Нина Усатова

Нина Усатова

Нина Николаевна Усатова родилась 1 октября 1951 г. на станции с мелодичным названием Малиновое озеро Михайловского района Алтайского края.
Играя в школьных спектаклях и не пропуская ни одного фильма, которые привозили по выходным на их станцию, Нина уже к 8-му классу совершенно отчетливо поняла, что хочет стать только актрисой. «Я была очень застенчивая, но поняла: на экране можно выплеснуть все, что накипело», — призналась актриса в одном из интервью.

Нина Усатова в фильме "Обида"

Нина Усатова в фильме «Обида»

Но поступление в заветный вуз далось девушке далеко не сразу — пять лет она упорно шла к своей цели, снова и снова подавая документы в Щукинское училище при Вахтанговском театре. Ее поддерживала вера в свои силы, в то, что все получится и она непременно станет актрисой. С пятой попытки Нина поступила, но только на режиссерский факультет. Руководителем курса, на котором училась наша героиня, была М.Р. Тер-Захарова.

«У меня была сильная мечта. Она бежала впереди меня, и поэтому все то, что говорят: «Ой, как ты жила? Где ты жила? Как ты в туфлях бегала зимой?» — у меня не было сапог. Я говорю, ой, я даже не помню. А потом вспоминаю, и думаю, ну, это все было потому, что я все равно знала, что я поступлю. Потому, что у меня была такая мечта, и думаю, что Господь мне в этом помог», — вспоминает актриса сегодня.

Нина Усатова в фильме "Вот моя деревня"

Нина Усатова в фильме «Вот моя деревня»

Окончив учебу в 1979 году, Нина поехала на практику в город Котлас Архангельской области, где в местном театре сыграла двенадцать ролей. Но вскоре начинающая актриса приняла решение уехать в Ленинград, где как раз в то время открылся Государственный Молодежный театр, на сцене которого Нина Усатова с большим успехом и выступала 10 лет.

Кино довольно быстро заприметило яркую, талантливую актрису, но знакомство зрителей с Ниной Усатовой было медленным и начиналось с эпизодических ролей актрисы. Одной из первых стала роль в вышедшем в 1982 году фильме «Голос», повествующем о трагической судьбе киноактрисы Юлии Мартыновой, обреченной на смерть от рака и до последнего момента стремящейся озвучить свою последнюю роль, запечатлеть свой голос.

Усатова сыграла в этом «кино про кино» отзывчивую соседку по палате главной героини. Далекая от искусства, захворавшая, но, в целом преисполненная жизненных сил, простая женщина как бы подчеркивала своим внутренним здоровьем и внешним видом субтильность и болезненную худобу угасавшей Юли.

1983 год стал в определенном смысле решающим в творческой судьбе Нины Усатовой. Совсем еще молодой тогда, но уже прославившийся мастерством в создании короткометражек Сергей Овчаров пригласил ее сниматься в свой первый полнометражный музыкальный комедийный фильм «Небывальщина», снятый по мотивам русских легенд, песен и сказок, в центре которого были традиционные фольклорные персонажи: крестьянин, кузнец, солдат.

Нина Усатова в фильме "Ой, вы , гуси"

Нина Усатова в фильме «Ой, вы , гуси»

Использование народных мотивов в этом фильме являло собой средство выражения сути русского характера: трудолюбия и лукавой мудрости, открытости чувств и неиссякаемого оптимизма. Нина Усатова, с ее ярко выраженной «русскостью» внешнего облика и темперамента, идеально вписалась в картину, сыграв в «Небывальщине» фактически главную женскую роль — жену Незнама, олицетворявшего «собирательный» образ русского мужика, человека широкой души, умельца и весельчака. Эта картина на кинофестивале «Дебют-85» в Свердловске была удостоена главной премии.

«Всерьез» обратив свое внимание на Нину, киношники стали приглашать ее сниматься. Но несколько непривычный для тогдашнего экрана облик актрисы мешал режиссерам доверить ей роль лирико-драматической героини — Усатова с ее статностью, с броским, обаятельным, но совсем не «конфетным» лицом, с простыми манерами и своеобразной речью, как казалось многим, скорее подходит как исполнительница характерных ролей и эпизодов.

Накопленный за это десятилетие профессиональный опыт вдруг вырвался из глубин актерской души в лучшей из ролей Нины Усатовой, сыгранной уже под занавес 80-х – роль глухонемой от рождения поварихи Лиды в фильме «Холодное лето 53-го» (История создания фильма), поставленном Александром Прошкиным по сценарию Эдгара Дубровского и признанном лучшим фильмом 1988 года.

Нина Усатова в фильме "Холодное лето 53-го"

Нина Усатова в фильме «Холодное лето 53-го»

Яркой, душераздирающей и незабываемой сценой стал эпизод, когда Лида, пытаясь спасти людей, оказавшихся пленниками головорезов, выбегает на дебаркадер и начинает по-своему, по-немому, кричать тем, кто на теплоходе, взывая о помощи. Слышать эти крики, столь точно сыгранное «мычание» немого человека, было тяжело, но еще более тяжелой, невыносимой стала сцена немого оплакивания убитой горем матери, когда бандиты, подкараулив дочь Лиды, убивает ее…

Один из лидеров проката (41,8 миллиона зрителей), этот фильм завоевал призы Всесоюзного кинофестиваля в Баку (1988), «Нику-88», кроме этого, был награжден на зарубежных киносмотрах. О фильме много написано, особенно о незабываемых главных исполнителях — Анатолии Папанове, сыгравшем здесь свою последнюю и, может быть, лучшую в жизни роль (Копалыч), и Валерии Приемыхове (Лузга), признанном по опросу «Советского экрана» лучшим актером 1988 года.

После «Холодного лета…» Нину Усатову узнали и запомнили все. Вырос ее заслуженный «рейтинг» и среди кинематографистов, она постоянно снималась, но, прежде чем ей снова повезло, прошло 3 года.

Нина Усатова в фильме "Прощальные гастроли"

Нина Усатова в фильме «Прощальные гастроли»

Начинающая свой путь в кинематографе Лидия Боброва пригласила Нину Усатову сниматься в своем фильме «Ой вы, гуси…» по собственному сценарию. Наконец-то главная роль! И хотя главные роли у актрисы уже были (например, в фильме Прошкина), однако здесь, у Бобровой, ей, пожалуй, впервые предстояло сыграть роль лирико-драматическую, с чем она превосходно справилась – сыграв роль Дарьи, актриса доказала, что ей по силам любые роли. Настоящее, глубинное знание режиссером картины деревенской жизни и ярко выписанные характеры помогли двум талантливым женщинам создать заметную картину о жизни и о любви.

Среди театральных постановок с участием Нины Усатовой наиболее известный – замечательный спектакль «Мужчина, постойте!», поставленный питерским режиссером Виктором Крамером по пьесе Надежды Птушкиной «Ненормальная», где актриса играет вместе с Игорем Скляром. Спектакль всегда проходит с неизменнным аншлагом и пользуется огромной популярностью – переполненные многотысячные залы с восторгом рукоплещут звездам. Нина Усатова очень любит эту постановку: «…Он про любовь, и играем уже давно, и все это время благодарим друг друга после спектакля и признаемся в любви. Вот это бывает редко и очень дорого».

Нина Усатова

Нина Усатова

Также сама актриса отмечает спектакль в жанре комедии «Любовь — не картошка» по пьесе Лобозерова «Семейный портрет с посторонним», где партнерами Нины Усатовой по сцене стали Александр Михайлов, тот же Игорь Скляр, Зоя Буряк и молодой актер Александр Саюталин.

Нина Усатова замужем, ее супруг, Гурьев Юрий Львович – лингвист, преподаватель французского и немецкого языков, а также актер (снимался в картинах «Апостол», «Пелагия и белый бульдог»). Сыну Николаю 21 год.

Нина Усатова

Нина Усатова

Нина Усатова, по ее собственному признанию, очень домашняя и старается долго в семье не отсутствовать. К тому же она человек, привыкающий к одному месту, к тишине, к уютному уголку, где можно расслабиться – дома у актрисы практически всегда тишина и спокойствие, где она старается быть женщиной слабой: «…а как же иначе, когда окружают только мужчины. И они прекрасно со всем справляются, причем совершенно самостоятельно».
Актриса раскрыла простой и приятный «рецепт» восстановления души и тела после усталости: «Когда чувствую усталость и тянет из города, значит, надо побыть одной. Убегаю за город и общаюсь с букашками».

У Нины Усатовой есть много интересных рассказов, правда, из-за банальной нехватки времени до сих пор не записанных. Это детские рассказы ее деда, отца, родных про животных. «Детство имело другой размер и окраску — все вокруг было ярче, и эти рассказы в моей памяти сохранились столь же яркими и объемными, как когда я их слушала, удивлялась и восхищалась». Пересказываемые спустя годы актрисой своему сыну рассказы стали уже законченными произведениями.

Примером в жизни для актрисы когда-то была Нонна Мордюкова: «Очень сильная актриса, она так умела передавать любовь, мощь женскую, человеческую, что дыхание перекрывалось. И Шукшин тоже с его желваками – ему я верила». Но иногда и Нине Усатовой через свою профессию удается подавать зрителям подлинный пример – когда она снималась в сериале «Next», подружилась с женщиной, у которой в доме проходили съёмки. Она призналась актрисе, что в перестроечные годы хотела покончить с собой – ни работы, ни денег, а кормить семью надо.

И тут, увидев фильм «Зал ожидания», где Нина Усатова сыграла крановщицу – смелую, решительную, принципиальную – эта женщина будто сбросила охватившее ее оцепенение и отчаяние, поехала в Польшу, набрала там товар и начала своё дело. Теперь она вполне процветающая бизнесвумен, чему наша героиня несказанно рада и что дало дополнительный «бонус» к актерской профессии в глазах Нины Усатовой.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий