Александр Зархи

Александр Зархи

Александр Зархи родился 18 февраля 1908 года в Санкт-Петербурге.
Первые киносеансы, которые Александр Зархи с друзьями увидел еще мальчишкой, были одним из самых светлых и захватывающих событий его детства.

Александр рос в многодетной семье без отца, и жил на рабочей окраине Петербурга, но в нем проявлялась необыкновенная тяга к любому творческому процессу — к игре скрипке, к театру драмы, опере и балету. В школе он ходил в драматический кружок, которым руководил отец Кирилла Лаврова, и пьесы для которого писал Николай Чуковский, сын Корнея Ивановича Чуковского. Уже в 14 лет Александр Зархи сыграл свою первую роль старого комика Светловидова из чеховского рассказа «Калхас».

Александр Зархи
В киноиндустрии Александр Зархи оказался в тот момент, когда «немые» фильмы уже казались зрителю того времени недостаточно выразительными и кинематограф ожидал качественно новый виток развития после появления фильмов со звуком. Первой работой Александра Зархи в кино стало участие в массовке в картине Козинцева и Трауберга «С.В.Д.».

Александр Зархи

Александр Зархи

Во время съемки сцены на катке 14-летний Зархи самозабвенно катался в кадре, но Козинцеву его присутствие почему-то не понравилось. «Этого пацана, там, на одном коньке, немедленно убрать», — сказал Козинцев.

Несмотря на то, что за Александра стал заступаться оператор, мальчика все же попросили удалиться с площадки. Будущий режиссер, глотая слезы, стоял за оградой киностудии и клялся, что обязательно сюда вернется. Так и произошло.

В 1920-х годах в Ленинграде был открыт техникум экранного искусства, который Александр Зархи окончил в 1927 году. После чего ему было предложено возглавить совместно с Иосифом Хейфицем первую комсомольскую постановочную бригаду ленинградской фабрики «Совкино», которая впоследствии была переименована в «Ленфильм». Параллельно с работой, вплоть до 1928 года, Зархи обучался на киноотделении Ленинградского пролеткульта.

Как режиссер Зархи дебютировал в кино в содружестве с Иосифом Хейфицем, сняв в 1930 году драму «Ветер в лицо», а в 1931 году ими была поставлена картина «Полдень». Но широкая известность пришла к Зархи и Хейфицу в 1935 году после выхода на экран снятой ими комедии «Горячие денечки» о любви красноармейца-танкиста и провинциальной студентки.

Известность фильм принес не только своим легендарным создателям, но и паре тогда еще молодых актеров — Николаю Черкасову и будущей главной «Золушке» страны Янине Жеймо. Актеры создали прекрасную комическую пару, сопровождавшую главных героев Николая Симонова и Татьяны Окуневской. Все актеры в картине сыграли свои роли настолько талантливо, что благодаря их великолепной актерской игре картина «Горячие деньки» стала одной из самых популярных отечественных комедий своего времени.


"Депутат Балтики"

«Депутат Балтики»

До «Горячих денечков» в арсенале режиссерских средств Зархи не числилось ни юмора, ни иронии, но работа с комедийным сюжетом помогла молодому режиссеру воспитать себе мягкую ироническую наблюдательность, что было очень важно для его дальнейшего творчества.

Первым признанным киношедевром, снятым Зархи и Хейфецем, стал фильм «Депутат Балтики», в котором зрителям был представлен в исполнении Николая Черкасова яркий образ русского профессора, ставшего на сторону революции. Кино в то время должно было выполнять социально-политический заказ, и потому выход на экраны фильма «Депутат Балтики» был вполне оправдан исторически.

Новаторство Хейфица и Зархи заключалось в преимущественном интересе режиссеров к психологии и внутренней жизни героя. «Мы поставили человека в ситуацию, при которой активная сила лежит в его психологии», — говорили режиссеры о профессоре Полежаеве. Фильм был снят и сыгран с такой искренностью, что сразу заслужил симпатии зрителей.

"Член правительства"

«Член правительства»

Картина получила Сталинскую премию, «Гран-при» Международной выставки декоративных искусств в Париже и Латунную медаль Международного кинофестиваля в Венеции. Вскоре после успеха фильма «Депутат Балтики» антология отечественного кинематографа пополнилась еще одним хрестоматийным персонажем, созданным Зархи и Хейфецем – героиней фильма «Член правительства», снятом в 1939 году, стала крестьянка Александра Соколова в исполнении Веры Марецкой. Актриса показала в этой работе духовный рост сельской женщины, ставшей депутатом Верховного Совета СССР.

Из более двадцати фильмов, снятых Зархи, половину он снял совместно с Иосифом Хейфицем. Однако в 1950-х годах каждый из соавторов стал работать самостоятельно. Одной из самых известных режиссерских работ Зархи был фильм «Высота»( История фильма). Визитной карточкой фильма стала песня «Монтажники-высотники» Родиона Щедрина. Режиссеру удалось представить огромный завод, где монтировалось на высоте оборудование, не столько обычным производственным объектом, сколько экстремальной средой, связанной с риском и романтикой.

На съёмках фильма «Высота»

В 1967 году Зархи поставил фильм «Анна Каренина» (История создания фильма) считающийся одним из лучших кинематографических прочтений этого романа. Не отмеченная престижными кинематографическими наградами, картина Зархи отличалась внимательным отношением к историческому контексту и сильным актерским ансамблем. В фильме сыграли Татьяна Самойлова, Николай Гриценко, Василий Лановой и Анастасия Вертинская. По итогам сезона 1968 года картина стала одним из лидеров всесоюзного проката, собрав свыше 40 миллионов зрителей.

Александр Зархи  на съёмках фильма "Анна Каренина"

Александр Зархи на съёмках фильма «Анна Каренина»

Актриса Татьяна Самойлова, сыгравшая роль Анны Карениной, вспоминала о съемках: «Мы искали, чтобы билось наше сердце. Вместе — и его, как художника и режиссера, и мое, как актрисы. Чтобы это был вид соответствующий XIX столетию. Чтобы это были костюмы, чтобы это был грим интересный. Все это было поиском, работали мы над этим четыре года: два года писался сценарий, два года мы снимали.

Картина, с моей точки зрения, получилась безумно интересная. Дивный Гриценко, замечательный Лановой, дивная Ия Саввина, великолепная Плисецкая и прекрасная музыка Щедрина. Прекрасная – лязгающая, ненавидящая, всю эту тему любви презирающая, изнемогающая злобой по поводу этой темы. Вообще Анна Каренина удивительная роль, удивительный образ.

И то, что это будет на экране, и то, что это любят зрители, и то, что об этом говорят, это хорошо… Я люблю Анну. Люблю Анну за ее правду. Она жила правдиво, она жила без лжи, и когда она почувствовала, что жизни нет и что любви нет, так страшно почувствовала биение своего сердца в голове и не почувствовала почвы под ногами, и упала под поезд… Вот это было страшно, это было страшно. А вообще, конечно, мы очень любили с Александром Григорьевичем «Анну Каренину».

Александр Зархи  на съёмках фильма "Анна Каренина"

Александр Зархи на съёмках фильма «Анна Каренина»

Главным приемом Зархи была ставка на актерский талант. Сам кинодраматург говорил: «Мои картины скорее подтверждают точность выбора актера». Поэтому на главные роли он приглашал таких звезд советского кино как Татьяна Самойлова, Николай Черкасов, Николай Рыбников, Вера Марецкая и многих других известных актеров.

Нина Зархи, дочь Александра Зархи рассказывала: «Страстная папина любовь к актерам она тоже была связана с его человеческим даром. Он действительно любил людей. И актера, как единственного и главного посредника в рассказе о человеке, он просто боготворил. Он считал, что все можно сделать через актера.



Почему мне и кажется, что это кино живое. Про людей ведь всегда живое, всегда интересно. Так случилась «Высота», которая имела множество всяких премий, и всенародную любовь. По-моему, эта картина жива еще и потому, что в ней есть невероятное обаяние и актерское тоже. Потрясающая работа Рыбникова, конечно. Такого нет больше типажа, народного такого героя, который был бы при этом так обаятелен и так непрямолинеен в своей народности, в своем народном русском обаянии.

Александр Зархи  на съёмках фильма "Анна Каренина"

Александр Зархи на съёмках фильма «Анна Каренина»

Такое точное попадание Инны Макаровой – изумительная работа. Все-таки это был 1956 год. Настроение было хорошее, конечно. Это было уже после XX съезда. И какой-то воздух такой весенний был. Папа очень откликался на все, что происходило в обществе. Был человеком очень реагирующим на все. Уличная атмосфера его могла либо превращать в угрюмого человека, либо очень будоражить.

Глаза сразу становились комсомольскими. После «Высоты», конечно, сразу хотели, чтобы он делал только такое, только про рабочий класс. Картины такие были нужны. Спускался сверху план, поэтому он подолгу бывал в простое. Он искал свой материал, это естественно.
Многих удивил «Звездный билет», который заставили назвать по-другому – «Мой младший брат». В квартире у папиного камина Аксенов читал главы еще не написанного романа.

На съёмках фильма "Анна Каренина"

На съёмках фильма «Анна Каренина»

Это неожиданно произвело на папу невероятное впечатление. Папе очень понравился этот роман, ему показалось все это очень животрепещущим, очень верным, очень уловившим атмосферу надежд, каких-то перемен, выхода из-под этой глыбы сталинского льда. Такого чего-то живого, когда все трое могут быть непохожи друг на друга, быть друзьями. Даже это казалось какой-то новацией, каким-то окном в обыкновенную человеческую жизнь, в которой все разные. Даже это казалось каким-то свежим. И одновременно чуть-чуть опасным, запретным».

Сам Зархи при личном знакомстве никогда не производил впечатления «настоящей звезды». В потертом джинсовом костюмчике, по отзывам современников, он был похож на постаревшего Чарли Чаплина. «Александр За-рхи, народный артист», — представлялся неизменно режиссер. Нина Зархи рассказывала: «Папа мог бы заниматься только кино.

"Мой младший брат"

«Мой младший брат»

В этом смысле он был человеком-метафорой своего дела. Потому что эта непредсказуемость кино, когда ты снимаешь одно, а на пленке, на экране совсем другое, она была в папе. Он вообще был очень из своего времени. Он пришел в 20-е годы. Он не мог бы прийти ни в кино, ни куда-то вообще в искусстве, ни в какое другое время, — только в 20-е годы.

Это тоже было для него очень органично в это время, когда все ломалось. Он бы человеком абсолютной динамики: никакого консерватизма, никаких застывших форм. Это ему так нравилось, что все на площади, что все на улице, что все творится — здесь, сегодня. В подвязанных штанах, на одном коньке с другом, поделив пару коньков на двоих…

"Двадцать шесть дней из жизни Достоевского"

«Двадцать шесть дней из жизни Достоевского»

С этим связана очень смешная история, как он первый раз попал на съемку к Козинцеву и Траубергу и в массовке катался в фильме «С.В.Д.». В бакенбардах, треуголке, потому что это был фильм о времени декабристов. Папа там катался в массовке, изображая конькобежца на льду. Были съемки на катке, и в гриме Медокса был Герасимов. Они все были чуть старше — режиссеры Козинцев и Трауберг. Их называли по имени-отчеству. Хотя они старше были на три-четыре года.

Папа самозабвенно делал, как он делал все. В массовке тоже, потому что ему казалось, что это самое главное сейчас. Вдруг Козинцев сказал: «Этого пацана, там, на одном коньке, немедленно убрать». Папа до конца дней вспоминал оператора Москвина с большой любовью: «Москвин за меня заступился». Москвин снимал. Он сказал: «Да не видно его. Он на заднем плане. Пусть катается». Козинцев: «Нет, пусть уйдет». Папа вспоминал: «Я тогда поклялся за решеткой «Ленфильма». Я стоял, глотал слезы и говорил: «Я буду здесь, я буду, я войду еще сюда». Тогда ему было 14 или 15 лет. Действительно, через год он туда уже пришел.

Александр Зархи

Александр Зархи

Я недавно посмотрела «Мою Родину», снятую в 1933 году, которую папа, и я этого не знала, оказывается и Хейфиц тоже, считал их лучшей картиной. У этой картины драматическая судьба. Ее недавно открыли. Выяснилось, что ее не смыли до конца, там смыта одна часть, но вообще картина сохранилась. Она стала просто открытием для киноведов. Я ее посмотрела.

Там есть такие кинонаходки! Она до сих пор живая, потому что это черно-белое кино, которое работает как цветное. Это фантастическое понимание кадра, работы со светом — как пластически работает свет, меняясь в кадре, в одной и той же мизансцене меняется освещение и абсолютно меняется атмосфера. Все это притом, что речь идет о каких-то, сегодня кажущихся простыми, примитивными, вещах. Работа чистой кинопластикой позволяет в эту картину просто входить, как в какое-то магическое приключение. Эта картина — абсолютное визуальное приключение». Тем не менее, Зархи и Хейфица за создание фильма, который порочил Красную армию, наказали отлучением от кинематографа на два года.

В 1969 году Зархи было присвоено звание «Народный артист СССР», а 28 февраля 1978 года Зархи было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1973 году режиссер экранизировал роман К.А.Федина «Города и годы».

На заключительном этапе своей режиссерской карьеры Зархи обратился к жанру биографического фильма, сняв в 1980 году фильм «26 дней из жизни Достоевского» и фильм «Чичерин» в 1986 году.
Александр Зархи был консультантом по творческим вопросам при руководстве «Мосфильма», и снял более 25 фильмов.
Александр Зархи скончался 27 января 1997 года, и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище


Источник

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий