Елена Прудникова

Елена Прудникова

Рассказывает Елена Прудникова:

Мой покойный отец Иосиф Федорович Прудников — донской казак из станицы Морозовской, из семьи староверов, а у них библейские имена всегда были в ходу. Вот и дед Федор назвал сына по святцам. Это была большая богатая семья, у них был свой конный завод. Судя по тому, что я знаю, прадед Григорий Прудников был крутоват, взрослых детей не отделял, за стол у него садились больше тридцати человек.

Елена Прудникова

Елена Прудникова

По семейной легенде, мою бабку Марию взяли из бедной семьи в богатую за красоту, а прадед за чистоплотность поставил ее на стряпню, вызвав недовольство у остальных баб. Андрей использовал эту историю в сценарии «Бабы», но эпизод не вошел в фильм. Дед Федор пришел с фронта в 1917 году и скоро умер от ран. А бабушка Мария заболела и умерла в Гражданскую. Мне было лет двенадцать, когда отец взял меня с собой в Морозовскую, родичи говорили, что я — вылитая бабка.

Когда прадеду предложили вступить в колхоз, он ответил уполномоченным: «У меня дома свой колхоз, все пашут с утра до ночи». Семью раскулачили, одних репрессировали, других выслали. Отец остался сиротой в четырнадцать лет, ему удалось укрыться у дальних родственников в Ростове-на-Дону. Он вступил в комсомол, всю жизнь проработал снабженцем на станции Ростов-Товарный и старался не высовываться. Но на лошадей спокойно смотреть не мог, меня маленькой брал с собой на скачки. Ипподром в Ростове существует по сей день.

А в жилах моей мамы текла французская кровь. Прадед-француз Оноре Йоль, ушибленный идеями Бакунина и Герцена, вскоре после неудачной Франко-прусской войны и разгрома Парижской коммуны перевез в Россию все свое огромное семейство — многочисленных детей, жену, мать и даже братьев. Похоже, он собирался вместе с русскими народниками строить рай на земле. Жену и детей Оноре бросил и ушел «в народ». Где и как он окончил свою жизнь — никто не знает.

Елена Прудникова

Елена Прудникова

Во время революции и Гражданской войны вся французская семья — кто как смог — вернулась во Францию. Только моя бабушка Катерина осталась, она работала гувернанткой и успела выйти замуж за русского — мой дед служил в Новочеркасском банке. Она рожала четырнадцать раз, десять детей выжили. В тридцатые годы, получив очередное письмо с берегов Сены, бабушка обратила внимание на приписку цензора, не рекомендовавшего отвечать. Так прервалась связь с французскими родичами, как оказалось — навсегда.

Мама окончила медучилище, пошла в больницу ночной сестрой. Скромных заработков родителей едва хватало на нас четверых. Моя старшая сестра Люда по специальности экономист, живет по-прежнему в Ростове. Мы видимся при первой возможности: то она к нам приедет, то мы к ней.

Артисткой я мечтала стать с детства, с десяти лет ходила в студию Тамары Ильиничны Ильинской в ростовском Доме пионеров. В нашей студии в разные годы занимались Анатолий Васильев, ныне знаменитый на всю Европу театральный режиссер, Женя Глушенко, артистка Малого театра, режиссер Геннадий Тростянецкий, покойный Саша Кайдановский и многие другие.

Первая роль — Герда в «Снежной королеве» Шварца. Голос был звонкий, и когда партийное начальство собиралось на праздничные мероприятия, мне поручали читать со сцены приветствия. Меня показывали по ростовскому телевидению — папа мной гордился.

Елена Прудникова в фильме "Вариант "Омега"

Елена Прудникова в фильме «Вариант «Омега»

Отправляясь в Москву, очень нервничала, а в Школу-студию МХАТ поступила легко. Самые яркие влюбленности случаются у барышень в студенческие годы, но у меня романов не было, так как в Ростове ждал молодой человек. Отношения затянулись, я уже сомневалась: надо ли? Но было как-то неловко не выйти за него замуж. После института мы расписались. Распределение я получила в родной город.

В Ростовском театре драмы имени Максима Горького отработала два года, играла главные роли и постоянно, как чеховские сестры, рвалась в Москву. Да и семейная жизнь стала как-то раздражать: все, что мне представлялось важным, не вызывало у мужа никакого энтузиазма. Ему хотелось просто меня любить и жить обычной жизнью. Он был приличным человеком, ничего дурного мне не сделал. Но через какое-то время после моего переезда в Москву мы расстались.

Елена Прудникова в фильме "Два капитана"

Елена Прудникова в фильме «Два капитана»

Возвращаясь из своего провинциального театра домой, каждый вечер повторяла как молитву: «Хочу уехать в Москву и поступить в московскую труппу». Толя Васильев оставался моим близким другом, я попросила его помочь подготовить программу, с которой было бы не стыдно показаться в Москве. И Толя поставил два отрывка — из «Бесов» Достоевского и «Трехгрошовой оперы» Брехта.

Я ему многим обязана. Актеры знают, какое это испытание — обивать пороги и предлагать себя, какой удар по самолюбию получаешь каждый раз, когда тебя прерывают не дослушав: «Спасибо, мы с вами свяжемся». Показывалась множество раз и с «Таганки» вернулась домой уверенная, что ничего не получилось. Только вошла, звонит телефон — в трубке голос Галины Николаевны Власовой, завтруппой «Таганки»: «Мы вас берем. Кстати, Юрий Петрович велел спросить, кто ставил отрывки».

Я назвала Васильева, но Толя в тот момент был студентом ГИТИСа, его фамилия никому ничего не говорила.
Не прошло и месяца, как я получила роль — да какую! — Катерины в «Грозе» Островского. Конечно, не подозревала, что она досталась мне по стечению обстоятельств: пока прима театра Зина Славина где-то снималась, Любимов выстраивал рисунок роли с дебютанткой.

Елена Прудникова в фильме "Младший научный сотрудник"

Елена Прудникова в фильме «Младший научный сотрудник»

Ох как непросто новичку занять место в труппе, где годами складывались свои порядки! Но артистки «Таганки» отнеслись ко мне на удивление приветливо. Они не могли смириться с тем, что прозябают на вторых ролях, ненавидели Славину и обрадовались, что Любимов наконец-то ей «впаял», назначив на главную роль молодое дарование. Мы подружились с Аллой Демидовой, которая репетировала Кабаниху. Она меня поддержала.

Все складывалось замечательно, но в один прекрасный день Славина вернулась со съемок. Приходит на репетицию, а на сцене стоит другая. С Зиной случилась истерика, она рыдала, прошел слух, что Славина подала заявление об уходе — не знаю, правда ли. Премьеру играла, конечно, Зина. Но Любимов пошел на беспрецедентный для «Таганки» шаг: я играла «Грозу» во втором составе, через два спектакля на третий.

Я тогда пробовалась на роль Кати Татариновой в телесериал «Два капитана», а Володя Высоцкий дружил с его постановщиком — Евгением Кареловым, он снимался у Карелова в фильме «Служили два товарища». В общем, меня утвердили. Наверное, если бы я не подходила, Карелов меня не взял бы, но в любом случае поддержка Володи была трогательной.

Осенью меня приняли в труппу Театра на Малой Бронной, там работал Эфрос. После скандального увольнения из «Ленкома», где он был главным, «На Бронной» его держали на положении очередного режиссера, а главным был Дунаев — режиссер посредственный. Конечно, Эфрос ощущал эту ситуацию как постоянное унижение, не мог смириться: ведь публика «На Бронной» была публикой Эфроса, именно его премьеры становились событием в жизни театра.

Елена Прудникова в фильме "Берега"

Елена Прудникова в фильме «Берега»

Уже будучи замужем, ощущала себя девушкой, даже девочкой — такой я ушла из родительского дома, меня там не обижали и, можно сказать, холили. Впрочем, и сейчас — у меня двое взрослых детей и внучка Тася — я чувствую себя так же, хотя, наверное, это смешно.

Когда нашей дочке Аглае было лет пять, Андрей шлепнул ее по попке — разумеется, шутливо. Она подняла на него негодующий взгляд и, уперев руки в боки, сказала с непередаваемым укором: «Девочек толкать?!» Мы, конечно, покатились со смеху, но в том, как она это сказала, была восхитительная уверенность: девочки — это перл создания, лучшее, что есть на земле, и посягать на них может только грубиян и невежда. По-моему, она была права.

Один из людей, о которых я вспоминаю с благодарностью, — режиссер сериала «Вариант «Омега» Антонис Воязос. Грек по национальности, совсем юным он с оружием в руках принимал участие в гражданской войне на стороне коммунистов. После поражения ему, как и многим его единомышленникам, пришлось из Греции бежать. Антонис с товарищами угнали самолет, заставив пилота изменить курс и сесть в Бухаресте. Глядя на него, и в голову не могло прийти, что он способен на подобные приключения.

Это был человек с внешностью кабинетного ученого, какого-нибудь университетского профессора — небольшого роста, рано облысевший,чрезвычайно скромный, интеллигентный. Превосходно образованный, он свободно владел основными европейскими языками, по-русски говорил как мы, без малейшего акцента. Воязос учился во ВГИКе у Михаила Ромма.

Елена Прудникова

Елена Прудникова

Он так мечтал снимать Олега Даля в главной роли, что пообещал ему: «Партнеров можете выбирать сами, только дайте согласие».
На кинопробах я играла сцену, где прижималась щекой к главному злодею барону фон Шлоссеру — Гарику Васильеву. Так страстно прильнула к мундиру Гарика, что щека у меня съехала на бок, морда скособочилась. Олега этот кадр позабавил: «Раз не думала о том, как выглядит на экране, значит — настоящая артистка».

Съемки проходили в Таллине. Олег был «в завязке», к спиртному не прикасался, но его постоянно тянуло на сладкое. А в Таллине такие чудесные пирожные! Конечно, как только выдавалась минута, ныряли в какую-нибудь кофейню. Однажды в выходной, когда не было съемок, после репетиции пошли пообедать в ресторан нашей гостиницы «Палас». Была середина дня, мы были в джинсах и свитерах, и нас не пустили. «В джинсах нельзя, — презрительно сказал метрдотель. — У нас дресс-код».

Через два дня в обеденный перерыв решили для смеха зайти в «Палас» в игровых костюмах — то есть в темно-зеленых мундирах гитлеровского абвера. Нас приняли как дорогих гостей.

Олег был потрясающим партнером. Он был целиком сосредоточен на одном — на результате, на том, какого уровня кадр у нас получится. Работать с ним на сцене или на съемке — редкая удача, подлинное счастье. Человек трагической судьбы, гениальный артист, он не сыграл и десятой доли того, на что был способен. Эфрос, у которого Даль исполнил одну из лучших своих ролей в телепостановке «Страницы журнала Печорина», позвал Олега «На Бронную», пообещав поставить для него «Гамлета».

Елена Прудникова в фильме "Осторожно, листопад"

Елена Прудникова в фильме «Осторожно, листопад»

Даль поверил. Он был занят в репертуаре, играл второстепенных героев в тургеневском «Месяце в деревне» и «Веранде в лесу» Дворецкого и жил с постоянным ощущением, что понапрасну растрачивает свой талант. В новых проектах Эфроса достойного места Далю так и не нашлось.
Он не пил, на него накатывали страшные депрессии.

Олег не хотел никого видеть, ни с кем разговаривать. Никто не имел права заходить к нему в грим-уборную. Сидел там один, не зажигая света, в темноте, слушал трансляцию, чтобы не пропустить свой выход… Он умер, не дожив до сорока.
Для меня Олег остался образцом артиста-художника. Не помню, сколько раз я ходила на «Вкус черешни» в «Современник». Даль стоит перед глазами как живой.

Когда я снималась в «Двух капитанах», конечно, и предположить не могла, что роль станет моей визитной карточкой. С режиссером проблем не было. В детстве я занималась спортивной гимнастикой, добралась до первого разряда и выступала по программе мастеров. Однажды на съемке «Капитанов» прошлась колесом — Карелов пришел в восторг, оказалось, он в свое время был гимнастом. Но узнав, что я вышла замуж за Смирнова, почему-то надулся — ему это не понравилось. Подружились мы с Юрой Богатыревым, который играл Ромашку, на почве общего интереса — нескончаемой дискуссии о литературе, спектаклях и фильмах.

А на сцене дела мои складывались не так, как хотелось. Играла я много, но в спектаклях Эфроса царила его любимая артистка Ольга Яковлева. Рядом с ней я была на вторых ролях. В тургеневском «Месяце в деревне» она играла Наталью Петровну, я — Верочку, в «Лете и дыме» Уильямса она — Альму, я — Нелли, в «Воспоминании» Арбузова играли соперниц.

Елена Прудникова в фильме "Наш бронепоезд"

Елена Прудникова в фильме «Наш бронепоезд»

Мы постоянно существовали рядом, но главной для Эфроса всегда была Яковлева. А когда приме надоедали какие-то спектакли — «Сказки старого Арбата», «Снятый и назначенный», «Дон Жуан» Мольера, — ее роли переходили ко мне. Донью Эльвиру я играла лет двадцать, надоела она мне хуже горькой редьки.
«На Бронной» я проработала тридцать шесть лет.

Менялись главные режиссеры, менялся репертуар. Играла у Евгения Лазарева, играла у Портнова, у Житинкина. Последняя роль была в «Аркадии» Стоппарда в постановке Сергея Голомазова — человека талантливого и порядочного. Я ему благодарна. Но осенью одиннадцатого года однажды проснулась с ощущением: надоело выходить на сцену. Сказала мужу, и неожиданно он меня поддержал. В тот же день подала заявление и ушла на пенсию.

С Андреем мы вместе вот уже тридцать восьмой год. А встретились как-то ненароком. Я и до сих пор не знаю: случайность или судьба? Французы говорят: «Браки совершаются на небесах». Наверное…

В 1972 году мне было двадцать три года, я снималась на «Ленфильме» в картине Ирины Поволоцкой «Исполняющий обязанности» по сценарию Александра Червинского. Играли там сплошные звезды — Алиса Фрейндлих, Игорь Владимиров, Ефим Копелян, Михаил Козаков, Ролан Быков, Леонид Броневой, но главная женская роль была моя.

Елена Прудникова

Елена Прудникова

Сейчас, через много лет, вспоминаю эти съемки с радостью. Мы тесно сошлись с Поволоцкой, понимали друг друга с полуслова — взгляд на профессию и интересы у нас оказались схожи. Художественным руководителем был Глеб Панфилов. Ему нравилось, как я играю, он нас с Ирой водил в рестораны, подробно обсуждал материал. Премьера в Доме кино прошла прекрасно. Ира потом мне рассказывала, что к ней подошел Андрей Смирнов и спросил:

— Это что за «кадр»?
— Какой?
— Прудникова. Познакомь.
После премьеры выпивали дома у Червинского. Познакомились со Смирновым, последствий, разумеется, никаких: у меня — муж, у него — жена.
Прошло два года. Летом 1975-го я была в смятении — с «Таганки» вышибли, надо начинать все сначала, семейная жизнь обрыдла. Позвонил Шура Червинский:
— Леночка, пошли на футбол?

На футболе я девчонкой бывала в Ростове — через два дома от нас на Пушкинской жил Виктор Понедельник, центральный нападающий сборной СССР, обладатель первого Кубка Европы, и мы, конечно, всем кварталом за него болели, орали во всю глотку, когда он появлялся во дворе после игры. А в Москве меня как-то позвал в «Лужники» на мини-футбол другой мой земляк, замечательный футболист Леша Еськов, он тогда играл в «Торпедо».

Елена Прудникова и Андрей Смирнов

Елена Прудникова и Андрей Смирнов

Спрашиваю Червинского:

— А что за компания?
— Светлов, Смирнов и я.

Близкий друг Андрея Александр Михайлович Светлов, режиссер и сценарист, — человек необыкновенного обаяния. А сам Смирнов тогда был центром сплетен в нашем кругу — жена бросила его с двумя детьми. Да какая мне разница? Делать все равно нечего, тоска зеленая.

Говорят, первый год семейной жизни самый трудный, идет притирка характеров. Ничего подобного между нами не было, роман оказался на удивление естественным и гармоничным. Мы не выясняли отношений, мы каждый день радовались друг другу. Мне было легко с ним.

В театре я, конечно, слышала байку о том, что у Андрея был скандал с фильмом «Белорусский вокзал» (История создания фильма). Картину показывали делегатам съезда КПСС, и когда кто-то из партийных подхалимов объявил со сцены, что авторы посвящают свой фильм съезду, Смирнов так рассвирепел, что доступно объяснил публике: «Мы работали для зрителя, не думая ни о каких съездах, впрочем, мы не возражаем против того, что ваш съезд подоспел к нашей премьере…» Начальство было в обмороке. Больше на сцену его не выпускали.

Елена Прудникова и Андрей Смирнов

Елена Прудникова и Андрей Смирнов

Андрей рассказал, что коллеги по цеху его дружно осудили: «Тебе кино надо снимать, а не дразнить гусей попусту». И только Булат Окуджава сказал: «И правильно сделал. Надо напоминать этим гадам, что мы их ненавидим».
Мне по-женски нравилась несговорчивость Андрея, напор. Когда разговор заходил о политике, глаза у него делались цепкими и злыми, он уверенно и спокойно объявлял собеседнику: «Вы говорите ерунду…» Я была в восторге, чувствовала: рядом со мной — мужик.

Сыну исполнилось шесть, когда у него заболела ножка. Диагноз был страшный — «Болезнь Пертеса», при которой система кровообращения не поспевает за ростом суставов и кости начинают разрушаться. Он мог остаться хромым на всю жизнь. На ногу ступать нельзя, врачи рекомендовали ездить на велосипеде. Попробуйте удержать на месте семилетнего пацана.

Зимой на бульваре люди с удивлением смотрели на парнишку, который выходил из подъезда на костылях, отдавал их маме, садился на велик и несся по льду как угорелый. Каждое лето мы с ним сидели по три-четыре месяца в санатории в Крыму. Первое впечатление было тяжелым: сразу восемьсот больных детей разного возраста, из которых большая часть страдает церебральным параличом, одни не ходят, другие не говорят.

Дни рождения отмечаем с детьми. Они взрослые, живут своей жизнью. Авдотья пишет и снимает свое кино. Александра работает в Англии помощником менеджера. Аглая журналист «Российской газеты». Алексей бросил университет, теперь учится режиссуре во ВГИКе в мастерской Сергея Соловьева. Если нужно помочь — пытаемся, но вообще-то на их территорию предпочитаем не вторгаться.

Праздник в нашем доме может случиться без всякого повода. Андрей вдруг говорит: «Давай загуляем!» И мы садимся в самолет, летим в Турцию или в Египет и проводим там чудесную неделю вдвоем.

А как замечательно вместе сниматься: Андрей — отличный партнер. Между прочим, в актерскую профессию его привела я. Снималась у Родиона Нахапетова в картине «Идущий следом». Мужа моего играл Ивар Калныньш, а вот с любовником были какие-то проблемы. И я предложила: «Попробуйте Смирнова». Проба была успешной, Андрея утвердили на роль.Господь был ко мне милостив. Дважды он даровал мне удачу — когда встретила Андрея и когда выздоровел сын.

Источник

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий