Лев Кулиджанов

Лев Кулиджанов

Лев Кулиджанов родился 19 августа 1923 года в городе Тбилиси.
Вспоминает супруга Льва Куледжанова, Наталия Фокина.

«В 1942 году Лева окончил школу и поступил в Тбилисский Государственный Университет на вечернее отделение, одновременно устроившись слесарем на Тбилисский инструментальный завод. Работа была тяжелая — он пристреливал автоматы. Одну очередь пускал в чан с водой (пристрелка на автоматичность), другую — в цель (проверка на меткость). От грохота закладывало уши. Кто-то посоветовал вставлять в них патроны.

Нина Меньшикова, Лев Кулиджанов и Наталья Фатеева

Нина Меньшикова, Лев Кулиджанов и Наталья Фатеева

В свободное время Лева посещал актерскую школу при Госкинпроме Грузии. В это же время он подружился с Маро Ерзинкян, сестрой его друга Юры Ерзинкяна. Маро была студенткой сценарного факультета ГИКа. Институт эвакуировали в Алма-Ату, но Маро поехала к родственникам в Тбилиси. Была она маленькая, бойкая, энергичная, темпераментно и с увлечением рассказывала о кино и о прекрасном институте, где ей посчастливилось учиться. Ее рассказы и увлеченность кинематографом произвели на Леву оглушительное впечатление. Он решил поступить на режиссерский факультет.

Осенью 1943 года ГИК вернулся из эвакуации, и Маро, попрощавшись с тбилисскими родственниками и друзьями, укатила в Москву, пообещав Леве выслать все сведения по приему на режиссерский факультет.

Л.Лужина, И.Гулая, С.Ростоцкий, С.Герасимов и Л.Кулиджанов на кинофестивале в Каннах

Л.Лужина, И.Гулая, С.Ростоцкий, С.Герасимов и Л.Кулиджанов на кинофестивале в Каннах

Люди жили трудно, бедно. Не было света, с водой — перебои. За керосином и хлебом стояли длинные очереди. Как и во всей стране — карточная система. Но на рынках было полное изобилие: горы фруктов, мяса, зелени, пряностей. На вещевом базаре на Сабуртало можно было достать всё. Работали все театры и кинотеатры, зрительные залы были полны. Весь город распевал мелодию из американской версии «Трех мушкетеров» с братьями Маркс.

Появилось много госпиталей. По улицам на костылях, в больничных халатах бродили выздоравливающие раненые. Бесшабашные и шумные, они заводили перебранки с милицией, иногда случались и перестрелки. По городу ходил сыпной тиф. Лева заболел воспалением легких, потом у него обнаружили начало очагового туберкулеза легких. Он ушел с завода.

Песню из кинофильма «Дом,в котором я живу» — «Тишина за Рогожской заставою» исполняет Николай Рыбников.


На очередной комиссии в военкомате его признали негодным к несению военной службы. Бабушка старалась подкормить его и подлечить. За его здоровье взялись и Ирина Валерьяновна, и ее зять Михаил Юлонович Нодия, врач со связями. К лету 1944 года процесс удалось остановить, очаги зарубцевались. Маро выполнила свое обещание — прислала условия приема на режиссерский факультет. Лева собрал все справки, написал заявление и работу на творческий конкурс и отправил все в Москву в приемную комиссию.»

Лев Кулиджанов в фильме "Дом,в котором я живу"

Лев Кулиджанов в фильме «Дом,в котором я живу»

Летом 1944 года почти без денег Кулиджанов уезжает в Москву поступать во ВГИК. Вступительные экзамены принимали Г. М. Козинцев, он набирал курс, и директор ВГИКа Л. В. Кулешов. Успешно сдав экзамены, Кулиджанов приступил к занятиям. Однако полуголодное существование в неотапливаемом общежитии и отсутствие материальной поддержки серьёзно подорвали его здоровье, заставили бросить учёбу и уехать домой, в Тбилиси, куда после ссылки уже вернулась его мать.

Боль о незаконно репрессированных родителях останется с Кулиджановым навсегда. В это время он знакомится со своей будущей женой Натальей Фокиной. Потеря ВГИКа была для Кулиджанова большой трагедией. Ему тогда казалось, что не будет сил туда вернуться. И всё-таки в 1948 году он вновь становится студентом ВГИКа (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой), который окончил в 1955.

"Дом,в котором я живу"

«Дом,в котором я живу»

Коллеги Кулиджанова вспоминают, что во ВГИКе он показал себя не только как режиссёр, но и как блестящий актёр. Лучшей оценкой его актёрского дара стало предложение С. А. Герасимова: двоим студентам своего курса, Кулиджанову и Э. Н. Бочарову, мэтр предложил досдать танцы и пение, чтобы закончить институт с двумя дипломами — актёрским и режиссёрским.
Оба отказались, решив, что и одного диплома будет достаточно. Но само это предложение дорогого стоило.

Окончил ВГИК (мастерская Сергея Аполлинариевича Герасимова) в 1955 и тогда же дебютировал короткометражным фильмом «Дамы» (совместно с Г. Б. Оганисяном, по рассказу Антона Павловича Чехова). Затем Кулиджанов вместе с Я. А. Сегелем снял две ленты — «Это начиналось так» (1956) о жизни первых целинников и «Дом, в котором я живу» (История создания фильма) (1957, Кулиджанов сыграл также одну из ролей), прослеживая довоенные и послевоенные судьбы жителей одного московского двора.

"Дом,в котором я живу"

«Дом,в котором я живу»

Уже в этих работах проявился интерес Кулиджанова не только к современности, неизменно взаимосвязанным общественным и личным событиям, но и к образу бытования, жизни простых людей, их душевным тревогам и надеждам, обычным человеческим чувствам. Это счастливо совпало с «оттепелью», начавшейся в середине 1950-х годов. Возвращение на экран такого близкого и понятного по своим переживаниям человека, являющегося неповторимой индивидуальностью вне зависимости от занимаемого положения в обществе, максимально соответствовало и устремлениям Кулиджанова.

Продолжив самостоятельную режиссерскую деятельность, Лев Кулиджанов добился в «Отчем доме» (1959) и в лучшей своей картине «Когда деревья были большими» (Как создавался фильм) (1961) редкостной душевности, лиризма, искренности, теплоты, человечности интонации в рассказе о тех, кого принято называть «маленькими людьми». Даже такая маргинальная по социальным меркам личность, как пьяница Кузьма Иорданов в убедительном исполнении Юрия Никулина, или же кроткая девушка Наташа, готовая с радостью принять его за своего отца (удивительно светлая и чистая героиня И. И. Гулая), заслуживают истинного сочувствия и любви.

"Дом,в котором я живу"

«Дом,в котором я живу»

Можно считать закономерным последующее обращение режиссера к миру Достоевского, хотя его экранизация «Преступления и наказания» (1970, Государственная премия РСФСР, 1971) удивила кинематографическим экспрессионизмом, подчас жесткостью и остротой изобразительного ряда.

Тяга к внешней выразительности и парадоксальности сопоставлений на основе реальных событий истории и запечатленной хроники века привела Кулиджанова (несмотря на его общественные и партийные посты) к осложнениям при работе над документальным фильмом «Звездная минута» (1972, выпуск 1975) о первом в мире полете Юрия Гагарина в космос. А грандиозный проект «ХХ век» в середине 1980-х годов был осуществлен режиссером лишь частично.

Отрывок из фильма «Когда деревья были большими»



Лев Кулиджанов и Инна Гулая

Лев Кулиджанов и Инна Гулая

Стремление Льва Кулиджанова очеловечить и драматизировать образы политических вождей — Ленина в «Синей тетради» (1964, по Э. Г. Казакевичу) и Карла Маркса в телесериале «Карл Маркс. Молодые годы» (1980, Ленинская премия, 1982) — обернулось полууспехом в художественном плане, а с идеологической точки зрения режиссер был вынужден идти на компромиссы и уступки, поневоле идеализируя эти неоднозначные исторические персоны.

Два последних фильма Кулиджанова — «Умирать не страшно» (1991) и «Незабудки» (1994) — знаменуют для режиссера возвращение к себе, к своей манере 1950-х годов, доверительной по отношению к индивидуальным судьбам простых людей, только более драматизированной, не обходящей вниманием губительные изломы сталинской эпохи. Однако нельзя не отметить, что с возрастом Лев Кулиджанов утратил раскрепощенность, естественность и ясность режиссерского письма.

"Когда деревья были большими"

«Когда деревья были большими»

О Льве Кулиджанове в журнале «Советский Экран» №6 март 1984 года писали его коллеги

Станислав Ростоцкий:

Льву Кулиджанову—60 лет.
Каждый раз? когда кто-то из- нашего военного поколения приходит к этой весьма важной в жизни человека дате, я испытываю чувство удивления и недоумения. Уж очень не вяжутся с ними мысли о пенсии, стремление к заслуженному покою, отдыху и бездеятельности. И каждый раз думаешь: неужели действительно 60?
Кажется, ведь это было так недавно: холодные коридоры и аудитории ВГИКа.

Голодные послевоенные годы, когда счастливый обладатель выданного ордера на калоши, дабы поддержать свое бренное существование, получал возможность обменять его на буханку хлеба: годы неустроенного быта и одновременно счастливейшие годы нашей учебы у выдающихся мастеров, создавших славу советского кинематографа.—Эйзенштейна, Козинцева, Ромма, Герасимова: годы горячих споров, надежд и мечтаний.

"Когда деревья были большими"

«Когда деревья были большими»

Это было так недавно: ровно сорок лет назад…
Невольно вспоминаешь Кулиджанова тех лет: еще обремененного пышной шевелюрой, невозможно худого, в единственных, как у многих тогда, залатанных брюках,человека, прожившего трудную юность, отнюдь не располагающую к бездумному оптимизму.

Но уже тогда в его поведении проявлялась убежденная основательность, ранняя взрослость и солидность. Его режиссерские учебные работы вызывали наш всеобщий студенческий интерес, потому что их отличали чрезвычайная взыскательность, отменньш вкус, широкая образованность, подлинная интеллигентность. Не могу не вспомнить и его блистательные актерские работы: например, созданный им в первой герасимовской постановке «Юности Петра> образ Лефорта или вызывавшее бурную реакцию зала, лицедейство в роли Хирина из чеховского . Многое еще хотелось бы вспомнить…

"Отчий дом"

«Отчий дом»

Сегодня нас отделяет от того времени четыре десятилетия, и эти даты: 40 и 60—это не просто прожитые годы, это огромньго путь, пройденный Кулиджановым от святого для всех нас порога ВГИКа к высотам режиссерского мастерства, к мудрости крупного общественного деятеля.
Мне кажется, что жизнь Кулиджанова является прекрасным образцом того, что скрывается под привычным, но не всегда и не всеми нами осознаваемым, обязывающим высоким званием—советский художник.

По его биографии можно легко проследить, как в творчестве и в обшественной работе идут рука об руку гражданин и художник, как это взаимообогащение рождает все большую глубину создаваемых им фильмов и все большую отдачу в делах общественных.

Вспомним его фильмы: прекрасно и ярко начав произведениями о своем времени, он приходит все к большей глубине и ярким художественным решениям и на материале классики и на таком материале, который позволяет откликнуться на величайшие свершения эпохи и дает возможность рассказать об истоках и личностях, породивших идеи, которым как художник и гражданин верно служит Кулиджанов—убежденно, взыскательно, интеллигентно.

"Отчий дом"

«Отчий дом»

Почти двадцать лет он является бессменным руководителем Союза кинематографистов СССР. Каждый, кто знает кинематографическую среду, объединяющую столько ярких, самобытных .личностей, разнообразнейших характеров, самолюбия, а иногда и амбиций, может оценить, как это трудно вести по верному курсу такой огромный корабль, где все—капитаны и порой так не хватает матросов.

И одновременно—деятельность в Верховном Совете СССР, депутатом которого он является уже несколько созывов, а также участие в работе высшего партийного органа—Центрального Комитета КПСС.

Все это и еще многое другое в активе прожитых лет. И хочу особо подчеркнуть следующее. В жизни так бывало, что человек, достигший большого общественного положения и высоких постов, переставал заниматься тем делом, которое и привело его на эти вершины. Кулиджанов никогда не забывает о своей изначальной должности, должности, советского кинорежиссера.

Михаил Глузский и Ольга Кабо в фильме Льва Кулиджанова "Умирать не страшно"

Михаил Глузский и Ольга Кабо в фильме Льва Кулиджанова «Умирать не страшно»

Каждой своей новой киноработой он утверждает себя как умный художник, а тем самым и как человек, имеющий почетное и ответственное право исполнять свои высокие общественные обязанности. Вот и сейчас он снова в работе над огромной картиной «ХХ век», одно название которой свидетельствует о грандиозности замысла.

У него прекрасная, дружная семья, его радуют успехи съшовей и любовь уже появившихся внуков. Он постоянен и верен в дружбе. Он может с радостью и удовлетворением оглянуться на прожитые годы. Оглянуться… И снова идти вперед своей верно и навсегда выбранной дорогой.
Хорошей тебе погоды на этом пути. здоровья, новых надежд, новых свершений.

"Преступление и наказание"

«Преступление и наказание»

Венцеслав Кисев:

Лев Кулиджанов… Вспоминаю дни. когда заканчивалась работа над фильмом «Карл Маркс. Молодые годы», где мне была доверена заглавная роль. Я собирался домой, в Болгарию. В волнующий, грустный момент расставания я признался Льву Александровичу, что питаю к нему сыновние чувства, спросил, могу ли называть его отцом… Кулиджанов — человек, который для меня олицетворяет лучшие человеческие качества, с него хочется брать пример. Я сроднился с ним за два года совместного труда.

Мне кажется. Лев Кулиджанов обладает неким внутренним магнетизмом, тем удивительным душевным обаянием, которое животворно действует на всех, буквально на всех, кто его окружает. Я могу смело назвать его необыкновенной личностью, не боясь, что это прозвучит слишком пышно. Ведь только личность необыкновенная сочетает в себе такую непосредственность и доброту с огромной эрудицией и масштабом интеллектуальной деятельности. И что важно: он никогда не теряет контакта с реальностью, с повседневной жизнью. Я счастлив, что знаю его, что работал под его руководством.

"Преступление и наказание"

«Преступление и наказание»

Донатас Банионис:

Уважаю и ценю Льва Александровича Кулиджанова прежде всего как талантливого, своеобразного режиссера, отличного мастера своего дела, профессионала. Думаю, что в судьбе кинематографиста это наиважнейшее. С первых его работ я почувствовал в нем режиссера «актерского», умеющего умно и тщательно работать с исполнителями, дающего им возможность выразить свою творческую индивидуальность.

Говоря о творчестве Л. А. Кулиджанова, конечно же надо выделить последнюю его работу, за которую режиссер и группа его соратников были удостоены Ленинской премии,— многосерийную телевизионную ленту «Карл Маркс. Молодые годы». Главное в ней—стремление воссоздать на экране не только лишь факты биографии великого человека, но саму жизнь высокого человеческого духа, поэзию бескорыстного, бескомпромиссного служения высоким коммунистическим идеалам.

"Синяя тетрадь"

«Синяя тетрадь»

Мне неоднократно доводилось, встречаясь со Львом Александровичем, беседовать с ним о проблемах воспитания молодежи и о нравственных аспектах жизни в искусстве. Я знаю, что он учит своих студентов не только профессии, но и человечности, творческой смелости, принципиальности,Льва Александровича Кулиджанова знают и любят не только его коллеги и ученики, люди, причастные к киноискусству.


Он любим многими. И все же, думаю, в большей мере, чем остальным, «принадлежит» Кулиджанов нам, литовцам. Ведь он — наш депутат в Верховном Совете СССР. Вот уже пятый раз трудящиеся Вильнюсского избирательного округа оказывают ему доверие представлять их в высшем органе государственной власти страны.

"Это начиналось так"

«Это начиналось так»

Мне приходилось видеть, как депутат Кулиджанов встречался со своими избирателями, как чутко он прислушивается к суждениям и нуждам людей, как много полезного, доброго стремится сделать и делает для них. Будучи депутатом Верховного Совета СССР IX созыва, я стал свидетелем того, с какой серьезностью, ответственностью, самоотдачей решает вопросы большой государственной важности член комиссии по народному образованию и культуре Совета Национальностей, член комитета парламентской группы СССР Л. А. Кулиджанов.

Алексей Баталов:

По фильмам, поставленным Львом Кулиджановым, все мы знаем его как талантливого режиссера. Но сейчас я хочу сказать о другом. Я — актер, и не мне судить режиссеров. Вот уже много-много лет я прихожу в его кабинет на Васильевской улице — кабинет первого секретаря правления Союза кинематографистов СССР. Говорим о кино, чаще всего—об актерских заботах, порой о вопросах острых, требующих безотлагательного вмешательства, содействия.

"Это начиналось так"

«Это начиналось так»

И я всегда уверен, что встречу у Льва Александровича заинтересованную доброжелательность и стремление помочь.С этим кабинетом связана значительнейшая часть жизни Льва Кулиджанова. Под его руководством Союз кинематографистов вырос, сложился, сплотил в крепкое содружество многочисленные отряды нашей многонациональной кинематографии. Ежегодно здесь осуществляются десятки мероприятий. Кинематографические съезды и пленумы, фестивали, симпозиумы, конференции, семинары, выставки, встречи со зрителями, контакты с международными киноорганизациями…

Деятельность эта направлена на повышение требовательности к идейно-художественному качеству фильмов, отмечена стремлением поддержать все лучшее, все наиболее талантливое,содействовать укреплению авторитета советского кино на международном экране, обеспечить обмен профессиональным опытом, дать путевку в жизнь одаренной молодежи.

Немало доброго сделал для кинематографа и кинематографистов Л.Кулиджанов. Напомню одно только, но как о многом способно оно сказать: создание Дома ветеранов кино. Это дом, где ветераны находят тепло семейного очага и продолжают жить насыщенной и полноценной духовной жизнью.
Мне думается, я знаю Льва Александровича лучше, чем многих из тех, с кем даже работал на съемочной площадке.

"Незабудки"

«Незабудки»

И это потому, что в общественной деятельности с огромной полнотой раскрылись его лучшие человеческие черты и свойства натуры. Глубочайшее уважение вызывает его неизменная благожелательность к людям, его уравновешенность, спокойная твердость, его принципиальность, его интеллигентность.
Я хочу Льву Александровичу Кулиджанову пожелать здоровья—сегодня это уже нужно. Хочу пожелать интересной работы, новых фильмов—ему это необходимо, как всякому серьезному художнику. Хочу пожелать ему просто счастья.»

В 1986 году после 5-го, «революционного», съезда СК СССР, на котором его смещение с занимаемого им в течение 21 года поста первого секретаря Правления получило широкую огласку, вышел из состава СК СССР. До 1989 года работал художественным руководителем киноэпопеи «XX век», которая была осуществлена лишь частично.

Однако нельзя не отметить, что с возрастом Кулиджанов все-таки утратил раскрепощенность, естественность и ясность режиссерского письма — и эти ленты приобрели досадную натужность и тяжеловесность.
Действительно, последние фильмы Льва Кулиджанова были не свойственны концу 90-х годов.

Здесь много скорби, сочувствия и ,что главное, всё построено на доверии. Это и повлияло на нелёгкую судьбу этих кинокартин. Фильм «Умирать не страшно» был показан единственный раз в 93-м году, после чего в течении последующих 15 лет его не транслировали. «Незабудки» несмотря на премию «Окно в Европу», полученную в Выборге, в прокат вообще не вышел и впервые был показан в 2006 году на телеканале «Культура».

Возможно на настроение фильмов сказалась и тяжёлая болезнь режиссёра. Но мы всё равно любим и помним его фильмы и преклоняемся перед великим мастерством Льва Кулиджанова. Он был единственным режиссёром, которому открыли мемориальную доску (на средства Союза кинематографистов).
Едва приступив в 2002 году к съёмкам фильма «Спасённое поколение» — фильме о трагической судьбе молодёжи 40-х — 50-х, Лев Кулиджанов после тяжёлой продолжительной болезни скончался.

Умер 17 февраля 2002 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Кинокартину не стали доснимать, понимая, что никто кроме него не смог бы сделать из неё шедевра и не считая нужной её зрителям 21 века.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий