История создания фильма «Четыре танкиста и собака» (Czterej pancerni i pies)

Жанр: военный фильм, приключения
Многосерийный фильм. В фильме с долей юмора показана нелегкая доля танкистов на Великой Отечественной войне. Зрители полюбили главных героев ленты и в том числе — удалого офицера Ольгерда. Однако вряд ли кто знает, что прототипом этого персонажа стал наш земляк, уроженец Залесовского района храбрый танкист Виктор Тюфяков.
В фильме снимались:Януш Гайос, Францишек Печка, Влодзимеж Пресс, Малгожата Немирская, Пола Ракса, Веслав Голас, Витольд Пыркош, Тадеуш Калиновский, Януш Клосиньский, Рышард Котыс, Збигнев Гейгер, Франтишек Тшецяк, Збигнев Юзефович, Иоанна Собеска, Анна Лютославская, Хелена Маковская, Роман Вильхельми, Ежи Турек
Режиссеры: Анджей Чекальский, Конрад Наленцкий
Сценаристы: Януш Пшимановский, Станислав Воль
Оператор: Ромуальд Кропат
Композитор: Адам Валяциньский
Премьера фильма состоялась: 25 сентября 1968

Четыре танкиста и собака



«Четыре танкиста и собака» (польск. «Czterej pancerni i pies») — название польского черно-белого многосерийного фильма, снятого по книге «Czterej pancerni i pies» Януша Пшимановского. Фильм относится к военно-приключенческому жанру и повествует о боевых буднях экипажа танка «Рыжий» и пса по имени Шарик во время Второй Мировой войны.

На съёмках фильма "Четыре танкиста и собака"

На съёмках фильма «Четыре танкиста и собака»

Премьера фильма состоялась 9 мая 1966 года. Фильм состоит из трех сезонов, которые были сняты и продемонстрированы по польскому телевидению в 1966, 1969 и 1970 гг. Полностью сериал, рассчитанный на детскую и молодежную аудиторию, ежегодно демонстрировался в Польше вплоть до 1989 г. В СССР фильм был впервые показан 25 сентября 1968 г.

Во время показа в Польше фильм имел грандиозный успех. Не меньшую популярность сериал приобрел в СССР под названием «Четыре танкиста и собака» («народное» название «Три поляка, грузин и собака»), в ГДР под названием «Vier Panzerfahrer und ein Hund», а также в других странах Советского блока.
На нём выросло несколько поколений и именно он вызвал бум на немецких овчарок.

Четыре танкиста и собака

Четыре танкиста и собака

Какое-то время на родине создания фильма, в Польше, он был запрещен к показу с формулировкой «советская пропаганда». Первые известные протесты против показа сериала исходили от Ежи Буковского, вице-председателя ветеранской организации «Porozumienia Organizacji Kombatanckich i Niepodlegociowych». Им было направлено два письма в адрес совета польского ТВ (компании TVP).

В июле 2006 г. представитель TVP Даниэль Яблонский ответил на письмо Буковского, сообщив, что компания не намеревается в ближайшее время демонстрировать фильмы, очерняющие историческое прошлое Польши. Бронислав Вильдштейн (в то время председатель польского общественного телевидения (канала «Телевизия Польска» или сокращенно ТВП)) запретил передавать в эфир сериал, сказав, что это может быть сделано «только через его труп».

Претензии правого руководства ТВП к четырем танкистам и псу Шарику заключались в том, что фильм якобы нарушал «историческую правду». Они недовольны тем, как в этих фильмах трактуются события Второй мировой войны. «Нас возмущает то, что немцев показывали как банду идиотов, а это была очень сильная армия тогда в мире, победить ее было трудно. А банду идиотов и дети могут победить.
Не показан трагизм войны, в фильме война, как приключение», — говорил заместитель председателя объединения «Армия Крайова» Тадеуш Филипковский.

Это решение вызвало волну негативных комментариев в средствах СМИ России и Украины, и стало широкообсуждаемым событием в русскоязычном сегменте интернета.

Стоит отметить, что Вильдштейн также известен как активный участник руссофобских и антикоммунистических выступлений (в подражание одиозной «охоты на ведьм»), периодически проходящих в некоторых странах Восточной Европы. После увольнения Вильдштейна в 2007 показ сериала был возобновлен, в частности сериал демонстрировался телезрителям в марте 2008 по польскому каналу PTV2.

Четыре танкиста и собака

Четыре танкиста и собака

В 1968 году после выхода на экраны польского многосерийного фильма «Четыре танкиста и собака» советские мальчишки все как один мечтали стать танкистами. А дворовые собаки в одночасье становились Шариками (по имени главного героя фильма).

Немецкая овчарка Шарик из этого телесериала сразу же стала самым популярным псом в Польше. Настолько популярным, что полицейские кинологи в Сулковицах под Варшавой увековечили ее память. В помещении библиотеки они открыли выставку, посвященную Шарику, главным экспонатом которой является чучело заслуженного пса, умершего от старости в возрасте 14 лет.

Чучело второго Шарика находится на складе, а от третьего кинопса, к сожалению, остался один скелет, на котором курсанты-новички постигают сейчас азы собачьей анатомии.
Никакой ошибки тут нет: дело в том, что в знаменитом телесериале Шариков было три. Два участвовали в съемках, а третий находился «на скамейке запасных» и был дублером. Всех трех псов для фильма отобрал и дрессировал подполковник Франчишек Шиделко, один из самых опытных кинологов школы.

Четыре танкиста и собака

Четыре танкиста и собака

Свою работу в фильме собаки делили: во всех сценах с экипажем знаменитого танка Т-34 и в крупных планах снимался Шарик-1, чучело которого украшает сейчас библиотеку. Шарик-2 был отличным драчуном, и поэтому его снимали в сценах погонь, схваток и потасовок. Шарика-3 до съемок так и не допустили, поскольку дублер оказался ненужным.>

Главного Шарика на самом деле звали Тримером. Родился он в питомнике в Сулковицах в 1965 году и получил номер 3430, под которым его занесли в племенную книгу. На подставке, на которой стоит сейчас чучело поседевшего пса, надпись «Тример-Шарик», рядом в рамочке — служебный формуляр знаменитой собаки.
Началось же все с того, что на Шарика и его дублера Атака (он лишь несколько раз мелькал в кадре), выбор пал, когда они только-только начинали службу в варшавском отделении милиции. И отнюдь не считались лучшими выпускниками школы.

Четыре танкиста и собака

Четыре танкиста и собака

Вряд ли дослужился бы Шарик до оказанных ему посмертных почестей, поскольку выполнял свои прямые милицейские обязанности без особого энтузиазма.
Кто знает, чем бы закончилась его карьера, если бы не успех сериала. На съёмочной площадке Шарик вдруг раскрылся с творческой стороны. Он безошибочно определял, где свой солдат, которому можно доверять, а где враг, которого надо облаять.

Идеальным служебным псом по праву считался, например, Целер. «Но этот пес не годился в актеры, — объясняет проводивший тогда отбор тренер Францишек Шиделко. — Он бы насмерть загрыз четырех танкистов и еще атаковал бы танк «Рудый.» Но кто теперь вспомнит добрым словом рьяного служаку Целера? Зато Шарик, проявивший почти человеческую понятливость и способность к перевоплощению, остается гордостью воспитавшей его школы.

Четыре танкиста и собака

Четыре танкиста и собака

Какие только номера он не выкидывал в кадре. Пес был прирожденным актером! Под конец съемок снова рвался к камере. Раздраженный нахрапистостью овчарки, режиссер кричал по-русски: «Шарик, пошел вон, ты в этой сцене не играешь!» С первых же шагов в кинематографе Шарик снискал любовь всей съемочной группы.
— Иногда в прессе писали неправду, что Шарик боялся воды, — не перестает защищать честь своего воспитанника тренер. — Просто была такая сцена во время которой Шарик переплывал Вислу. Вода буквально вскипала от разрывов снарядов, а Шарик все плыл к поставленной цели.

В какой-то момент подумалось, конец, пропал пес. Поплыл за ним на лодке. Течением его обессилевшего сносило вниз по реке. Пес был не в состоянии выйти из воды на собственных ногах.. В сценарии «Четырех танкистов» первоначально была снята сцена, когда Шарик, пробираясь из немецкого тыла, походя перегрызает унюханную телефонную линию, чтобы облегчить атаку союзных войск.

Четыре танкиста и собака

Четыре танкиста и собака

Однако здравый смысл возобладал над желанием выставить своего любимца в качестве одного из тех, кто непосредственно обеспечил победу в войне. Сцену из фильма вырезали. Слава пришла к Шарику еще во время съемок фильма. По съемочной площадке, возле города Лодзи, где были построены несколько бутафорских улиц Берлина и Бранденбургские ворота, шныряли группы подростков, пытаясь раздобыть хотя бы волосок из его шкуры, который почитался за талисман.

Чуть позже стали высоко цениться фотографии Шарика с отпечатком его лапы. Пришлось изготовить специальную подушку огромных размеров, пропитанную тушью. К ней тренер прижимал лапу Шарика, чтобы затем запечатлеть ее на фотографии. Но больше 50 оттисков в день сделать не удавалось — даже исполнительный Шарик начинал смотреть на тренера как на сумасшедшего, тормозя увлекательный процесс.

Такая фотография высоко котировалась у детей. На нее можно было, например, выменять коллекцию из ста иллюстраций — фантиков, вложенных в жевательную резинку «Дональда» — страшный дефицит по тем временам. После выхода фильма на экран, встречи актеров со зрителями проходили на стадионах, вмещавших до 40 тысяч человек…

А в 1975 году во время визита в Чехословакию, на трассе, по которой проезжали актеры и Шарик, собралось несколько тысяч жителей чешской столицы. «Это выглядело примерно так, как если бы в Прагу приехал ансамбль «Битлз», — вспоминает Францишек Шиделко… В последствии Шарик на службу в милицию уже не вернулся, был избалован и попросту к ней не пригоден.

Но нашел хозяев, которые ухаживали за ним до последнего вздоха с искренней любовью. Он потерял зрение, слух, паралич поразил его задние лапы. Но хозяева отказывались усыпить Шарика по совету врачей, считая что великий актер заслуживает лучшей участи. Весь последний год они на руках выносили его на свежий воздух. В конце 1979 года Шарика не стало.
Телевизионный сериал «Четыре танкиста и собака» критики называют самым культовым в польском кинематографе.


Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий