История фильма «Ещё раз про любовь»

Жанр: мелодрама, экранизация
По пьесе Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь».
Ставшая культовой киноистория любви «самой красивой девушки Москвы и Московской области» и очень занятого молодого человека по имени Электрон.
В фильме снимались: Татьяна Доронина, Александр Лазарев (старший), Олег Ефремов, Елена Королёва,Александр Ширвиндт, Владимир Комратов
Режиссер: Георгий Натансон
Сценарист: Эдвард Радзинский
Оператор: Владимир Николаев
Композитор: Александр Флярковский
Художник: Ирина Лукашевич
Премьера фильма состоялась 27 мая 1968г

Впервые Наташа увидела Электрона Евдокимова в Политехническом музее, куда она пришла с Феликсом. Тогда ей очень понравился уверенный в себе докладчик. С Феликсом отношения не сложились, и Наташа, уйдя из дома, стала бортпроводницей — именно так она называла свою новую профессию. Однажды в кафе, перед очередным вылетом, Наташа увидела Евдокимова. Они познакомились и стали встречаться. По-разному переживают они свои чувства друг к другу. Силой своей любви Наташа заставляет понять Евдокимова, что такое любовь.

«Ещё раз про любовь»

Это был первый советский фильм о любви, в котором девушка, познакомившись с молодым человеком в ресторане, осталась у него в первый вечер знакомства ночевать и объяснилась ему в любви. Уже в самом названии проявилась некая знаковость фильма: банальная тема, но взгляд на происходящее совершенно новый…

История довольно простая. Вот мужчина, вот женщина, вот их любовь, а вот «что-то», что всё портит. Наблюдать за борьбой любви и «чего-то» — одно из самых захватывающих зрелищ, позволяющих хоть на шаг приблизиться к разгадке этого противостояния. Она его полюбила, причём, открыто, честно и безоглядно. А он — не сразу, постепенно, настороженно.

Хрупкое и вечное чувство неожиданно обрушивается на двух одиноких людей. В этой картине элегантные Доронина и Лазарев создали необычно гармоничный дуэт, привнеся в картину дух 60-х с портретами Хэмингуэя и географическими картами на стенах малогабаритных квартир. Девушкой 60-х, разбившей сердца целому поколению и такой не похожей на всех прочих советских кино- и литературных героинь своей индивидуальностью, была Татьяна Доронина.

Скольких людей покорила она своими огромными глазами, своим странным, с хрипотцой и прерывистым дыханием, голосом. Татьяна Доронина играла материнскую женственность, которая одухотворяла. Это была новая героиня, которая с экрана говорила о новой жизни, о новом взгляде на отношения между мужчиной и женщиной.

Татьяна Доронина — Я мечтала о морях и кораллах…


Доронина с её особой манерой говорить и такой же особой манерой смотреть и двигаться мгновенно влюбила в себя миллионы мужчин СССР, а неотразимый Лазарев и безответно обожавший героиню обаятельный Ефремов только подчёркивали её мечтательную созерцательность. История любви была снята просто и сентиментально.

«Ещё раз про любовь»

Мелодраматическая конструкция ставила во главу угла отношения двоих, подстёгивая и драматизируя эти отношения присутствием опасности, роковых предзнаменований. Татьяна Доронина демонстрировала максимум эротики, хлещущей через край во всех жестах и словах, причём эротики внутренней и не осознаваемой её героиней.

В фильме проступает чистота натуры героини, вызывающая восхищение зрителя, которому важно было видеть в ней сочетание красоты и характера, важно было понимать, что героиню обошла масса соблазнов, которым покоряются красивые женщины: в фильме она внимательно чувствительна к слабостям и недостаткам других, она талантливо человечна.

«Ещё раз про любовь»

Дуэт Дорониной и Лазарева открыл для советского зрителя не только экранную чувственную любовь, но и показал тот накал страстей и даже некую борьбу в отношениях, которые долгое время считались у нас чуть ли не запретными.

Любой, кто помнит начало своих отношений, признает, что было так или почти так. «Еще раз» трудность сближения, «еще раз» невозможность поверить, «еще раз» попытка проверить, а потом… «еще раз» легкие ручные кандалы недоверия падают, и «люблю» вылетает так же естественно, как выдох. Еще раз…
И эта радость начинает расти. И ты вместе с ней, чувствуя, будто вместе с тобой все вокруг становится большим, чистым, настоящим.

Отрывок из фильма «Ещё раз про любовь» — Последняя встреча

Когда фильм вышел на экраны, для меня он был, конечно, «взрослым»… Но как-то все было тогда устроено в нашей культурной советской жизни, что практически все фильмы годились для семейного просмотра. Если фильм был советский – то все «лишнее», «опасное» для советской морали, тормозилось либо вырезалось еще до выхода фильма на экран.

«Ещё раз про любовь»

Если не советский – то он подвергался тщательной проверке на соответствие нашему моральному кодексу, в результате которой, как правило, укорачивался, и только после этого допускался к прокату. Так что мы всё смотрели вместе и открыто.

Было в этом что-то правильное, что я сейчас могу оценить, что называется, с высоты прожитых лет. А правильное, наверное, было в том, что у нас была возможность смотреть фильмы вместе с родителями и обсуждать любые из поднимаемых в них проблем. Это сближало… Конечно, мы видели в них своё, взрослые — своё. Но какие-то общечеловеческие ценности нам прививались с детства и именно через взрослое кино.

«Ещё раз про любовь»

Может быть, взрослым при этом и «недодавали» чего-то более «откровенного», ориентируясь, как видно теперь, прежде всего на находящихся рядом с ними детей и думая о нашем воспитании… Но вряд ли они испытывали от этого дискомфорт. Скорее, его испытываем теперь мы, когда остаемся вместе с ребенком просто рядом с включенным телевизором, в какое бы время суток это ни происходило. Всегда есть риск неожиданно, как плевок, получить с экрана увесистую порцию похабщины, пошлости или насилия…

Здесь все было более чем пристойно. Самым смелым по тем временам было только, пожалуй, название. А герои были красивы, благородны и умны, говорили затейливым языком и такие красивые слова, что из них потом складывались афоризмы…

«Ещё раз про любовь»

Доронина в лучшие годы своей жизни. Роскошная блондинка, такая вот советская Мэрилин Монро. То, что по сюжету ей должно было бы быть лет раза в два меньше, как-то не смущало: мы были в таком возрасте, что двадцать пять были для нас одинаково далеки, как и сорок. Главное, что она была – красива, как и положено было быть «лучшей девушке Москвы и Московской области».

Всё, что она пела и говорила по ходу сюжета, впитывалось до последней капли — и уходило в массы народные. Её утверждения, что у женщины должен быть кумир, иначе она чахнет, и что главное в жизни — выдержка, с тех пор мною так и не подверглись сомненьям и пересмотру. Такой вот убедительной была её Наташа, что поверила ей на всю жизнь.

Лазарев дебютировал этой ролью в не очень юные годы, но зато сразу стал безумно популярен, хотя и снимался потом не много. Ну, а сейчас и вовсе больше известен его сын, который тоже Александр и тоже Лазарев.

Ещё раз про любовь

Наверное, по теперешним временам он и неплохой артист, но все-таки папа интересней, что уж говорить. В этой своей звездной роли Эллочки-Электрона он был демонически неотразим, и очень старался соответствовать, ведь все-таки в паре со звездой играл, и — получилось!

Ефремов играл одну из череды своих чем-то похожих ролей неудачливого героя-любовника, ненавязчивого, ненастойчивого, а потому отвергнутого. То же самое потом не раз повторится в тех же красках: в знаменитых «Трех тополях на Плющихе», в телевизионном фильме «Дорогая Ольга Сергеевна», ну и еще где-то, сейчас и не вспомню… Но даже невольно повторяясь, он был необыкновено убедителен во всех своих ролях. Жаль, что режиссура отнимала у него время, которое он мог бы посвятить съемкам в фильмах. Пусть им сыграно не много, но это — золотой фонд нашего кино.

Да, все они были тогда молоды и каждый по-своему хорош. Кто-то потом продолжал сниматься, кто-то исчез. Но этот фильм они сделали качественно и с любовью.

Знаю, что была попытка снять римейк, к которому приложила руку Рената Литвинова. Отдаю дань ее стильности и самобытности, но смотреть не стала. Может, не хотелось в ней совсем разочаровываться. А может, потому что песню до сих пор помню, ту, доронинскую:

«Я шагнула на корабль, а кораблик оказался из газеты вчерашней…»

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий