- Ностальгия по советскому - http://1001material.ru -

Виктор Борцов

[1]

[2]

Виктор Борцов

Виктор Андреевич родился 14 июня 1934 года в городе Оренбурге. В 1957 году, по окончании Театрального училища имени М.С.Щепкина, он был принят в труппу Государственного академического Малого театра, которому оставался верен до последних дней своей жизни.

Школьником он разыгрывал «концерты» во дворе, занимался в драмкружке («Кто-то вспоминает, как он окна разбивал. А я… Идешь, бывало, в школу, и какая там учеба — ты эту роль повторяешь. И больше ни-че-го не нужно».) С первого раза поступил в Щепкинское училище, где оказался на одном курсе с Юрием Соломиным, Романом Филипповым, Алексеем Эйбоженко. Учила Борцова Вера Пашенная, знаменитая русская актриса, игравшая в Малом театре с 1907 года. Борцов оказался воспитанником и преемником гигантов русской, еще дореволюционной, сцены.

Ученик прославленной актрисы Веры Пашенной, Борцов ещё в студенческих работах и первых сценических созданиях на подмостках «Дома Островского», обнаружил талант не только выразить самую суть предлагаемого образа, но в каждую роль привнести яркие свойства собственной индивидуальности, наполнить персонаж пафосом личного пристрастия.

[3]

Виктор Борцов

Среди ранних театральных работ Виктора Борцова – такие несомненные удачи, как Матвеев («Когда горит сердце» по В.Кину), Горецкий («Волки и овцы» А.Н.Островского), Швандя («Любовь Яровая» К.Тренёва), Валерьян («Перед ужином» В.Розова), Чино («Украли консула!» Г.Мдивани), Пётр («Лес» А.Н.Островского).

Виктор Борцов – актёр уникальнейших творческих возможностей. В лучших своих работах он раскрывал типические черты русского национального характера с его мощью и широтой, но вместе с тем, с задушевным лиризмом, сердечной добротой, подкупающей чистотой и обезоруживающим прямодушием.

Безусловно, в лице Виктора Андреевича Борцова Малый театр обрёл великолепного исполнителя ролей «островского» репертуара. Кроме Горецкого и Петра, Борцов сыграл Досужева в «Доходном месте», Ахова («Не всё коту масленица»), Лыняева («Волки и овцы»), Самсона Большова («Свои люди – сочтёмся!»), Потрохова («Трудовой хлеб»), Брускова («День на день не приходится» по комедии «Тяжёлые дни»).

[4]

Виктор Борцов в фильме «Покровские ворота»

Одно из ярчайших достоинств Борцова – невозможность заключить его дарование в рамки одного определённого амплуа. В качестве примера можно привести того же Лыняева в «Волках и овцах», проходящего в спектакле путь от классического резонёра до простака. Чем меньше привязка персонажа к конкретному амплуа, тем интереснее работа получалась у Борцова.

Среди ролей, сыгранных Виктором Борцовым на протяжении 50 лет работы в Малом театре, стоит также назвать такие, как Музыкант («Умные вещи» С.Я.Маршака; этого сказочного героя Виктор Андреевич играл около 25 лет), Вильям Доббин («Ярмарка тщеславия» по У.Теккерею), князь Мстиславский («Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого), Иван и поп («Беседы при ясной луне» по В.М.Шукшину),

Сам Виктор Андреевич отдавал предпочтение характерным ролям, однако он был абсолютно органичен в любых предлагаемых обстоятельствах, в чьём бы обличье ни выходил на сцену, – трогательного беззащитного Вафли («Дядя Ваня» А.П.Чехова), благородного герцога Альбанского («Король Лир» У.Шекспира) или жестокого и подлого Матвея Хомяка из «Князя Серебряного» по А.К.Толстому.


[5]

Виктор Борцов

Северьян Убойца («Каменный цветок» по П.П.Бажову), Ефим Захарович («Обсуждению подлежит» А.Косенкова), Венедикт/Веденей («Холопы» П.П.Гнедича), Шпекин и Осип («Ревизор» Н.В.Гоголя), Москалёв («Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому), Журден («Мещанин во дворянстве» Ж.Б.Мольера), Авдеев («…И Аз воздам» С.Кузнецова), Амиас Паулет («Мария Стюарт» Ф.Шиллера)…

[6]

Виктор Борцов

Борцову посчастливилось работать с такими режиссёрами, как Игорь Ильинский, Леонид Хейфец, Борис Морозов, Пётр Фоменко. Но его актёрская биография не ограничивается только театральными работами. Виктор Андреевич Борцов — популярнейший киноартист. Среди фильмов с его участием — «Песнь о Кольцове», «Первый троллейбус», «Верьте мне, люди», «Освобождение», «Раскол», «Баллада о старом оружии», «И снова Анискин», «Вокзал для двоих» (Как создавался фильм) [7], «Визит дамы», «Леди на день», «Дневной поезд», «Гардемарины, вперёд!», «Один и без оружия», «Ультиматум», «Хождение по мукам», «Чича», «Джокеръ»…

Но визитной карточкой Борцова уже более двадцати лет остаётся великолепный Савва Игнатьевич из успевших стать классикой «Покровских ворот» (История создания фильма) [8].Эта звездная роль досталась ему чуть ли не случайно: на площадку его привел второй режиссер картины Юрий Топалер. В результате из жесткого фронтовика-шутника, каким был Савва по сценарию, получился добродушнейший персонаж, трогательный и незабываемый.

Удивительно яркий талант, органичность, трудолюбие и безмерная преданность своей профессии позволяют назвать Виктора Андреевича Борцова не просто ведущим, но одним из лучших актёров Малого театра.
В последние годы Виктор Андреевич тяжело болел, но все мы верили, надеялись и ждали, что замечательный мастер вернётся в строй. К сожалению, чуда не произошло… Виктор Борцов ушёл из жизни 20 мая 2008 года в Москве. Похоронен актёр 23 мая на Троекуровском кладбище Москвы.

Разместить заметку:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице [9]
  • Мой Мир [10]
  • Facebook [11]
  • Twitter [12]
  • LiveJournal [13]
  • В закладки Google [14]
  • Яндекс.Закладки [15]
  • Memori.ru [16]
  • Сто закладок [17]
  • Одноклассники [18]