обладателем приза «Пластина Золотого тура» за режиссуру на МКФ в Тегеране (Иран) и специального приза жюри Международного кинофестиваля «Молодое кино» в Йере (Франция).

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий