Николай Губенко

Николай Губенко

Николай Губенко родился 17 августа 1941 года в Одессе. Его отец был старшим лейтенантом, служил бортмехаником тяжелого бомбардировщика «ТБ — 3». Он ушел на фронт в июле 41-го и через год погиб в воздушном бою под Луганском.

Николай Губенко

Николай Губенко

Мать Николая до войны работала главным конструктором одесского крекинг-завода. С началом войны осталась с четырьмя детьми на руках (три девочки и мальчик) и ждала пятого — Николая. Родила она его в одесских катакомбах, где вместе с детьми и родственниками пряталась от налетов фашистской авиации. Когда фашисты вошли в город, матери Губенко предложили работать в городской комендатуре (она хорошо знала немецкий язык), но отказалась. И немецко-румынские оккупанты повесили женщину.

После гибели родителей сирот забрали соседи, дали им новые фамилии. Однако младший — Коля — остался с дедом (маминым отцом) и бабкой. Дед был простым человеком, имел золотые руки — работал столяром, кровельщиком и этим зарабатывал на жизнь. Однако, несмотря на все его старания, жили они очень тяжело, едва сводили концы с концами.

Николай Губенко

Николай Губенко

В 1947 году дед нацепил на грудь Георгиевский крест и отправился с внуком в военкомат. Войдя в кабинет военкома, дед с порога сообщил, что его внук — сын погибшего офицера, и попросил взять его в военную спецшколу (такие в те годы открывались по всей стране). А чтобы военком не сомневался в способностях мальчишки, дед поставил внука на стул и попросил прочитать какое-нибудь стихотворение. И шестилетний Коля громко продекламировал отрывок из «Бородина» Лермонтова: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?»

Послушав мальчишку, военком определил его в 5-й детский дом, где Коля впервые в жизни попробовал сказочно вкусного борща со сметаной. Чуть позже его определили в Суворовское училище с преподаванием в старших классах ряда предметов на английском языке. Это был этакий мужской монастырь на 250 мальчиков, в котором готовили кадры будущих офицеров-переводчиков, студентов Военного института иностранных языков. Однако, как показало будущее, Николаю Губенко была уготована совершенно иная судьба.


Николай Губенко

Николай Губенко

Страсть к лицедейству проснулась в Николае Губенко классе в 6-м. Однажды прямо на уроке он шутя пропел: «Смейся, паяц!..» И с тех пор иначе, как Артистом, одноклассники его не называли. Чтобы во всем соответствовать своему новому призванию, Губенко вскоре записался в школьный драмкружок.

В первой же его постановке — самодеятельной пьесе «Находка-дочка» — Коля сыграл одну из ролей, причем женскую. В старших классах Губенко поступил в танцевальный кружок Одесского клуба трамвайщиков, затем в молодежный ансамбль. В начале 50-х преподаватель училища Криворучко составил на Колю Губенко краткую характеристику, в которой сообщалось следующее:

«Николай Губенко обладает хорошими способностями, но ленив и не хочет работать. Очень часто самовольно уходит из школы, но благодаря его хитрости это проходит в большинстве случаев безнаказанно.

Николай Губенко

Николай Губенко

К спорту и физкультуре равнодушен. У товарищей авторитетом не пользуется, но умеет потешать товарищей.
Активист кружка самодеятельности и музыкального кружка. Мечтает стать актером».

Заканчивая училище, Николай Губенко поступил в театральную студию при Доме актера. Одной из самых удачных ролей, сыгранных им в студии, был Бельведонский в «бане» Владимира Маяковского. Однако долго он в студии не задержался и в 1958 году поступил в труппу Одесского театра юного зрителя.

Начинал свою карьеру с рабочей сцены, после чего был зачислен во вспомогательный состав (труппа этого коллектива насчитывала 32 человека, вспомогательный состав состоял из одного — Губенко). На сцене ТЮЗа Николай сыграл множество ролей, но в основном эпизодических. В одном из спектаклей он умудрился исполнить аж девять разных ролей.


Николай Губенко

Николай Губенко

«Несмотря на то, что моя родина Одесса, но меня ничто не связывает с этим городом, кроме факта рождения. Три сестры и брат, о существовании которых я узнал шестнадцати лет от роду, так и не стали для меня близкими.

Мы потеряли друг друга в годы войны, мне тогда было всего одиннадцать месяцев, поэтому я, конечно, ничего не помнил и долго даже не догадывался о родне. Их усыновили чужие люди, дали им свои фамилии, а я всю войну провел с дедом, маминым отцом. Позже, когда все выяснилось, мы встретились.

Потом виделись еще несколько раз, но очень непродолжительно. Сестры, кажется, периодически общаются между собой, они все-таки были постарше во время войны, а мы с братом так и остались отрезанными ломтями. Одна сестра живет в Одессе, другая — на Колыме, третья — в Донецке…

В 1964 году Губенко окончил актерский факультет ВГИКа, занимаясь также в Государственном цирковом училище.

Николай Губенко

Николай Губенко

Дебютом Николая Губенко в кино — роль Николая Фокина в фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича». В фильме, рассказавшем о молодежи 1960-х, использовались документальные кадры вечеров поэзии в Политехническом музее, где участвовали известные поэты-«шестидесятники»: Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко… В эпизодических ролях фильма зрители увидели будущих звезд отечественной режиссуры: Андрея Тарковского, Александра Митта, Андрея Кончаловского.

В связи с резкой критикой этого фильма генсеком ЦК КПСС Никитой Хрущевым, фильм был подвержен серьезной цензуре — сокращению эпизодов, изменению ключевых сцен, правке сценария и диалогов. Хуциев вспоминал: «Поправок в фильме было много.

Я уже устал что-то доказывать, переснимать. Ведь я не делал заплатки, а переснимал заново целые сцены». Изменению было подвержено даже название. Фильм вышел на экраны в 1965 году с названием «Мне двадцать лет». В год премьеры его увидели 8,8 млн. советских зрителей.

Николай Губенко

Николай Губенко

Спустя много лет кинокритика отмечала: «Три главных героя фильма, три друга, держат на себе всю многоэтажную конструкцию сюжета. Это простые рабочие парни, вступающие в жизнь и желающие все понять, осмыслить, оценить, проверить. Они во многом сомневаются, но есть вещи для них незыблемые, святые — революция, война, любовь и дружба.

Режиссер Хуциев — их старший товарищ, однако в это смутное время он растерян ничуть не меньше. Он не знает ответов на заданные вопросы. Не случайно в мистической сцене встречи ровесников (двадцатилетних отца и сына) герои только спрашивают друг друга и не отвечают».

Губенко удачно продолжил свою актерскую деятельность в кинематографе. В 1964 году снялся в фильмах «Пока фронт в обороне» и «Пядь земли», в 1965 году сыграл одну из главных ролей в киноленте «Когда улетают аисты», в 1966 году — главную роль в фантастической комедии «Последний жулик», в 1967 году блестяще сыграл в ленте «Пароль не нужен», в 1969 году — в фильме А. Кончаловского по мотивам романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».

Николай Губенко

Николай Губенко

После 1970 года Губенко стал пробовать себя как режиссер — в короткометражной драме «Настасья и Фомка» и ленте «Братья Макаровы».

В 1971 году Губенко снял фильм «Пришел солдат с фронта» с Михаилом Глузским в главной роли.

Кинолента о трудных послевоенных судьбах наших соотечественников была по достоинству отмечена не только зрителями — за этот фильм в 1972 году Н. Губенко удостоился Премии Ленинского Комсомола, а в 1973 году Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых.

Николай Губенко

Николай Губенко

Однако самым ярким, главным в судьбе Н. Губенко стал фильм «Подранки» (1976 год) (История создания фильма). В этом фильме Губенко выступил не только актером и режиссером, но и сценаристом. Фильм во многом автобиографичен: герой ленты, писатель Алексей Бартенев, нелегкой судьбы — его родители погибли в войну, когда ему не было еще и года.

Алексей возвращается в город, где проходило его детство и хочет найти своих родных братьев, которых он не помнит… В качестве эпиграфа к сценарию Губенко взял слова А. Твардовского: «Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете»

Позже Губенко снял фильмы «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы, и любовь…», которые вместе с «Подранками» считают своеобразной трилогией.

В этих трех фильмах главные роли исполнила супруга Николая Губенко, замечательная актриса Жанна Болотова (народная артистка РСФСР, 1985 год; лауреат Государственной премии СССР, 1977 год), с которой он познакомился еще во время учебы во ВГИКе, ставшая ярким и своеобразным кинематографическим талисманом и визитной карточкой режиссера.


Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий