Борис Иванов

Борис Иванов

Борис Иванов родился 28 февраля 1920 года в Одессе (Украина)
Работать в театре Борис Иванов начал в четырнадцать лет. Мальчика приняли статистом в Одесский оперный театр. Он носил стулья, выходил на сцену в массовках и мечтал стать актером.

Борис Иванов

Борис Иванов


Любовь к театру проявилась у Бориса ещё в 13 лет. Соседка по дому, где проживали Ивановы, давала ребятам контрамарки в Одесский оперный театр. Борис с детства был очень музыкален и с удовольствием после спектаклей насвистывал любимые арии. Это помогло ему устроиться статистом в оперный театр. Так с 14 лет он уже работал в театре. Поэтому после школы решил поступить в театральное училище на актерский факультет.

В училище Борис Владимирович проучился с 1937 по 1941 год. Его первым педагогом был Михаил Еремеевич Тилькер. Дипломный спектакль, где играл Иванов, состоялся 22 июня 1941 года. Праздничный банкет после спектакля, естественно, отменили. Две недели спустя все актеры-одесситы ушли на фронт.
В училище был организован истребительный батальон, задачей которого была поимка диверсантов, высвечивающих самолетам цели для бомбардировки.
Борис подал заявление об отправке на фронт, и 7 июля 1941 года его призвали в армию.

Борис Иванов

Борис Иванов


Сначала его направили на курсы переподготовки начсостава в Военную академию тыла и транспорта имени Молотова в Харькове, после которой лейтенант интендантской службы Иванов был отправлен на Северо-Западный фронт. Позже он был направлен на переподготовку в город Рыбинск, стал строевым командиром и служил в штабе Северо-Западного фронта. Затем он был начальником штаба батальона, или адъютантом старшим в 14-м гвардейском полку 7-й гвардейской дивизии 10-й гвардейской армии под командованием М.И. Казакова.

В результате длительных боев от батальона, в котором служил Борис Иванов, осталось человек 18—19. Полк был направлен на переформирование.
8 апреля 1942 года в бою у деревни Михайловки в районе Лычково Борис Иванов был тяжело ранен и до сентября лежал в разных госпиталях. Грозила ампутация руки. После лечения поехал по делам в Рыбинск. Однако по дороге в товарном поезде у него украли все документы и деньги.

Борис Иванов В фильме "Гусарская баллада"

Борис Иванов В фильме «Гусарская баллада»


Так Борис Иванов был вынужден остаться в Рыбинске, где стал работать в драматическом театре. Ему очень хотелось поехать в Москву, в театр, однако его не отпускали. Только в 1944 году ему удалось добраться до Москвы. Он пришёл в Государственный академический театр имени Моссовета к Ю.А. Завадскому. Мастер прослушал молодого актёра и принял его в театр. 

Память о Великой отечественной войне Иванов сохранил на всю жизнь, до конца своих дней оставшись верным воинскому братству. День Победы был для него святым, и он всегда встречался с однополчанами.

Борис Иванов в фильме "Вечный зов"

Борис Иванов в фильме «Вечный зов»


В 1944 году Борис Иванов был принят в состав труппы Московского театра имени Моссовета, где и проработал всю оставшуюся жизнь, создав целую галерею блестящих ролей: Доблмен («Кража», 1954), Наполеон («Катрин Лефевр», 1956), Форд («Виндзорские насмешницы», 1957), Господин («Бунт женщин», 1962), Потин («Цезарь и Клеопатра», 1964), Лепле («Эдит Пиаф», 1970), Лавр Мироныч («Последняя жертва», 1973), Павлин («Егор Булычев и другие», 1982), Римлянин («Мать Иисуса», 1988), Сорин («Чайка», 1989), Грегори Соломон («Цена», 1994), Харт Кестель («Ошибки одной ночи», 1994) и многих других. Общее количество театральных ролей перевалило за сотню.

Помимо актерского дарования, природа наделила Бориса Иванова замечательным голосом. И это не раз использовалось режиссерами в театральных постановках. Так в знаменитой рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» (1990) Иванов играл и пел Понтия Пилата.

БорисИванов в фильме "Лунная радуга"

БорисИванов в фильме «Лунная радуга»


Иванов вообще был любимцем всей труппы. Он обладал блестящим чувством юмора. Даже сама Фаина Раневская признавалась: «Я его побаиваюсь. Он может меня пересмешить и переплюнуть в этом деле». Рассказывает Геннадий Бортников: «Он долго сидел, слушал ее, а потом выдавал какую-то реплику, и Раневская кричала: «Уберите его, а то я умру от смеха!»

Талантливый, остроумный, веселый, он всегда оставался душой театра. Постоянно участвовал в различных театральных капустниках, был шутником, заводилой, неунывающим человеком. Не случайно молодежь в театре с любовью называла его дядя Боря.

Борис Иванов в фильме "Скандальное проишествие в Брикмилле"

Борис Иванов в фильме «Скандальное проишествие в Брикмилле»


В работе же Иванов был необычайно требователен. Для него не существовало мелочей на сцене. Даже неточность в реквизите, несоответствие предметов времени – все это могло вывести его из себя.
В кино Иванов начал сниматься уже довольно поздно, когда ему уже перевалило за сорок. Его первой ролью стал Жорж Прадье в фильме «Ночной пассажир» (1961).

Несмотря на то, что в жизни Борис Иванов был милый и доброжелательный человек, в кино ему такие роли доставались крайне редко. Кинематограф увидел в Борисе Иванове идеального мерзавца. «Если подсчитать, скольких людей я предал, отравил, застрелил, повесил или столкнул в пропасть – это же просто ужас!» — говорил порой Борис Владимирович.

Борис Иванов в фильме "Чисто английсое убийство"

Борис Иванов в фильме «Чисто английсое убийство»


Среди его героев: заговорщики и придворные интриганы, убийцы и воры, хапуги и просто неприятные типы. Так в знаменитом киноромане «Вечный зов» он сыграл фашистского генерала контрразведки, в драме «Агония» — заговорщика Лазоверта, в сказке «Кольца Адьманзора» — вельможу Интригио. Среди наиболее заметных работ актера в кино стоит также упомянуть Хаксмана в политическом фильме «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», Дона в картинах «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент», Лофтуса в историческом сериале «Россия молодая».
Борис Иванов

Борис Иванов


Несмотря на то, что в последнее время Борис Иванов видел всё хуже и хуже, он не падал духом, выходил на сцену. Летом 2002 года ездил на гастроли в США со спектаклем «Милый друг», а осенью сыграл в премьере – «Комики» – в дуэте с Анатолием Адоскиным.

Спектакль «Комики», поставленный в Театре имени Моссовета Борисом Щедриным стал лебединой песней актера. Корифеи театра, народные артисты России Борис Иванов и Анатолий Адоскин, перешагнувшие свое 70-летие, играли так, что заставляли замирать весь зал. Спектакль впечатлял и по-настоящему трогал…

Евгений Стеблов: «Он себя сжег. Сознательно или бессознательно – не знаю… Мы поражались в этом году, что он с собой делает! Мы должны были ехать в гастрольный тур в Америку, и можно было его заменить. Но он настоял, чтобы его взяли, и проехал с нами тяжелейший гастрольный тур, на другом континенте, в другом временном поясе. Потом он поехал с женой в Италию, и там ему стало плохо. Он попал в больницу. Как-то его выходили. И, приехав, он опять окунулся в работу. Он репетировал утром и вечером…»

Супруга — Богданова Наталья Сергеевна, актриса Государственного академического театра имени Моссовета.
В декабре 2002 года Бориса Иванова не стало. Он скончался в Боткинской больнице, куда был доставлен с инсультом.Похоронен актёр на Ваганьковском кладбище, участок № 19. С уходом Иванова закончилась большая глава истории русского театра.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий