Сказочница Надежда Кошеверова

Фильмы Надежды Кошеверовой: «Аринка» (1939), «Галя» (короткометражный)(1940), «Черевички» (1944), «Золушка» (1947), «Весна в Москве» (1953), «Тени» (1953), «Укротительница тигров» (1954), «Медовый месяц» (1956), «Шофёр поневоле» (1958),  «Осторожно, бабушка!» (1960), «Каин XVIII»(1963),  «Сегодня — новый аттракцион» (1965), «Старая, старая сказка» (1968), «Тень» (1971), «Царевич Проша» (1974), «Как Иванушка–дурачок за чудом ходил» (1977), «Соловей» (1979), «Ослиная шкура» (1982), «И вот пришел Бумбо… » (1984), «Сказка про влюбленного маляра» (1987)

Надежда Кошеверова

Надежда Кошеверова наряду с двумя другими мастерами сказочного жанра, Александром Роу и Александром Птушко, на протяжении всей своей жизни обеспечивала советских романтиков и мечтателей замечательными, добрыми фильмами. «Хороший парень» — так о ней говорил советский писатель и драматург Евгений Шварц, автор сценария к ее «Золушке» — «говорила она баском, курила и была надежным, славным парнем».

Надежда Кошеверова

Надежда Кошеверова

Надежда Кошеверова на съемках сказки «Как Иванушка—дурачок за чудом ходил»

Надежда Кошеверова на съемках сказки «Как Иванушка—дурачок за чудом ходил»

Одни рассказывали, что была она жесткой и требовательной на съемках, Михаил же Боярский напротив вспоминал, что она «сама была как из сказки. Или из XIX века. Всегда в длинных платьях, кофтах, от которых веяло стариной и уютом, по-старомодному вежливая и трогательная».

Надежда Кошеверова родилась 23 сентября 1902 года в Петербурге. С детства интересовалась кукольным театром, в 1923 году окончила актерскую школу при петроградском театре «Вольная комедия», и после ее окончания играла с 1925—го по 1927-й годы в Ленинградском театре Сатиры. Одновременно с работой в театре с 1925—го по 1928—й годы Надежда Кошеверова училась в киномастерской Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС), а с 1928 года устроилась на работу на киностудии «Ленфильм».

О своей работе в кино Надежда Николаевна рассказывала: «Кинематограф подобен кукольному театру — над созданием фильма трудится много человек, а зритель видит только то, что ему положено видеть».

Работу на «Ленфильме» Кошеверова начала в качестве ассистента режиссера, и приняла участие в создании двух фильмов из трилогии о Максиме Григория Козинцева и Леонида Трауберга — «Возвращение Максима», снятого в 1937 году и «Выборгская сторона», снятого в 1938 году. Позже она некоторое время занималась киномонтажом. Первая, к сожалению — не сохранившаяся картина, снятая Кошеверовой в 1937 году, называлась «Однажды осенью», и была экранизацией рассказа Максима Горького.

Надежда Кошеверова на выборе натуры для "Золушки" под Ригой

Надежда Кошеверова на выборе натуры для «Золушки» под Ригой


Когда Кошеверова начала свою работу на «Ленфильме», когда определение «женщина—режиссер» там звучало почти как анекдот, и не было распространенным явлением в советском кино. Но Кошеверова тщательно вырабатывала мужской характер и всегда очень упорно добивалась желаемых результатов. На съемках она была предельно жесткой, несмотря на то, что ставила преимущественно комедии.


Рабочий момент съёмок фильма «Золушка»

При этом знавшие ее отмечали, что в жизни и в быту у нее почти отсутствовало чувство юмора. Погрузившись в ленфильмовский мир, она вынуждена была принять правила игры и сама окружила себя массой условностей.

Следующая картина, снятая Кошеверовой в 1939 году, была лирической комедией под названием «Аринка».
Фильм рассказывал о семье железнодорожников, вышел на экраны СССР в марте 1940 года, и вошел в число лидеров проката этого года. Его посмотрели почти 23 миллиона зрителей. До начала войны Кошеверова успела снять еще одну картину. Фильм назывался «Галя» и в нем шло повествование о финской войне. Картина не была допущена к показу, и это стало одной из причин перехода Кошеверовой в детское кино.

Первой сказкой Кошеверовой стал фильм—опера «Черевички», снятый в 1944 году по одноименной опере Чайковского, причем Кошеверова сама была автором сценария. На этой работе Кошеверова впервые встретилась с Михаилом Шапиро — невероятно изобретательным режиссером, прекрасно чувствовавшим музыку. В труднейшие военные годы Кошеверова и Шапиро стали прекрасным режиссерским дуэтом, работавшим на студии ЦОКС в Алма—Ате.

Аринка

Аринка

После окончания войны Надежда Кошеверова продолжила создавать сказки, и ее очередная картина вошла в сокровищницу отечественного кинематографа. В 1947 году на экраны СССР вышел замечательный фильм—сказка «Золушка» (История создания фильма), поставленный Кошеверовой совместно с Шапиро. Но заниматься созданием детского кино в те годы было непросто.

Раньше Кошеверовой начали снимать фильмы для детей режиссеры Птушко и Роу, и было это в нелегкие для производства сказок времена. Роу после снятой им сказки «По щучьему велению» начальством было указано, что его перевод устного народного творчества в кино слишком легковесен. И режиссеру приходилось добавлять немало патетики в следующие снятые им картины «Василиса» и «Кощей Бессмертный». Но даже после триумфа «Кощея Бессмертного» в 1945 году режиссеру запретили снимать шварцевского «Царя Водокрута». Хотя эту картину, нужно отметить, Роу позже все—таки снял, называлась она «Марья—искусница», и вышла на экраны в 1959 году.

Птушко также не давали снимать сказки до 1952 года даже после триумфа в Каннах его картины «Каменный цветок» и вручения Государственной премии в 1947 году. На экран после войны из сказок вышла только «Золушка» Кошеверовой.

Золушка

Золушка

В 1944 году, когда «Ленфильм» вернулся из эвакуации, Надежда Николаевна встретила свою хорошую довоенную знакомую актрису Янину Жеймо в холодном нетопленом коридоре киностудии. Янина была грустна и подавлена — ее бросил муж. Кошеверова ей предложила: «Мы должны снять с тобой Золушку!» И режиссер сдержала свое обещание, вплоть до того, что уговорила Шварца написать драматический вариант «Золушки».

Кошеверовой стоило немалого труда уговорить руководство киностудии снять в главной роли девочки 38—летнюю Янину Жеймо. По сценарию Золушке должно было быть 16 лет, тем не менее, режиссеры не планировали искать другую актрису. Злые языки обзывали Жеймо карлицей, начальство режиссерам отправляло на просмотр юных балерин, но Кошеверова никаким уговорам не поддавалась: «Нам нужна не расцветающая сексуальность, как средство жизненного успеха, а доброта, детская непосредственность и невинность. А это никто не сможет сыграть лучше, чем Янина Жеймо. Даже в 37 лет».

Фильм, снятый по сценарию Шварца, оказался единственной советской киносказкой того времени, лишенной социального подтекста. Главными положительными героями, кроме самой Золушки, были Король и Принц — первые положительные августейшие особы на советском экране. Кошеверова и Шапиро первыми из кинематографистов поняли, что дети воспринимают, прежде всего — форму, а потом — содержание. А по форме фильм «Золушка» выглядел совершенно революционно.

Медовый месяц

Медовый месяц

Режиссеры много внимания уделили декоративному оформлению, ставшему позже в 1960—е годы практически нормой. Но в 1947 году это новшество выглядело сенсационно. Художником фильма был муж Кошеверовой — Николай Акимов, и он прекрасно справился с поставленной режиссерами задачей. Не менее важную роль, играл блистательный текст Евгения Шварца.

Кошеверовой и Шапиро удалось собрать прекрасный творческий коллектив — Янина Жеймо сыграла Золушку, Алексей Консовский — Принца, Эраст Гарин — Короля, Фаина Раневская — Мачеху, Василий Меркурьев — Лесника, Варваре Мясниковой досталась роль Феи, а ленинградский школьник Игорь Клименков был маленьким Пажом.

Также в съемках фильма принял участие Сергей Филиппов Герои фильма — особенно Мачеха в исполнении Раневской, с ее комическими репризами, пополнили галерею самых памятных персонажей отечественного кино. А Эраст Гарин считал роль Короля в «Золушка» одной из лучших своих ролей.
Евгений Шварц никогда не допускал изменений в тексте и импровизации актеров на съемочной площадке, но Фаине Раневской позволил добавить что—нибудь от себя.

Осторожно, бабушка

Осторожно, бабушка

Любое появление Фаины Раневской или Эраста Гарина на съемочной площадке превращалось в импровизированный театр безо всяких сценариев. Фаина Раневская вспоминала: «…Там была еще такая сцена. Я готовлюсь к балу, примеряю разные перья — это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья, и любоваться собой.

Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!» Несмотря на талант Раневской, Кошеверова вырезала из фильма один из эпизодов с участием актрисы. В нем хрустальный башмачок приходился по ноге дочери Мачехи. Раневская громко командовала капралу: «За мной!» И тут же запевала: «Эх ты, ворон, эх ты, ворон, пташечка! Канареечка жалобно поет!» — и маршировала во дворец.

Кошеверова решила, что это лишнее. А Фаина Раневская неистовствовала: «Можно подумать, что мне приходилось в кино часто петь!»
Фильм вышел на экраны в 1947 году, и эта сказка была настоящим лекарством от страха и голода. Остается загадкой — как сняли этот фильм с пышным реквизитом и костюмами в послевоенном Ленинграде, где почти не осталось мебели и даже тряпок, сожженных в блокаду. Хрустальные башмачки и платье, по свидетельствам очевидцев, ткались буквально из воздуха.

Старая, старая сказка

Старая, старая сказка

После выхода «Золушки» Кошеверову отлучили от создания сказок на 15 лет, до ближайшей оттепели. В 1954 году Кошеверова сняла совместно с Александром Ивановским эксцентрическую комедию «Укротительница тигров» (Как снимали фильм). Фильм стал одним из лидеров проката и открыл зрителю новую талантливую актрису — Людмилу Касаткину.

По воспоминаниям Касаткиной, сначала на съемках «Укротительницы тигров» и речи о том, что она войдет в клетку с тиграми — не было. Но, спустя 8 месяцев съемок, Кошеверова сказала, что хочет непременно видеть лицо актрисы рядом с тигриной мордой. И Касаткиной пришлось заниматься изучением поведения тигров, работать под руководством опытного дрессировщика Бориса Эдера. Съемки с тиграми проходили тяжело, Касаткина иногда сама не помнила, как успевала выбраться из клетки, а Эдеру приходилось буквально вырывать ее из вольера.

Ослиная шкура

Ослиная шкура

В 1956 году Кошеверова сняла мелодраму «Медовый месяц» и в 1958 году — комедию «Шофер поневоле». А в 1960 году Кошеверова продолжила свой опыт режиссера—комедиографа фильмом «Осторожно, бабушка!» с Фаиной Раневской в главной роли. Образ эксцентричной бабушки-активистки, разъезжающей по столичным улицам на «Москвиче» и пытающейся организовать личную жизнь своей внучки, блестяще исполненный Фаиной Раневской, и сейчас может служить примером для подражания. После выхода этого фильма, Раневской было присвоено звание народной артистки СССР, хотя сама актриса была недовольна картиной и считала «Бабушку» своей неудавшейся ролью.

В 1963 году Кошеверова снова вернулась к жанру сказки. В компании с Шапиро ей была снята картина «Каин XVIII» по сценарию Николая Эрдмана. Фильм был непростым жанровым сочетанием сказки и политического памфлета на основе сказки Евгения Шварца «Два друга». В картине играл прекрасный актерский состав — Эраст Гарин, Михаил Жаров, Рина Зеленая и многие другие известные артисты, сценарий переделывался много раз, чтобы избежать излишне строгой цензуры.

Однако беда, как всегда, пришла оттуда, откуда никто не ждал. На премьерный просмотр случайно попал Хрущев. Всю сатиру Шварца и Эрдмана про королей и их министров генсек проспал, зато обратил внимание на эпизод, где молодые ткачи переодеваются в женские платья, чтобы попасть в покои принцессы. Никита Сергеевич обнаружил неполиткорректность, после чего Кошеверову и всю группу «Каина» уволили, а фильм показали в прокате ограниченным тиражом копий.

В 1965 году Кошеверова еще раз обратилась к теме цирка в комедии «Сегодня новый аттракцион». В этой ленте свою последнюю роль в кино сыграла Фаина Раневская. А потом Кошеверова решила снять «Старую, старую сказку», в которой сыграл Олег Даль, и появилась на экране никому не известная Марина Неелова. Даль звал Кошеверову Куросавочкой и позже никогда не отказывался сниматься в ее сказках.

Как Иванушка–дурачок за чудом ходил

Как Иванушка–дурачок за чудом ходил

Театрализованная фантазия «Старая, старая сказка», поставленная в 1968 году на темы Андерсена, была интересна и взрослым, и детям. Сыгравшая одну из героинь фильма актриса Вера Титова вспоминала: «На роль ведьмы, заколдовавшей принцессу, Надежда Николаевна меня даже не рассматривала, думала: либо Татьяна Пельтцер сыграет, либо Миронова. Но звонит как—то, говорит: «Верочка, приходи на студию, подыграть нужно, актер приехал пробоваться на роль солдатика — Саша Збруев».

Укротительница тигров

Укротительница тигров


Ну, думаю, хорошо. Закончили съемку, разошлись. Я уезжаю сниматься в Ригу, живу там в престижной гостинице, и вот представьте себе: как—то входит ко мне горничная — лицо насмерть перепуганное. «Что случилось?» — интересуюсь. Протягивает мне телеграмму, читаю: «Поздравляю, ты — ведьма. Кошеверова». Так эта горничная ушла и больше ко мне не приходила. Представляете?»

В фильме «Старая, старая сказка» Кошеверова задолго до Марка Захарова использовала современную фактуру диалога для сказочной истории. «Разменять королевство с доплатой» — говорил Король Владимира Этуша, предвосхищая осовремененных монархов Евгения Леонова и Леонида Броневого в «Обыкновенном чуде» и «Тот самый Мюнхгаузен» (Как снимали фильм).

Именно Кошеверова предложила попробовать Козинцеву на роль Шута в фильме«Король Лир» (История создания фильма) Олега Ивановича. На съемках «Короля Лира» Олег познакомился со своей будущей женой Елизаветой Апраксиной (Эйхенбаум)… В судьбе Даля Кошеверова сыграла очень значительную роль.

После «Старой, старой сказки» Кошеверова снимала только фильмы—сказки. В 1972 году она сняла музыкальную сказку «Тень» по одноименной пьесе Евгения Шварца, написанной по мотивам сказки Андерсена. В фильме снова снялись Олег Даль и Марина Неелова. А также Анастасия Вертинская, Андрей Миронов, Людмила Гурченко, Владимир Этуш, Сергей Филиппов и Георгий Вицин.

Надежда Кошеверова

Надежда Кошеверова


Вновь появляется линия двойников: Ученого и его тени, образы которых воплотил Даль, но на этот раз они полностью противоположны по своим качествам. В героях проявились две обостренные стороны одной личности: скромного, но умного и доброго неудачника и амбициозного карьериста, способного на любую подлость ради достижения своих целей. Усмирить свою темную сторону и распознать истинную любовь-задача, которая стоит перед главным героем и мораль философской сказки-притчи.
Надежда Кошеверова

Надежда Кошеверова


В 1974 году на экраны страны вышла музыкальная сказка—комедия по мотивам русского фольклора «Царевич Проша» с участием Валерия Золотухина, Валерия Носика, Татьяны Пельтцер, Сергея Филиппова и Георгия Вицина. А потом — еще две сказки: «Как Иванушка—дурачок за чудом ходил» и «Соловей».
В 1982 году Кошеверова сняла картину «Ослиная шкура» по мотивам сказок Шарля Перро. Эта картина стала призером 1—го кинофестиваля «Сказка» в Киеве.

В 1984 году фильмография Кошеверовой пополнилась картиной «И вот пришел Бумбо…», которая была экранизацией рассказа Куприна «Девочка и Слон». Фильм содержал кукольные сцены, смонтированные параллельно со сценами реальной действительности. Дневная жизнь девочки Саши перемежевывалась фантасмагоричными «полуночными светскими раутами» — коллекция куколок—барышень обсуждала поведение и настроение хозяйки.

Когда Сашенька заболела, врачи не могли поставить диагноз. Но студент—медик Костя, рассказал девочке о слоне Бумбо — и она захотела, чтобы слон пришел к ней. И в этом фильме Кошеверовой играл блестящий актерский ансамбль — Олег Басилашвили, Валерий Золотухин, Татьяна Пельтцер, Светлана Немоляева, Зиновий Гердт и Сергей Филиппов.

Свою творческую биографию Кошеверова завершила в 1987 году фильмом—сказкой по сценарию М.Вольпина и В.Фрида «Сказка про влюбленного маляра» о приключениях маляра Макара. Надежда Кошеверова поставила более 20 кинофильмов, многие из которых вошли в сокровищницу отечественного кинематографа и стала одним из лучших отечественных кинорежиссеров—сказочников.

Вторым мужем Надежды Кошеверовой был известный советский оператор—постановщик Андрей Москвин. У них в браке родился сын Николай.
Надежда Николаевна Кошеверова умерла в Москве 22 февраля 1989 года. Она была похоронена на кладбище в поселке Комарово под Ленинградом. Там и находится ее скромная могила без надгробного памятника. Рядом в 1995 году похоронили ее сына Николая Москвина.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий