Арчил Гомиашвили

 Арчил Гомиашвили

Родился 23 марта 1926 года в Грузии, в городе Чиатура. Его отец после учебы в 20-х годах прошлого столетия в Московской школе красной профессуры был направлен в Донбасс, на должность председателя профсоюза угольщиков, но в конце 1930-х годов он был репрессирован и на свободу вышел лишь в 1944 году.

Арчил два года проучился в Тбилисском художественном техникуме при Академии художеств, но потом связался со шпаной и его несколько раз арестовывали, однако ему везло и срока он так и не получил. Увлечение театром привело Гомиашвили в Школу-студию МХАТ, где он проучился несколько лет, но после скандала с дракой в 1948 году едва не угодил под суд, и ему пришлось уехать из Москвы.

 Арчил Гомиашвили

Арчил Гомиашвили

В Тбилиси его приняли в труппу Академического театра имени Марджанишвили, а в 1958 году актер уехал в Поти и работал сначала в театре имени Г. Эристави, а потом — в Русском театре имени А. Грибоедова. Параллельно начал сниматься в кино, ролей было не так уж и мало, но славы они Арчилу не принесли. Тем временем возраст актера подходил к сорока годам…

Первая кинороль Арчила Гомиашвили — роль Манташерова в 1957 году в историко-революционном приключенческом фильме «Лично известен». Это первый фильм кинотрилогии («Лично известен», «Чрезвычайное поручение», «Последний подвиг Камо») о революционере-большевике С. А. Тер-Петросяне, известном под именем Камо.

В1961 актер сыграл роль Ерошки в мелодраме «Казаки» по одноименной повести Л. Н. Толстого. В 1965 году — съемки во втором фильме вышеупомянутой трилогии «Чрезвычайное поручение» и в музыкальной комедии «Иные нынче времена» по одноименной пьесе А. Цагарели.

 Арчил Гомиашвили

Арчил Гомиашвили

Работу в этой комедии особенно отмечает актер, считая роль в этом фильме одной из своих самых лучших работ; также его порадовало совместное творчество на съемочной площадке с режиссером Михаилом Чиаурели:

«Для меня образец человека и режиссера — Михаил Чиаурели, который снимал фильмы о Великой Отечественной войне, — говорит Арчил.- У него я даже сыграл Сталина. Но после 1953 года этого талантливого режиссера ссылают по личному распоряжению Хрущева в Сибирь за то, что он якобы своими фильмами утверждал культ личности. Но этого человека не удалось сломить. После ссылки он вновь берется за режиссерскую работу и ставит фильм грузинского классика Цагарели «Иные нынче времена», где снимается его дочь Софико вместе со мной».

Всесоюзная слава пришла к актеру в 1971 году, когда он сыграл роль Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев» (История создания фильма), экранизации одноименного романа И.Ильфа и Е.Петрова.

 Арчил Гомиашвили

Арчил Гомиашвили

На роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-бея Гайдай искал актеров по всей стране. Перед его взором прошли аж 22 не похожих друг на друга Остапа: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и другие. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал «примерить» Бендера.

Гайдай был очень суеверным. В первый день съемок с Александром Белявским предложил ассистенту разбить о штатив камеры тарелку «на счастье», но она не разбилась. Гайдай сокрушался: «Не пойдет! Фарта не будет!»

И действительно, Бендер Белявского на фоне Сергея Филиппова смотрелся бедно. Киса Воробьянинов получался внушительнее комбинатора. Гайдай в отчаянии позвал на роль Владимира Высоцкого. И снова фаянсовая тарелка не разбилась. Не удались и съемки — Высоцкий ушел в загул… Тогда Леонид Иович уволил ассистента, который никак не мог разбить тарелку. И тут кто-то рассказал ему, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили.

 Арчил Гомиашвили

Арчил Гомиашвили

Гомиашвили в 1958 году, еще задолго до съемок фильма вместе с режиссером Юрием Любимовым поставил мюзикл «Похождения Остапа Бендера» по «Золотому теленку». Подписав договор с Министерством культуры Грузии, Арчил Гомиашвили с этим спектаклем одного актера (играл там и Бендера, и Паниковского, и Фунта, и даже Зосю Синицкую), отправился на гастроли по стране. Вот там-то в Горьком на его спектакль и пришли Гайдай с командой, которые приехали выбирать место для съемок.

«Когда я пришел на собеседование к Гайдаю, — рассказывает Арчил,- то посмотреть на мою белую «бендеровскую» фуражку сбежалась вся съемочная группа. Увидев в окружении режиссера недоверчивые глаза, я развернулся и ушел. Навсегда. Позже мне присылали приглашения на кинопробы, но я не поехал».

Однако через пять месяцев режиссер все же смог уговорить Гомиашвили. Но в «Госкино», увидев пробы актера, возмутились:

— Почему Бендером будет грузин?
— Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой? — среагировал Гайдай.

 Арчил Гомиашвили

Арчил Гомиашвили

В итоге Гомиашвили все же был утвержден на роль. Интересно то, что во время съемок Гомиашвили было 44 года, а Бендеру по тексту — всего 28. Но это не смутило ни актера, ни режиссера. «Я ведь и сейчас не выгляжу на 75, правда? — говорит актер. — А тогда подо мной земля поднималась! Я чувствовал себя молодым, тем более что незадолго до «Двенадцати стульев» женился на девушке, которая была младше меня на 24 года».

Во время съемок на трактовку личности Бендера у Гомиашвили с Гайдаем были совершенно разные взгляды. «Я хотел играть его совсем иначе, рассказывает Арчил Михайлович. — Ведь он вовсе не легкомысленный и пустой человек. Это Бендер способен остановить поток машин, чтобы дети могли перейти дорогу — как в «Золотом теленке».

Он на три головы выше Кисы Воробьянинова. Ведь Остап мог избавиться от напарника, узнав про бриллианты, но не сделал этого. Я пытался показать глубину моего персонажа в сцене, где герои сидят в лодке и Остап говорит Воробьянинову: «Киса, мы одни, никто нас не любит». Но после проникновенного монолога опускаю руку в воду, меня кусает рак — и зритель снова смеется. На таком решении настоял Гайдай. Режиссер не дал мне выявить лучшие качества Бендера. Когда я увидел фильм, он мне не понравился».

Обострившиеся отношения между актером и режиссером получили свое продолжение после процесса озвучивания фильма. Дело в том, что Гомиашвили из-за болезни на часть озвучивания не пришел. Поэтому огромный кусок фильма — шахматный турнир в Нью-Васюках идет с голосом актера Юрия Саранцева, что ужасно не нравилось Арчилу Михайловичу. При встрече они обменялись по этому поводу колкостями и оскорблениями в адрес друг друга, после чего не разговаривали несколько лет.

 Арчил Гомиашвили

Арчил Гомиашвили

После выхода фильма на экраны, Гомиашвили стал не просто знаменитым, а звездой кинематографа. Он попал в десятку лучших актеров нашего кино и был приглашен на прием в Совет Министров СССР. Вместе со словами благодарности ему была предоставлена жилплощадь в Москве — бывшая квартира дочери Сталина Светланы Аллилуевой в «доме на набережной».

Арчил Гомиашвили претендовал и на другие звездные роли в известнейших лентах, да только на пробах проваливался и до сих пор обижается на конкурентов, досадуя на то, что в его жизни по-настоящему звездная роль была только одна — Остапа Бендера, которую он, к тому же, чудом выиграл в жесточайшем конкурсе.

В 1973 году Арчил Гомиашвили стал актером Московского театра имени Ленинского комсомола, а с 1980 по 1988 год был актером Московского драматического театра им. А.С.Пушкина.

 Арчил Гомиашвили

Арчил Гомиашвили

В 62 года, когда многие люди уже сидят на пенсии, Арчил Гомиашвили ушел из столичного театра и принялся ковать деньги. Дух когда-то сыгранного им Остапа Бендера незримо витал над сединами известного актера. В конце 1980-х годов в Западном Берлине он встретился с миллионером Майклом Фильдом, по автобиографической книге которого Гомиашвили хотел снять фильм о нелегкой миллионерской судьбе (будущий сверхбогач начинал чуть ли не с раскопок помоек) и начал уже писать сценарий.

Но переговоры шли ни шатко, ни валко, денег не предвиделось и… И как не раз рассказывал сам Гомиашвили случилось просто чудо — зайдя в казино и поставив последние 100 марок, он в итоге выиграл более 100 тысяч. А бизнесмен в компенсацию за нереализованный проект подарил актеру десять игровых залов. Так что вскоре Арчил Гомиашвили стал вполне обеспеченным человеком.

Продав игровые автоматы и вернувшись в Москву, в 1990 году актер стал президентом акционерного общества «Сити-бизнес», а в конце 1992 года открыл в Москве и стал генеральным директором клуба «Золотой Остап», который вскоре стал одним из самых престижных столичных мест, а ресторан клуба в 1996 и в 1997 годах был признан лучшим в Европе. Потом открыл магазин фирменных итальянских товаров.

В ресторанном бизнесе он пробыл довольно долгое время, несмотря на почтенный возраст. Вместе с Гомиашвили работали его жена и сын (это его вторая семья). Сейчас ресторана «Золотой Остап» уже нет, и на вопрос «Неужели к Остапу перестали ходить?» Арчил Гомиашвили ответил: «Это был не ресторан, а клуб, где актерская братия справляла дни рождения, свадьбы и поминки. Но в 1998 году все как будто сговорились и перестали ходить. Мне кажется, что рестораны имеют свой критический возраст. «Остап» прожил 12 лет, и его закрытие не было печальным. Всему свой срок…».

Гомиашвили не забыл, что в свое время он сильно нуждался в молодости, и ему несколько раз здорово помогла одна известная актриса. И теперь, разбогатев, преуспевший экс-Остап последовал ее примеру. Он спас от отчисления из ВГИКа десятерых студентов, заплатив за их обучение, а в последние годы также ежемесячно перечисляет по пять тысяч долларов обнищавшим грузинским актерам…

О себе Арчил Михайлович говорит: «Считаю себя очень счастливым человеком, ибо всегда в жизни делал только то, что мне было по душе. У меня много друзей. Счастлив я и тем, что вырастил, воспитал и дал образование своим детям. У меня есть любимая и любящая жена».

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий