Как снимали фильмы «Солдат Иван Бровкин» и «Иван Бровкин на целине»

Жанр: комедия, музыкальный фильм, приключения

В фильме снимались: Леонид Харитонов, Татьяна Пельтцер, Сергей Блинников, Анна Коломийцева (Блинникова), Дая Смирнова, Евгений Шутов, Михаил Пуговкин, Вера Орлова, Борис Толмазов, Петр Савин, Лев Лобов, Танат Жайлибеков, Константин Тыртов,
Режиссер: Иван Лукинский
Сценарист: Георгий Мдивани
Оператор: Валерий Гинзбург
Композитор: Анатолий Лепин
Художник: Людмила Блатова
Премьера фильма «Солдат Иван Бровкин» состоялась 9 сентября 1955
Премьера фильма «Иван Бровкин на целине состоялась 23 января 1959

Солдат Иван Бровкин  Иван Бровкин на целине
Солдат Иван Бровкин

Солдат Иван Бровкин

Из интервью с Даей Смирновой, исполнительницей роли Любаши

Пухлые щеки, надутые губки, взгляд исподлобья — такой на экране впервые появилась Дая Смирнова. Долгое время ее называли Любашей, как героиню «Солдата Ивана Бровкина». Фильм принес ей невиданную славу и разочарование в профессии одновременно. Через несколько лет актриса перестала сниматься в кино и стала его критиковать. С кинокритиком Даей Смирновой беседовал Сергей Капков.

— Как вы оказались на съемочной площадке фильма «Солдат Иван Бровкин»?

— Я училась на актерском факультете ВГИКа у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Окончив первый курс, мы с двумя подружками с большими трудностями прокрались на дипломный спектакль старшекурсников. Аудитории были маленькие, тесные, поэтому посторонних не пускали. Мы сидели буквально под стулом. Во время перерыва ко мне подошла милая женщина, которая оказалась ассистентом режиссера нового фильма «Солдат Иван Бровкин».

Солдат Иван Бровкин

Солдат Иван Бровкин

Снимали рядышком, на студии Горького. Меня пригласили на пробы. Я пришла. Помню, в тот день открывали ВДНХ. На пробах я сразу почувствовала, что мне здесь делать нечего, поэтому после съемок, никому не говоря ни слова, отправилась на выставку, а вечером уехала на каникулы домой в Киев. И только где-то в начале сентября пришла телеграмма: «Вы утверждены».

— Много было претенденток на главную женскую роль?

— Очень много! Леня Харитонов водил туда всех мхатовских девочек. Меня не сразу утвердили — были сомнения во внешних данных. На фотопробы пригласили оператора Славу Шумского, и он сделал из меня такую красавицу, что все сомнения отпали! И после этого Леня все равно привел кого-то из МХАТа. Кого только там не было!

Солдат Иван Бровкин

Солдат Иван Бровкин

— Имен не будете называть?
-Нет. Сейчас почти все уже покойные.

— Педагоги отпустили вас, второкурсницу, на съемки без проблем?
— В институте с этим было очень строго, но Герасимов и Макарова разрешили мне сниматься спокойно. И не только потому, что студия находится рядом со ВГИКом и Сергей Аполлинариевич был на ней художественным руководителем, но и потому, что роль главная. Педагогам льстило, когда их ученики становились знаменитыми.

— Фильм ставился на Леонида Харитонова?
— Да, именно на Леньку. Он был уже известный, снялся в «Школе мужества» по Гайдару и покорил всех своим обаянием. Да у нас в группе все были обаятельны — даже скрипучий и шепелявый Иван Владимирович Лукинский, наш режиссер. А какой был оператор Валя Гинзбург! Иногда приезжал наш любимый поэт Алексей Фатьянов, как мы его обожали!

Вся группа кричала: «Леша приехал!» Это обаяние взаимоотношений перешло и в фильм. Камеру не обманешь, она как рентген.
— Иван Лукинский долгие годы был вторым режиссером, пока не получил дебют — «Чук и Гек». Затем он снял «Ивана Бровкина», и больше громких побед в его биографии не случилось. Каким он был на съемочной площадке?


Солдат Иван Бровкин
— Он и тут оставался вторым: все время интересовался фоном, декорациями, а актерам ставил очень прямые задачи. Конечно, «Бровкин» стал его звездным часом, его «Чапаевым». Он не возражал, когда мы меняли текст, а делали это постоянно. В сценарии изначально было много псевдодеревенского, в реальности так не разговаривали. Вот все и возмущались.

Та же Пельтцер, если ей что не нравилось, называла все своими именами. А Лукинский и не сопротивлялся. Он даже радовался, когда актеры привносили что-то свое, смеялся. А если ругался, то наигранно, по-детски. Он правильно подобрал артистов, почувствовал их, угадал даже отрицательное обаяние Жени Шутова в роли Самохвалова. Вокруг съемочной площадки всегда толпился народ. Иван Владимирович ругался, чтобы соблюдали тишину, не то сейчас всех выгонит, выкинет, в речку сбросит… И все боялись. Но потом все равно подходили советовать: вот тут лучше сделать так, а тут — так.
— Помните ли сами съемки?
Солдат Иван Бровкин
— Естественно, снимать начали, когда уже надо было закрашивать зеленой краской желтые листья и окунаться в холодную речку. Такой уж порядок в кино. Мы уехали в Тверскую область, под Городец. Там снимали Волгу, наши встречи-прощания. Жили в самом Калинине, а на деревенские съемки выезжали в Савинову слободку.

Это было заброшенное село, где достроили фасады изб. Наши лазили по домам, брали кому что не лень. Река была холоднючая! Леньке пришлось в нее падать, а Пуговкину — прыгать солдатиком. Но они согласились на такой подвиг только потому, что на съемочную площадку были доставлены два ящика горячительного. За кадром все дружно их растирали, укрывали телогрейками, одеялами, а потом наливали.

Солдат Иван Бровкин

Солдат Иван Бровкин

— Никто не простудился?
— Я простудилась, зимой. Валечка Гинзбург — он же поэт большой! — сказал, что нужна съемка в три часа утра. Вот и представьте себе: середина ночи, мороз под тридцать, русская деревня под снегом… Красота необыкновенная! Но как работать? Отрываешься от печки и — на мороз, в кадр. Разболелась я так, что могла сорвать съемки надолго. Лечила меня Татьяна Ивановна Пельтцер.

Она пришла в ресторан, велела девкам собрать со всех столов баночки с горчицей, достала свежую газету, вымазала ее горчицей, завернула в нее меня всю, накрыла одеялами и заставила выпить горячий чай. Я вопила, как резанная, взывала к милосердию, пока не покраснела, как свекла. А через день, как миленькая, уже вновь была на морозе.

Солдат Иван Бровкин

Солдат Иван Бровкин

— Кто с кем общался на съемках?
— У Татьяны Ивановны был «салон», вся верхушка группы. Она была и спонсором накрытых столов, и веселым участником. Конечно, играли в карты. Местные жители ее наперебой угощали, соревновались, чьи пирожки или чья моченая брусника ей больше понравится. Зазывали на самогоночку. Среди бабулек такая конкуренция шла: кто с ней тремя словами перемолвился, кто двумя, а кому она улыбнулась.

Все считали, что Пельтцер из народа. Ничего подобного! Настоящая столичная штучка, в Германии несколько лет жила. Но деревенские бабки ее обожали. Вокруг Михаила Ивановича Пуговкина всегда был кружочек. Кто-то где-то ругается, кто-то тоскует, а вокруг него всегда людно. Он рассказывал какие-то истории всерьез, а все покатывались.

Солдат Иван Бровкин

Солдат Иван Бровкин

Я по сей день помню его байку о том, как он покупал фуражку-аэродром, чтобы перекрыть овал лица. С тех пор я ни одной шляпы не купила без хохота. А как он преподносил свой текст! Прием хороших актеров — запоминающиеся фразочки. Ими он сыпал как из рога изобилия: «Закон моря!», «Люблю, но об этом никто не узнает», «Шофер — первый класс! Моя школа!»…

Сергей Капитонович Блинников, Блин, тоже был большой баловник. Шутил со строгим видом. Его робкая, интеллигентная жена Анна Коломийцева при нем и пикнуть не могла. Оба мхатовцы, милейшие люди. Верочка Орлова — воплощенное обаяние на двух ножках! Со всеми вежлива, улыбчива, мила. В ней чувствовалась закалка «театрального террариума», который ее ничуть не испортил. Таких, как она, всегда было мало.

— А вы с кем общались?
— Я всегда оставалась кошкой, которая сама по себе. Характер у меня был паршивый. С самого начала я считала, что это кино — антиинтеллектуальное, неумное барахло. «Иван Бровкин» в какой-то степени биографию мне и подпортил. Я видела себя на экране этакой ироничной горожанкой, но никак не деревенской девахой. Хотя характер вздорной председательской дочки был угадан.

Солдат Иван Бровкин

Солдат Иван Бровкин

— Как складывался ваш дуэт с Леонидом Харитоновым? Вы смогли притереться?
— Мы с Леней особенно не дружили. Во-первых, всегда рядом была Света Харитонова, его милая жена, которая была выше его на голову. Вот с ней мы как-то симпатизировали друг другу. Света немножко его ко всем ревновала, а мне бы и в голову никогда в жизни не пришло влюбиться в такого мальчика. На второй серии они разошлись, Светлана очень переживала, я с ней часто встречалась.

Потом она снялась в картине «Летят журавли», познакомила меня с Таней Самойловой. Света Харитонова — великолепная актриса, которой я восхищаюсь. А с Леней мы не мешали друг другу. Вся лирика, мягкость в нашем дуэте — от него, а от меня — все фырканье. Он и человеком был слишком мягким и безотказным, что сильно отразилось на его биографии.

 Иван Бровкин на целине

Иван Бровкин на целине

— Как я понял, артисты были предоставлены сами себе. А как же вы, дебютантка, справлялись?
— А разве не видно? На лице этой молодой артистки написано, что она мечтает побыстрее смыться из кадра. Ведь как должен подавать себя настоящий герой? Вытеснять всех, лезть на первый план! У меня, к сожалению, не было в характере желания нравиться, подавать себя. Может, зрители увидели и в этом обаяние. А играла я никак.

— Но вам помогали? Делали замечания?
— Помогали, а как же! Но, видимо, по своей так и не раскрывшейся актерской природе — ха-ха-ха! — совсем уж бездарно, глупо, по-дурацки я себя не вела. Меня не ругали. Все решалось просто, незатейливо. Все держались на равных. Может, если бы мы Достоевского экранизировали, возникали бы советы, покровительства. А тут-то о чем было говорить?

 Иван Бровкин на целине

Иван Бровкин на целине

— Никто не верил в успех?
— Да не то чтобы не верили… даже не задумывались! Не подозревали, что может получиться такая успешная картина. Никому это в голову не приходило. Ну выехали в деревню, собрались милые люди. Река, природа… Не всерьез делалось то, что оказалось обаятельным, ностальгическим искусством…

Беседовал Сергей Капков.

Интересные факты о фильме «Солдат Иван Бровкин»

Леонид Харитонов впервые снялся в кино в 1954 году, и первая же роль в фильме «Школа мужества» принесла студенту всесоюзную известность. Роль Ивана Бровкина стала третьей в фильмографии Харитонова, который после выхода фильма на экраны стал суперзвездой советского кино.

 Иван Бровкин на целине

Иван Бровкин на целине

Летом 1955 г. на улице Сухуми военный патруль задержал молодого солдата. Тот не приветствовал офицера и был явно не по уставу одет: ремень не затянут, ворот расстёгнут. Остановленный патрулём солдат, вместо того чтобы встать по стойке «смирно», пытался вступить в пререкания. Патруль доставил его в комендатуру. Каково же было удивление патрулировавшего в тот день офицера, когда через десять минут задержанный, улыбаясь, вышел из комендатуры, да ещё в сопровождении самого коменданта.

— Смотрите, больше не попадайтесь! Раз на вас форма, носите её, как указано в уставе, — сказал комендант, пожимая руку на прощанье.
— Есть! — щёлкнул каблуками солдат.

— Актёр это, — пояснил комендант офицеру. — «Школу мужества» видели? Вот он там играл.
Этот забавный случай произошёл с Леонидом Харитоновым во время съёмок фильма «Солдат Иван Бровкин». Чтобы актёр привык к костюму своего героя, ему было разрешено носить солдатскую форму. Кстати, это был первый и последний случай в жизни Харитонова, когда зрители не узнали его… Чтобы влезть в шкуру героя, Харитонов часами занимался строевой подготовкой, учился водить трактор, мотоцикл. И наотрез отказался от певца-дублёра. «Хочу петь сам», — заявил актёр и настоял на своём.

Говорят, что и сценарий этой комедии Леонид Владимирович изучал несколько недель. Вдумывался в каждую его строку, стараясь зрительно представить «непутёвого» Ваню, у которого всё выходит невпопад. Эта «непутёвость» — отправная черта в образе Ивана Бровкина — заставила Харитонова поломать голову. Он никак не мог понять, в чём она выражалась — в простодушии или, наоборот, в хитроумии? Может, Иван Бровкин — типичный Иванушка-дурачок из русской сказки?

 Иван Бровкин на целине

Иван Бровкин на целине

…Сергей Яковлевич Лемешев в свое время получил предложение записать для фильма песни Ивана Бровкина, но знаменитый тенор заметил, что Ваня Бровкин вряд ли кончал консерваторию, и посоветовал авторам картины поручить спеть песни исполнителю роли Бровкина. Когда фильм вышел на экраны, Лемешев часто вспоминал эту историю.

 Иван Бровкин на целине

Иван Бровкин на целине

Он ценил Леню и неоднократно сравнивал с самым любимым своим актером Петром Мартыновичем Алейниковым. «Только он — Ваня Курский, а ты — Ваня Бровкин»,— говорил Сергей Яковлевич, чувствуя, какое это доставляет удовольствие Харитонову.

Готовясь к съемкам, Харитонов занимался строевой подготовкой, учился водить трактор и мотоцикл. Все песни в фильме он исполнил сам.
Во время съемок фильма у Леонида Харитонова открылась язва, которая появилась у него во время блокады Ленинграда.

Съемка армейских гарнизонов происходила на территории Чернышевских казарм в Москве. Автомобиль, который Бровкин утопил в реке, был модели ГАЗ-51.
Когда фильм «Солдат Иван Бровкин» вышел на экраны, Леонид Харитонов стал кумиром поколения. Его славу можно сравнить только с гагаринской! Ему пишут письма солдаты, девчата, матери и бабушки, актёра приглашают на творческие встречи в клубы, школы, на заводы и стадионы…

 

Иван Бровкин на целине

После того, как солдат Иван Бровкин, герой одноименного фильма, «прошагал» по экранам, съемочный коллектив кинокартины получил тысячи писем. Зрители спрашивали, как живет Бровкин, где он сейчас. Сценарист, режиссер и актеры фильма решили, что искать демобилизованного солдата Бровкина надо на целине. Героическому труду целинников, жизни новоселов и была посвящена вторая серия киноповести об Иване Бровкине.

 Иван Бровкин на целине

Иван Бровкин на целине

Первую серию картины делали на Волге, под Калинином. Здесь же решили снимать начало второй серии. После трехлетнего перерыва съемочная группа во главе с режиссером Иваном Владимировичем Лукинским и главным оператором Валерием Аркадьевичем Гинсбургом снова выехала на родину Бровкина. Пароход «Шевченко» опять превратился в плавучую базу съемочного коллектива.

У пристани села Савино собрались колхозники. Встречали кинематографистов как старых добрых знакомых. Расспрашивали, делились новостями. «Штабом» съемок снова сделали дом Серафимы Ивановны Синициной — «бабушки Симы». Это у нее еще во время съемок первой серии актеры коротали время в ненастную погоду. Она варила полюбившуюся всем пшенную кашу с молоком. В ее доме на печи отогревали Леонида Харитонова после проб и бесконечных дублей эпизода «умывания на морозе». Заворачивали в тулуп и укладывали на горячую русскую печь, на лежанку.

 Иван Бровкин на целине

Иван Бровкин на целине

Два месяца продолжались съемки на Волге. По сценарию, Ивана Бровкина ждали в колхозе с нетерпением, прочили в бригадиры, свадьбу сыграть собирались. А он — на целину! Опять перепутал все планы «непутевый», говорят о нем. Не разобралась и Любаша, обиделась, говорить не захотела. Так и поехал Ваня Бровкин без любимой… А вместе с ним в дальние целинные края отправилась вся съемочная группа.

Еще до выезда в экспедицию некоторые студийные товарищи советовали группе не ехать за тридевять земель, а отснять всю «натуру» где — нибудь под Москвою. «Ширь, раздолье полей найдете и здесь, — говорили они. — Можно организовать и «подъем целины» для съемки…» Но принятое постановщиками решение оказалось единственно правильным.

Снимали фильм в совхозе «Комсомольский», в шестистах километрах от Оренбурга. Не понадобилось громоздких декораций: снимали настоящие дома и улицы, настоящие целинные хлеба и, главное, людей, которые сами обживали целинные земли. С них, новоселов — целинников, и делали своих героев артисты, режиссеры. Жизнь под одной крышей, труд вместе с целинниками обогатили актеров, их игра стала достовернее и глубже. Достаточно сказать, что многие артисты научились водить тракторы, а сам Бровкин — Харитонов стал заправским мотоциклистом.

Талантливый актер, Харитонов вновь покоряет зрителя своей обаятельной игрой, глубоким проникновением в образ героя. Его Бровкин — бригадир трактористов — взят прямо — таки из жизни. Своей новой удачей артист, конечно, во многом обязан работе в совхозе, общению с живыми героями целины.

 Иван Бровкин на целине

Иван Бровкин на целине

Народный артист республики Синицин и директор совхоза, где снимался фильм, Голованов оказались земляками, сталинградцами. Они знали друг друга и прежде: Константин Александрович Синицин выступал как — то с концертом в МТС под Сталинградом, где в ту пору директором был Голованов.

Старые знакомые встретились теперь в Оренбургской степи. Можно сказать, что убедительный образ директора совхоза, созданный Синициным, явился итогом их совместной работы. Замечательная актриса Татьяна Ивановна Пельтцер обаятельно и комично сыграла мать Ивана. Во второй серии ее Евдокия Макаровна еще более колоритна и многогранна. Все в ее игре от жизни: каждое слово, каждый жест.

В фильме удачно использована художественная самодеятельность молодежных коллективов совхоза и предприятий Оренбурга. Особенно в сцене свадьбы. Пусть не очень четки переплясы, но в этом есть и прелесть достоверности: ведь поют и пляшут не артисты, а простые парни и девчата, трактористы и шоферы, маляры и доярки. В других массовых сценах заняты тоже не статисты, а сельская и рабочая молодежь.

… Закончились съемки фильма, москвичи возвращались в столицу. Провожая актеров, целинники наказывали и в будущем не забывать о новоселах, создавать хорошие фильмы о людях труда. Артистам, режиссерам, рабочим группы вручили почетные грамоты за участие в уборке целинного урожая 1958 года.

… Немало песен было спето вместе в долгие целинные вечера у костров полевых станов. Отзвуки тех песен звучат теперь в веселом, хорошем фильме «Иван Бровкин на целине».

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий