Алексей Миронов

Алексей Миронов родился 3 января 1924 года, на Маломосковской улице, между лесом Сокольники и Ярославским рынком. На Ярославском рынке до войны был маленький зверинец и там выступал клоун — это очень волновало мальчика.

Алексей Миронов

Однажды он со школьным другом сделал клоунаду, и их тепло приняли. С тех пор в школе Алексей Миронов переиграл всего Чехова: и «Медведя», и «Толстого и тонкого», и «Хирургию». А потом была театральная студия при доме пионеров, что возле Малого театра. Студийцы поставили спектакль «Любовь Яровую», в котором будущий актер сыграл Грозного. Этот спектакль показали в Доме милиции.

Но тут началась война… Алексей Миронов пришел в армию мальчишкой, ему не было и семнадцати. Это был самый критический момент для Москвы – октябрь. Когда бойцов ночью подвезли к переднему краю, все было в огне – светящиеся бомбы с той и другой стороны, ракеты, трассирующие пули. Всех охватила дрожь, с которой очень трудно было справиться. Но постепенно – ведь четыре года пришлось осваивать профессию военного, – все встало на свои места.

Рядовой Миронов дошел до Берлина, брал Берлин, дослужился до офицера. После Победы преподавал в Школе сержантского состава в Вене: прекрасно знал все военные дела, умел воевать! И умел общаться с людьми, умел их воспитывать, умел с ними жить, понимать. Это очень тонкое дело. Но где-то в конце 46-го года Алексея Миронова такая тоска обуяла, хотелось домой, в Москву. Не давали покоя мысли о сцене. Уволившись из рядов Красной армии, он приехал в Москву поступать в ГИТИС. И поступил-таки, стал учиться. И стипендию ему немножко прибавили, потому что отец погиб в стройбате, подходил под какую-то статью.

Алексей Миронов в фильме «Простая история»

Сама профессия Алексею Миронову далась не легко. К ее пониманию он шел очень долго. С третьего курса уже приходилось участвовать в спектаклях Театра Революции и набивать шишки, причем буквально!… прямо на сцене. А потом увлекся режиссурой и стал ходить на лекции Андрея Александровича Гончарова. Слушал его, глотая каждое слово, без конца задавал вопросы, пытаясь понять и постичь этого человека.

И в театре актер увлекся режиссурой и начал ставить пьесы, что называется, не для сцены. Ему почему–то не хватало того, что давали другие режиссеры, ведь с такими мастерами режиссуры, как Алексей Попов и Ворошилов, он встречался всего один раз. Потом их обоих уволили и после этого Театр Советской армии стал падать, падать, падать…

Алексей Миронов в фильме «Вечный зов»

Миронов поставил несколько спектаклей. «Воскресение» Фишера с Богдановой в главной роли. Спектакль был очень тепло принят труппой. Но большой сцены он не увидел, для этого надо было много-много пробивной силы, которой Алексей Миронов, к сожалению, абсолютно не обладал. А вот искать суть в материале, копаться в нем, что-то находить самому и подсказывать – для актера это было необходимо. Без этого совершенно неинтересно работать.

Спустя много лет Алексей Миронов совсем разочаруется в искусстве театра. Вернее – в его устройстве и интригах. Он навсегда покинет сцену театра, носящего имя Советской армии. Он ушел из театра только потому… Ну, конечно, причин было очень много… Но основная причина для актера – не было настоящего процесса. Скучно стало работать в театре. Режиссуры не было никакой.

А вот в кино Алексей Миронов влюбился «с первого взгляда» и на всю жизнь, со своей первой заметной роли — пьянчуги и проходимца Гуська в фильме «Простая история» (История создания фильма). Не смогла бы поднять колхозное хозяйство Саша Потапова, не болтайся у нее под ногами тунеядец Гуськов. Героиня Нонны Мордюковой гоняла его на протяжении всего действия, но симпатии зрителей все равно были на стороне Алексея Миронова. Уж больно забавен и безвреден был этот мужичок Гуськов.

Отрывок из фильма «Простая история» — купание Гуськова


А Гусек Миронова очень типичен. Кепочка, сигаретка прилипла к губе, глаза пьяные – актер почти не гримировался. «Где ты нашел такого пьянчугу? – спросил актера как-то режиссер Егоров. – Он у тебя не просыхает!» Но Миронов и не делал из Гуськова простого пьяницу. У него, если присмотреться, в глазах мелькают разные мысли: он ведь может и умеет работать, но не видит в этом смысла – ничего за это не получает. Отсюда его ирония. Ну, а так как этот персонаж все-таки комичный, то Миронов придумал ему несколько деталей – походку, сигаретку и даже целый эпизод, где он за купающимися бабами подглядывал. «В этой роли я много от Чаплина брал», — признался как-то Алексей Миронов.

Алексей Миронов в фильме «Собачье сердце»

С тех пор актер снимался почти ежегодно. Есть актеры, благодаря которым на душе становится как-то теплее. Они приносят в атмосферу фильма достоверность и уют. Порой зритель не знает их фамилий, но без них было бы скучно и тускло. Не смогли бы Жеглов и Шарапов обезвредить «Черную кошку», не сиди за рулем их старенького автомобиля добрый водила Копытин.

Не были бы столь интересны фильмы «Командировка», «Клятва Гиппократа», «Горожане», «Собачье сердце», «Мелкий бес», не участвуй в них Алексей Миронов. И в это верит зритель, и это он чувствует.

В картине Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» заняты около сорока актеров. Там, конечно, каждый персонаж – заметная личность и, в первую очередь, несомненно, герой Владимира Высоцкого. Но не затерялся среди других и Копытин. Он проходит через весь фильм как бы на заднем плане, и все равно ясно виден его характер, его взгляды на жизнь.

Это надо было тоже передать. Шофер – это особая статья. Шофер – он хоть в опергруппе, но у него большая ответственность. Ему надо везти, машина должна быть готова, он должен и сам быть в постоянной готовности. И герой Миронова свою обязанность перед зрителем выполнил в погоне.

Алексей Мироновв фильме «Однажды, двадцать лет спустя»

Это кульминация, все в напряжении, поэтому столь важен был и накал в голосе актера: «У себя в кабинете командуй, Глеб Егорыч!..» Его даже спросили: «Алексей Иванович, зачем же вы с таким напором отвечаете Жеглову?» А актер-то понимал, что Копытин не должен быть рафинированным, поясняющим, он должен УЧАСТВОВАТЬ в этой жизни!

С самого начала Миронов готовился к этому по-настоящему ключевому моменту. Шум, стрельба, грохот. «Сниматься надо монтажно даже в эпизодах», – сказал кто-то умный. И Алексей Миронов чувствовал, что когда картина склеится это будет очень хорошо смотреться. Не ошибся. И в финале картины Шарапов едет в роддом за малышом именно с Копытиным.

А потом в дилогии о Петре, в «Юности Петра» в сцене, где, члены царского правительства, читают письмо государя из Голландии. Просто читать – неинтересно, тем более что пишет он о каких-то невероятных чудесах. Нужно какое-то действие. Режиссер Герасимов молчит. Артисты нервничают.

Алексей Миронов в фильме «Россия молодая»

Тут Стрешнева, героя Алексея Миронова, осенило: Петр-то наш выдумщик, бабник, выпивоха! Что он еще может написать? Надо играть Петра! И вот во время чтения он хихикнул, Роман Филиппов захохотал, остальные подхватили и стали смеяться над каждой строчкой. Сергей Герасимов такого не ожидал и очень всех потом хвалил.

Вернемся к образу Гуська, который мог стать маской. Алексей Миронов с ней мог ехать из фильма в фильм – будь здоров! Но он ни разу не повторил его. Режиссер Трегубович, когда снимал лирическую комедию «Трижды о любви», говорил актеру: «Леша, миленький, ну сделай мне Гуська из «Простой истории»! Я ведь на ней учился, я ее монтировал раз десять». Миронов недоумевал: «Виктор Иваныч, как я могу играть Федора в русле Гуська, если это разные люди? Гуська все давят, он незащищенный человечек. Единственная его сила в том, что он не хочет работать. Тогда же за трудодень ничего не давали, он только пил и рыбу ловил. А тут Федор сам всех давит, жену, детей. Как это может смыкаться-то?»

И так всю жизнь. С каждой ролью, каждым фильмом, каждой встречей – накапливался опыт, знания. Алексей Миронов играл поначалу маленькие роли, но всегда помнили слова Канцеля, постановщика «Учителя танцев»: «Делайте заготовки для больших ролей».

Алексей Миронов в фильме «Место встречи изменить нельзя»

И в каждой маленькой роли актер знал, что пред ним человек со своей судьбой, со своей индивидуальностью, характером. И когда он дожил до главной своей роли в фильме «Маэстро с ниточкой», для него она не составляла никаких трудностей. К тому времени у актера ведь накопилось страшно много работ в кино. Алексей Миронов снимался в кино до последнего дня. В 90-е годы, когда забылось множество замечательных имен, в квартире Мироновых постоянно раздавались звонки со студий. А в главной роли впервые он снялся практически в 70 лет!

А в «Маэстро с ниточкой» – вообще глобальный конфликт, конфликт с системой. Герой Миронова, Иван Федорович Макаров, пытается бороться, он ни с чем не согласен. И главный эпизод фильма – когда он, выйдя на эстраду, на сцену, чтобы исполнить частушки, вместо этого, вдруг обращается к народу: «Я вырос в семье, где мы, дети, старшим не имели права поперечить. Так воспитывались все поколения до нас. И факты подтверждают, что не було у нас в деревне поганых людей. И все блюли совесть, порядок. А теперь?.. Ну, хорошо, построю я дом, даст Бог – вернется сын. Но ниточка-то порвалась». Порвалась та самая ниточка, которая связывает людей. Ниточка, которую надо беречь. Ниточка, которую государство должно беречь, которую общество должно беречь. А она у нас порвалась. Вот и беда!

Алексей Миронов в фильме «Лётное происшествие»

Задела немного Алексея Миронова и сериальная судьба. А как же? Актер снимался в прелестной роли Сида в сериале «На ножах». Удивительная роль – добрый раб, крепостной слуга, как он сам себя называет. И сцена происходит у гроба барина. Они вместе росли, герой Миронова на несколько лет старше своего барина. И этот образ заставил актера углубиться в христианство и даже в дохристианскую религию – славянскую религию русичей. Сид своего барина оберегал, готовил его к «той» жизни, а он все равно мерзавец, и даже в гробу… мерзавец.

А последние фильмы с участием актера Алексея Миронова — «Свадьба» и «Свет луны» вышли уже после его смерти.

Первый раз Алексей Миронов женился в 1948 году. Прожили шесть лет, вместе работали в Калининграде – первом театре актера, а вот в мурманский театр жена за мужем не поехала. И этот перерыв оказался роковым – она встретила другого и вышла замуж.

Вторая супруга Алексея Миронова была не из театральной среды. Галина Анисимовна закончила Московскую консерваторию и педагогический институт, плюс Институт марксизма-ленинизма. Так что она даже в политике разбиралась. Женаты были больше сорока лет. Получили квартиру от театра. К тому моменту у них уже были двое детей: Володя и Лена. Сын закончил МИИТ, дочь – Художественное училище имени 1905 года, работает в рекламе. Трое внуков.

У каждого актера, помимо всего прочего, обязательно должен быть и свой собственный монолог, который может и не звучать с экрана. Он должен быть внутри исполнителя. Великий Феллини требовал от актеров «как из тюбика, выдавливать жизнь». По такому принципу жил и творил Алексей Миронов. А в ноябре 1999-го его не стало. За неделю до кончины актер поздравлял милиционеров с их профессиональным праздником, пел, плясал. На похороны любимого артиста столичная милиция выделила транспорт, венки и целый эскорт своих сотрудников. В последний путь «Старика Копытина» проводили со всеми должными почестями.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Memori.ru
  • Сто закладок
  • Одноклассники

Комментарии:

Оставить комментарий