Антонина Шуранова

Антонина Шуранова

Война, тяготы которой сполна легли на детские плечи Антонины Шурановой, надолго запомнилась ребенку. После прорыва блокады вместе с матерью и двумя младшими сестренками маленькая девочка приехала в Ленинград, где и окончила семь классов школы. А дальше — в техникум, чтобы поскорее получить специальность и работать, помогать семье. После техникума Шуранова три года трудилась садовником в Выборгском районе.

Антонина Шуранова

Антонина Шуранова

Увлечений у нее было чрезвычайно много, но все они так или иначе приводили в театр, мечта о сцене не оставляла будущую звезду. Антонина Шуранова ходила на искусствоведческие занятия в Эрмитаж, занималась пением, на сцене Эрмитажного театра участвовала в спектаклях. Актеры сами шили костюмы из бабушкиных скатертей, шалей, в ход шли старые шляпы и веера.

В конце концов, Антонина Шуранова подготовила монолог Настасьи Филипповны из романа Достоевского «Идиот», басню Лафонтена «Молодая вдова» и пошла на экзамен. «Если не примут, уеду в любой периферийный театр, буду играть там самые крохотные роли», — твердо решила она. Но неожиданно, в основном для себя, с первой же попытки поступила в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского.

Девушка долго не верила своему счастью, ей даже снились кошмары — то она оглохла на одно ухо, то ей трамвай отрезает ноги… Привыкла только к последнему курсу, даже закончила его ленинской стипендиаткой. В студенческие годы ее влекли характеры людей сильных, активных, вступающих в борьбу.
7e082eeccfd5
По окончанию театрального института по классу профессора Сойникова, актриса начала работать в Ленинградском ТЮЗе имени Брянцева. Таланту Антонины Шурановой всегда была свойственна удивительная многогранность, ей подвластен и высокий накал шекспировской трагедии, и горький чеховский лиризм, и философия современной драматургии, и яркое чувство комедийного жанра.

Много лет проработавшая в детском театре, эта замечательная актриса обладала редкостным даром контактировать с любой зрительской аудиторией, заставляя публику дышать в унисон со своими героинями. Этому театру Антонина Шуранова отдала более двадцати лет, была ведущей артисткой, сыграла целый ряд сложнейших ролей мирового театрального репертуара в спектаклях «Коллеги», «Комедия ошибок», «Борис Годунов», «Гамлет».


Антонина Шуранова

Антонина Шуранова

После ТЮЗа Шуранова исполнила в театре-студии «Интерателье» заглавные роли в «Андромахе» и одну из самых блистательных своих ролей, в «Филумене Мартурано».

Потом был Государственный Театр сатиры, где Антонина Шуранова работала до последних дней. Среди ее известных ролей в этом театре — Васса Железнова в первом варианте пьесы Горького.

Антонина Шуранова считала себя актрисой театральной. «Я не фотогенична. Убеждена, что кино — не моя стихия, во многом из-за специфики технического порядка…» — утверждала она.

Режиссеры считали иначе: образы, созданные ею на экране (к сожалению их совсем немного), не остались незамеченными, и сразу выдвинули Антонину Шуранову в число лучших киноактрис.

Антонина Шуранова

Антонина Шуранова

Простота, лаконизм, сдержанность при остром, напряженном ритме внутренней жизни — черты ее дарования, особенно близкие кинематографу. Волевая, умная, энергичная, тонко чувствующая логику и противоречия характеров, Антонина Шуранова была актрисой очень сложной и вместе с тем цельной.

В любой момент роли она оставалась верной правде характера и обстоятельств, в любой момент роли ее искусство полнокровно, при всей интеллектуальной сложности ее героинь. Им всегда дано богатство чувств, острая мысль и неожиданность женской психологии. В них нет расплывчатости, неопределенности, нет надлома.

Кинематографический дебют Антонины Шурановой был одним из самых громких в СССР. В 1967 году актриса (в то время еще студентка четвертого курса театрального института) сыграла княжну Марию Болконскую в знаменитой экранизации толстовского романа «Война и мир» (История создания фильма), режиссера Сергея Бондарчука. В характере своей Марии актриса стала искать «тихие» краски и интонации, характерные манеры, жесты, точное душевное состояние.


Антонина Шуранова в фильме "Война и мир"

Антонина Шуранова в фильме «Война и мир»

Она открывала и объясняла жизнь, мироощущение своей героини. Верность нравственному долгу вела ее Марию по жизни. Всегда внешне спокойная, ровная, она в любую минуту готова была спешить на помощь тому, кто нуждался в ней, — и обнимать, и утешать, и молча стоять рядом, и принять удар на себя.

Когда в имение Болконского пришло известие о гибели Андрея и старый князь, подавленный безмерным отчаянием, замкнулся в своем горе, а жена Андрея, ничего еще не знающая княгиня Лиза ждала и тревожилась, в тихой и мягкой Марии проявилась огромная сила воли, и недюжинный характер.

Словно закованная в броню своего долга, она спокойно двигалась по дому, делала обычные свои дела, — как хранительница семейного очага продолжала жизнь.

Пришла к старому князю, обняла его материнским сострадающим жестом, заглянула в глаза, поплакала вместе, стремясь облегчить его страдания. А потом, украдкой смахивая слезы, молча сидела с княгиней Лизой, как должное принимая свой удел — все понимать и всех утешать, сама не ища у других ни понимания, ни утешения.

Антонина Шуранова в фильме "Дела сердечные"

Антонина Шуранова в фильме «Дела сердечные»

Напряженная духовная жизнь Марии, чуткость ее души и сила ее души — как в зеркале отражались в огромных прекрасных глазах. Актриса находила в душе своей героини такое глубинное, тонкое и такое значительное, что образ, созданный ею, выходил за рамки рассказа о судьбе человека, превращался в рассказ о способе жить — жить с внутренним достоинством, с уверенностью в своих силах.

От роли Надежды Филаретовны фон Мекк в картине «Чайковский» (1970), Антонина Шуранова поначалу отказалась, но потом все-таки изменила свое решение: это была первая «возрастная» роль, с которой актрисе пришлось столкнуться, она ее завлекла своей сложностью, противоречивостью.

Антонина Шуранова  в фильме "Опасный поворот"

Антонина Шуранова в фильме «Опасный поворот»

По поводу места фон Мекк в судьбе Чайковского издавна спорили. История взаимоотношений этих двух людей весьма непроста. Одни усматривали в материальной зависимости композитора от богатой баронессы — драму, другие — спасение.

Одни видели в поведении фон Мекк умный и тонкий расчет, другие — драму несостоявшейся любви, третьи — искреннюю бескорыстную дружбу. Авторы фильма по-своему подошли к этому образу.

«Фон Мекк, вопреки исторической правде, в сценарии немножко «вамп», «светская львица». Но это не так важно, — говорит Шуранова. — Важна сама суть характера, его противоречия, захватившие меня. Эта женщина, очень земная, практичная, сухая, с безобразным подчас апломбом, деньгами, властью, вдруг растворяется, уходя от себя и от житейских забот в прекрасный духовный мир.

Антонина Шуранова и Александр Хочинский

Антонина Шуранова и Александр Хочинский

Ее преображает музыка. И холодная чопорность, практицизм разлетаются в прах — очертя голову фон Мекк кидается навстречу своему позднему чувству, понимая невозможность тщетных своих усилий. Величие и обреченность страсти — это было играть страшно интересно… И невероятно трудно».


Актриса принесла с собой в фильм нечто гораздо большее, чем тему отчаянной последней любви начинающей стареть, гордой и не очень счастливой женщины. Шуранова играет не трагедию женской любви, а трагедию незаурядности, трагедию человека, не исчерпавшего себя, — невостребованную нежность, ненужную духовность и бесполезную интеллектуальность.

Истинным чудом для себя Антонина Шуранова считала партнерство в фильме со Смоктуновским. «Таких необъяснимых феноменов природы мне больше встречать не доводилось», — признавалась актриса.

Антонина Шуранова в фильме "На пути в Берлин"

Антонина Шуранова в фильме «На пути в Берлин»

Антонине Шурановой не довелось создать на экране крупные характеры своих современниц. Она снялась в нескольких небольших ролях — хозяйка усадьбы в картине «Шаг с крыши», мать Миши в фильме «Присвоить звание героя», военфельдшер Татьяна Михайловна в ленте «На пути в Берлин».

Однако, несмотря на свое скромное место в сюжетах, эти образы выделялись своей особой проникновенной интонацией, попыткой пристально рассмотреть внутренний мир человека. Антонину Шуранову как актрису привлекал драматургический материал, интересовала возможность строить сложный характер. Такой для нее стала роль в телевизионном фильме «Опасный поворот».

А в обычной жизни Антонина Шуранова вела жизнь нормального питерского интеллигента, не богатого, но не прибедняющегося; востребованного, правда, даже не в половину своих возможностей, но не жалующегося, напротив, умеющего во всех жизненных обстоятельствах найти нишу для интеллектуальных и художественных занятий.

Актриса была скромна, но никогда не поступалась своим достоинством. Она была эталоном высочайшего мастерства. Дружила с избранными, не любила театральные тусовки. Да, она не была общедоступна, но всегда была очень общительна и контактна. Мастерица была рассказывать всякие истории. Обожала фантастику, зачитывалась ею до умопомрачения.

Со смертью Александра Хочинского, близкого друга актрисы, которого обожали дети, старики, дворники, мясники, соседи, бродяжки, милиционеры, проводники поездов, женщины… закончилась самая счастливая пора жизни Антонины Шурановой. Хочинский, как оказалось, — это не просто дружба, это — любовь.

В конце жизни актриса была одинока, жила замкнуто, близких друзей у нее почти не осталось. На 67 году жизни, после продолжительной болезни, Антонина Шуранова умерла. Гражданская панихида прошла в Государственном театре сатиры на Васильевском острове. Так петербуржцы простились со знаменитой актрисой, одной из самых талантливых актрис своего поколения.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий