- Ностальгия по советскому - http://1001material.ru -

Фронтовик — Григорий Чухрай

Фильмы Григория Чухрая: «Сорок первый» (1956; специальная премия Международного кинофестиваля в Канне, 1957), «Баллада о солдате» (1959; премия Международного кинофестиваля в Канне, номинация на «Оскар»), «Чистое небо» (1961, Большой приз Международного кинофестиваля в Москве), «Память» (1971, документальный), «Жизнь прекрасна» (1980), «Я научу вас мечтать» (1984). Ленинская премия (1961).

Григорий Чухрай [1]
Григорий Чухрай родился 23 мая 1921 года в городе Мелитополе Днепропетровской (нынче Запорожской) области.
Родители Григория Наумовича прожили совместно кратковременно. В 1924 году они разошлись. Григорий остался с матерью. Воспитывал его отчим — Павел Антонович Литвиненко, тот, что работал председателем колхоза.

Григорий Чухрай [2]

Григорий Чухрай

В 1935 году они были направлены на учебу в Москву в академию Соцземледелия, где руководители сельского хозяйства получали ускоренное специальное образование. Когда же по окончании академии в 1938 году они были направлены на работу на Украину, Григорий остался в Москве, чтобы довершить школу. В 1939 году он уехал к родителям на Синельниковскую селекционную станцию и в конце года того же был призван в армию.

Служить Григорий Чухрай начал в городе Мариуполе курсантом полковой школы 229-го отдельного батальона связи 134-й стрелковой дивизии. В первые дни Великой Отечественной войны он находился в 60-м запасном пехотном взводе 1-й запасной стрелковой бригады. В августе 1941 года был объявлен комплект добровольцев в воздушно-десантные войска. Григорий подал рапорт, и руководство удовлетворило просьбу. Так Григорий Чухрай стал десантником и попал на фронт.

До конца войны он воевал в составе разных частей воздушно-десантных войск. Участвовал в боях на Южном, Сталинградском, Донском, 1-м и 3-м Украинских фронтах. В ходе боев в немалый излучине Дона получил звание младшего лейтенанта. В этом качестве участвовал в обороне Сталинграда, а позже — в окружении и уничтожении Сталинградской группировки гитлеровцев.

Григорий Чухрай [3]

Григорий Чухрай

Не раз прыгал с парашютом в тыл врага. Выполняя спецзадание Военного совета Воздушно-десантных войск, участвовал в подготовке Словацкого национального восстания. В августе 1944 года был принят в ВКП(б). Был четырежды ранен. Последнее ранение получил в Венгрии на пути к Вене в апреле 1945 года.

В декабре 1945 года в звании гвардии старшего лейтенанта уволен в припас по ранению. Там появилась дневниковая запись: «Надо рассказать о солдатах, которые погибли на сталинградских полях». С этим замыслом, считая его долгом оставшегося в живых, он на костылях, с простреленной рукой вернулся во ВГИК, попав на курс М. И. Ромма.

Фронтовой тракт Г.Н.Чухрая отмечен орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, чехословацким орденом «Партизанская звезда», медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Вены», «За победу над Германией», четырьмя медалями ЧССР и другими наградами.

Григорий Чухрай и Ирина Пенькова. Ессентуки. 1942 год. [4]

Григорий Чухрай и Ирина Пенькова. Ессентуки. 1942 год.

Ира Пенькова, 21-летняя девушка вместе с другими студентами местного пединститута рыла противотанковые рвы. Вечерами, были, как водится, танцы. Здесь они и встретились, не зная еще, что потеряют друг друга, чтобы потом прожить всю жизнь вместе…

Через месяц после первой встречи в город вошли немцы. Гришу с товарищами перебросили на другую позицию, а Ирина осталась в Ессентуках. Только полюбив, они потеряли друг друга…

Два долгих года войны гвардии лейтенант Григорий Чухрай не мог ничего узнать о любимой. Не мог с ней никак связаться. Не знал, жива она или нет. Тогда он написал в «Комсомольскую правду». Ирина Пенькова прочитала заметку в газете и написала ему письмо. Из госпиталя после ранения Григорий Наумович приехал в Ессентуки, и молодые поженились. Дата в свидетельстве — 9 мая 1944 года. За год до долгожданной Великой Победы.

 Григорий Чухрай [5]

Григорий Чухрай

Вернувшись домой осенью 1946 года, Григорий Чухрай поступил во Всесоюзный институт кинематографии на режиссерский факультет в мастерскую С. Юткевича — М. Ромма. Практику проходил в качестве ассистента режиссера на картине М. Ромма «Адмирал Ушаков».

В 1953 году после этого защиты дипломной работы Чухраю предложили остаться вкалывать на «Мосфильме», но он решил поехать на Украину и получил ориентация в Киевскую студию художественных фильмов (сейчас — студия имени Довженко). Там работал в качестве ассистента и второго режиссера.

В 1955 году по ходатайству И. А. Пырьева и М. И. Ромма Чухрай был переведен на «Мосфильм» и начал к созданию первого самостоятельного фильма по повести Б. Лавренева «Сорок первый» (История создания фильма) [6]. С этого времени Григорий Наумович не расставался с «Мосфильмом».
В пути и творчестве Григория Наумовича Чухрая тенденции времени нашли, пожалуй, наиболее целостное и полное воплощение.

Олег Стриженов и Изольда Извицкая в фильме "Сорок первый" [7]

Олег Стриженов и Изольда Извицкая в фильме «Сорок первый»

Однако его фильм-дебют «Сорок первый» — экранизация повести Б. Лавренева, уводил к войне Гражданской. Героиня, красная Марютка, полюбила белогвардейца, «кадета погонного». Но любовь эта изменилась по сравнению с повестью и первой зкранизацией, сделанной Протазановым. Олег Стриженов [8]сыграл Говоруху-Отрока человеком значительным, натурой незаурядной.

К Марютке (Изольда Извицкая [9]), которая спасла ему жизнь, у Лавренева поручик почувствовал лишь благодарность, в лучшем случае — покровительственную симпатию. В фильме дворянин Говоруха-Отрок горячо и искренне полюбил девушку-пролетарку с рыбных промыслов.

Выстрел в «классового врага» неизбежным и единственным исходом завершал Марюткину любовь, и в его высшей справедливости ни на секунду не усомнились ни героиня, ни постановщик фильма.

"На съёмках фильма "Баллада о солдате" [10]

«На съёмках фильма «Баллада о солдате»


В этой психологической коллизии краски времени были отобраны скупо, подобно тому, как почти монохромной казалась цветная пленка «Сорок первого» С. Урусевского, сыгравшего значительную роль в создании эмоционального образа фильма. Но саму любовь, вспыхнувшую страсть двух молодых и прекрасных людей Чухрай рисовал целомудренно и со смелостью, абсолютно незнакомой сталинскому пуританскому и ханжескому экрану.

В весенних лучах солнца, в брызгах волны, в голубых и огненных бликах развертывалась эта удивительная лирическая робинзонада на затерянном островке посередине Аральского моря. И юные герои осмелились даже раздеться в своей хижине у печурки: это была первая после «Земли» Довженко «обнаженная натура» на русском экране.

Сценарий «Баллады о солдате» (Как снимали фильм) [11] Чухрай писал вместе с Валентином Ежовым, своим товарищем, выпускником ВГИКа и тоже фронтовиком.
От многочисленных редакторских поправок и заключений — к Ленинской премии, десяткам международных призов, всемирному успеху. Такой путь за короткий срок прошла картина, ныне — отечественная классика.

Баллада о солдате [12]

Баллада о солдате

«Баллада о солдате» — название дано не зря. Фильм построен как баллада, когда начало и конец образуют некое кольцо, в которое заключено содержание, развертывающееся также по поэтическим законам. Начинает и завершает балладу солдатская мать, мать героя фильма, восемнадцатилетнего Алеши Скворцова — совсем еще молодая женщина с прекрасным лицом.

Во вдовьем черном платке каждый день выходит она на околицу села и вглядывается в пыльную дорогу в надежде, что вернется ее мальчик. Но мы уже знаем, что он не вернется никогда. И все дальнейшее течение фильма — это путь Алеши Скворцова, связиста, который ухитрился подбить два вражеских танка, за что и получил у начальства награду — отпуск на неделю домой: починить матери прохудившуюся крышу. Путь Алеши в родное село — метафора всей его коротенькой жизни, и расположен между двумя этими точками на дороге.

Режиссер Григорий Чухрай на съемках фильма "Чистое небо" [13]

Режиссер Григорий Чухрай на съемках фильма «Чистое небо»

Все сжимается и сжимается, как шагреневая кожа, отпускной срок, все новые и новые встречи, препоны и внезапности готовит Алеше военный путь, и бежит-бежит солдат к заветной цели. И бежит за ним музыкальная тема, простенькая, веселая, на стаккато — счастливая для фильма удача композитора Михаила Зива. Две минуты, пока гудел, торопился грузовик, подкинув Алешу на последнем отрезке пути, виделись мать и сын, чтобы расстаться навсегда.

За гибелью одного из миллионов, рядового, обыкновенного солдата Красной Армии, ничего особенного на войне не совершившего, за этой резко оборванной судьбой раскрыта огромная трагедия — потеря драгоценнейшей жизни человеческой. По сути дела, фильм — это баллада не о солдате, а о человеке, принужденном историей стать солдатом. «Баллада о солдате» проникнута светлой печалью о невозместимых утратах военного поколения. Студент ВГИКа, Володя Ивашов [14], счастливо найденный Чухраем, обессмертил себя ролью Алеши.

Чистое небо [15]

Чистое небо

Забота Чухрая — не о кадре, не о фразе. Например, добрая половина картины происходит в эшелоне, на железнодорожных путях. Одинаково смонтированы куском — тот же паровоз, те же колеса, вагоны, те же березовые рощицы, проносящиеся мимо. Алешина дорога входит в сердце иным — не только монтажом, ритмом, не движением на экране. Поэзия самых простых вещей берет над нами власть. Атмосфера «Баллады» в своем роде единственна. На экране, высветленный памятью, предстает солдатский военный мир: серый, махорочный, полный каких-то передвижений и трудной работы, из пропотевших гимнастерок и тяжелых скаток.

В этом мире и Чухрай и Алеша ориентируются легко, здесь для них все просто, ясно. Режиссер не боится элементарности своих простых истин и оказывается прав: возникает особая этика «Баллады», подобная прозрачной простоте народной песни, старинной притчи, откристаллизовавшей мудрость и справедливость многих поколений.

Чистое небо [16]

Чистое небо

Алешин путь с фронта домой, воспетый в фильме, — это поистине путь добра, творимого так же естественно, как дышит человек.
И особое обаяние любви Алеши и девушки Шуры именно в том, что Алеша и не подозревает, что полюбил и любим, а продолжает считать себя лишь провожатым, старшим спутником этой чудной и славной девчонки с тяжеленной косой, непомерной для тоненькой ее фигурки.

Продолжает считать и после того, как один раз уже потерял свою спутницу, отстав от эшелона, и почувствовал, как ее не хватает, перепугался и в эту минуту заметил Шуру на высоком мосту через пути, свесившуюся с перил в позе долгого и терпеливого ожидания. «Шурка ты моя…» — звучит ласково и доверительно. И весело взявшись за руки, несутся по лестнице вниз эти дети, сведенный войной, чтобы слишком скоро расстаться друг с другом навсегда. Актерский дуэт Владимира Ивашова и Жанны Прохоренко [17] предстал на экране как идеальная любовь, равнозначная самой молодости.

 Григорий Чухрай [18]

Григорий Чухрай

«Баллада о солдате» появилась на Каннском фестивале в 1960 году, когда Федерико Феллини показал «Сладкую жизнь», Антониони — «Приключение», Ингмар Бергман — «Источник». Некоммуникабельности, отчуждению — этим главным мотивам западного искусства, прозвучавшим с таким широким и трагическим размахом, «Баллада о солдате» противопоставила свою веру; сложности — простые истины, оплаченные жизнью; всеобщей относительности — верное знание того, что хорошо, а что плохо; изображению трагического одиночества человека — добро, любовь и людские связи, возникающие даже в аду войны, ибо они есть естественная потребность человека.

Пьер Паоло Пазолини, взволнованный картиной, сказал: «Фильм производит впечатление чудом сохранившейся до наших дней классики. Как если бы в квартале, состоящем сплошь из серых и посредственных зданий, открылись вдруг контуры огромного и прекрасного старинного сооружения».

Григорий Чухрай и Федерико Феллини. [19]

Григорий Чухрай и Федерико Феллини.

Потом рассказывали, смеясь, про мосфильмовские заключения о «Балладе» или годовой отчет, в котором картина была поставлена чуть ли не на последнее место, далеко после жалкой «Черноморочки». Но все же «Баллада о солдате» любезно рекомендовалась для армейского зрителя. Стали одиозными редакторы имярек, которые предлагали Алешку Скворцова оставить в живых…

Просветленная классичность в сочетании с редкостной задушевностью — свойство режиссуры Григория Чухрая, в его следующем фильме, драмы «Чистое небо» об отверженном и реабилитированном летчике-герое.В картине был собран блистательный актерский ансамбль, прекрасно сыграли свои роли Евгений Урбанский [20], Нина Дробышева [21], Олег Табаков [22]. Но вклад в отечественную культуру Григория Чухрая — великого кинематографиста — не исчерпывается только его картинами. У него были и другие миссии, другие грани таланта и личности.

В анналах кино живет легенда, она же непреложный факт, как на некоем высшем государственном советском собрании в Кремле Чухрай вступил в прямой поединок с самим Никитой Хрущевым, который, как известно, «за словом в карман не лез» (русская народная поговорка) и в выражениях не стеснялся.

Режиссер Григорий Чухрай на съемках фильма. [23]

Режиссер Григорий Чухрай на съемках фильма.

Хрущев хотел закрыть Союз кино «за ненадобностью». (Один из многих вензелей и контрастов эпохи: оттепель не стоит идеализировать). Пламенная речь Чухрая — оратора милостью Божьей — повергла в прах самого генерального секретаря: киносообщество осталось жить. И всюду, где бы ни выступал Чухрай, победа оставалась за ним, и в Москве, и в Париже.

В конце 1960-х этот человек огромной творческой энергии пробует себя на новом поприще: он организует новаторскую по тем временам структуру кинопроизводства: внутри системы Госкино СССР она должна была работать на хозрасчете, от доходов с проката фильмов. «Экспериментальная творческая киностудия при Мосфильме» собрала талантливых людей.

На «студии Чухрая», как называли ее кинематографисты, были поставлены картины «Не горюй», «Белое солнце пустыни» (Как снимали фильм) [24], «Белорусский вокзал» (История создания фильма) [25], «Солярис» и другие фильмы — гордость советского кино!

Но при всем своем влиянии и даре убеждения Чухрай не смог спасти свое детище от закрытия, причиной чего была подозрительность советского начальства ко всему, что намекало на «частную инициативу»: оттепель оттепелью, а идеологию размывать не позволено!

Проекты перестройки кинодела, которые предлагал Чухрай один за другим, отвергались. А тем временем сердечная болезнь подкрадывалась к нему, раны войны давали себя знать все сильнее. Уже тяжелобольной Григорий Наумович взял на себя руководство мастерской на Высших курсах режиссеров и сценаристов. Ученики его не просто любили — преклонялись перед ним…

«Моя война» — так назвал Чухрай книгу своих воспоминаний. Писал ее тяжелобольным, прикованным к постели. Это документальная и высокая литература очевидца, современника трагического века, выдающегося художника из его глубины.

Лауреат премии «Ника» и премии «Кинотавр» в преддверии 80-летнего юбилея Григорий Чухрай дал интервью газете «Московский комсомолец», в котором сказал: «Я реалист и понимаю, что снимать фильмы мне сейчас не по силам. Сценарии писать тоже не могу, да и не хочу. Думаю, что это не нужно ни мне, ни кому-то еще. Я всегда снимал кино по собственным сценариям и просто не представляю, как можно работать с чужими.»

Григорий Наумович Чухрай скончался от очередного инфаркта миокарда, кажется, шестого по счету, отметив свое 80-летие, ранней осенью 2001-го. Его хоронили с воинскими почестями.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице [26]
  • Мой Мир [27]
  • Facebook [28]
  • Twitter [29]
  • LiveJournal [30]
  • В закладки Google [31]
  • Яндекс.Закладки [32]
  • Memori.ru [33]
  • Сто закладок [34]
  • Одноклассники [35]