Фронтовик — Григорий Чухрай

Фильмы Григория Чухрая: «Сорок первый» (1956; специальная премия Международного кинофестиваля в Канне, 1957), «Баллада о солдате» (1959; премия Международного кинофестиваля в Канне, номинация на «Оскар»), «Чистое небо» (1961, Большой приз Международного кинофестиваля в Москве), «Память» (1971, документальный), «Жизнь прекрасна» (1980), «Я научу вас мечтать» (1984). Ленинская премия (1961).

Григорий Чухрай
Григорий Чухрай родился 23 мая 1921 года в городе Мелитополе Днепропетровской (нынче Запорожской) области.
Родители Григория Наумовича прожили совместно кратковременно. В 1924 году они разошлись. Григорий остался с матерью. Воспитывал его отчим — Павел Антонович Литвиненко, тот, что работал председателем колхоза.

Григорий Чухрай

Григорий Чухрай

В 1935 году они были направлены на учебу в Москву в академию Соцземледелия, где руководители сельского хозяйства получали ускоренное специальное образование. Когда же по окончании академии в 1938 году они были направлены на работу на Украину, Григорий остался в Москве, чтобы довершить школу. В 1939 году он уехал к родителям на Синельниковскую селекционную станцию и в конце года того же был призван в армию.

Служить Григорий Чухрай начал в городе Мариуполе курсантом полковой школы 229-го отдельного батальона связи 134-й стрелковой дивизии. В первые дни Великой Отечественной войны он находился в 60-м запасном пехотном взводе 1-й запасной стрелковой бригады. В августе 1941 года был объявлен комплект добровольцев в воздушно-десантные войска. Григорий подал рапорт, и руководство удовлетворило просьбу. Так Григорий Чухрай стал десантником и попал на фронт.

До конца войны он воевал в составе разных частей воздушно-десантных войск. Участвовал в боях на Южном, Сталинградском, Донском, 1-м и 3-м Украинских фронтах. В ходе боев в немалый излучине Дона получил звание младшего лейтенанта. В этом качестве участвовал в обороне Сталинграда, а позже — в окружении и уничтожении Сталинградской группировки гитлеровцев.

Григорий Чухрай

Григорий Чухрай

Не раз прыгал с парашютом в тыл врага. Выполняя спецзадание Военного совета Воздушно-десантных войск, участвовал в подготовке Словацкого национального восстания. В августе 1944 года был принят в ВКП(б). Был четырежды ранен. Последнее ранение получил в Венгрии на пути к Вене в апреле 1945 года.

В декабре 1945 года в звании гвардии старшего лейтенанта уволен в припас по ранению. Там появилась дневниковая запись: «Надо рассказать о солдатах, которые погибли на сталинградских полях». С этим замыслом, считая его долгом оставшегося в живых, он на костылях, с простреленной рукой вернулся во ВГИК, попав на курс М. И. Ромма.

Фронтовой тракт Г.Н.Чухрая отмечен орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, чехословацким орденом «Партизанская звезда», медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Вены», «За победу над Германией», четырьмя медалями ЧССР и другими наградами.

Григорий Чухрай и Ирина Пенькова. Ессентуки. 1942 год.

Григорий Чухрай и Ирина Пенькова. Ессентуки. 1942 год.

Ира Пенькова, 21-летняя девушка вместе с другими студентами местного пединститута рыла противотанковые рвы. Вечерами, были, как водится, танцы. Здесь они и встретились, не зная еще, что потеряют друг друга, чтобы потом прожить всю жизнь вместе…

Через месяц после первой встречи в город вошли немцы. Гришу с товарищами перебросили на другую позицию, а Ирина осталась в Ессентуках. Только полюбив, они потеряли друг друга…

Два долгих года войны гвардии лейтенант Григорий Чухрай не мог ничего узнать о любимой. Не мог с ней никак связаться. Не знал, жива она или нет. Тогда он написал в «Комсомольскую правду». Ирина Пенькова прочитала заметку в газете и написала ему письмо. Из госпиталя после ранения Григорий Наумович приехал в Ессентуки, и молодые поженились. Дата в свидетельстве — 9 мая 1944 года. За год до долгожданной Великой Победы.

 Григорий Чухрай

Григорий Чухрай

Вернувшись домой осенью 1946 года, Григорий Чухрай поступил во Всесоюзный институт кинематографии на режиссерский факультет в мастерскую С. Юткевича — М. Ромма. Практику проходил в качестве ассистента режиссера на картине М. Ромма «Адмирал Ушаков».

В 1953 году после этого защиты дипломной работы Чухраю предложили остаться вкалывать на «Мосфильме», но он решил поехать на Украину и получил ориентация в Киевскую студию художественных фильмов (сейчас — студия имени Довженко). Там работал в качестве ассистента и второго режиссера.

В 1955 году по ходатайству И. А. Пырьева и М. И. Ромма Чухрай был переведен на «Мосфильм» и начал к созданию первого самостоятельного фильма по повести Б. Лавренева «Сорок первый» (История создания фильма). С этого времени Григорий Наумович не расставался с «Мосфильмом».
В пути и творчестве Григория Наумовича Чухрая тенденции времени нашли, пожалуй, наиболее целостное и полное воплощение.

Олег Стриженов и Изольда Извицкая в фильме "Сорок первый"

Олег Стриженов и Изольда Извицкая в фильме «Сорок первый»

Однако его фильм-дебют «Сорок первый» — экранизация повести Б. Лавренева, уводил к войне Гражданской. Героиня, красная Марютка, полюбила белогвардейца, «кадета погонного». Но любовь эта изменилась по сравнению с повестью и первой зкранизацией, сделанной Протазановым. Олег Стриженов сыграл Говоруху-Отрока человеком значительным, натурой незаурядной.

К Марютке (Изольда Извицкая), которая спасла ему жизнь, у Лавренева поручик почувствовал лишь благодарность, в лучшем случае — покровительственную симпатию. В фильме дворянин Говоруха-Отрок горячо и искренне полюбил девушку-пролетарку с рыбных промыслов.

Выстрел в «классового врага» неизбежным и единственным исходом завершал Марюткину любовь, и в его высшей справедливости ни на секунду не усомнились ни героиня, ни постановщик фильма.

"На съёмках фильма "Баллада о солдате"

«На съёмках фильма «Баллада о солдате»


В этой психологической коллизии краски времени были отобраны скупо, подобно тому, как почти монохромной казалась цветная пленка «Сорок первого» С. Урусевского, сыгравшего значительную роль в создании эмоционального образа фильма. Но саму любовь, вспыхнувшую страсть двух молодых и прекрасных людей Чухрай рисовал целомудренно и со смелостью, абсолютно незнакомой сталинскому пуританскому и ханжескому экрану.

В весенних лучах солнца, в брызгах волны, в голубых и огненных бликах развертывалась эта удивительная лирическая робинзонада на затерянном островке посередине Аральского моря. И юные герои осмелились даже раздеться в своей хижине у печурки: это была первая после «Земли» Довженко «обнаженная натура» на русском экране.

Сценарий «Баллады о солдате» (Как снимали фильм) Чухрай писал вместе с Валентином Ежовым, своим товарищем, выпускником ВГИКа и тоже фронтовиком.
От многочисленных редакторских поправок и заключений — к Ленинской премии, десяткам международных призов, всемирному успеху. Такой путь за короткий срок прошла картина, ныне — отечественная классика.

Баллада о солдате

Баллада о солдате

«Баллада о солдате» — название дано не зря. Фильм построен как баллада, когда начало и конец образуют некое кольцо, в которое заключено содержание, развертывающееся также по поэтическим законам. Начинает и завершает балладу солдатская мать, мать героя фильма, восемнадцатилетнего Алеши Скворцова — совсем еще молодая женщина с прекрасным лицом.

Во вдовьем черном платке каждый день выходит она на околицу села и вглядывается в пыльную дорогу в надежде, что вернется ее мальчик. Но мы уже знаем, что он не вернется никогда. И все дальнейшее течение фильма — это путь Алеши Скворцова, связиста, который ухитрился подбить два вражеских танка, за что и получил у начальства награду — отпуск на неделю домой: починить матери прохудившуюся крышу. Путь Алеши в родное село — метафора всей его коротенькой жизни, и расположен между двумя этими точками на дороге.

Режиссер Григорий Чухрай на съемках фильма "Чистое небо"

Режиссер Григорий Чухрай на съемках фильма «Чистое небо»

Все сжимается и сжимается, как шагреневая кожа, отпускной срок, все новые и новые встречи, препоны и внезапности готовит Алеше военный путь, и бежит-бежит солдат к заветной цели. И бежит за ним музыкальная тема, простенькая, веселая, на стаккато — счастливая для фильма удача композитора Михаила Зива. Две минуты, пока гудел, торопился грузовик, подкинув Алешу на последнем отрезке пути, виделись мать и сын, чтобы расстаться навсегда.

За гибелью одного из миллионов, рядового, обыкновенного солдата Красной Армии, ничего особенного на войне не совершившего, за этой резко оборванной судьбой раскрыта огромная трагедия — потеря драгоценнейшей жизни человеческой. По сути дела, фильм — это баллада не о солдате, а о человеке, принужденном историей стать солдатом. «Баллада о солдате» проникнута светлой печалью о невозместимых утратах военного поколения. Студент ВГИКа, Володя Ивашов, счастливо найденный Чухраем, обессмертил себя ролью Алеши.

Чистое небо

Чистое небо

Забота Чухрая — не о кадре, не о фразе. Например, добрая половина картины происходит в эшелоне, на железнодорожных путях. Одинаково смонтированы куском — тот же паровоз, те же колеса, вагоны, те же березовые рощицы, проносящиеся мимо. Алешина дорога входит в сердце иным — не только монтажом, ритмом, не движением на экране. Поэзия самых простых вещей берет над нами власть. Атмосфера «Баллады» в своем роде единственна. На экране, высветленный памятью, предстает солдатский военный мир: серый, махорочный, полный каких-то передвижений и трудной работы, из пропотевших гимнастерок и тяжелых скаток.

В этом мире и Чухрай и Алеша ориентируются легко, здесь для них все просто, ясно. Режиссер не боится элементарности своих простых истин и оказывается прав: возникает особая этика «Баллады», подобная прозрачной простоте народной песни, старинной притчи, откристаллизовавшей мудрость и справедливость многих поколений.

Чистое небо

Чистое небо

Алешин путь с фронта домой, воспетый в фильме, — это поистине путь добра, творимого так же естественно, как дышит человек.
И особое обаяние любви Алеши и девушки Шуры именно в том, что Алеша и не подозревает, что полюбил и любим, а продолжает считать себя лишь провожатым, старшим спутником этой чудной и славной девчонки с тяжеленной косой, непомерной для тоненькой ее фигурки.

Продолжает считать и после того, как один раз уже потерял свою спутницу, отстав от эшелона, и почувствовал, как ее не хватает, перепугался и в эту минуту заметил Шуру на высоком мосту через пути, свесившуюся с перил в позе долгого и терпеливого ожидания. «Шурка ты моя…» — звучит ласково и доверительно. И весело взявшись за руки, несутся по лестнице вниз эти дети, сведенный войной, чтобы слишком скоро расстаться друг с другом навсегда. Актерский дуэт Владимира Ивашова и Жанны Прохоренко предстал на экране как идеальная любовь, равнозначная самой молодости.

 Григорий Чухрай

Григорий Чухрай

«Баллада о солдате» появилась на Каннском фестивале в 1960 году, когда Федерико Феллини показал «Сладкую жизнь», Антониони — «Приключение», Ингмар Бергман — «Источник». Некоммуникабельности, отчуждению — этим главным мотивам западного искусства, прозвучавшим с таким широким и трагическим размахом, «Баллада о солдате» противопоставила свою веру; сложности — простые истины, оплаченные жизнью; всеобщей относительности — верное знание того, что хорошо, а что плохо; изображению трагического одиночества человека — добро, любовь и людские связи, возникающие даже в аду войны, ибо они есть естественная потребность человека.

Пьер Паоло Пазолини, взволнованный картиной, сказал: «Фильм производит впечатление чудом сохранившейся до наших дней классики. Как если бы в квартале, состоящем сплошь из серых и посредственных зданий, открылись вдруг контуры огромного и прекрасного старинного сооружения».

Григорий Чухрай и Федерико Феллини.

Григорий Чухрай и Федерико Феллини.

Потом рассказывали, смеясь, про мосфильмовские заключения о «Балладе» или годовой отчет, в котором картина была поставлена чуть ли не на последнее место, далеко после жалкой «Черноморочки». Но все же «Баллада о солдате» любезно рекомендовалась для армейского зрителя. Стали одиозными редакторы имярек, которые предлагали Алешку Скворцова оставить в живых…

Просветленная классичность в сочетании с редкостной задушевностью — свойство режиссуры Григория Чухрая, в его следующем фильме, драмы «Чистое небо» об отверженном и реабилитированном летчике-герое.В картине был собран блистательный актерский ансамбль, прекрасно сыграли свои роли Евгений Урбанский, Нина Дробышева, Олег Табаков. Но вклад в отечественную культуру Григория Чухрая — великого кинематографиста — не исчерпывается только его картинами. У него были и другие миссии, другие грани таланта и личности.

В анналах кино живет легенда, она же непреложный факт, как на некоем высшем государственном советском собрании в Кремле Чухрай вступил в прямой поединок с самим Никитой Хрущевым, который, как известно, «за словом в карман не лез» (русская народная поговорка) и в выражениях не стеснялся.

Режиссер Григорий Чухрай на съемках фильма.

Режиссер Григорий Чухрай на съемках фильма.

Хрущев хотел закрыть Союз кино «за ненадобностью». (Один из многих вензелей и контрастов эпохи: оттепель не стоит идеализировать). Пламенная речь Чухрая — оратора милостью Божьей — повергла в прах самого генерального секретаря: киносообщество осталось жить. И всюду, где бы ни выступал Чухрай, победа оставалась за ним, и в Москве, и в Париже.

В конце 1960-х этот человек огромной творческой энергии пробует себя на новом поприще: он организует новаторскую по тем временам структуру кинопроизводства: внутри системы Госкино СССР она должна была работать на хозрасчете, от доходов с проката фильмов. «Экспериментальная творческая киностудия при Мосфильме» собрала талантливых людей.

На «студии Чухрая», как называли ее кинематографисты, были поставлены картины «Не горюй», «Белое солнце пустыни» (Как снимали фильм), «Белорусский вокзал» (История создания фильма), «Солярис» и другие фильмы — гордость советского кино!

Но при всем своем влиянии и даре убеждения Чухрай не смог спасти свое детище от закрытия, причиной чего была подозрительность советского начальства ко всему, что намекало на «частную инициативу»: оттепель оттепелью, а идеологию размывать не позволено!

Проекты перестройки кинодела, которые предлагал Чухрай один за другим, отвергались. А тем временем сердечная болезнь подкрадывалась к нему, раны войны давали себя знать все сильнее. Уже тяжелобольной Григорий Наумович взял на себя руководство мастерской на Высших курсах режиссеров и сценаристов. Ученики его не просто любили — преклонялись перед ним…

«Моя война» — так назвал Чухрай книгу своих воспоминаний. Писал ее тяжелобольным, прикованным к постели. Это документальная и высокая литература очевидца, современника трагического века, выдающегося художника из его глубины.

Лауреат премии «Ника» и премии «Кинотавр» в преддверии 80-летнего юбилея Григорий Чухрай дал интервью газете «Московский комсомолец», в котором сказал: «Я реалист и понимаю, что снимать фильмы мне сейчас не по силам. Сценарии писать тоже не могу, да и не хочу. Думаю, что это не нужно ни мне, ни кому-то еще. Я всегда снимал кино по собственным сценариям и просто не представляю, как можно работать с чужими.»

Григорий Наумович Чухрай скончался от очередного инфаркта миокарда, кажется, шестого по счету, отметив свое 80-летие, ранней осенью 2001-го. Его хоронили с воинскими почестями.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий