- Ностальгия по советскому - http://1001material.ru -

История создания фильма «Разные судьбы»

Жанр: драма, мелодрама
Популярная мелодрама 50-х годов о выпускниках ленинградской школы.
Эгоистичная и тщеславная Танечка Огнева поступает в металлургический институт и выходит замуж за нелюбимого однокласника, а любящий её Степан уезжает из Ленинграда в Новосибирск работать сталеваром на металлургическом комбинате…
В фильме снимались: Татьяна Пилецкая [1], Юлиан Панич [2], Лев Свердлин [3], Ольга Жизнева [4], Татьяна Конюхова [5], Георгий Юматов [6], Ада Войцик [7], Владимир Дорофеев, Сергей Блинников, Валентина Ушакова [8], Константин Сорокин [9], Всеволод Санаев [10], Бруно Фрейндлих [11], Лилия Максимова
Режиссер: Леонид Луков
Сценаристы: Леонид Луков, Яков Смоляк
Оператор: Михаил Кириллов
Композитор: Никита Богословский [12]
Художник: Петр Пашкевич
Премьера фильма состоялась 21 сентября 1956

Разные судьбы [13]
В чем загадка нестареющей притягательности этого фильма? Сюжет новизной и изобретательностью не блещет: в красавицу Таню влюблены два друга-одноклассника Федор и Степан. Нет, это не пресловутый «треугольник», это «четырехугольник». Таня выходит замуж за Федора, страдающий Степан уезжает из родного Ленинграда на далекий сибирский завод.

Разные судьбы [14]

Разные судьбы

Вслед за ним едет любящая его Соня. «Разные судьбы» могли бы стать проходной лентой жанра, называемого в народе «любовь-морковь». Если бы не мастер «жизненных» фильмов Леонид Давыдович Луков (02.05.1909—24.04.1963), снявший такие картины, как «Большая жизнь» (1940, 1946), «Александр Пархоменко» (1942), «Два бойца» (1943), «Две жизни» (1961) и др.

В сценарии было все: любовь и предательство, гордость, самопожертвование и прочие прописные истины. Но разыграны они актерами так искренне и талантливо, что продолжают подкупать зрителя, уставшего от цинизма, «чернухи» и «порнухи» современного экрана. В роли Тани Огневой — красивой, самовлюбленной и бездушной хищницы, обеспокоенной только тем, чтобы поудобнее устроиться в жизни, снялась актриса Татьяна Львовна Пилецкая (р. 02.07.1928).

Разные судьбы [15]

Разные судьбы

Так уж сложилось, что, хотя до этого фильма «Княжна Мери» (1955); «Мать» (1955); «Дело № 306» (1956); «Невеста» (1956) и после него «Олеко Дундич» (1958); «Третья молодость» (1965); «Зеленая карета» (1967); «Прощание с Петербургом» (1971); «Двое в новом доме» (1978); «Сильва» (1981); «Роман императора» (1993); «Улицы разбитых фонарей»—3 (2001) и др. она снималась немало, широкую известность ей принесла именно эта, отрицательная в принципе, роль Тани.

Актриса Татьяна Георгиевна Конюхова (p. 12.11.1931) после дебюта в роли Ганны в фильме «Майская ночь, или Утопленница» (1952) стала знаменитой. Она много снималась, играя в основном лирических героинь, активных строителей «светлого будущего» или героических патриоток недавнего прошлого: «Судьба Марины» (1953), «Запасной игрок» (1954), «Доброе утро» (1955), «Над Тиссой» (1958), «Олеко Дундич» (1958), «Заре навстречу» (1959), «Карьера Димы Горина» (1961), «Бей, барабан!» (1962) и др. Она стала символом передовой советской девушки 50—60-х. Правда, от роли Сони Конюхова отказалась наотрез, считая, что это вариации того, что уже сделала раньше. Уговоры режиссера не помогали.

Из к/ф «Разные судьбы». Бруно Фрейндлих — Романс Рощина

Вмешался случай: в кабинет к Лукову заглянул Георгий Юматов, уже утвержденный на роль Степана, увидел Конюхову и воскликнул: «О, Соня!» Что и решило дело. Стремясь уйти от стереотипа восприятия, с особым удовольствием снималась в экранизациях классических произведений советской литературы: «Вольница» (1955), «Первые радости» и «Необыкновенное лето» (1956) и др.

Разные судьбы [16]

Разные судьбы

Она продемонстрировала наличие большого драматического потенциала, в том числе в фильмах «Солнце светит всем» (1959), «Казнены на рассвете» (1964), «Лунные ночи» (1967) и др. Ей также было интересно создавать отрицательные и острохарактерные образы. Это касается «Женитьбы Бальзаминова» (1964), «Таинственного монаха» (1968) и др.

Впоследствии она редко появлялась на экране. Снялась в фильмах «Крутой горизонт» (1970), «Один из нас» (1970), «Еще не вечер» (1974), «Портрет жены художника» (1981), «Ссуда на брак» (1987), «Все впереди» (1990), «Тихий ангел пролетел…» (1995), «Удар лотоса»-2 (2002), «Близнецы» (2004, сериал) и др., хотя до сих пор «в форме».

Разные судьбы [17]

Разные судьбы

Татьяна Георгиевна сыграла много разнохарактерных ролей, но до сих пор зрители встречают ее восхищенным возгласом: «О, Соня!» Потом ей предлагали практически одни эпизоды. Георгий Александрович Юматов (11.03.1926—05.10. 1997) снялся более чем в 150 фильмах. И после его самой звездной роли — Алексея Трофимова в «Офицерах» в рейтинге зрительской любви стоит конечно же Степа Огурцов.

Юлиан Александрович Панич (р. 23.03.1931) был звездой экрана 50-х. Он сыграл в фильмах: «Педагогическая поэма» (1955), «Триста лет тому…» (1956), «За власть Советов» (1956), «Кровавый рассвет» (1956), «Степан Кольчугин» (1957), «Кочубей» (1958), Заре навстречу» (1959), «Осторожно, бабушка!» (1960) и др. На ленинградском телевидении поставил «Проводы белых ночей» (1966), «Дорога домой» (1969).

Разные судьбы [18]

Разные судьбы

Однако роль Федора в «Разных судьбах» стала его самой известной. В 1970-х эмигрировал вместе с женой и сыном. Тут же некоторые фильмы с его участием положили «на полку», в других — убрали фамилию из титров. За 1970–1980 годы он прочел у микрофона радио «Свобода» (где работал диктором и редактором) всю лучшую неподцензурную русскую литературу от Солженицына до Довлатова. После перестройки смог приезжать в Россию. Являясь гражданином США, живет в Париже. Но, несмотря на эмиграцию Панича, фильм продолжали показывать. Вероятно, перевесил тот факт, что в картине снимались такие звезды старшего поколения, как Ада Войцик, Ольга Жизнева, Лев Свердлин.

Разные судьбы [19]

Разные судьбы

Фильм «Разные судьбы» сочен, вкусен, красочен, даже глянцевит — вполне по-голливудски, в стиле «золотого века» легендарной киностудии. Собственно, эстетически десятилетие, начавшееся «Кубанскими казаками» и более или менее завершившееся «Поднятой целиной», и вообще было самым голливудским в отечественном кинематографе — и почти без поправок на идеологию и предмет изображения.

«Разные судьбы» — сугубо женский. Он не только стилистически пребывает под сенью девушек в цвету (а концентрация красавиц разнообразнейших типажей и возрастных категорий в нем — учитывая формат — редкая, с исключительным знанием дела подобранная, с кустодиевской щедростью скомпoнованная), женские характеры однозначно задают в нем и содержательный тон, оттесняя мужчин (и каких! — секс-символ Панич, бессменный премьер Юматов, корифей театра Бруно Фрейндлих, не говоря уже о россыпи замечательных второстепенных персонажей) на служебные позиции, а то и дискредитируя их, измельчая с собою в контрасте.


Разные судьбы [20]

Разные судьбы

Супруга композитора Рощина, с болью и горечью перепевая только что пропетый мужем для любовницы романс, как будто наводит обратный зум на его души сомнительно прекрасные порывы, четко указывая на то, где Любовь, а где так, маленький свербящий любеночек. Супруга инженера Зубова одними прибаутками усмиряет забаловавшего кадровика.

Разные судьбы [21]

Разные судьбы

Кроткая и такая на первый взгляд жертвенная Сонечка Орлова мягко, но цепко прибирает к рукам давно ею вожделенного, непутевого Степку, а тот бьется в нежных путах, но амплитуду своих взбрыков раз от разу неуклонно уменьшает. Наконец, Танечка Огнева своей нахальной красотой и красивым нахальством просто, как асфальтовый каток, сминает и давит встретившихся ей на пути мужчин, на что те максимум пищат что-то вроде: «Как боится седина моя твоего локона» и уползают от греха подальше, запуганные.

Примечательно также и то, что несмотря на кажущиеся «прямолинейность и назидательность» «Разных судеб», дидактический посыл фильма отнюдь не представляется мне ясным и однозначным. С одной стороны, эгоизм и меркантильнсть Татьяны закономерно осуждаются, с другой же ее финальный взгляд не оставляет у зрителя сомнений: эта свое в жизни еще возьмет, да и чужого прихватит.

На Федю, браво уезжающего в Сибирь на стройки пятилеток, в финале больно смотреть: такой развалиной он выглядит. Да и в сладенькой Соне не затаился ли родственный Таниному хищник, ждущий лишь случая, чтобы начать грести под себя?… Не эти ли зацепки-непонятки заставляют меня периодически пересматривать этот по всем статьям устаревший фильм? А может быть, и не устаревший вовсе?


Из фильма слов не выкинешь

— Будь здоров.
— Буду. В юности все грешат стихами.
— Это как корь: нужно переболеть и забыть (Степан).
— Когда девушка предлагает дружбу, значит — пиши пропало! (Степан)
— Побереги свой пафос для собрания (Таня).
— Я здесь не мебель, чтоб такое выслушивать (Начальник отдела кадров).
— Я тоже не с луны свалился (Степан).

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице [22]
  • Мой Мир [23]
  • Facebook [24]
  • Twitter [25]
  • LiveJournal [26]
  • В закладки Google [27]
  • Яндекс.Закладки [28]
  • Memori.ru [29]
  • Сто закладок [30]
  • Одноклассники [31]