- Ностальгия по советскому - http://1001material.ru -

Александр Хочинский

Александр Хочинский [1]
Александр Хочинский родился 29 февраля 1944 года в Ленинграде.
Он вырос в актерской семье, в доме, в котором бывало много интересных людей. Хочинский получил замечательное воспитание, родители вырастили его настоящим интеллигентом, и поэтому он всегда привлекал к себе всеобщее внимание.

В 1964 году Хочинский окончил студию при Ленинградском ТЮЗе и стал актёром этого театра, в 1970 году окончил ЛГИТМиК, и с 1991 года стал актёром киностудии «Ленфильм». Всего им были сыграны роли в 60-ти спектаклях разных жанров – от сказок до классики драматургии и немногочисленные работы в фильмах российского кинематографа.

Александр Хочинский [2]

Александр Хочинский

Первые шаги Александра Хочинского на сцене были связаны с Ленинградским ТЮЗом, где он играл небольшие роли в детских спектаклях. Потом актер был призван в армию, где Хочинский три года прослужил в Выборге заведующим художественной самодеятельностью. Там проявился его талант поющего артиста. Правда, долгое время его воспринимали исключительно как поющего мальчика с гитарой. Хочинский пел первые песни Городницкого, Новеллы Матвеевой и Булата Окуджавы. Первая роль Хочинского в кино тоже была связана с песней — в фильме «Бумбараш» он великолепно спел песню «Журавль по небу летит».

Большинство своих ролей Александр Хочинский сыграл на театральных подмостках. Народный артист России Николай Иванов рассказывал: «Корогодский долго не мог найти для Хочинского его нишу. Но эта ниша образовалась сама собой, и Хочинский сыграл очень много важных ролей, в том числе Бориса Годунова, Гамлета. Постепенно Хочинский становится одним из ведущих актеров ТЮЗа. Пробует он себя и как режиссер. В 1977 году вместе с Антониной Шурановой он ставит «Кошку, которая гуляла сама по себе» по Киплингу. Сами же играют в главных ролях. Один – Дикого мужчину. Другая – Дикую женщину».

Александр Хочинский [3]

Александр Хочинский

В кино Хочинского снимали нечасто и совсем редко — в ведущих ролях. Он сыграл роль Кожаного в фильме «История о Кешке и его друзьях», роль Соколовского в фильме «Строговы», роль Трофимова в фильме «Сегодня или никогда», роль Соколова в фильме «Свидетельство о бедности», роль Валентина в фильме «Когда мне будет 54 года» и роль Жоры в фильме «Заячий заповедник».

Так же на счету Александра Хочинского было участие в таких известных фильмах, как поставленная Александром Орловым картина «Женщина, которая поет» с Аллой Пугачевой в главной роли, драме Виктора Сергеева «Странные мужчины Семеновой Екатерины», детективных лентах «По данным уголовного розыска» и «Свидетельство о бедности».

Александр Хочинский — Мама

Особо следует отметить работы актера в военной картине Игоря Николаева «Генерал», рассказывающей о генерале Александре Горбатове, и в музыкальной комедии Николая Рашеева «Бумбараш» (История создания фильма) [4]. Кроме того, что Александр Хочинский выступал на эстраде как певец и композитор, он также написал музыку к детективному фильму «Три ненастных дня», поставленному Львом Цуцульковским по книге Сергея Высоцкого.

Александр Хочинский [5]

Александр Хочинский

Бесшабашный, лихой, веселый, Хочинский покорил слушателей своими песнями, вернее, необычной, оригинальной манерой исполнения, голосом, который можно было безошибочно узнать из тысячи других.

Со своей будущей супругой Антониной Шурановой [6]Хочинский познакомился в ТюЗе. И хотя к моменту знакомства каждый из них был не свободен, судьба неумолимо вела их друг к другу. Антонина Шуранова рассказывала: «Саша Хочинский к тому моменту, как я пришла в театр, заканчивал студию при ТЮЗе. И я попала в его дипломный спектакль «Конек Горбунок»: играла Царь-девицу, а Саша — Спальника.

Тогда мы и подружились… семьями. Дело в том, что в театр я пришла со своим первым мужем Николаем (мы поженились на первом курсе). У нас была очень интересная компания: я с Николаем и Саша с первой женой Ирочкой Асмус. Помните клоунессу Ириску? Она потом трагически погибла, сорвавшись с верхотуры цирка.

Александр Хочинский в фильме "Бумбараш" [7]

Александр Хочинский в фильме «Бумбараш»

Мне очень нравилось, как пел Хочинский! Он не работал для будущего, ему казалось, что жизнь бесконечна. Представляете, дома не сохранилось ни одной его кассеты! … Практически всю жизнь были друг у друга на глазах. После развода с Асмус он женился на художнице. Я тоже вторично вышла замуж — за медика. Сашка сбегал с военной службы, бритоголовый приходил в мой семейный дом и оставался ночевать.

Мой второй муж очень раздражался по этому поводу: «Почему он у нас ночует? Почему он к матери не пойдет?» Я отвечала: «Потому что он в самоволке, понимаешь?» А Сашка мылся, брился, завтракал и уходил куда-то на целый день. Он вообще обладал удивительной способностью — внезапно появляться и тут же незаметно исчезать. И так всю жизнь.

Александр Хочинский — Я куплю себе последние ботинки

И вот однажды так получилось, что я собрала сумку самых необходимых вещей и из своего семейного дома ушла к Саше в коммуналку…. Мне стало ясно, что не могу я жить с человеком, который не понимает ни меня, ни театр, ни моего способа существования в нем. Муж устраивал мне скандалы по поводу того, что я поздно приезжала с репетиций. «В театре работают не по заводскому гудку. Это же не станок — выключил и пошел!» — бесполезно пыталась я достучаться до него.

Антонина Шуранова и Александр Хочинский [8]

Антонина Шуранова и Александр Хочинский

Я чувствовала, что постепенно погрязаю в чем-то абсолютно мне чуждом. А с приходом в Сашину коммуналку началась самая счастливая полоса моей жизни. 14 лет были знакомы, дружили, и только с 1976 года мы вместе. Я на семь лет его старше… Мы прожили на Васильевском с 1976-го по 1983-й год. С соседями мы жили как одна семья. Муж — шофер, жена работала на заводе. У них было двое детишек мальчик и девочка. Бывало, идем из театра, а мальчик кричит на весь двор: «Саша, Тоня, скорей бегите, «Бумбарашку» показывают!»

Очень ему нравилась роль Хочинского в этом фильме. До моего появления Люся, соседка, Сашу обстирывала и подкармливала. Потом, когда мы уже вместе жили, частенько вечером, после спектакля, на кухне нас ждала записка: «Тоня, твои пироги — под полотенцем, а Сашина бражка — в ковшике»… А свадьбы у нас не было. Дружба как-то очень плавно переросла в любовь, а потом, шутя и смеясь, мы зарегистрировались.

Александр Хочинский в фильме "Женщина, которая поёт" [9]

Александр Хочинский в фильме «Женщина, которая поёт»

Однажды на гастролях нас в гостинице не хотели поселить в один номер, и Саша мне сказал: «Слушай, давай поставим эти штампы в паспорте». Лет семь до этого мы жили без штампов и вот в перерыве между репетициями забежали и расписались. Весь загс сбежался смотреть на эту процедуру…».

Шуранова и Хочинский были одним из удивительнейших и ярчайших театральных союзов. Яркий, темпераментный, иногда буйный Хочинский и казалось бы, замкнутая, строгая, целеустремленная Шуранова – несовместимая пара, но это была любовь такой силы, которая сметала всю противоречивость и несовместимость характеров. Их жизнь на Покровке была овеяна необыкновенными ленинградскими байками и рассказами. Хочинский был любимцем публики, его узнавали на улице, огромное количество людей считало его своим другом, их дом с Антониной был полон друзей, которых Саша нередко приводил прямо с улицы.

Александр Хочинский — Не пробуждай, не пробуждай

В 1965 году на экраны вышел прогремевший на весь мир советский блокбастер «Война и мир» (История создания фильма) [10]. Княжну Марью сыграла никому тогда не известная студентка театрального института Антонина Шуранова. Успех ошеломляющий. В театре она несомненная звезда. В то же время Александр Хочинский – актер без определенного амплуа, симпатичный интеллигентный парень. Не более того».

Александр Хочинский [11]

Александр Хочинский

Одной из последних театральных работ Хочинского стал спектакль «Филумена Мартурано» по пьесе Эдуардо Де Филиппо, где он в дуэте с Антониной Шурановой сыграл Доменико Сориано — легкомысленного плэйбоя средних лет, симпатичного, смешного и по-своему трогательного. Но в 1986 году Шуранова и Хочинский вместе ушли из ТЮЗа, когда по сфабрикованному обвинению в мужеложестве был отстранен от должности их учитель и главный режиссер театра Зиновий Корогодский.

Лев Лурье рассказывал: «В 1986 году в жизни ТЮЗа произошла трагедия – по обвинению в гомосексуализме из театра выгоняют Зиновия Корогодского, выгоняют с волчьим билетом, без права заниматься любимой профессией. Театр осиротел, он начал разваливаться. Шуранова и Хочинский еще полтора года здесь работали, а потом вынуждены были уйти. Причем уйти в никуда. В Ленинграде не было ни одного театра, который согласился бы дать им хоть какую-то работу».

Александр Хочинский [12]

Александр Хочинский

Уход из ТЮЗа сказался на здоровье Хочинского. Он не знал, чем заняться и куда себя приспособить. Сестра Александра Хочинского актриса Елена Лебедева рассказывала: «Жили они тяжело, друзья их поддерживали, конечно. Уже дошло до того, что Тоня стала лепить из воска какие-то розочки, чтобы наклеить в какой-то кооператив. Когда Хочинский это увидел, он был в ярости. Он сказал: «Ты народная артистка! Ты, что с ума сошла?». Она спросила: «Как жить? Как жить?». Потом Саша стал делать программы, все это было очень неровно».

Для Хочинского было ударом остаться без театра, без творческого коллектива, и без публики. И тогда Хочинский стал принимать участие в вечерах бардовской песни в клубе «Восток». Он не унывал, ему помогала любовь к пению — так как актер очень любил с гитарой выступать на сцене. Александр Городницкий рассказывал: «Хочинский был удивительным человеком, по облику он был шансонье. Ему удивительно шла гитара. Он был изящный, худой, стремительный, нервный».

Александр Хочинский ушел из жизни 11 апреля 1998 года на руках у Антонины Шурановой. Она рассказывала: «В 1996 году Саша первый раз попал в больницу с многочисленными язвами желудка и сердцем, увеличенным в два с половиной раза. Он, конечно, вел себя легкомысленно. Я ему все время говорила: «Саша, ты себя убиваешь».

Александр Хочинский [13]

Александр Хочинский

Но заставить себя бросить пить он не мог, слава Богу, хоть курить перестал. Два последних года не курил и очень этим гордился… А 11 апреля 1998 года он пошел заводить машину, чтобы ехать на репетицию, и вдруг вернулся: «Что-то мне не дышится, ты поезжай, я буду позже». Взглянув на его побелевшее лицо, я тихо пошла в другую комнату и вызвала «Скорую».

Сашу буквально вытаскивали с того света: кардиограмма, укол в сердце, фибрилляция, электрошок. А я стою напротив у стенки и, не шевелясь, смотрю. Так и простояла два с половиной часа. Когда-то я снималась в фильме «Дела сердечные» и кое-что в медицине понимаю, вижу — что-то не то. Ко мне обернулся доктор: «Вы чувствуете, сердце не заводится.У него огромное вялое сердце, оно не качает кровь».

Врачи еще какое-то время повозились, потом молча отключили фибриллятор и сели заполнять бумаги. Это был конец. Я так и не смогла заплакать — была совершенно спокойна. На похоронах какие-то бородатые и усатые мужики на мне рыдали навзрыд, а я сидела словно каменная. После Сашиной смерти я долго не могла жить вне дома.

Бывало, соберусь погостить у друзей на даче несколько дней, приеду и не нахожу себе места: «Я хочу домой. Нет-нет, сегодня же вечером». Срывалась, вбегала в квартиру, садилась в кресло и тут же ощущала, будто кто-то садился рядом — прогибался подлокотник. И я говорила: «Привет». Он был здесь, рядом со мной. Когда он умер, мне, как ни странно, больше всего помогли те самые бродяжки, с которыми он пропадал.

Художник (с ним Сашка частенько пил в подвале) нарисовал его портрет с гитарой и подарил мне на память. Когда Саша был жив, я их гоняла, не любила, считала, что мужа спаивают. А они после смерти шли и шли и робко протягивали конверты с деньгами… На его могиле долго лежал венок с лаконичной надписью – «Саше от Покровки»…

После смерти актера была выпущена пластинка, на которой Хочинский под гитару читал и пел стихи Евгения Бачурина, Юлия Кима, Булата Окуджавы, Александра Суханова, Новеллы Матвеевой, Александра Галича, Александра Городницкого, Олега Митяева, Леонида Сергеева и Александра Вертинского. В список произведений на пластинке вошли «Журавль», «Прощание с новогодней елкой», «Зеленая карета», «Ах, как долго едем», «Жуткое столетие», «Еще раз о черте», «Когда я вернусь», «Ах, какая девушка…», «Не пробуждай воспоминаний», «Желтый ангел», «То, что я должен сказать» и «С каждым часом мы старее».

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице [14]
  • Мой Мир [15]
  • Facebook [16]
  • Twitter [17]
  • LiveJournal [18]
  • В закладки Google [19]
  • Яндекс.Закладки [20]
  • Memori.ru [21]
  • Сто закладок [22]
  • Одноклассники [23]